Функции государства: понятие и классификация.




Сущность и социальное назначение государства реально во всей полноте и многообразии проявляются в его функциях, т. е. основных направлениях его деятельности. Функции государства носят объек­тивный характер. В них проявляется не только фактическая деятель­ность государства, но и возможность определенной деятельности. Функции государства являются основным средством выполне­ния задач, которые стоят перед государством в определенный пери­од его жизнедеятельности: - в зависимости от времени (постоянные и временные); -в зависимости от сфер деятельности (внутренние, с помощью которых решаются задачи внутри страны; внешние, с помощью которых осуществляется сотрудничество государства с другими странами). Господствующий взгляд на перечень функций современных государств: - Внешние функции – оборона страны, проведение политики мирового сосуществования, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами. - Внутренние функции – постоянные (экономическая, социальная, идеологическая, охрана правопорядка, экологическая) и временные (вытеснение и ликвидация господствующих классов при смене типов государства).

11. аппарат и механизм гос-ва Механизм государства – целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих госвласть, задачи и функции государство. Признаки механизма государства: 1)целостная иерархическая система госорганов и учреждений, ее целостность обеспечивается едиными принципами организации ее деятельности, едиными целями и задачами деятельности 2)первыми структурными элементами механизма государства являются госорганы и учреждения, в которых работают государственные служащие3)при помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства 4)для обеспечения государственных велений механизм государства имеет орудие принуждения Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.Состоит государственный аппарат из: 1)Органов законодательной власти; 2)Органов исполнительной власти;3)Органов судебной власти; 4)Надзорных органов; 5)Дипломатических органов;

 

12.Теория разделения властей: Теория разделения властей возникла в период зарождения буржуазных отношений. Представители: Джон Локк, Монтаскье, Руссо. Теория разделения властей направлена на ограничение абсолютной власти монарха. Согласно теории вся власть должна быть разделена между структурами, т.е. должно существовать 3 власти: - законодательная; - исполнительная; - судебная. Это дает возможность не злоупотреблять властью одной ветви над другой. Этот принцип был принят всеми демократическими странами. Теория разделения властей предполагает неформальное разделение полномочий, а наделение органов каждой ветви власти определенной системой издержек и противовесов.

13.Гос. орган Госорган – это звено механизма государства, участвующее в осуществлении функционирования государства и наделенное для этого властными полномочиями.Признаки органа государства: 1)орган государства хотя и обладает определенной самостоятельностью, автономией, но он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место2)орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся между собой в определенных отношениях. Они абстрагированы от семейных, гражданских и иных отношений, не имеющих связей с государственной службой3)органы государства имеют внутреннее строение, структуру. Они состоят из подразделений, скрепленных единством цели, ради которой они образованы и дисциплиной, которую все государственные служащие обязаны исполнять4)наличие властных полномочий. Это выражается в возможности издавать обязательные для исполнения нормативные акты, а также в обеспечении выполнения правовых актов, путем применения различных методов, в том числе принуждения.5)Для осуществления своих компетенций орган государства наделяется определенной государственной базой, имеет финансовые средства и источник финансирования Орган государства активно участвует в реализации функций государства и использует различные методы и формыСистема состоит из: -Органов законодательной власти (Национальное собрание — парламент)(представительные на местах местные СД — органы местного самоуправления) -Органов исполнительной власти (Совмин и местные исполнительные и распорядит. органы)КлассификацияПо территории: Центральные– Совмин, Мин-ва, Госкомитеты и др. Местные – исполкомы областей, районов, городов, поселков, местные администрации. По характеру полномочий: Общей компетенции– многие отрасли исп деятельности – Правит-во. Спец компетенции– Мин-ва, госкомитеты(Отраслевые, межотраслевые). По организации управления: коллегиальные–прав-во, Единоначальные –Мин-ва. -Органов судебной власти (деятельность судов имеет специализированный правоохранительный характер. Направлена на укрепление порядка)-Органов контрольно-надзорных: выполняют задачи от имени гос-ва, осущ контроль за деятельностью всех органов.

14. Место и роль государства в политической системе общества. Политическая система общества — это система государственных органов, и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Виды политических систем: 1. Тоталитарные (закрытые). 2. Либерально-демократические (открытые) — базируются на рыночной основе экономической жизни общества. Государство выполняет роль организатора условий для развития рыночной экономики. Правовые формы — главный инструмент достижения политических целей. Государство в политической систем выступает особым звеном, что обуславливается следующими факторами: - Выступает от имени всего народа - Выполняет общесоциальные функции - Как субъект государственной собственности оказывает определяющее влияние на развитие экономики - Издавая нормативные акты и обеспечивая их реализацию, определяет правовое положение других субъектов политической деятельности, регулирует общественные процессы.

- Располагает системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия (управление, стимулирование, принуждение)

- Обладает суверенитетом и является официальным представителем

на международной арене.

15. Правовое – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для последовательного ограничения с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений с её стороны.Основные, признаки правового гос-ва: 1)Господство права и его приоритет перед государством. (Этот принцип означает, что право регулировать отношения во всех сферах общественной жизни, первичность права по отношению к государству, отказ от метода преимущественного администрирования государственной деятельности и государства рассматривается как способ (инструмент) реализации права. 2)Верховенство закона: - Закон обладает высшей юр. силой. - Все иные акты должны закону соответствовать и не противоречить - Закон обязателен для всех.. -Закон должен быть правовым, справедливым и отвечать интересам народа. 3)Незыблемость закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, их всесторонняя гарантированность и охрана. Означает, что права и свободы личности рассматриваются не как государство, а как естественное состояние человека, государство лишь обязано их гарантировать. 4)Взаимная ответственность государства и личности. Означает, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для его свободного и достойного развития, а гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией..

5)Реальная независимость суда.. 6)Эффективной формы контроля и надзора за осуществлением закона. Здесь имеется в виду деятельность таких институтов как Конституционный Суд, прокуратура, Комитет государственного контроля.Для формирования правового государства необходимо осуществить следующее: Неукоснительно провести в жизнь принципы и предпосылки правового государства. Исключить противостояние законодательной и исполнительной ветви власти. Осуществление судебной реформы. Создание эффективного механизма защиты прав и свобод граждан. Устранение проблем в экономике, в финансах. Повышение уровня правовой культуры государственных служащих и населения. Развитие гражданского общества. Обеспечение законности и правопорядка. Гарантировать условия для развития всех форм собственности. 10. Политический плюрализм. 11. Создание среднего класса собственников. 12. Устранение большой разницы в доходах между богатыми и бедными. 13. Устранение нарушения принципа разделения властей. 14. Устранение противоречий и коллизий в законодательстве.

16 Право, государство и личность. Права и свободы в целом близкие и однородные понятия. Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определенными благами политической, экономической, социальной и духовной сферах. Тем не менее следует отличать права и свободы.Свободы – это те же права, но для них характерно большая автономия личности, эта та сфера человека, в которую государство, установив её границы, не должно вмешиваться. Свобода – это возможности человека избежать воздействия со стороны государства. Право – это возможность получения определенных благ, здесь большой акцент делается на притязание человека получить эти блага с помощью государственных органов. Классификация прав и свобод:По времени появления: 1) Права и свободы первого поколения – это личные и политические права. Наиболее полно они зафиксированы во французской декларации прав человека и 2)Права второго поколения – это соц.-эконом. и культурные права. Они сформировались после первой мировой войны – это так называемые «позитивные» права, т.е. для их реализации требуется деятельность государства. 3) Права третьего поколения появились после второй мировой войны – это так называемые коллективные права (права солидарности). Личные права и свободы:

Право на жизнь. Свобода, неприкосновенность и достоинство личности. Право наличную жизнь.Неприкосновенность жилища.

Свобода передвижения и выбор места жительства. Право на определение отношения к религии. Свобода мнений и убеждений.

Право на национальную принадлежность и пользование родным языком. Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь.

Право на защиту международных организаций. Политические права и свободы: Право на управление делами государства. Право избирать и быть избранным. Право на обращение в государственные органы.

Свобода объединений. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирование. Свобода печати и информации. Право на равный доступ к любым должностям государственных органов. Экономические, социальные и культурные права: Право на труд. Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда. Право на отдых. Право на собственность. Право на жилище. Право на охрану здоровья. Право на благоприятную окружающую среду. Право на образование. Право на социальное обеспечение.Право на участие в культурной жизни. Конституционные обязанности гражданина: Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции. Обязанность уважать права и свободы других лиц. Обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов. Обязанность беречь историко-культурные, духовные, национальные наследия. Обязанность охранять природу. Обязанность защищать РБ.

17. Понятие, признаки и социальное назначение права. Право — это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.Социальная ценность права, выраженная в самой общей форме, заключается в урегулировании им общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства, граждан. - Право упорядочивает регулируемые им отношения. - Сочетает в себе частные и общественные интересы.- Юридическая мера свободы личности.- По мере общественного прогресса наполняется новым содержанием, развивается. - Право и есть нормативно — закрепленная справедливость. - Является политическим фактором прогрессивного развития общества. Функции права — это основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития. Регулятивно-сратегическая — воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в нормативно-правовых актах. Регулятивно-динамичекая — воздействие на общественные отношения путем определенных реформ, изменений Регулятивно-охранительная — вид воздействия права, направленный на защиту всех общественных отношений, регулируемых правом, а так же на ограничение, вытеснение всех враждебных, чуждых государственному строю отношений. Воспитательная функция — направлена на убеждение населения в справедливости норм права, а так же утверждение в обществе посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал.
Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, расовый, национальный и другие. При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса. При этом право используется в интересах того же класса.При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии

При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах. Типология права — это его специфическая классификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов: - Формационный — основными выступают социально-экономические признаки. Выделяются следующие типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. - Цивилизационный — право древних государств, средневековых, современных государств. - Подход на основе конкретно-географических, религиозных и других признаков. Национальная правовая система — конкретно-историческая совокупность прав, юридических гарантий и господствующей идеологии конкретного государства

 

18. Функции права и принципы Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца, своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации. Информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации. трансляционная функция состоит в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также будущим поколениям людей. Принципы права: понятие и виды. Принцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которыми строится система права и которые лежат в основе её функционирования. Классификация принципов права. Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права (принципы гражданского права и т.д.). ТГП изучает только общеправовые принципы, межотраслевые и отраслевые принципы изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые принципы системы права – во-первых, принцип демократизма (система права строится на демократических началах). 2-ой принцип - гуманизма. Далее принцип справедливости, принцип равенства юридических прав и обязанностей, принцип единства прав и обязанностей. Принципы права по-разному проявляются в системе права, одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило, межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

19. Формы, источники права. Формы (источники) права — это способы объективаций (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Выделяют следующие источники права: 1. Правовые обычаи — это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения людей при родоплеменной организации общества. Они исполнялись добровольно и являлись мононормами (нераздельность прав и обязанностей). Например, законы XII таблиц, Русская, Саллическая правды. 2. Нормативно-правовой акт — официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. 3. Юридический прецедент — решение государственного органа, по конкретному юридическому делу, которому придано значение общей нормы. Бывают судебные, административные. 4. Юридические доктрины — например, доктрины Прокула, Гая, Ульпиана, Помпония, Модестина имели в древнем обществе силу права. 5. Нормативные договоры — соглашения между различными субъектами права, в которых содержатся правовые нормы.6. Религиозные (священные) писания. Например,Коран,законыШариата.

20. Правопонимание Реализация права гражданами в большинстве случаев происходит без участия государства и его органов. Они реализуют право добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступая в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают запреты. Однако в некоторых ситуациях реализация права без государственного вмешательства невозможна. Особой формой реализации права в таких случаях является правоприменительная деятельность, понимаемая как властная деятельность компетентных государственных органов, обеспечивающая адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей.
Правоприменительная деятельность имеет три основные стадии. Началом процесса применения правовых норм является установление фактических обстоятельств, юридических фактов или юридических составов, которые как правило относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно, например, при совершении преступления, на этом этапе устанавливается лицо, совершившее преступление, время, место и способ его совершения, характер и размер ущерба, характер вины и

другие обстоятельства.Установление юридической основы дела - вторая стадия правоприменительной деятельности. Она заключается в том, что правоприменитель находит юридическую норму, которую необходимо применить к данному конкретному случаю..
Заключает процесс правоприменения стадия принятия решения по юридическому делу, в процессе которой выносится правоприменительный акт. Это могут быть и акты центральных органов государственной власти Правоприменительные акты отличаются от нормативных правовых актов тем, что они содержат не норму права, а конкретные индивидуальные предписания; они обращены не ко всем, а к конкретно указанным в них лицам; в них используется не метод общенормативного, абстрактного правового регулирования, а метод индивидуального, казуального регулирования; наконец, если нормативный правовой акт можно использовать неоднократно, то акт применения права действует только один раз.

21.Социльные нормы Социальные нормы — правила поведения, регулирующие общественные отношения. Совокупность социальных норм, как единый и многообъектный комплекс представляет собой единую систему нормативного регулирования, состоящую из частей, отдельных подсистем. Они взаимодействуют между собой, тесно взаимосвязаны, но являются относительно самостоятельными и во многом отличаются друг то друга, ибо каждая выражает только ей присущие функции. Классификация: нормы права, нормы морали, нормы общественных объединений (коропоративные), неправовые обычаи, традиции, религиозные нормы. Кудрявцев делит всю совокупность норм на политические, экономические, социально-культурные и др. так же в классификацию социальных норм входят и технические нормы — технические приемы обращения людей с орудиями труда, техническими средствами, орудиями. Мораль — правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями, представлениями людей о добре и зле, чести и совести, обеспечивающиеся силой общественного мнения. Отличается по происхождению, сфере действия, форме выражения, степени детализации, обеспечении. Сходство можно вывести самостоятельно. Корпоративные — правила поведения, установленные учреждениями или руководящими органами различных организаций. Распространяются только на членов этих организацийОбычаи — социальные нормы, правила поведения, которые сложились в обществе в результате длительного их применения, и в силу этого стали привычными, обязательными в жизни людей.

22. Понятие правовой нормы, ее признаки. Норма права —это установленное или санкционированное государством общее правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными гос.органами. Таким образом, это охраняемое государством общее правило поведения, в котором определяется круг субъектов правоотношения, их права и обязанности, гарантии. Признаки норм права: 1. Связь с государством — это главное отличие норм права от других социальных норм. Это такие правила поведения, которые исходят от государства или им санкционируются. Могут рассматриваться в качестве правовых только в том случае, если они установлены или признаны компетентными государственными органами и взяты ими под свою защиту. 2. Реализация норм гарантируется государством — все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них (судебные, прокурорские органы, ОВД) в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, дифференцированные меры принудительного воздействия.3. Их общеобязательный характер. Это значит, что правовые нормы распространяют свое действие на персонально неопределенный круг лиц, обладающих общими признаками, на участников отношений определенного вида. Общий характер предписаний, содержащихся в нормах права, означает, таким образом, сто они обращены ко всем тем субъектам, которые могут быть или уже являются участниками определенного вида общественных правоотношений.4. Многократное применение. Нормы права распространяются не на конкретный случай, а на все те случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой, т.е. на неограниченное количество случаев данного рода. 5.Формальная определенность. Она выступает в виде четко сформулированного правила поведения, фиксируется как четко, определенно, выраженное правило поведения, закрепленное в юридических документах, среди которых наиболее распространены нормативно-правовые акты. Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. Традиционно считают, что норма права состоит из 3 частей:1.гипотезы (если)2.диспозиции (то)3.санкции (иначе)

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых применяется данная норма В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Простая – в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается деятельность юридических норм. В сложной гипотезе действие нормы ставится в прямую зависимость от наличия или отсутствия двух и более обстоятельств Диспозиция – содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношений. По способу изложения диспозиция бывает прямая, альтернативная и бланкетная. В прямой указывается конкретное правило поведения, в соответствии с которым должны поступать правоучастники. Альтернативная – дает возможность варьировать свое поведение в пределах установленных нормой. Бланкетная – содержит правила поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим нормам права.Санкция – указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

 

23.Нормы права классифицируются по различным основаниям:

1. по субъектам правотворчества:исходящие от государства, исходящие от народа 2. по социальному назначениюучредительные – отражают исходные начала регулирования общественных отношений, а также правовое положение человека и гражданина.регулятивные – направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и обязанностей.охранительные – они фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.дефинитивные – которые формируют определение тех или иных правовых явлений.коллизионные – призваны устранять противоречия между правовыми предписаниями3. по предмету-конституционного.-гражданского. Уголовного. Административного. трудового и др.Делятся на материальные и процессуальные. 4. по методу правового регулирования –императивные.-диспозитивные – правовые нормы, которые позволяют сторонам самим договариваться по вопросам объема и процесса реализации прав и обязанностей

5.по сфере действия. общего действия- на всех граждан и функционируют на всей территории государства. ограниченного действия – имеют территорию, временные пределы, субъективные факторы локальные 6.по иным основаниям: постоянные и временные, по кругу лиц и т.д.

24. Понятие системы права. Система права — это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли и институты. Специфика строения отраслей права заключается в том, что в них, как правило, выделяется общая и особенная части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкретизируются. Это исключает дублирование, громоздкость, а следовательно, способствует лучшему восприятию содержания норм. В отраслях права, как правило, выделяются основной институт, в котором закрепляются общеотраслевые принципы, содержания и объем правового регулирования. Так, в отрасли Конституционного права таким институтом является институт конституционного строя, а в отрасли трудового права — институт трудового договора, ОТРАСЛЬ ПРАВА -• это совокупность взаимосвязанных, обусловленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием, Отрасль формируется из правовых норм через институты. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.

 

25. Правовое регулирование — осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных отношений. Содержание М.п.р. включает несколько элементов: а) установление границ регулируемых отношений, пределов правового регулирования; б) определение правоспособности и дееспособности участников регулируемых отношений; в) приемы и способы установления прав и обязанностей субъектов, предписания о необходимом или возможном их поведении; г) определение мер юридической ответственности, применяемых в случаях нарушения правовых установлений. Используя М.п.р., субъект нормотворчества оказывает то воздействие на регулируемые общественные отношения, которое он признает целесообразным в соответствующий период времени. Наиболее распространенными и универсальными являются императивный и диспозитивный М.п.р. Императивный метод практически применяется путем установления императивных норм права, диспозитивный -выражается в диспозитивных нормах права. М.п.р.Стимулирование широко применяется в трудовом праве, где заинтересованность в повышении производительности труда.Дозволение, методы автономии и равенства сторон преобладают в гражданском материальном и процессуальном праве.Запрет и принуждение — классические методы уголовного и уголовно-исполнительногоправа

26. Отрасли и институты права. общая характеристика основных отраслей права РБ. Отрасль — это совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфических методов обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием. Отрасль формируется из правовых норм через правовые институты.Институт права — это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений. Комплексные правовые институты — объединяют в своем составе нормы, относящиеся к различным отраслям права, но регулирующие взаимосвязанные однородные отношения (институт собственности, избирательного права). Подотрасль права — крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида. Общая характеристика основных отраслей права РБ. Конституционное право;Гражданское — имущественное и связанные с ними некоторые неимущественные отношения. Устанавливается правовое положение лиц и имущества, владельцев собственности, личные неимущственные права. Административное прав;Финансовое право;

Земельное, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, хозяйственное, гражданско-процессуальное и др. Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь, личности. Те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. В сфере частного права господствуют личные законные интересы граждан и их объединений. Все отношения в этой сфере строятся на основе равенства и свободного волеизъявления его участников. В современной юридической литературе к системе частного права относятся те отрасли, которые обеспечивают, прежде всего, интересы частных лиц — гражданское право, семейное, трудовое, коммерческое. Публичное право включает в себя нормы, регулирующие отношения государства, его органов, с гражданами и иными организациями. В процессе публичным правоотношений органы государства являются носителями властных полномочий и могут требовать от других субъектов права соблюдения текущего законодательства. Отрасли публичного права обеспечивают охрану государственного и политического строя, существующую систему общественных отношений. К сфере публичного права относят конституционное право, административное, уголовное, финансовое, земельное, уголовно-процессуальное право,

27. Система права и система законодательства. Система права и система законодательства - это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Они соотносятся как содержание и форма права.Система права первична, она является объективным основанием системы законодательства, которое должно строиться законодателем на основе системы права. Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование заключаются не в том, чтобы все более копировать систему права, походить на нее. Развитие состоит в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназначение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т.д.Система законодательства включает в себя всю совокупность нормативных правовых актов. Это результат специальной деятельности полномочных, правотворческих органов.
Соотношение системы права и системы законодательства проявляется в следующем:1. Элементами системы права являются нормы, институты, подотрасли, отрасли.Элементами системы законодательства - нормативные правовые акты, и составляющие их элементы 2. Система права - внутреннее содержание права; система законодательства - внешняя форма.3. Система права - состоит из норм, институтов, подотраслей, отраслей; система законодательства из нормативных правовых актов.4. Первичный элемент системы права - норма права; первичный элемент системы законодательства - статья нормативного акта.5. Система права более объективна, связана с системой общественных отношений; система законодательства более субъективна - связана с волей законодателя.
6. Система права состоит только из норм; законодательство включает призывы, декларации, цели, мотивы, издания акта.
В основе иерархии нормативно-правовых актов всегда лежит конституция. Для горизонтальной структуры характерна разветвленная система законодательных отраслей.

28. Основные правовые системы современности В правоведении необходимо различать понятия «правовая система» и «система права». Правовая система охватывает весь комплекс правовых явле­ний общества и дает представление о правовой действительности соответствующей страны, об уровне ее правового развития. Правовая система- это совокупность взаи­модействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качест­венное состояние правовой организации того или иного общества. В современной научной юридической литературе выделяются следующие основные правовые системы (семьи): романо-германская, англ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: