Месяца маиа в 15 день память Исаиа епископа Ростовьскаго чюдотворца.




Православный собеседник, издаваемый при

Казанской духовной академии.

Казань. 1858 год. Март.

Памятники древеле-русской письменности.

Житие святаго Исаии, епископа Ростовского.

С. 432

Житие св. Исаии мы имеем в списках двух редакций с дополнительными известиями XIII века относительно прославления и церковнаго почитания сего святителя. Один списко, находящийся в сборнике Соловецкой библиотеки под № 806 по внутренним признакам относится ко второй половине XIII века и написан, по всей вероятности, по случаю перенесения мощей св. Исаии (что было, как значится во всех соловецких списках жития в 1274 году) из притвора церкви св. Богородицы, где оне первоначально, по открытии в 1164 году, положены были, вовнутрь церкви, где помещены в новом гробе на правой стороне близ южных дверей. Издатель этого списка жития, окончив свое повествование 1274 годом, в заключении испрашивает у св. Исаии молитв, между прочим, об избавлении Ростова «от нахожения иноплеменных»: это обыкновенная черта русских духовных сочинений, писанных в тяжкое время монгольского ига. Краткость повествования, име(С. 433)ющая отчасти характер летописный, отсутствие витиеватости, какою изобилуют жития, даже древния, в позднейших редакциях, несомненно, приближают этот список к дрейнейшей, первоначальной редакции жития св. Исаии: только хронологические показания его, кажется, не совсем верны и требуют проверки по лучшим спискам.

Другой список, находящийся в рукописной соловецкой минеи-четьи под № 513 и 514, принадлежит уже позднейшей редакции XV или XVI века и, по всей вероятности, самой редакции четьи-миней.Особенность этого списка та, что в нем более многословия витиеватости, и нет достоверности в дополнительных, исторических известиях. Также при рассказе об освящении Киево-Печерской церкви встречается указание на Киево-Печерский патерик, что свидетельствует о позднем происхождении списка, потому что полный состав и окончательная редакция киево-печерскаго патерика с таким названием принадлежит уже XV – XVI веку. Составитель этого списка видимо дополнял древнее житие частию из патерика, частию из летописей и всего более из своего красноречия. Мы предлагаем житие по первому списку, как более древнему по происхождению и, несомненно, ближайшему к само первой (С. 434) редакции, отмечая, впрочем, под чертой отличительныя особенности и варианты второго списка.

Месяца маиа в 15 день память Исаиа епископа Ростовьскаго чюдотворца.

Сей убо блаженый Исаия от земля руския, от области киевския рождение и воспитание име, и от юны версты мир оставляет, и Христа(С. 435) возлюбив, и приходит убо в Печерский монастырь, иже на Киеве, и тамо остризается, и всех долу влекущих и тленных мира сего оставляет, и съжительник бывает во всем и подражает преподобному Феодосию. И превосходит многи житием, и постом, и молитвою, и всеми добродетельными, и в телеси убо яко ангел трьпением мужества своего страсти телесныя побежает и крепкии воин небесному Царю (С. 436) является. По Божию строению приходит убо благоверный и великий князь Изяслав, сын великаго князя Ярослава, в монастырь ко преподобному Феодосию и просит у него блаженнаго Исаия в монастырь святаго Димитрия на игуменство. И преподобный Феодосеи дарует ему, яко некий дар, сего блаженнаго, и Иона митрополит поставляет на игуменство в монастырь святаго Дмитрея. В лето 6570 (С. 437) блаженный прииде в монастырь и бывает истинный пастырь и наставник тамо живущей братии, а не яко ж наимник, не радяй о овцах, и вдасть убо себе на болшии подвиг, ревнуя апостольскому житию, благими убо делы душу просвещая тело же изсушая, труды ко трудом прилагая, учением же своим верных душа напаяя, на (С. 438) истинный разум и к Богу приводя.

Многия же ради его добродетели избранием Святаго Духа поставлен бывает граду Ростову епископом в лето 6585-е от митрополита Иоана и достизает убо престола своего блаженый, виде люди тамо новокрещеныи и неутверженыи в вере, яко новосажденный виноград, напааяет убо(С. 439) тех своим учением. Блаженный возращает в добродетелех плод сторицею благому Владыце приносит, яко же благый он раб, и обходит убо прочая грады и месты, еж в ростовьстей области и суздальстей области, и неверных увещает веровати во Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа, и просвещает святым крещением, верных укрепляет неподвижным и непоколебимым быти в вере. Идеже обретает идолы, вся огню предаяше и по всему ревнуя апостольскому житию[1] и елико же(С. 440) он тщашеся дело равно апостолом сътворити, толико и Господь Наш Иисус Христос праведный судия дарует тому дар равен со апостолы, яко же убо славнии апостоли на облаце носими на преставление Божия Матере, егда убо совершена бысть церковь святыя Богородица монастыря Печерска, иже на Киеве, и блаженному митрополиту Иоану уже ко освящению церкве приготовльшуся, и во скорби и печали велицей бывает блаженый митрополит, яко ни единому епископу не сущу с(С. 441) ним на освящение чюдныя тоя церкви Божия (койждо епископ в своей епископьи пребываше тогда, растояния местом далече имеюще).

Блаженый Исаия в Ростове тогда пребывает, и во един убо от дний блаженному Исаии на молитве стоящу, внезапу уноша страшен предста во одежде светлей и глагола ему: «Заутра в 14 день августа свящается церкви монастыря печерскаго, и митрополит вас ради в велицей печали и да будеши тамо с ним на освящение». Блаженный же воскоре востав, и в ладию всед, и пловяше, нощи же приспевши, яже с ним люди в ладии поучив блаженый от божест(С. 442)веннаго писания и возлещи тем повелевает, почити мало от труда. И заутра вси со блаженым под Киевым обретаются, преславный в чудесех Исаия приходит ко митрополиту Ивану. Митрополит же почюдився и вопрошает блаженаго о пришествии его. Святый же Исаия глагола ему: «Присланный от тебе, владыко, глагола ми: в 14 день августа свящается церковь святыя Богородица монастыря Печерскаго, и готов будеши с митрополитом на освящение». Аз же, не осмеяв преслушатися, Владыко, твоего повеления, и се, приидох». Тогда же приидоша и инии епископи на освящение и такожде пове(С. 443)даху. Митрополит же, вельме почюдився тому чюдеси, яко николиже послал беяше по епископы, и вкупе освя(С. 444)щают церковь Божия Матере и литургия совершают Богу и Пречистей Его Матери о преславнем чюдеси. Священа бысть церкви Печерская святыя Богородица митрополитом Иоаном, епископом Лукою Белогородскым, и Иваном епископом Черниговскым, и Исаием епископом Ростовским в лето 6597-е месяца августа в 15 день при благоверном князе Всеволоде.

И паке святый (С. 445) Исаия не умедли, но скоро на облаце носим бысть, поставлен бывает в Ростове у своего престола в дому Пречистыя, и добре упас порученное Христово стадо словесных овец, и ко Господу преставися, Его ж измлада возлюби. И блаженное его тело погребено бывает во церкви святыя Богородица во граде Ростове. По многих убо летех по згорении чюдные церкве древяные, в лето 6672-е копающих ров каменнои церкви, и обретают убо гроб блаженнаго Исаия. Отвръзше же и видеша ри(С. 446)зы и тело святаго цело и нетленно, прославиша Бога и Его Пречистую Матерь, Иже не токмо в житии сем, но и по смерти прослави своего угодника святаго Исаия, яко толикими многими леты блаженнаго ризы и тело тлению бысть непричастно. И егда ж соделаша церковь, и полагают святаго в притворе на правои стране входя в церковь, многа же чюдеса быша тогда от святаго телеси.

Многим же убо летом минувшим, и в небрежении бысть святаго гроб, яко николи же во притворе оном свеще горети у гроба святаго, священнику приходити с кадилом к гробу. Архиепископ тоя же(С. 447) соборныя церкви Божия Матери, видев образ святаго Исаия, почитаем и поклоняем от всех, гроб же его заключен в велице небрежении пребывающ, в 15 маия созывает священники тоя церкви святыя и, молитву сотворив, касается пречюднаго отца чюдоносному гробу, преносит оттуду блаженнаго во святых Исаия в лето 6982-е и полагает с великою честию в новем гробе на той же стране близ две(С. 448)реи иже к югу[2], идеже и доныне с верою приходящим ко гробу его подает исцеление. О блаженный учителю наш, не(С. 449) престаи моляся о нас с Богородицею и со святители, предстоящими престолу Христову, да молитвами вашими изудем от глада, и пагубы, и нахожения иноплеменных, и от всех злых, и зде богоугодно и праведно поживем, и в будущем веце со всеми праведными будем обещ(С. 450)ницы вечных благ, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 


[1] «Нищих же милуя и доволяя их пищею и одеждею и милосердуя о них, яко чадолюбивый отец и украшена обитель Духу Святому является».

[2] Сноска из Пространной редакции: С. 449 «не престай о нас молитву принося Христу Богу, се бо мощей твоих гроб очима нашима всегда видим есть, святая же душа невидима с ангельскими воинствы и бесплотными лики, с небесными силами у престола Вседержителева в лепоту достойну вселится, убо нам аще ведущим, яко живу ти пребывающу и по смерти, тако бо пророку глаголющу: «Душа праведных в руце Божии. Сего ради приимут царьствие красоты и венец от рукы Господня». Но о блаженный учителю наш, не престай моляся о нас».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: