Особенности анализа и оценки деятельности туристского предприятия
Анализировать деятельность предприятия можно только с опорой на совокупность определенных показателей. Хозяйственная и планово-аналитическая деятельность предприятия опирается на систему показателей, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических и информационных параметров, а также необходимые расчеты этих показателей. Показатели отражают цели и задачи плана, характеризуют количественные объемы деятельности предприятия, качественные и структурные сдвиги, предусмотренные на плановый период в развитии предприятия. Планово-аналитические показатели должны отвечать установленным требованиям и отражать отраслевую специфику.
По содержанию показатели подразделяются на группы:
· количественные — отражают общий объем и масштабы производственной деятельности и включают две подгруппы:
- параметры, дающие представление об экономическом потенциа- 10 предприятия (объемы реализации услуг, число занятых, основной м оборотный капитал, занимаемая площадь с учетом производственных помещений и др.);
- показатели, характеризующие различные стороны хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли, объем доходов и затрат, расходы по заработной плате и др.);
· качественные — отражают результативность работы предприятия и степень эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, включают три подгруппы:
- показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, оборачиваемость оборотных средств, фондоотдача основных фондов и др.);
- показатели оценки финансового положения предприятия, которые характеризуют структуру его капитала, зависимость от привлеченных источников, эффективность использования собственных и заемных средств, уровень платежеспособности предприятия, его финансовую устойчивость;
- показатели конкурентоспособности предприятия, которые включают разные критерии (занимаемая доля рынка, качество товаров и услуг, качество обслуживания, имидж предприятия, уровень развития каналов сбыта и информационных каналов, степень технологической и технической оснащенности);
· абсолютные — устанавливаются в натуральном или денежном эквиваленте и, в свою очередь, подразделяются:
- на натуральные — выражаются в физических единицах измерения: число предприятий, число номеров, число мест, выпуск кулинарной продукции и др.;
- стоимостные — выражаются в денежных единицах: объем продаж, средняя цена номера, затраты, прибыль, материальные запасы, финансовые показатели;
· относительные — определяют отношения между отдельными показателями и выражаются в процентах, коэффициентах или индексах.
Например,
Коэффициент загрузки номерного фонда =_ Число проданных номеров |х 100%.(1);
Число номеров в гостинице
Рентабельность продаж = — Прибыль х 100 % (2);
Объем продаж
Рентабельность деятельности = Прибыль 100% (3)
Себестоимость
Все показатели, применяемые на уровне предприятия, образуют единую систему, которая отражает неразрывную совокупность взаимосвязанных и соподчиненных хозяйственных процессов по производству, оказанию и реализации услуг. При этом последовательность процесса определения планируемых показателей следующая:
1. Отчетные данные (базовый период);
2. Экспортная оценка достигнуто уровня на основе анализа показателей;
3. Экспертная оценка перспектив изменений показателей в планируемом периоде
4. Расчет планируемых показателей
Необходимо отметить следующее: важно не только проанализировать деятельность предприятия с точки зрения достижения планируемых показателей, но и уметь оценить возможности и темпы его капитализации, что приобретает особенную актуальность в рыночных условиях, когда само предприятие (бизнес) становится товаром и может предлагаться на рынке.
Собственника всегда интересует вопрос: сколько стоит его бизнес, даже если он не собирается продавать его. Это объясняется тем, что стоимость бизнеса, определяемая в динамике, показывает, насколько он успешен.
Методические подходы к изучению конкурентов и клиентов предприятий туризма и рекреации
Методика изучения клиентов. Исследование клиентов дает много информации для разработки бизнес-стратегии предприятия. Однако очень важно понять, кто является нашими целевыми клиентами (целевой сегмент), а если компания работает с разными целевыми группами, то необходимо четко знать разницу между ними. Кроме того, нужно изучить мотивы покупок, покупательские привычки, стереотипы и ожидания клиентов, понять, какой информации они доверяют, а какой нет, каким образом предпочитают получать информацию (электронная почта, адресная почтовая рассылка, через каталоги и пр.). Клиентоориентированной может стать только та компания, которая хорошо знает и понимает своих клиентов. При этом клиентоориетированность стала основной задачей современной сервисной экономики.
Результаты анализа клиентов имеют очень широкую сферу применения, в частности, их используют:
· для разработки рекламно-информационных материалов, которые действительно заинтересуют потребителя;
· выбора средств и форм размещения рекламных материалов;
· разработки оптимального ассортимента услуг;
· определения набора дополнительных и сопутствующих услуг и пр.