Статья 39. Стадии нормотворческого процесса




Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

- планирование нормотворческой деятельности;

- нормотворческая инициатива;

- подготовка проекта НПА;

- принятие (издание) НПА;

- включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ;

- опубликование НПА.

 

53.Понятие и особенности законодат. процесса. Законодательный процесс в РБ. Законодательный процесс – порядок деятельности парламента по созданию закона. Стадии: 1. законодательная инициатива, т.е. офиц. внесение в парламент управомоченными субъектами законопроекта (текста будущего закона) или законопредложения (идеи, концепции будущего закона). Оканчивается эта стадия предварительным рассмотрением законопроекта в парламенте. 2. обсуждение законопроекта Чтение – парламентская процедура, означ. обсуждение законопроекта на пленарном заседании парламента. 3. принятие закона – зависит от внутренней структуры парламента. В двухпалатном парламенте в случае расхождения мнения по поводу законопроекта между палатами предусмотрены согласительные процедуры. 4. санкционирование, промульгация и опубликование закона   Санкционирование закона осуществляется главой гос-ва путем подписания его официального текста Промульгация - издание специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется обычно актом главы гос-ва, текст кот. в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона. Опубликование закона – напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжаемом издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона.   В Беларуси процедуры принятия НПА регламентируются регламентами палат Национального собрания, законами о НПА и о Совете министров и органах подчиненных ему. ► ст. 99 Конст РБ: Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гр-ам, обладающим избират. правом, в кол-ве не менее 50 тысяч чел-к и реализуется в Палате представителей. Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения на их рассмотрение. По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. ► Установлен особый порядок для внесения предложений об изм. или дополн. в Конст. (ст.138): Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом. ►В РБ любой законопроект рассматривается вначале в Палате Представителей, а затем в Совете Республики Национального собрания ►Официальные периодические печатные издания: сборник правовых актов «Национальный реестр правовых актов РБ»; газеты «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспубліка».   см. ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РБ 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов РБ» 54. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели, виды. Систематизация законодательства - деятельность по упорядочению НПА, приведению их в единую внутренне согласованную систему (*в з-не о НПА)   Цели: • анализ и обработка действующих НПА; • группировка правовых предписаний по определенной схеме; • создание внутренне единой системы актов; • ликвидация пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве • упорядочение накопившихся массивов нормативных актов, » ревизия действующей правовой системы   Виды: • Инкорпарация - вид систематизации НПА, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания)в определенном порядке; • Кодификация -вид систематизации НПА, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения НПА в единый НПА, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общ. отношений; • Консольдация - объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих 1 и тот же вид общественных отношений • Учет НПА - сбор действующих НПА, их обработка, расположение по определ. сис-ме, хранение гос. орг-ми, предприятиями, учреждениями и организациями.   Некоторые авторы выделяют в качестве самостоятельного вида «свод законов». Другие считают, что «свод з-в» - наиболее совершенный результат комплексного применения всех вышеперичисл. видов.     Свод законов - полное систематизированное собрание, объединяющее законодательные акты РБ; Свод законодательства - полное систематизированное собрание, объединяющее НПА.   55. Учет НПА, его принципы и формы. Учет НПА - сбор действующих НПА, их обработка, расположение по определ. сис-ме, хранение гос. орг-ми, предприятиями, учреждениями и организациями. Основные принципы учета НПА: полнота, достоверность, удобство.   Формы
журнальный учет • фиксация реквизитов НПА в специальных журналах; • ведется по принципам: хронологический, алфавитный, по отраслям права; • если информационный массив невелик
картотечный учет • создание разного ряда картотек, расположенных по определ. {; • по разл. признакам: вид, юр. сила, сф.регулир. и др.; • обеспечивает возможность оперативно вносить измен, в карточки • быстрота поиска
поддержание текстов НПА в контрольном состоянии • внесение в тексты НПА отметок об отмене, изменении, дополнении вцелом или отдельных их частей с указанием тех состоянии НПА, на основании кот. производятся эти отметки.
автоматизированный учет • на базе применения компьютерной техники и достижений информатики • возможно заложить практически безграничный объем информации • получение информации по любому интересующему вопросу • максимально быстро • вывод на печать в необх. кол-ве • впервые создан в США в 60-х группой ученых и юристов под руководством Д.Хорти. Существует единая система прав, информации для всех западноевр. гос-в. кот. включает ~1 50 тыс. единиц прав, документов. • «Консультант-плюс», «Эталон», «Гарант», «Кодекс»

 

56. Инкорпорация нормативных правовых актов: понятие и виды. ИНКОРПОРАЦИЯ - вид систематизации НПА, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в т.ч. путем объединения в сборники (собрания)в определенном порядке;   Особенность: только внешняя систематизация, сохранение неизменным содержания нормативного регулирования   Виды: в зависимости от субъектов осуществляющих инкорпорацию:официальная проводится самими органами, издавшими эти акты (Ведомости Национального собрания РБ) • полуофициальная, проводится спец. уполномоченными гос. органами (Национальный реестр правовых актов РБ) • неофициальная: проводится в инициативном порядке отдельными неофициальными лицами («Для начинающих бизнесменом - сборник нормативных актов»; Сборник НПА о правовом обеспечении нормотворческой деятельности) ! На неоф. сборники нельзя оф. ссылаться, однако они имеют важное справочно-информационное значение по способу у порядрчения:предметная НПА объединяются по предмету прав, регулирования (свод законов БССР) • хронологическая. ИПА объединяются по времени их издания (Сборник декретов, указов Президента РБ и постановлений Правительства)   Инкорпорация реализуется в таких сборниках: собрания - содержит акты высших органов государственной власти; сборник - содержит законы и подзаконные акты; свод законов - объединения всего действующего законодательства страны и др.   в зависимости от объема охватываемого нормативного материала:генеральная - инкорпорация всего законодательства страны • частичная - по опред. признаку (сф. гос.деятельности, отрасли законодат-ва и др.)   57. Консолидация нормативных правовых актов: понятие и виды КОНСОЛИДАЦИЯ - нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Несколько нормативных актов объединяются в один.   Особенность: сводный акт принимается компетентным правотворческий органом, поэтому она носит только официальный хар-р   Для чего: •устраняются противоречия и повторы; ликвидация множественности НПА и т.д.   Названный акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.   Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юр. силы.   Мировая практика принятия укрупненных актов весьма обширна. В Великобритании, например, издаются десятки такого рода актов, объединяющих акты парламента, принятые по 1 и тому же предмету регулирования за все длительное время его существования. Во Франции широко развито принятие так называемых кодексов, объединяющих нормативные предписания по 1 и тому же вопросу. Изданы, напр., такие консолидированные акты как Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс и др.   58. Кодификация законодательства: понятие и виды. КОДИФИКАЦИЯ - вид систематизации НПА, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения НПА в единый НПА, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общ. отношений; НПА, возникший в результате кодификации: - охватывает общирную сф. однородных отношений; - имеет важное значение для всего общества; - стабилен и действует длительное время; - значителен по объему; - имеет сложную структуру; - единый и внутренне логичный документ. Виды:
вид хар-ка пример
Кодекс закон, обеспечивающий полное системное регулирование определ. области общ. отн. (*в з-не о НПА);   всеобъемлюще регулирующие определ. группу общ. отн., объемные внутренне систематизированные НПА. Гражданский, уголовный и др.
Устав НПА, определяющий порядок деятельности гос. органа (организации), а также порядок деятельности гос. служащих и иных лиц определ. сф. деятельности Дисциплинарный устав гос. органов внутр. дел, Устав в ж\д транспорта общего пользования и др.
Положения НПА, регламентирующий полномочия опред. органов, их структуру, ф-ии. Положения о министерствах, гос. комитетах
Правила кодифицированный НПА, конкретизирующий нормы более общего хар-ра с целью регулирования поведения субъектов общ. отн. в определ. сф. и по процедурным вопросам. ПДД, Правила обмена жилых помещений гос. жилого фонда

положения - определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию системы гос. органов;

регламенты - фиксирующие правовой статус гос. органа и порядок его деят.

 

Кодификация носит только официальный характер, т.е. осуществляется гос. орг-ми правотворчества.

 

Под хар-ру охвата регул ируемых общ. отн.:

- отраслевые: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский

- комплексные (межотраслевыми): Воздушный кодекс, Таможенный кодекс

По объему

- всеобщая - полная, сплошная кодификация нормативного материала

- отраслевая - кодификация отдельных отраслей права,

- специальная - отдельных правовых институтов.

 

 

59. Понятие и виды юридической техники. Юридическая техника: ► ∑ правил, приемов, требований в правотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности при подготовке, рассмотрении, принятии правовых актов (*конспект Ковкель) ►∑ приемов, способов, правил разработки, оформления, опубликования и систематизации прав. актов в целях достижения их совершенства и эффективности. Объект юр. техники - текст НПА. Понятия из з-на о НПА: - законодательная техника – система правил подготовки проектов законодательных актов; - нормотворческая техника – система правил подготовки проектов НПА; Виды юридической техники:
относящиеся к внешнему оформлению документов: требования к реквизитам НПА: указание на вид акта, орган его издавший, наименование акта, по возможности наиболее кратко отражающее предмет правового регулирования и др. обязательные элементы титула правового акта.
относящиеся к самому тексту НПА НПА должен иметь один обособленный предмет правового регулирования, не должен содержать пробелов; не должен вторгаться в сф. предмета др. акта, избежать отсылок, исключений, регулировать наиболее важные, а не второстепенные вопросы.

60. Специально-юридические средства юр. техники (аксиомы права, юридические конструкции, презумпции, фикции, правовые символы, оговорки и др.) и правила их использования.

1. Формально-логические средства юридической техники (категории, понятия, дефиниции, нормы и нормативные (деонтические) высказывания, суждения и умозаключения, средства аргументации и др.) и правила их использования.

2. Лингвистические средства юр. техники (лексические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические) и правила их использования.

3. Содержательно-структурные и документально-технические средства и правила юридической техники. Процедурные приёмы и правила юридической техники.

Существуют также специальные приемы в изложении норм права, так, форма изложения требует обязательного присутствия нормативных терминов, например, «должен», «обязан», «имеет право» и т.д, общий характер нормы требует абстрактного способа ее изложения, когда многие действия, лица, явления обобщаются и сводятся к одному понятию (гражданин, договор, кража и т.д.), предполагается высокая степень полноты изложения нормы с минимальным использованием ссылочных и бланкетных норм, использование юридических фикций, презумпций, юридических конструкций.

Юридическая техника включает в себя использование правовых символов, к кот. относят предметные (гос. флаг, герб, денежные знаки паспорт гр-на), словесные (присяга), музыкальные (гос. гимн), письменные (личная подпись гражданина, товарный знак).

по виду ПА:

- законодательная (правотворческая)

- техника индивидуальных актов.

по видам юридической работы:

- нормотворческая

- правоприменительная

- праворазъяснительная,

- систематизационная

- доктринальная

По мнению В. Н. Карташова, юридическая техника делится на следующие виды: правотворческая,

правоприменительная

интерпретационная,

правосистемообразующая,

судебная,

следственная,

прокурорская и т. п.

60. 61.
62. 63. Проблема опред. дефиниции правосознания до сих пор четко не определена. Этапы исследования: 1) дореволюционный этап. Основные представители: ► естественно – правовой подход - Новгородцев «Кризис современного правосознания». Исследовал кризис, кот. переживало западноевроп. общ-во, осн. идеи - индивидуализма и права гос-ва, невмешивающегося в соц.- эк. процессы. В к.19 века эти принципы уже не работают в Европе, т.к. на принципах индивидуализма сложно построить социум. Говорит о необходимости развития солидаризма (взаимопомощи) и идеи соц. гос-ва. - Ильин «О сущности правосознания». Первый набросок работы сделан в 1919г., опубликована в 1950-х г. Связывал правосознание с дух. жизнью чел-ка. Право – { поддержания духовной свободы личности. Правосознание – инстинктивная воля к духу, к справедливости и ко всяческому добру, через него чел-к утверждает свою духовность. ► позитивистский подход: (Шершеневич, Хвостов) ► социологический подход (Коркунов, Ковалевский) 2) 1917г. – сер. 1930-х г. (Пашуканис. Стучка, Крыленко, Рейснер) Изучали классовое или революционное правосознание. 3) сер. 1930-х. г. – сер. 1950-х. г. В сер. 20 в. научный интерес к проблеме ослабевает. Представители: Денисов, Вышинский, - Строгович «Право и правосознание». Правосознание – ∑ распространенных в классовом общ-ве взглядов, идей, кот. выраж. отношение классов к действующему праву. 4) Сер. 1950-х. г. - конец 1970-х. г. (Злобин, Лысков, Алексеев, Шейдлин, Ратинов) - Фарбер. Правосознание – форма общественного сознания, представл. собой ∑ правовых взглядов и чувств. и вкл. в себя знания и оценку пр. явлений. Существовало 2 подхода к определению правосознания: 1)правосознание - классовая категория 2)правосознание - { представлений убеждений, чувств, кот. характериз. отдельное отношение чел-ка к действующему праву. В общественном правосознаний выделяют: - правов. идеологию - правов. психологию 5) с 1980-х г. – новый этап в развитии правосознания. Делается акцент на исследовании индивидуального правосознания, пишутся работы по нигилизму, идеализму, фетишизму, а также по деформации правосознания. Представители: Лукашева, Темнова, Башно, Юрашевич, Ефременко, Борщева, Горбаток.
64. Проблема определения понятия правосознание Правосознание - 1)∑ представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. 2) форма общ. сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека. Основные характеристики правосознания: 1) правосознание — одна из форм общ. сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности чел-ка. 2) ∑ взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т.д., т.е. всего того, что содержит субъективное отношение чел-ка. 3) предмет правосознания - правовая реальность в ее целостности и противоречивости. 4) правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общ. отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования. Особенности: ► Правосознание вступает во взаимодействие с др. формами общ. сознания, моралью, полит. взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны. ►Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ). ► Возможно также обратное воздействие правосознания на общ. отношения (жилищная реф-ма в РФ, из-за негативного отн. к ней масс, значительно затормозилось её проведение). ►Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему. ► В отдельные моменты развития общества, правосознание может выступить в качестве формы права   Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему сущности правосознания:
Марксистско-ленинская (объективная) субъективная
правовые воззрения людей определяются прежде всего их классовым положением.   Но это учение не может ответить на вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, кот. сохраняют своё классовое положение правосознание определяется индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д.   Нет ответа на вопрос, почему люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов.

 

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

65. Структура, функции и виды правосознания. СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правовая идеология • представления, взгляды, понятия, убеж­дения, теории, концепции о правовой действительности • не возникает самопроизвольно, а вырабатывается специалистами и усваивается на­селением в процессе правового воспитания
Правовая психология оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности
Правовая мораль • представление людей о праве с точки зрение их моральных убеждений

ВИДЫПРАВОСОЗНАНИЯ

1) По субъектам:

индивидуальное - представле­ния, взгляды, эмоции и т.д. одного человека

групповое - особенности представлений о праве определенной социальной группы

общест­венное - особенности в отражении право­вых явлений в сознании того или иного общ-ва

Складывается из наиболее общий, совпадающийх представлений о юр. действительности отдельных индивидов, отдельных соц. групп.

2) По уровню:

обыденное

• складывается сти­хийно, самопроизвольно

• присуще людям, кот. сталкиваются с юр. сферой лишь эпизодически

• отражение правовых явлений на ос­нове повседневного опыта

• чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным

• значительный объем правовой психологии в структуре обы­денного правосознания

• представления о праве носят огра­ниченных характер

• наряду с правильными здесь могут уживаться и ошибочные взгляды и представления

научное

• формируется на базе научных исследований

• выражено в понятиях, отражающих юр. явления на значительно более глубоком уровне

• правосознание ученых правоведов, специалистов в области правовой науки

проффесиональное

• правосознание, сформирован­ное конкретной юридической практикой

• особенность: доскональное знание правовых норм, регулир. тот или иной вид юр. деятельности, определенных юр. процедур;

• пра­восознание практикующих юристов - судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д.

ФУНКЦИИ

познавательно-оценочная Изучение и познание права; оценка правовых явлений, на основании получ. знаний и опыта
функция правового моделирования Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов.
регулятивная функция На основе прав. установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями возникает побуждение к правомерному или к противоправн. поведению
идейно-воспитательная Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования законопослушания, привития уважения к закону как непреложной ценности.

 

67. Понятие, структура и функции правовой культуры. Правовая культура – 1) ∑ правовых явлений вообще (юр. предписания, учреждения, практика, правовое сознание); 2) определенный уровень развития индивидуального, группового или общественного правосозна­ния 3) качество прав. жизни общества и степень гарантированности гос-м и обществом прав и свобод чел-ка, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общ-ва. СТРУКТУРА: В юр. лит-ре нет единства в определении элементов структуры. Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юр. действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. 1) Горбаток ►правосознание; ►правовое поведение. 2) Семитко А.П. степени правового развития ►правовых текстов; ►правовой деятельности; ►правосознания; ► носителей правовой культуры. ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция • теоретическая и организаторская деятельность по формир. правового гос-ва и гражд.общ-ва; • призвана содействовать согласованию обществ., групповых и личных интересов, поставить чел-ка в центр общественного развития, обеспечить соц. справедливость, пол. свободу, возможность всестороннего развития Регулятивная функция обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом. Ценностно-нормативная функция «измерение» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Коммуникативная функция обеспечивая общение граждан в юр. сфере, она существует через это общение и влияет на него. Государство и общество заинтересованы в повышении уровня правовой культуры населения. Одно из осн. средств формирования должного уровня прав. культуры - правовое воспитание. Среди форм правового воспитания следует выделить прежде всего правовое обуче­ние (здесь имеется в виду преподавание и усвоение правовых знаний в средних, средних специальных, высших, иных учебных заведениях как юридического, так и иного профиля) и правовую пропаганду (распро­странение юридических знаний в средствах массовой информации). Правовое воспитание – формирование у гр-н и в обществе высокого уровня правосознания и правовой культуры.  

 

66. Понятие и виды деформаций правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм: причины, формы выражения и способы преодоления Деформация правосознания – его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок ВИДЫДЕФОРМАЦИИ: ► правовой инфантилизм – это несформированность и недостижимость правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. ►Правовой фетишизм (идеализм) ►Правовой нигилизм ► Перерождение правосознания – крайняя степень искажения правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона.
  Правовой нигилизм Правовой идеализм
понятие безразличное, недоверчивое, пренебрежительное отношении к праву, закону, законности, гос-ву, его символам либо даже полном отрицании их соц.ценности. абсолютизация роли права и правовых институтов в регулировании общ. отн.
причины Социальная напряженность, эк. кризис, развал некогда единого гос. пространства, конфронтация властей, трудности переходного периода, несовершенство прав. сис-мы низкий у-нь прав. куль-ры… непонимание законов общ. развития, незнание того, как соц. факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе
формы выражения (Н.И. Матузов) • умышленное нарушение законов и иных НПА; • массовое несоблюдение и неисполнение юр. предписаний; • издание противоречивых правовых актов; • подмена законности целесообразностью; • конфронтация представительных и исп. структур власти; • нарушение прав и свобод чел-ка. • слепая вера гр-н в «хорошие з-ны», кот. способны быстро изменить жизнь; • игрорирование того, что в реальности общ. отн. регулир. не только правом; • идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей; • увеличение формальной стороны права (напр. при рассмотрении суд. дел)
способы преодоления - реформы соц.-эк. хар-ра; - ↑ общей и прав. куль­туры; - подготовка высококвалиф. кадров юристов; - совершенствование прав. сис-мы; - подъем авторитета правосудия - максимальное приближение юр. норм к интересам различных слоев населения; - улучшение правоприменительной практики; - профилактика правонарушений; - упрочение законности и правопорядка, гос. дисциплины; - уважение и защита прав чел-ка и др. • укрепление режима законности; • гарантированность прав и свобод гр-н; • ↓ частоты принятия и кол-ва НПА, улучшение их качества; • уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов; • усиление реалистичности юр. науки; • создание надежных механизмов реализации НПА; • правовое воспитание.

 

68. Понятие и признаки правовых отношений. Структура правоотношения. 2 подхода в понимании правоотношения:
в широком смысле в узком смысле (законоотношения)
объективно возникающая до закона особая ф-ма социального взаимодействия людей, кот. обладают взаимными правами и обязанностями разновидность социальных отношений, урегулированных юр. нормой.
признаки
• первичны по отношению к закону, т.к. формируют гос. волю • вторичны, т.к. возникают на основе юр. норм и реализуют гос. волю, уже содержащуюся в юр. нормах
• это форма общественных отношений; • результат волеизъявления 1 или 2 сторон, т.е. носят волевой хар-р; • связь между сторонами через субъективные права и юр. обязанности; • связь в правоотношении всегда двухсторонняя • правоотношение может быть обеспечено возможностью государственного принуждения.

СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ:

► Объекты правоотношения   материальные и нематериальные блага, по поводу кот. возникают правоотношения;
► Субъекты правоотношени; физ. и юр. лица, а также соц. общности и группы, участвующие в правоотношении
► Юр. содердание субъективное право – мера возможного поведения управомоценной стороны в целях получения блага, по поводу кот. возникло правоотн. юр. обязанность – мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной

Управомоченное лицо – лицо, обладающее правами в правоотн.

Обязанное лицо – лицо, несущее обязанности в правоотн.

 

ВИДЫПРАВООТНОШЕНИЙ:

1) по отраслям права: констит., гражданско-правовые, семейные, угол. и др.

2) по функциям права:

регулятивные: связаны с установлением и реализацией позитивных прав и обязанностей

охранительные: возникают в результате нарушения правовых предписаний

3) по характеру:

- материальные: устанавливают содержание прав и обязанностей

- процессуальные: устанавливают порядок разрешения дел

4) по взаимоотношению субъектов правоотношения:

- относительные: четко определят управомоченный и обязанный субъект (договор купли-продажи)

- абсолютные: персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все ост. субъекты (право собственности, авторские правомочия и др.).

5) по составу участников:

- двусторонние (договор аренды)

- многосторонние (купля-продажа через посредника).

6) по времени действия:

- длящиеся (трудовые, служебные, аренда)

- моментальные (участие о выборах, договор мены).

7) по методам регулирования

- управленческие: основаны на властных взаимоотношениях субъектов (директор - работник)

- договорные: равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга

8) по характеру обязанности:

- активные: обязанность 1 стороны совершить положительные действия, а право другой – требование исполнить обязанность (оказать услугу по договору)

- пассивные: обязанность - воздержание от действий, запрещенных юр. нормами (владение имуществом)

69. Субъекты правоотношения: понятие и виды. Субъекты правоотношений - индивиды и коллективные субъекты, кот. на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юр. обязанностей ВИДЫСУБЪЕКТОВ: 1)Индивиды(гр-не, ин. гр-не, бипатриды, апатриды 2) Колективные субъекты ► государство (как субъект права выступает в международных, конституционных и уголовных, гражданских правоотношениях); ► организации:
Государственные организации Негосударственные организации
органы гос-ва (выполн. ф-и управления и обладают властными полномочиями; выступают преимущественно в адм., уголовных и процес. правоотношениях;): органы гос. власти и управления, суд. органы. • гос. учреждения (осуществление соц.-культ. деятельности, не связанны с властными полномочиями): школы, больницы и др. учреждения, кот. состоят на бюджете гос-ва; • гос. предприятия (хоз. деятельность, действуют на основе права хоз. ведения (унитарные предприятия) или права оперативного управления (казенные предприятия)) общ. объединения, хоз. и религиозные организации   действуют в сфере - хоз-ва (хоз. товарищества и общества, производственные и потребит. кооперации) - политики (партии, общ. организации), - защиты прав гр-н (юр. консультации, профсоюзы, общ-ва охраны прав потребителей)   вступают соответственно в конституционные, адм., трудовые, процессуальные правоотношения.

Гос. и негосуд. организации в сф. гражданско-прав. отн. осущ. свои полномочия в качестве юр. лиц:

Юридическое лицо – организация, кот.

- имеет в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное имущество

-несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам,

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущ. и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде,

- прошедшая в установленном порядке гос. регистрацию в качестве юр. лица либо признанная таковым законодательным актом. (*ст.44 ГК РБ)

Юр.лица:

коммерческие некоммерческие
хоз. товарищества и общ-ва, производственные кооперативы, унитарные предприятия потребительские кооперативы, общ. и религ. организации, благотворительные и др. фонды

социальные общности

• народ (осуществление своих прав путем референдума, участия в выборах),

• нация (реализация права нации на самоопределение),

• население региона (выборы в местные органы гос-ва и органы местного самоупр.),

• трудовой коллектив (участие в управлении предприятием).

Чаще всего соц. общности реализуют свою волю через гос. и общ. организации.

 

70. Объекты правоотношения: понятие и виды.   объект правоотношения - то реальное благо, ради чего существует само правоотношение (*у Ковкель) - блага, получение и использование кот. составляет интерес управомоченной стороны.   два подхода к его пониманию:
Монистический Плюралистический
существование у всех прав. отн. только 1 объекта – поведения чел-ка наличие разнообразных объектов, куда относятся - материальные блага, - личные не материальные блага1, - продукты духовного творчества, -


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: