Методика « Смысложизненные ориентации « Д.А. Леонтьева




Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
  1. Обычно мне очень скучно
              Обычно я полон энергии
  1. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей
              Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
  1. В жизни я не имею определенных целей и намерений
              В жизни я имею очень ясные цели и намерения
  1. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной
              Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.
  1. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие
              Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
  1. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться
              Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
  1. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал
              Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
  1. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.
              Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
  1. Моя жизнь пуста и неинтересна.
              Моя жизнь наполнена интересными делами
  1. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.
              Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
  1. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.
              Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
  1. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.
              Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
  1. Я человек очень обязательный.
              Я человек совсем не обязательный.
  1. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.
              Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
  1. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.
              Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
  1. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.
              В жизни я нашел свое призвание и цель
  1. Мои жизненные взгляды еще не определились.
              Мои жизненные взгляды вполне определились.
  1. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.
              Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
  1. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.
              Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
  1. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение
              Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Ключ к тесту СЖО:

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

- в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

- в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс жизни) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат жизни) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Общий показатель - осмысленность жизни (ОЖ) - все 20 пунктов.

Уровни цели в жизни процесс жизни результат жизни локус контроля - Я локус контроля – жизнь ОЖ
Высокий 37-42 35-42 27-35 24-28 35-42 113-140
Средний 23-36 22-34 19-26 14-23 23-34 79-112
Низкий до 22 до 21 до 18 до 13 до 22 до 78

Интерпретация:

В тесте используются следующие субшкалы:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либозагадывать на будущее.

Приложение 2

Таблица 1

Сырые баллы, набранные респондентами по шкалам методик СЖО Д.А. Леонтьева и диагностики эмоционального выгорания К. Маслач, С. Джексон

Респонденты Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля - Я Локус контроля - Жизнь Общая осмысленность жизни
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
7.                  
8.                  
9.                  
                   
11.                  
12.                  
                   
14.                  
15.                  
16.                  
17.                  
18.                  
19.                  
20.                  
21.                  
22.                  
23.                  
24.                  
25. 26.                  
27.                  
28.                  
29.                  
30.                  
31.                  
32.                  
33.                  
34.                  
35.                  
36.                  
37.                  
38.                  
                   
40.                  
41.                  
42.                  
43.                  
44.                  
45.                  
46.                  
47.                  
48.                  
49.                  
50.                  

 

 

Приложение 3 Результаты статистической обработки

Таблица 2

Статистические различия по параметрам эмоционального выгорания, смысложизненных ориентаций, категорий временной перспективы у подгрупп с разным уровнем выгорания (U-критерий Манна-Уитни, р<0,05)

Параметры эмоционального выгорания, смысложизненных ориентаций, категрий социального времени, содержательных индукторов Средние значения по параметрам в группах U-критерий
Группа с низким уровнем выгорания Группа с высоким уровнем выгорания
Эмоциональное истощение      
Деперсонализация      
Редукция профессионализма      
Цели в жизни     13*
Процесс жизни     23*
Результат жизни      
Общая осмысленность жизни      
Локус контроля - Я     09*
Локус контроля - Жизнь      
Прошлое     13*
Открытое настоящее      
Аспекты личности     11*
Контакты с другими     17*
Отдых     11*
Созидательная активность     21*

Примечание: Статистически значимые результаты отмечены *.

 

Гис. 1 Средние значения шкал методик диагностики эмоционального выгорания и смысложизненных ориентаций у респондентов с разным уровнем выгорания

 

 

Диаграмма 3. Выраженность темпоральных объектов реального времени среди всех респондентов

Диаграмма 4. Выраженность темпоральных объектов реального времени среди респондентов с низким уровнем выгорания

Диаграмма 5. Выраженность темпоральных объектов реального времени среди респондентов с высоким уровнем выгорания

Диаграмма 6. Выраженность мотивационных объектов в подгруппе с низким уровнем выгорания

 

Диаграмма 7. Выраженность мотивационных объектов в подгруппе с высоким уровнем выгорания

 

 

Таблица 3

Корреляции показателей шкал эмоционального выгорания, смысложизненных ориентаций, временной перспективы

Переменные                            
1.Эмоциональное истощение - 48*** 28* -47** 33*   -42** 15* -0   30*      
2.Деперсонализация     61*** -49**   59** -57** 79*** -05   67***      
3.Редукция личных достижений     - -.44** 28* 44** -51**     43** 35* 30*    
4.Цели в жизни       - 34* 48***   62*** -06   63** 49***    
5Процесс жизни         - 45** 42** 50*** -21 -03 37***   -01  
6.Результат жизни           -   35* -20 -05   32* -01  
7.Локус контроля - Я             - 52***     49***   37*   .79**
8.Локус контроля - жизнь               - -21 -05 52*** 38*    
9.Общая осмысленность жизни                 - 65*** -16 58**    
10.Прошлое                   -   33* .64**  
11.Открытое настоящее                     - 44* -05  
12.Самопознание                       -    
13.Самореализация                         -  
14. Вся жизнь                            
                               

Примечание: 1) ** уровень значимости р < 0,005; 2) нули и запятые опущены

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: