Материалы для обсуждения




Нормативные правовые акты и литературные источники по теме

 

О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г. № 361-З (в ред. 2011 г.);

О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь, 24 февраля 2012 г. № 3;

О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 24 февраля 2012 г. № 106.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

К ТЕМЕ №17 «Формы (источники) права» (по Программе)

Артюшенко, Н.Н. Об уточнении правового статуса декретов и указов Президен­та Республики Беларусь в системе нормативных актов / Н.Н. Артюшенко К.И. Барвинок // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, приме­нение и совершенствование: Материалы межвуз. науч.-практ. конф., Минск 11-12 октября 1999г. - Минск: БНИП, 1999.

2. Бахрах.Д.Н. Три способа действия во времени новых норм и три способа пре­кращения действия старых норм / Д.Н. Бахрах // Государство и право - 2005 -№ 9.

3. Бибипо, В.Н. Роль Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в совершен­ствовании судебной практики /В.Н. Бибило // Судовы веснiк - 1998 -№3

4. Богдановская, И.Ю. Концепция судейского нормотворчества в "общем праве" / И.Ю. Ьогдановская // Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. - М., 1990.

5. Богдановская, И.Ю. Прецедентное право / И.Ю. Богдановская. - М., 1993.

6. Бошно, С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права / С.В. Бошно // Журн. росс, права. - 2003. - № 1.

7. Бошно, С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов. / С.В. Бошно // Журн. Росс. права. - 2004. - № 12.

8. Бриксов, ВВ. О юридической силе кодифицированных федеральных законов / В.В. Бриксов // Журн. Росс. права. - 2003. - № 8.

9. Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Респуб­лики Беларусь / Г.А. Василевич. - Минск, 2001.

10. Васильев, Р.Ф. Акты управления: Значение, проблема исследований, понятие / Р.Ф. Васильев. - М., 1987.

11. Давыдова, М.Л. О юридическое природе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции / М.Л. Давыдова // Журн. росс, права. - 2003. - № 10.

12. Даниленко, Г.М. Обычай в международном праве / Г.М. Даниленко. - М., 1988.

13. Демин, А.В. Нормативный договор как источник административного права / А.В. Демин // Государство и право. - 1998. - № 2.

1А. Дербин, А.П. Значение декретов и указов Президента Республики Беларусь в системе источников конституционных прав / А.П. Дербин // Право и демокра­тия. Вып.Ю. - М., 1999.

15. Дубовицкий, В.Н. Общепризнанные принципы международного права и ратифи­цированные международные договоры в системе нормативных правовых актов Республики Беларусь / Дубовицкий В.Н. // Теоретические и практические про­блемы соотношения международного и национального права. - Гродно, 2000.

16. Думанов, Х.М. К уточнению понятия «обычное право» / Х.М. Думанов, А.И. Першиц // Государство и право. - 2005. - № 3.

17. Закон: основание и толкование. М., 1998.

18. Иванов, С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов / СА. Иванов // Государство и право. - 2007. - № 12.

19. Котелевская, И.В. Закон и подзаконный акт / И.В. Котелевская // Журн. росс, права. - 2000. - № 2.

20. Кросс, Р. Прецедент в английском праве / Р. Кросс. - М., 1985.

21. Лагун, Д.А. Анализ юридической природы распоряжений Президента Республи­ки Беларусь / Д.А. Лагун // Право Беларуси. - 2002. - № 20.

22. Ломакина, И.Б. Обычное право: институциональный аспект / И.Б. Ломакина. -М., 2007

23. Маклаков, В.В. Парламенты стран членов Европейского Союза / В.В. Маклаков. -М., 1994.

24. Минец, И. Правовая природа и значение для правоприменительной практики Постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь // Судовы весшк. - 1999. - № 4.

25. Мицкевич, А.В. Акты высших органов Советского государства / А.В. Мицкевич. -М.,1967.

26. Морозова, Л.А. Еще раз о судебной практике как источнике права / Л.А. Моро­зова // Государство и право. - 2004. - № 1.

21.Муромцев, Г.И. Источники права (теоретические аспекты и проблемы) / Г.И. Муромцев // Правоведение. - 1992. - № 2.

28. Обычай в праве. - СПб., 2004.

29. Окуньков, Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содер­жание / Л.А. Окуньков // Журн. росс, права. - 1997. - № 7.

30. Окушева, Р. Т. Законы и акты исполнительной власти, имеющие силу закона, в Республике Казахстан (теоретический анализ) / Р.Т. Окушева // Журн. росс, права. - 2000. - № 9.

31. Поленина, СВ. Научные основания типологии нормативно-правовых актов в СССР / СВ. Поленина Н.В. Сильченко. - М., 1987.

32. Разумеет, Н.Я. Источники и формы права // Сов. государство и право. - 1988. -№3.

ЪЪ.Реут, В. Закон, декрет, указ: проблемы соотношения юридической силы / В. Ре-i ут // Весн. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. - 1999.

34. Свечникова, Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридических и этнологических наук) / Л.Г. Свечникова // Государство и право. - 1998. - № 9.

35. Сильченко, Н.В. Закон: проблемы этимологии, социологии и логики / Н.В. Сильченко. - Минск, 1993.

36. Синицина, И.А. В мире обычая / И.А. Синицина. - М., 1997.

37. Сшьчанка, М. У. Акты вышэйшых судовых шстанцый у ыстэме крынщ сучаснага беларускага права / М. У. Сшьчанка // Право и демократия: Сб. науч. тр. - Вып. 18. - Минск: БГУ, 2007.

38. Сшьчанка, М. У. Акты Канстытуцыйнага Суда Рэспублш Беларусь у сштэме крынщ сучаснага беларускага права / М. У. Сшьчанка // Весшк Канстыт}<цыйнага Суда Рэспублш Беларусь. - 2006. - № 4.

39. Сшьчанка, М. У. Праблемы крынщ сучаснага беларускага права / М.,.. У. Сшьчанка // Весшк Канстытуцыйнага Суда Рэспублш Беларусь. - 2007. - №

40. Спектор, Е.И. Судебный прецедент как источник права / Е.И. Спектор // Журн. росс, права. - 2003. - № 5.

41. Тихомиров, Ю.А. Действие закона / Ю.А. Тихомиров. - М., 1992.

42. Тихомиров, Ю.А. Теория закона / Ю.А. Тихомиров. - М., 1982.

43.Юхо, I..A. Крынщы белоруска-лггоускага права / I.A. Юхо. - Мшск, 1991.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НОВЕЙШАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

1. Абрамова, А.И. Законодательная идея и форма ее реализации / А.И.Абрамова // Журнал российского права. -2010. -№12. –С.65-72.

2. Васильев, А.А. Правовая доктрина как источник английского права / А.А.Васильев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. -2009. -№ 2. -С. 114-126.

3. Задиран, С. Нормотворчество: новые требования, новые правила / С. Задиран // Юстиция Беларуси. -2009. -№6. -С. 23-24.

4. Кашин, Р.,. Круглый стол. Тема для обсуждения «Обратная сила закона» / Р. Кашин, М.Денисюк, И. Тушинский, В. Филипповский, Ю. Веремейко, М. Половинко, А. Лукашов // Юрист.- 2009.- № 5.- С. 52-61.

5. Коновальченко, Е.В. Правовая природа актов официального толкования норм конституционного права Республики Беларусь / Е.В. Коновальченко // Проблемы управления. – 2010. - №4. – С. 130-134.

6. Кубрак, Е., Михайловский, А. Система локальных нормативных правовых актов в организации / Е.Кубрак, А.Михайловский // Юрист. -2009.- № 11. -С. 50-56.

7. Лукъянова, Е.Г. Трактовка закона в российской юриспруденции начало XIX и начало XXI вв / Е.Г. Лукъянова // Государство и право. – 2010. - № 10. – С. 76 -82.

8. Лукьянова, Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации / Е.Г. Лукьянова // Государство и право. -2004. -№ 7. -С. 84-89.

9. Малько, А.В., Гайворонская, Я.В. Теория правовых актов: необходимость и пути создания / А.В. Малько, Я.В. Гайворонская // Государство и право. – 2012. - № 2. – С. 15-24.

10. Мартышин, О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? / О.В. Мартышин // Государство и право. -2003. -№ 6. -С. 13-21.

11. Мощук, С. Новые положения о статусе юридической службы организации/ С. Мощук// Юрист. -2009.- №4. -С. 41-44.

12. Попков, М. О совершенствовании механизма принятия нормативных правовых актов / М. Попков // Юрист. -2009. -№ 5.- С. 7-11.

13. Потупа, А. Алгоритмы построения правового пространства страны – сверхактуальная проблема / А. Потупа // Юрист. -2009. -№ 5.- С. 11-12.

14. Пресняков, М.В. Правовая определенность как системное качество российского законодательства/ М.В. Пресняков// Журнал российского права. -2009. -№5. -С. 33-41.

15. Сільчанка, М. Прававы прэцэдэнт у прававой сістэме Рэспублк Беларусь: ад фактычнага iснавання да тэхналогii легалiзацii / М. Сільчанка // Юстыцыя Беларусі. -2012. -№ 2. -С. 56-60.

16. Сільчанка, М. Дырэктівы Прэзідэнта: прававая прырода, месца і роля у правовой сістэме і сістэме крыніц сучаснага беларускага права / М. Сільчанка // Юстыцыя Беларусі. -2009. -№ 6. -С. 62-66.

17. Сільчанка, М.У. Паняцце і віды крыніц сучаснага беларускага права / М.У. Сільчанка // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. -2006.- № 2. -С. 41-69.

18. Тиковенко, А. Значение послания Конституционного суда Республики Беларусь / А. Тиковенко // Юстиция Беларуси. -2009. -№ 5. -С. 24-26.

19. Толочко, О. 60 лет всеобщей декларации прав человека / О. Толочко // Юстиция Беларуси. -2008. -№ 11. -С. 53-54.

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

(Некоторые ключевые понятия темы)

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Система источников права – это комплексвзаимосвязанных и взаимосог-

ласованных нормативно-правовых предписаний, которые выражены в соответ-ствующих внешних формах и образуют нормативно-правовую организацию, необходимую для обеспечения правового регулирования в определённом обществе.

Обычай делового оборота это сложившееся и широко применяе­мое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Федеральное коллизионное право — в федеративных государствах это совокупность юридических правил, определяющих, какой из двух конкурирующих законов обладает большей юридической си­лой и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу, какой закон (правовая норма) должен быть применен в кон­кретной ситуации, если она может подпасть под действие несколь­ких законов (правовых норм).

Суды обычного права — в ряде стран это самостоятельный вид судебных учреждений, действующих на основе обычного права и поэтому не включенных в государственную судебную систему.

Обычай делового оборота — это сложившееся и широко применяе­мое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет.

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда — это разъяс­нения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судами гражданских, уголовных и других дел, имею­щие обязательный характер для органов и должностных лиц, приме­няющих уголовный, уголовно-процессуальный и иные законы.

Доктринальные источники права — в Великобритании и некото­рых других странах это мнения наиболее известных ученых-юристов (главным образом прошлого), к которым обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или прецедентом судебным.

Религиозные тексты — священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.

Священные книги — различные письменные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходя­щие от Бога и признаваемые государством и обществом в качестве общеобязательных (сейчас — в мусульманском и иудейском праве).

Иджма — важнейший источник мусульманского права, выра­жающийся в виде общих предписаний (толкований) авторитетных. исламских ученых-правоведов по важнейшим вопросам реализации: и понимания норм ислама.

Кияс — один из источников мусульманского права, выражаю­щийся в виде решений по аналогии с общими идеями ислама.

Сунна — один из источников мусульманского права, представ-ляющий собой собрание преданий о жизни пророка Мухаммеда, о его образе жизни, высказываниях и поступках.

Фикх — один из важнейших источников мусульманского права, выражающийся в виде доктринально систематизированных знаний о правилах поведения, которых должны придерживаться верующие при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении об­рядов и в бытовых повседневных отношениях.

Международные договоры — нормативно-правовые акты, регули­рующие отношения Республики Беларусь с иными государствами или международны-ми организациями.

Внутригосударственные договоры — нормативно-правовые акты, регулирующие отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между различными субъектами РФ по вопро­сам, представляющим для сторон взаимный интерес.

Международный договор Республики Беларусь — международ­ное соглашение, заключенное Республикой Беларусь с ино­странным государством (или государствами), либо с международ­ной организацией в письменной форме и регулируемое междуна­родным правом, независимо от того, содержится ли такое согла­шение в одном документе или в нескольких связанных между со­бой документах, а также независимо от его конкретного наимено­вания (конвенция, соглашение, договор, протокол, обмен письма­ми, нотами и т.п.).

Международный договор (международный аспект) — междуна­родное соглашение, заключенное между государствами в письмен­ной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или не­скольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, соглашение, дого­вор, протокол, обмен письмами, нотами и т.п.).

Официальное опубликование международного договора Республики Беларусь — опуб­ликование текста международного договора РБ в Бюллетене меж­дународных договоров или Нормативно-правовых актах Республики Беларусь (НРПА РБ).

Конституция — это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими представительными органами государст­венной власти либо народом (на референдуме, плебисците).

Конституционные законы — это нормативно-правовые акты, ко­торые закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего зако­нодательства.

Обыкновенные законы — это нормативно-правовые акты, кото­рые принимаются на основе конституционных законов и регулиру­ют различные стороны общественной жизни.

Исключительный закон — это не подлежащий расширительному толкованию нормативно-правовой акт, который приостанавливает на определенной территории действие обычных законов и (во имя достижения указанной в нем цели) наделяет чрезвычайными (ис­черпывающе в нем самом указанными) полномочиями конкретный орган исполнительной власти (федеральные конституционные за­коны о чрезвычайном и военном положениях).

Чрезвычайное законодательство — это комплекс нормативных предписаний государства, приостанавливающих действие конститу­ционных норм в силу сложившейся особой политической ситуации в стране.

Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) — это нормативно-правовые акты, позволяющие комплексно на осно­ве системы принципов регулировать определенную сферу общест­венной жизни.

Постоянные законы — это законы, не имеющие установленных временных ограничений своего действия.

Временные законы — это такие законы, которые действуют лишь в течение определенного (как правило, заранее оговоренного) срока.

Адаптивный закон — это (в странах англосаксонского права), имеющий рекомендательный характер акт парламента, используе­мый в качестве образца для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления (типовые правила эксплуатации городского транспорта, снабжения водой, газом, электричеством и проч.).

Модельный закон — это (в странах континентальной правовой системы) имеющий рекомендательный характер акт высшего пред­ставительного органа федеративного государства, который может использоваться в качестве образца для урегулирования одинаковых, подобных отношений актами органов субъектов федерации.

Органические (кодифицированные) законы — это юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативного обобщения и призванные комплексно регу­лировать определенную сферу общественной жизни.

Нормативно-правовые акты отраслевых органов управления — это приказы, решения коллегий, инструкции, правила, положения, на­ставления, уставы и другие акты, издаваемые министерствами, госу-: дарственными комитетами, ведомствами, федеральными службами.

Приказы министра (руководителя соответствующего органа ис­полнительной власти) — это обязательные предписания норматив­ного характера, издаваемые министром либо его заместителем по поручению министра, либо лицом, исполняющим его обязанности. (Работа с кадрами — подбор, обучение, вопросы денежного содер­жания, правовой статус, режим труда и отдыха, особенности дис­циплины, меры стимулирования и.т.д., установление форм различ­ных документов; реализация законов, их отдельных положений, нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и некоторых других актов.)

Приказ — это нормативно-правовой акт органа исполнительной власти, посредством которого утверждаются, вво­дятся в действие иные нормативные правовые акты данного органа, либо устанавливаются предписания по отдельным вопросам его компетенции.

Положение — это разновидность нормативно-правового акта изданного органом исполнительной власти, содержа­нием которого является установление правового статуса территори­альных или структурных подразделений соответствующего органа, либо системно связанных между собой правил по вопросам его компетенции.

Инструкция — это нормативно-правовой акт, издаваемый мини­стерствами, руководителями других центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции, на осно вании и во исполнение законов, указов, постановлений (распоря жений) правительства и актов вышестоящих органов государствен-

ного управления; это собрание правил, регламентирующих опреде­ленную производственно-техническую деятельность.

Правила — это более краткие, чем инструкции нормативно-правовые акты, посредством которых определяется процедурный порядок осуществления какой-нибудь деятельности или устанавли­ваются обязательные для исполнения требования.

Приказ — это юридический акт, содержащий обязательное для исполнения предписание руководителя (начальника) соответствую­щего органа управления, обращенное к подчиненным должностным лицам и органам.

Правила внутреннего трудового распорядка — это основной нор­мативный акт, которым определяется трудовой распорядок на пред­приятиях и организациях (общие положения; порядок приема и увольнения рабочих и служащих; основные обязанности рабочих и служащих; основные обязанности администрации; рабочее время и его использование; поощрения за успехи в работе; ответственность,за нарушения трудовой дисциплины).

Действие нормативно-правового акта — порождение тех юриди­ческих последствий, которые в нем предусмотрены.

Закон прямого действия — это закон, положения которого непо-cредственно применимы к регулированию ситуации, разрешению юнфликтов, на которые распространяются данные положения.

Приостановление акта — это официальное временное прекра-щение действия акта до его рассмотрения органом, который имеет право отмены данного акта или признания его недействительным.

Аброгация — это отмена устаревшего закона либо в силу его сполезности, либо его противоречивости духу времени. Виды аброгации: собственно аброгация — полная замена старого закона новым; дерогация — частичная отмена старого закона; оброгация — внесение необходимых изменений в старый закон; суброгация — дополнение старого закона.

Переживание закона — это свойство конкретного нормативно-правового акта (закона) или его отдельной части, в установленном порядке утратившего силу, но по специальному указанию продол­жающего регулировать отдельные сферы общественных отношений.

Экстерриториальность — это юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, на­циональности которого таковые имеют.

 

 

Вопросы для самоподготовки, самоконтроля и контроля знаний

1. Дайте определение источника (формы) права.

2. В чем различие подходов к форме права у нормативистской и есте­ственно-правовой концепций?

3. Как соотносятся понятия «источник» и «форма права»?

4. Дайте определение источника и формы права.

5. Чем отличается источник права в материальном смысле от источни­ка права в юридическом смысле?

6. Какие вы знаете источники права?

7. Охарактеризуйте источники права Республики Беларусь.

8. Дайте понятие нормативного правового акта.

9. Приведите классификацию нормативных правовых актов.

10. В соответствии с действующим Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», назовите виды нормативных правовых актов.

11. Охарактеризуйте местные и локальные нормативные правовые акты, действующие в Республике Беларусь.

12. Назовите важнейшие признаки закона.

13. Объясните значения юридических терминов: «верховенство закона», «легитимность закона», «правовой закон», «легальность закона», «обратная сила закона».

14. В каких случаях закон может иметь обратную силу?

15. На основе Конституции Республики Беларусь и Закона «О норма­тивных правовых актах Республики Беларусь» определите место декретов и указов Президента Республики Беларусь среди других актов законодательства.

16. Чем нормативные правовые акты отличаются от правоприменитель­ных актов?

17. Какие аспекты включает понятие «действие нормативных правовых актов»?

18. Что означает «предметное действие нормативных правовых актов»?

19. Что значит действие норм права во времени?

20. Что значит действие норм права в пространстве?

21. Что значит действие норм права по кругу лиц?

22. Назовите основные способы утраты силы нормативных правовых актов.

23. Определите значение терминов: «экстерриториальность», «диплома­тический иммунитет», «персона нон грата», «апатриды», «бипатриды».

24. Что такое правовой обычай? Является ли он источником права в Республике Беларусь? Приведите пример.

25. Что такое юридический прецедент? Какие виды юридического пре­цедента вы знаете?

26. Значение религиозных писаний, юридических формул великих юри­стов, доктрины, принципов права как источников права.

27. Являются ли нормативные акты органов высшей судебной власти источником права в Республике Беларусь?

28. Дайте определение нормативного договора. Приведите примеры данного источника права в Республике Беларусь.

Материалы для обсуждения

 

A. «Под источниками права следует подразумевать те причины или условия, которые сообщают известным правилам значение норм по­зитивного права. Все эти причины или условия, собственно говоря, сво­дятся к одному первоначальному условию, следовательно, к одному пер­воначальном}' источнику позитивного права: таковым является авторитет того общества людей, в котором действуют данные нормы позитивного права... К этому авторитету, в конце концов, сводятся те источники пра­ва, о которых мы уже упоминали, - закон, прецедент и обычай» (Трубец­кой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. — В кн. Хропанюк Н.В. Теория государства и права: хрестоматия. - М., 1998. - С. 596).

 

B. «Различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права. Термин этот представляется, однако, мало пригодным в ввиду своей многозначимости. Под этим именем понима­ются: а) силы, творящие право, например, когда говорят, что источником права следует считать волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть; б) материалы, положенные в основу того или другого законодательства, например, когда говорят, что римское право послужило источником для германского гражданского кодекса, труды ученого Потье для французского кодекса Наполеона, Ли­товский Статус для Уложения Алексия Михайловича; в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права...; г) средства познания действующего права, например, когда говорят, что право можно узнать из закона. Разнообразие значений, придаваемых вы­ражению «источники права» в той же науке права, необходимость обой­ти его и заменить другим выражением — формы права. Под этим именем следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу вы­работки содержания норм. Выбор форм зависит всецело от государст­венной власти» (Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - В кн. Хропа­нюк Н.В. Теория государства и права. Хрестоматия. - М., 1998. - С. 614).

 

C. «В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия, «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права» (А.Ф. Шебанов), другие склонялись к термину - «юридический формальный источ­ник права» (С.А. Голунский, С.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович, С.Л. Зивс). Предлагалось также отличить «источники права в материальном смысле» (материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права «в формальном смысле», т.е. от формы объективного выражения и закрепления обязательности правовых норм. В настоящее время эти споры можно считать преодоленными, поскольку термины форма права» и «источники права» употребляются при освещении данной темы в одном и том же значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли... Таким обра­зом юридическими источниками, или формами права является офици­альные формы выражения и закрепления (а также изменения или отме­ны) правовых норм, действующих в данном государстве» (Общая теория государства и права: академический курс в 2 т. - Т. 2. Теория права / отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 1998. - С. 132-133).

Резюме

Проблема источников (форм) права имеет большую теоретическую и практическую значимость. Позитивное право в обязательном порядке требует своего внешнего выражения для того, чтобы его положения бы­ли доведены до сведения населения.

Форма свидетельствует о способе внешнего выражения права, а источник указывает на тот формализованный акт, откуда черпаются све­дения о правиле поведения. В современной юридической науке понятия «форма» и «источник» используются как синонимы.

Источник (форма) права - это совокупность способов документи­рования, официального выражения и закрепления правовых норм, дейст­вующих в данном государстве.

Основными источниками права являются: нормативный правовой акт, юридический прецедент, правовой обычай, нормативный договор, религиозные писания, формулы великих юристов. Так как Республика Беларусь относится к романо-германской правовой системе, то основны­ми источниками права в нашем государстве выступают: нормативный правовой акт, правовой обычай и нормативный договор. Юридический прецедент не является источником права Республики Беларусь, однако высшие судебные органы и Генеральный прокурор могут принимать правовые акты, носящие нормативный характер. Понятие, виды, дейст­вие нормативных правовых актов четко определены в Законе Республики Беларусь «О нормативных актах Республики Беларусь».

Нормативный правовой акт — это официальный документ установлен­ной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномо­ченного государственного органа (должностного лица) или путем референ­дума с соблюдением установленной законодательством Республики Бела­русь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитан-ные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативные правовые акты имеют предметную сферу деятельно­сти, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: