Гигиена трудового обучения.




Расширенное привлечение учащихся к трудовому и профессиональному обучению, общественно полезному и производительному труду в условиях современной общеобразовательной школы следует расценивать как прогрессивное общественное явление. Это явление имеет большое значение как с точки зрения интересов государства, так и с позиций воспитательного и оздоровительного влияния на молодое поколение, поскольку в раннем объединении учебной и трудовой деятельности заключаются предпосылки для всестороннего умственного и физического развития школьников.Для того чтобы труд действительно стал мощным фактором развития организма и оказывал оздоровительное влияние на него, он должен осуществляться только в гарантированных условиях. Это происходит лишь при условии:если объем и специфика трудовой деятельности соответствуют возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья учащихся;если трудовая деятельность школьников осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни;если соблюдается «ступенчатость» возрастания физических и других видов нагрузок для тренирующего влияния на организм.Благодаря физическому труду в растущем организме развиваются и совершенствуются разнообразные функции, различные органы и системы (мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и др.).Для осуществления принципа соответствия трудовых нагрузок функциональным и возрастно-половым возможностям растущего организма необходимо знание особенностей развития детей и подростков и их физических способностей: сила, выносливость, быстрота двигательных действий. В современной биологии сформировалось представление о том, что развитие организма человека на разных этапах онтогенеза характеризуется сложным своеобразием количественных и качественных изменений. Установлено, что общее развитие человека до полной зрелости (физической, психической, функциональной) завершается к 18—23 годам.Темпы развития различных органов, систем регуляции неоднозначны. Вследствие этого одни органы и системы формируются раньше, другие — позже. Гетерохронность, гетерокинетичность, гетеротропность возрастных изменений структуры, функций проявляются не только на уровне целостного организма, органов, систем, но и в пределах того или иного органа, ткани, системы. Это обусловливает качественное своеобразие детского, подросткового и юношеского организма.В процессе развития находится и мышечная система. Общая масса мышц в 7—8 лет составляет 27,2% от массы тела, в 13—15 лет —32,3%, в 16— 18 лет — 44*2%. С возрастом увеличиваются количество миофибрилл в каждом мышечном волокне, их толщина, что обусловливает рост мышечной силы. Последняя с 7 до 16 лет увеличивается на 260%.Прирост мышечной силы особенно значителен в среднем, старшем школьном возрасте и в первые 2 года после пубертатного скачка роста. Сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти, мышц большого пальца достигает максимума в 20—23 года, мышц нижних конечностей, коленного сустава увеличивается постепенно от 7 до 15 лет. Прирост становой силы особенно заметен в период от 14 до 18 лет.Мышечная выносливость — один из интегральных показателей физической работоспособности, отражающий уровень метаболизма не только в периферическом нервно-мышечном звене, но и работоспособность корковых нервных центров. Различают выносливость к статическому и динамическому мышечному напряжению. Динамические нагрузки характеризуются перемещением тела или его частей относительно друг друга. При этом движения имеют определенную цикличность с последовательным включением разных групп мышц, что создает попеременное возбуждение и торможение соответствующих нервных центров и обеспечивает отдых в процессе выполнения трудовых операций. Сопротивляемость организма к утомлению определяется длительностью поддержания, сохранения устойчивого уровня работоспособности. Установлена определенная фазовость в развитии этого свойства. В 1—б лет мышечная выносливость малая, сопротивляемость утомлению низкая (характерен так называемый феномен обрыва —: немедленное прекращение работы с возникновением утомления).. В 8—10 лет кривая мышечной работоспособности характеризуется отражением четко выраженного утомления; в 12— 14 лет сопротивляемость утомлению возрастает, появляется способность поддерживать устойчивый уровень внешней работы на фоне утомления за счет увеличения вегетативных сдвигов. Мышечная выносливость к динамическому напряжению растет до 20— 30 лет, к статическому усилию — до 16—17 лет.Отмечаются существенные половые различия в мышечной силе и выносливости. Мышечная сила девочек от мышечной силы мальчиков в 7 лет составляет 92%, в 8—12 лет —85%, в 13 лет — 69%, в 15— 16 лет — 67%. Оптимум физического усилия для мальчиков составляет 21% от максимальной нагрузки, для девочек—15%. Наибольший прирост мышечной выносливости отмечается в 11 —12 и 13—16 лет, т. е. в пре- и пубертатный период. В 16—19 лет мышечная выносливость составляет в среднем 85% от мышечной выносливости взрослых. Существенные возрастные изменения имеет становая сила. В возрасте 10—15 лет у девочек она составляет в среднем 53 кг, у мальчиков — 88 кг, в 18 лет — 67—82 и 130—144 кг соответственно.Важными показателями, характеризующими возрастное развитие двигательной функции, наряду с силой и выносливостью являются быстрота и ловкость. Эти качества развиваются до 15 лет. При этом скорость движений в мелких мышцах нарастает медленнее, чем в крупных. В 6 лет скорость движения в локтевом суставе составляет 70% от таковой 16-летних, а кисти — 64%, пальцев — 58%. Поэтому усвоение навыков, связанных с точными, быстрыми движениями предплечья, кисти, пальцев (письмо, шитье, игра на музыкальных инструментах), для детей младшего школьного возраста затруднительно.Чрезвычайно важно, чтобы процесс общего, трудового и профессионального обучения по форме, содержанию соответствовал психическим и морфофункциональным возможностям развивающегося организма. Содержание трудового обучения учащихся 1—7-х классов строится в соответствии с учебными программами с учетом возрастно-половых особенностей детей 6— 12 лет.Величина физических усилий, которые прилагают учащиеся на уроках труда, во многом определяется свойствами обрабатываемого материала. Поэтому материалы, которые могут быть использованы в школе на уроках труда, следующие: бумага, ткань, картон, глина, пластилин, проволока, фанера, дерево, Жесть, мягкое железо.В младших (1—4-х) классах трудовые операции направлены на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, выпиливание, лепка и т. п.). Положение тела при ручном труде должно способствовать развитию силы мышц, нормальному физическому развитию детей и не затруднять функционирование отдельных органов и систем и всего организма в целом. Предусмотрены также работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними. Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на открытом воздухе и связаны с активными движениями.В возрасте 10—12 лет (5—7-е классы) учащиеся получают уже основательную общетрудовую политехническую подготовку. Они приобретают навыки по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения. В этом возрасте они уже могут изготавливать некоторые несложные изделия для школы и по заказам других организаций.Детям школьного возраста в процессе трудовой деятельности приходится испытывать статическое напряжение. В одних случаях нагрузку испытывает большая часть скелетных мышц, в других — нагрузка ограничивается напряжением лишь небольшой группы мышц. Однако развитие двигательной системы в этом возрасте не обеспечивает необходимой работоспособности скелетных мышц или удержание различных поз в процессе трудовой подготовки. Поэтому школьникам этого возраста необходимо предлагать работы, связанные с динамическими усилиями, которые менее утомительны для ребят, чем статические.В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда.Содержание трудового обучения учащихся 8— 11-х (12-х) классов определяется профилем подготовки, который утверждается исполкомами городских и районных Советов народных депутатов с учетом потребностей в кадрах конкретного региона, наличия учебно-технической базы, особенностей городских и сельских школ, труда юношей и девушек.Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, ВЦСПС разработан и согласован с Министерством здравоохранения СССР Временный перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах (1984). В перечень включено около 800 профессий, не связанных с тяжелыми условиями труда и не оказывающих отрицательного влияния на здоровье учащихся. Однако на местах, исходя из потребностей в рабочих кадрах, школе могут быть предложены профили подготовки и профессии, не предусмотренные указанным перечнем. В этих условиях при их согласовании с местными органами здравоохранения следует руководствоваться постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Президиума ВЦСПС № 283/П-9 от 10.09.80 г. «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» с изменениями (1985) '. Следует учитывать, что вести подготовку по профессиям, перечисленным в этом постановлении, в условиях школы экономически нецелесообразно, так как к моменту ее окончания подросткам исполнится 17 лет, а применение их труда в народном хозяйстве будет возможным только с 18 лет. Поэтому подготовку по указанным профессиям рекомендуется осуществлять после окончания 9-го или 11-го класса в СПТУ.В сельских школах профили обучения выбирают в первую очередь с учетом потребностей сельскохозяйственного производства. Особое значение придается подготовке механизаторов, животноводов, овощеводов, лесоводов. Учащиеся обучаются и работают в составе ученической производственной бригады. Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматриваются организация таких бригад в каждой крупной сельской школе, создание постоянных звеньев по различным видам сельскохозяйственных работ.В соответствии с Положением об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе (1985) бригада рассматривается как структурное подразделение колхоза или совхоза, который, в свою очередь являясь базовым предприятием школы, закрепляет за бригадой участки земли, рабочие места на фермах и других участках производства. Главными направлениями работы школьников в бригаде являются производственный труд, опытничество, техническое творчество. Бригада функционирует круглогодично. В зимнее время учащиеся изучают сельскохозяйственную технику, проводят агротехническую и зоотехническую подготовку, ставят опыты. На практических занятиях они осваивают профессиональные навыки по вождению сельскохозяйственных машин, уходу за животными и др.В городских школах наиболее широкое развитие получила форма обучения на базе межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, которая позволяет каждой школе одновременно вести подготовку по нескольким профессиям. Обязательным условием допуска учащихся к трудовому обучению в старших классах является прохождение медицинского осмотра с заключением о пригодности к- избранной профессии. Учащиеся 10—11-х классов осваивают профессиональные навыки непосредственно на рабочих местах базовых предприятий. Это обстоятельство делает необходимым согласовывать не только профиль обучения и профессию, но и конкретные рабочие места.Ежегодная трудовая практика, предусматривавшаяся типовым учебным планом Министерства просвещения СССР, проводилась в 5, 6, 7-х и 9-х классах. Выпускники 8-х и 10-х классов от нее освобождались. С 1986/87 учебного года, по мере перехода школ на новые учебные планы и программы, трудовая практика вводится начиная с 5-го по 10-й класс включительно. По содержанию она носит характер общественно полезного, производительного труда и проводится на пришкольном участке, в мастерских школы или на других объектах города (района, села) в соответствии с Положением об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ (1985). Для учащихся, осваивающих конкретные профессии, она используется для совершенствования профессиональных умений на базе учебных мастерских школы, учебно-производственного комбината, СПТУ, а для учащихся старших классов — в условиях базового предприятия.Общественно полезный, производительный труд школьников во внеучебное время реализуется в сфере как материального, так и нематериального производства. К сфере материального производства относятся отрасли народного хозяйства, в которых создается материальное богатство общества: промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, торговля, общественное питание и др. Сферу нематериального производства составляют просвещение, здравоохранение, культура и другие отрасли, которые обеспечивают удовлетворение духовных потребностей членов общества и улучшение условий быта трудящихся. Перед школой стоит задача — выбрать из всего многообразия видов трудовых процессов те, которые соответствуют возрастным возможностям учащихся, могут выполняться без ущерба для их здоровья, имеют связь с учебными программами, знакомят учащихся с видами работ, характерными для рабочих профессий.В Положении об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ (1985) предусматриваются четыре основных направления труда школьников: 1) труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания; 2) охрана природы, работы по благоустройству; 3) работы для школы; 4) сбор вторичного сырья.

 

Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы: сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян, выращивание рассады и посадка цветов, кустарников; поделка кормушек для птиц. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом, выращивать на пришкольном участке для школьной столовой некоторые овощные культуры (фасоль, горох, бобы, морковь, свеклу); убирать классные комнаты, ухаживать за растениями в школьных помещениях. Сбор вторичного сырья (бумага) разрешается с 9 лет (3—4-й класс), а металлолома — с 11 лет (5—6-й класс) при строгом ограничении мест сбора '.Учащиеся средних (5—7-е) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5—7-х классов могут выполнять в мастерских школы, учебно-производственных комбинатов, учебных цехах заказы различных организаций; участвовать в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании молодняка сельскохозяйственных животных, домашней птицы; убирать кабинеты, мастерские, изготавливать и ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия, а также охранять водоемы, участвовать в разведении рыб, в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур и леса (без применения ядохимикатов), в работах по очистке и посадке леса и др.С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работам на животноводческих фермах (кормление животных и уход за ними, дойка коров, стрижка овец), а также к работе в торговле, на предприятиях общественного питания, транспорта, связи, коммунального хозяйства, к помощи в поддержании чистоты дворов, скверов, парков.Начиная с 9-го класса (в школе с 10-летним обучением) и 10-го класса (в школе с 11-летним обучением) разрешаются возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях колхозов и совхозов, а также труд на рабочих местах промышленных предприятий.Есть виды работ, к которым запрещается привлекать учащихся независимо от возраста. Это в первую очередь работы, связанные с опасностью для жизни: мытье окон на любом этаже, осветительной арматуры, очистка от снега крыш и проезжих улиц, обслуживание котельной, ремонт и обслуживание электросети высокого напряжения, а также текущая дезинфекция, дезинсекция, дегазация и дератизация и все работы, связанные с применением ядохимикатов. Не разрешаются работы, опасные в эпидемиологическом отношении: уборка санузлов, умывальных комнат, мест общего пользования, уборка и вывоз отбросов. Учащиеся не должны выполнять также работы, не отвечающие их возрасту и связанные с большими физическими нагрузками (например, детям 7—12 лет — стирать белье вручную или машинами, подросткам до 14 лет — грузить и выгружать тяжелые предметы, натирать полы).К общественно полезному труду в полном объеме привлекаются только здоровые дети. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья либо имеют ограничения (в соответствии с рекомендациями педиатра, либо освобождаются совсем. Очень важно, чтобы эти рекомендации отражались в листках здоровья классных журналов, а медицинский персонал школы осуществлял регулярный контроль за их выполнением.При осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора особое внимание уделяется контролю за видами работ школьников и условиями их проведения. Учащиеся не должны привлекаться к работам, связанным с тяжелыми условиями труда и опасными для жизни, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Например, в сельском хозяйстве нельзя привлекать учащихся к работам на прицепных комбайнекопнителях, на плантациях опийного мака, по уходу за больными животными, к купанию животных, обслуживанию дробилок, мельниц, мясорубок, транспортировке кислот, разравниванию силосной массы внутри башен, в ямах, траншеях, буртах и др.Важным моментом при планировании объема работ является правильное, с учетом возраста, нормирование труда. В соответствии с Положением об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе Министерства просвещения СССР (1985) нормы выработки для школьников должны устанавливаться исходя из почасовых норм взрослых рабочих и составлять для учащихся 10—11-х классов (16—17 лет) не более 75% от почасовой нормы взрослых, 8— 9-х классов (14—15 лет) —60%, 7—8-х классов (13 лет) —не более 50%. В случае повышенной засоренности полей, неприспособленности ручного инструмента, неблагоприятных метеорологических условий, а также при особо трудоемких работах (вскапывание приствольных кругов фруктовых деревьев, переноска тяжестей и др.) норма снижается еще на 20—30%, в первую очередь для девочек.

 

Подростки до 18 лет не должны назначаться на работы, связанные в течение всего рабочего дня только с переноской или передвижением тяжестей более 4,1 кг.

1. Организация трудовой деятельности учащихся Влияния труда на организм детей и подростков. Различные виды труда, особенно работы, выполняемые на земельном участке школы, в садах, огородах и на полях колхозов (совхозов), организованные с учетом возрастно-половых особенностей учащихся и требований гигиены, оказывают положительное влияние на физическое развитие и функциональное совершенствование основных физиологических систем организма детей и подростков. Наиболее частые виды сельскохозяйственных работ, выполняемых в летнее время – прополка, прореживание, обрыв метелок кукурузы, пасынкование томатов, окучивание, окапывание, уборка сена и урожая зерновых, сбор фруктов, уборка овощей. При соблюдении требований гигиены ко времени начала работ и их продолжительности, организации больших и малых перерывов, оптимальной плотности рабочего времени сельскохозяйственный труд не оказывает отрицательного влияния на детей и подростков. В тех же случаях, когда работа не соответствует возрастным возможностям, неблагоприятные реакции организма регистрируются у 14-15-летних учащихся после 3-4-часовой работы: снижается жизненная емкость легких и сила сжатия кистей рук, возрастает частота сердечных сокращений, падает ударный объем и до 40 мин затягивается восстановительный период гемодинамических сдвигов. Девушки к работе адаптируются труднее, реагируют более резким снижением работоспособности и неблагоприятными изменениями гемодинамических показателей, чем их сверстники – 15-17-летние юноши. Эта особенность девушек проявляется не только при выполнении сельскохозяйственных работ, но и при выполнении работ в промышленном производстве. Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья возникают не только от тяжести труда, режима (чередования работы и отдыха), плотности рабочего времени, но и от сопутствующих труду факторов внешней среды: шума, вибрации, высокой температуры, содержания в воздухе пыли и токсических веществ в пределах допустимых нормативов и концентраций для взрослых рабочих. Даже подростки шестнадцати лет по сравнению с юношами 17-18 лет оказываются к указанным факторам весьма чувствительны. Изменения выступают тем быстрее и глубже, чем моложе подростки. Влияние вибрации обычно сопутствует воздействию шума. При этом проявляется комбинированное действие, более сильное, чем действие каждого фактора в отдельности. Наиболее опасна вибрация с частотой колебаний от 50 до 200 Гц. Лица до 25-летнего возраста, а особенно подростки и юноши, более чувствительны к местной и общей вибрации, чем лица старшего возраста. На воздействие вибрации у подростков 15-18 лет в сравнении со взрослыми регистрируется своеобразная реакция сердечно-сосудистой системы. Так, у взрослых при трехминутном воздействии вибрации с частотой 100 Гц, амплитудой 0.21 мм артериальное давление повышалось: среднее в 80% случаев, максимальное в 59% и минимальное в 48% случаев. У 15-18-летних подростков преобладало снижение артериального давления: максимального в 32% случаев, среднего в 47% и минимального в 32% случаев. Полагают, что такое своеобразие является выражением присущей подростковому возрасту дезитегрированности реакций на раздражение. Организм отвечает максимумом своей возможности, мобилизуя весь резерв капиллярной сети. В результате увеличивается емкость периферического сосудистого русла и снижение артериального давления. Совокупному воздействию шума, вибрации, теплового излучения, высокой запыленности и загазованности воздуха кабины подвергаются водители тракторов и комбайнов. У юных 16-18-летних механизаторов – учащихся СПТУ от начала к концу производственной практики диагностированы различные отклонения в состоянии здоровья. К концу трехчасового вождения тракторов у юных механизаторов регистрировались: снижение пульсового давления, снижение ударного объема сердца, падение выносливости к статическому напряжению, слуховой чувствительности на высоких частотах с длительным периодом восстановления. Все это свидетельствует о важности учета состояния здоровья, о соблюдении нормирования труда, об органичном привлечении девушек к тяжелым работам, сопряженным с неблагоприятным влиянием факторов, сопутствующих работе. Установлено неблагоприятное влияние на подростков 14-17 лет химических веществ (хлоропрен, диметилацетат, бензин, бензол, окись углерода, аммиак) в концентрациях ниже предельно допустимых. С увеличением возраста начала контакта работы с этими веществами чувствительность организма к ним понижается. Наиболее чувствительны подростки, начавшие обучение в 14 лет, близки к ним 15-летние и менее чувствительны 17-18-летние. При столярных, слесарных садово-огородных работах необходимо чередовать труд с отдыхом, а также использовать инструментарий, по массе и размерам соответствующий силам, размерам рук и амплитуде основных движений учащихся. Это является необходимым условием, так как работы, сопровождающиеся большим напряжением мышц, могут вызвать растяжение связок, воспаление сухожилий, с последующим нарушением функции отдельных суставов. Положение тела во время труда должно содействовать развитию силы мышц, совершенствованию координации движений, нормальному физическому развитию и не затруднять функционирование отдельных органов, систем и всего организма в целом Положительное влияние урока труда на работоспособность организма может также отсутствовать, если учащиеся непрерывно выполняют однообразные операции, и условия работы не отвечают требованиям гигиены. Методически правильно построенный урок труда предусматривает рациональное чередование нескольких операций с тем, чтобы каждая из них, особенно если производится обработка металла, не требовала много времени. Оптимальная непрерывная длительность слесарных и столярных операций составляет соответственно: у учащихся 5 класса – 6 и 8 мин, в 6 классе – 9 и 11 мин, в 7 классе – 10 и 12 мин. Допустимая длительность непрерывного выполнения основных операций ограничивается 16 мин. Важное гигиеническое значение имеет и плотность урока труда (отношение чистого времени работы – основной и вспомогательной – к общей длительности урока). На занятиях техническим трудом оптимальной является плотность работы около 80%, а для выполнения швейных операций – 50-70%. В процессе выполнения любых трудовых операций не следует учащимся даже седьмых классов навязывать определенный ритм и темп работы В классах, рабочих комнатах и мастерских, где происходит урок труда, обеспечиваются оптимальные условия микроклимата и достаточное естественное и искусственное освещение. Рабочие места (специальные рабочие столы, верстаки и станки) отводятся каждому школьнику с учетом его роста. Руководство школы ежегодно должно осуществлять проверку технического состояния оборудования, инструмента, изоляции электропроводки, надежности заземления. Разрешение на проведение занятий в школьных мастерских (по техническому и обслуживающему труду) выдается перед началом каждого учебного года специальной комиссией, в составе которой обязательно должен быть врач по гигиене детей и подростков или санитарный фельдшерПреподаватели по труду обеспечивают профилактику возникновения у учащихся травм при выполнении работ на слесарных и столярных верстаках, а также на различных станках (сверлильном, токарном и других), при выполнении швейных и кулинарных работ. Учащиеся должны знакомиться как с общими, так и с частными правилами по технике безопасности при выполнении работ с деревом и металлом. В слесарной, столярной или универсальной мастерской на стены развешивают плакаты с полным текстом правил. Это способствует закреплению у школьников знаний и правил по технике безопасности и постоянно напоминает о важности их выполнения. В мастерских и на рабочем месте соблюдаются порядок и чистота, что является одним из условий, снижающих частоту ушибов, ранений, засорений глаз и других травм у учащихПеред началом выполнения отдельных операций по обработке дерева или металла, тканей и других материалов тщательно проверяют исправность инструментария, швейных машин, электроплит и др Опилки, образующиеся в процессе обработки деталей (деревянных или металлических), сметают с верстаков щеткой-сметкой, но не в коем случае не сбрасывают рукой и не сдувают, так как при этом можно занозить руку или засорить глаза. Для уроков ручного труда, производительного труда, работы в столярных и слесарных мастерских учащиеся должны иметь специальную одежду. По окончании работ каждый школьник каждый школьник убирает свое рабочее место и выполняет необходимые правила личной гигиены. На учебно-опытном участке и в сельском хозяйстве учащиеся 5-7 классов могут выполнять такие садово-огородные и полевые работы, как обработка почвы (вскапывание, рыхление земли, устройство грядок), посадка огородных культур, различных растений и кустов, поливка, прополка, прореживание овощных культур, ворошение и сгребание сена, уборка овощей и плодов, уничтожение сельскохозяйственных вредителей без применения ядохимикатов, уход за кроликами и птицей, если на учебно-опытном участке школы организован животноводческий отдел. Наиболее благоприятными для сельскохозяйственного труда учащихся в весенне-летний период являются ранние утренние часы, когда еще слаба интенсивность солнечной радиации.

 

 

46. Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.На основе изучения влияния этих факторов разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила. Они обеспечивают создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышения их оздоровительной эффективности, общей и специальной (спортивной) работоспособности, уровня спортивных результатов без ущерба здоровью занимающихся.Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;рациональное питание;оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;закаливание.История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рассматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я. Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся.Впервые эта система получила научное обоснование в XVIII—XIX вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал Петр Францевич Лесгафт. Его научно-педагогическая деятельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической академии. Он защитил диссертацию доктора медицины (1865), а затем — доктора хирургии (1868). К числу наиболее крупных работ П. Ф. Лесгафта принадлежат «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию».П. Ф.Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.Ближайшим последователем Лесгафта был В. В.Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых. Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П. Ф. Лесгафта — А. Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном институте — В. Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми ректорами этих институтов.С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта руководил В. А. Волжинский. Именно его труды послужили научно-методической основой курса гигиены в институтах физической культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформулировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.

 

В Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта научные исследования в области гигиены физического воспитания и спорта проводились также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л. И. Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигиенической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Центральном институте физической культуры.В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Абросимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление; разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.В последние годы получены ценные научные данные, позволяющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физической культурой и спортом с учетом возрастных, половых и профессиональных функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся, климатических и других внешних факторовЗанятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здоровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровительной направленности всей системы физического воспитания.Реализация оздоровительного принципа физического воспитания возможна лишь при условии, что педагог по физической культуре, тренер по виду спорта будут знакомы с основными положениями гигиены и усвоят, по выражению Ф. Ф. Эрисмана, «гигиенический способ мышления». Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях

Физическое воспитание детей, по современным представлениям, состоит из целого комплекса разнообразных воздействий. В частности, в него входят: разумно организованная внешняя среда, в которой находятся дети, режим дня, полноценное вскармливание (для де



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: