ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ




Из анализа задач и роли образования в развитии государства и общества очевидно, что только прогностический подход к научному обоснованию целей и содержания образования позволит с необходимым упреждением учесть назревающие тенденции в материальной и социальной среде, предвидеть изменения в различных отраслях науки, техники, производства, обусловленные непрерывной сменой поколений машин и механизмов, технологических процессов, условий организации труда, иными словами, осуществить своеобразную "стыковку" результатов экономического, социального, научно-технического, производственно-технологического и собственно педагогического прогнозирования. Такое системное, междисциплинарное прогнозирование необходимо для внесения своевременных, оперативных корректив в прогностические модели выпускников учебных заведений различных типов, в профессионально-квалификационные характеристики специалистов, в учебные планы и программы, учебники и учебно-методические пособия, определяющие ход и результаты целенаправленного процесса воспитания, обучения и развития человека, его самообразования. Современный этап социально-экономического развития делает необходимым подготовку специалистов по ряду новых профессий и специальностей.

В этих условиях значительно возрастает роль прогнозирования научных знаний, определяющих содержание профессионального обучения, в результате которого должна быть получена опережающая информация о вероятных перспективах развития тех или иных отраслей производства, характере и объектах труда, необходимая для построения оптимальных квалификационных характеристик, учебных планов и программ, их оперативной корректировки. Без этапа прогнозирования содержания обучения невозможно в полной мере учесть непрерывные изменения, происходящие в современном производстве, подготовить материально-техническую базу учебных заведений, учебники и учебно-методические пособия, провести подготовку и переподготовку преподавателей, т.е. осуществить с необходимым упреждением весь комплекс мероприятий, во многом предопределяющих качество подготовки специалистов.

Важно осознать, что в центре любой педагогической системы всегда должен быть человек — студент, который выступает не только объектом целенаправленных педагогических воздействий, но и субъектом своего становления как гармонично развитой личности. Поэтому, прогнозируя содержание высшего профессионального обучения, стремясь в максимальной степени адаптировать учебные планы, программы и учебники к требованиям производства, следует вместе с тем помнить и о сверхзадаче — необходимости адаптации содержания образования к интересам и потребностям личности студентов с учетом индивидуальных особенностей, мотивов и ценностных ориентации каждого из них. Эта задача, очевидно, выходит за рамки собственного содержания обучения, ее успешное решение возможно лишь в самом учебно-воспитательном процессе, в разнообразной внеучебной жизнедеятельности студентов, в общественно полезном, производственном труде, в системе многоплановых межличностных отношений.

Из названных категорий педагогический аспект представляется важнейшим, так как именно педагогическая проблематика связана с обобщением, своеобразной "стыковкой" результатов прогнозирования и доведением их до педагогической практики. Координирующая функция педагогики состоит, разумеется, не в том, чтобы взять на себя организацию специальных прогностических исследований социально-экономического или научно-технического характера, а в том, чтобы с необходимой оперативностью использовать в своих специфических целях те потоки прогностической информации, которые формируются в разных областях науки, техники, производства. Педагогическая интерпретация и избирательный поиск подобной прогностической информации должны проводиться непрерывно, систематически. Только в этом случае можно рассчитывать на системное, комплексное решение проблемы научного обоснования профессиональной подготовки будущих специалистов на перспективу. Организация такой постоянно действующей "службы слежения" за динамикой развития внешней по отношению к системе образования среды представляет собой весьма актуальную задачу педагогики высшего профессионального образования. Для определения содержания обучения необходимо иметь четко заданные цели обучения. Выполнение данного аксиоматического положения на практике связано с немалыми трудностями, так как цели обучения весьма многочисленны, разнообразны и находятся в определенной иерархической соподчиненности друг с другом. Поэтому задача состоит в том, чтобы довести цели обучения до такой степени конкретности, при которой они начинают эффективно "работать" на реальный воспитательно-образовательный процесс.

Цели профессионального обучения определяются всеми структурными компонентами научных знаний и профессиональных умений, необходимых специалистам заданной квалификации и профиля. Однако и само содержание образования является производным от требований, предъявляемых обществом в целом и соответствующей отраслью народного хозяйства, в частности, к своим кадрам. Иными словами, содержание образования является вторичным по отношению к содержанию профессиональной и общественной деятельности специалистов. Следует подчеркнуть, что речь идет, по существу, о будущих специалистах, т.е. о нынешних студентах после окончания ими учебного заведения. Таким образом, на первом этапе прогностического исследования должна быть получена прогностическая информация о характере и условиях будущей трудовой деятельности специалистов и о содержании профессиональной подготовки, необходимой для успешного выполнения этой деятельности. Результаты исследования должны найти свое отражение в соответствующем документе. Таким документом может служить прогностическая профессиональная модель специалиста.

Под прогностической профессиональной моделью специалиста следует понимать документ, в котором содержатся научно-обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, техники, производства, а также в достаточной степени детализированный перечень требований к личностным и профессиональным качествам, которыми должен обладать специалист определенного профиля, оптимально функционирующий не только в условиях современного производства, но и в условиях производства обозримого будущего.

Такая трактовка понятия модели деятельности специалиста указывает на то, что при ее построении недостаточно лишь фиксировать требования, которые предъявляет к специалисту достигнутый уровень науки, техники, производства. Модель должна носить не констатирующий, пассивно-созерцательный характер, а, напротив, должна быть прогностической, учитывать перспективы, тенденции развития научно-технического прогресса в данной отрасли. Лишь при таком подходе модель сможет выполнять эвристические, преобразующие функции, способствовать решению важнейшей задачи — опережающему отражению в квалификационных характеристиках, учебных планах и программах требований производства к уровню подготовки специалистов. Построению модели специалиста должно предшествовать поисковое исследование, связанное с решением следующих основных задач:

1) необходимо выявить и возможно полнее описать общие
требования, предъявляемые к специалистам данной квалификации, определить их роль и место в структуре трудовых ресурсов страны с учетом тенденций развития народного хозяйства, науки и культуры. Совокупность этих требований может рассматриваться как социально-экономический заказ общества данной подсистеме
народного образования. По-видимому, уже на этой начальной
стадии исследования могут быть сформулированы наиболее общие
требования к мировоззренческим и поведенческим качествам
личности будущего специалиста, т.е. определен один из четырех
компонентов содержания образования;

2) изучить существующее состояние и наиболее вероятные в
перспективе изменения в характере, орудиях и объектах труда
работников соответствующего профиля. Только на основе таких
конкретных исследований могут быть получены достоверные
данные о знаниях, умениях, навыках и чертах творческой деятельности, которыми должен обладать специалист, участвующий в том или ином трудовом процессе, и которые следует "заложить" в содержание образования;

3) исследовать структуру и содержание отрасли науки или
техники, которую предполагается изучать. При этом недостаточно лишь фиксировать существующее состояние той или иной отрасли научных знаний. Необходимо проследить в динамике (хотя бы в основных чертах) ход и закономерности ее исторического развития, выявить наиболее характерные тенденции и перспективы такого развития в будущем. Иными словами, необходимо осуществить своеобразную "стыковку" дидактического и научно-технического прогнозирования.

Результаты подобных исследований играют существенную роль в обосновании всех компонентов прогностической модели и позволяют определить содержание образования, наиболее полно отражающее перспективные требования к подготовке специалиста.

В прогностической модели специалиста легче отразить содержание необходимых ему конкретных знаний, умений и навыков, чем содержание творческих и мировоззренческих качеств личности. Поэтому не исключено, что в качестве компонентов модели указанные качества будут носить общий характер и смогут служить лишь ориентирами в реализации воспитывающей и развивающей функции обучения в высшей школе обучения. Однако и в таком виде их включение в модель следует считать целесообразным. Ведь если вовсе не пытаться конкретизировать задачи воспитания и развития и не искать объективных способов оценки результатов развивающего и воспитывающего обучения, то это означало бы пустить дело на самотек.

Важное методологическое значение приобретает вопрос о степени детализации компонентов прогностической модели. Модель не следует перегружать второстепенными факторами, которые незначительно влияют на конечные результаты, но зато усложняют ее анализ и увеличивают объем перерабатываемой информации. Это не означает, что допустимо построение слишком упрощенной модели, которая может существенно исказить результаты исследования. Очевидно, что эти противоречивые требования в значительной мере усложняют процесс моделирования и выдвигают перед исследователями проблемы, решение которых связано с подлинно творческой деятельностью.

Таким образом, построению модели специалиста предшествуют достаточно сложные, многоплановые прогностические исследования, которые по своему содержанию выходят за рамки собственно дидактической проблематики. Естественно, возникают вопросы: кто должен заниматься такими комплексными исследованиями? относится ли весь спектр вопросов, решаемых на этапе построения модели специалиста, к компетенции дидактов или же ими должны заниматься социологи, экономисты, науковеды, психологи, представители других отраслей науки, техники, производства?

Идеальным, видимо, следует считать такой подход, при котором к построению модели и отбору содержания профессионального обучения привлекаются специалисты разного профиля.

К числу важнейших педагогических категорий следует отнести цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения, воспитания и развития студентов. Педагогические объекты, обозначаемые этими категориями, находятся в постоянной взаимосвязи, образуя целостное структурное единство — воспитательно-образовательную систему (см. рис. 1.2).

Методологические подходы, раскрывающие сущность перечисленных педагогических категорий, будут освещены ниже.

Контрольные вопросы

1. Какую целевую функцию предусматривают образовательные стандарты?

2. Все ли элементы педагогической системы подлежат стандартизации?

3. Дайте определение и прокомментируйте значение основных категорий
педагогической системы?

4. Какими качествами характеризуется категория "образование" как система?

5. При каких обстоятельствах в России возможна реализация идеи приоритетности и определяющего развития образования?

6. Чем обусловлена в образовании категория "прогностичность"?

7. Какое звено системы непрерывного образования наиболее остро нуждается
в прогнозировании?

8. Какие аспекты входят в состав комплексного прогнозирования образовательной системы?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: