ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ




 

При разработке содержания обучения первоклассников с недоразвитием речи нами использовались как общедидактические, так и специфические положения. Среди общедидактических принципов па первое место выдвигается активность и сознательность учащихся, систематичность и последовательность, учет возрастных особенностей и доступность материала. На основе этих принципов строится все коррекционное обучение. Кроме того, специфичными для данного обучения являются следующие принципы:

1. Системный подход в преодолении нарушения, который предполагает коррекционное воздействие на все компоненты дефектной речевой функции в целом на всех этапах обучения. Осуществление этого принципа означает комплексную работу над речью, так как у детей, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи, нарушение охватывает все структурные компоненты речевой системы — звуковую сторону, словарь, грамматический строй, устную и письменную форму речи. Несмотря на комплексную работу по развитию всей речи, в каждом отдельном случае учитывается наиболее пострадавшее звено.

2. Изменение целевых методических установок в процессе обучения, обусловленное различным характером преодоления нарушений речи на начальных и более поздних этапах коррекционного воздействия. Так, в первом полугодии (I и II четверть) основное внимание уделяется преодолению фонетических нарушений, развитию фонематических обобщений и т. д.

В процессе обучения предусматривается взаимосвязь между преодолением недостатков произношения и развитием у детей способности к наблюдению, сравнению в области речевых звуков. На специально подобранном речевом материале достигается закрепление пли уточнение правильного произношения и различения звуков, а также выделение их из любого положения в слове. Несмотря на то, что основное внимание уделяется упражнениям но формированию звукового анализа и синтеза речи, параллельно с этим уточняется и обогащается словарь детей, проводится работа над предложением. Во втором полугодии преобладают упражнения, направленные на формирование морфологических обобщении, хотя и продолжается работа по совершенствованию навыков звукового анализа.

В конце обучения на первый план выдвигаются упражнения в связных высказываниях.

3. Пропедевтический характер специального обучения, что предполагает создание условий, подготавливающих учащихся к усвоению программы по русскому языку. Осуществление этого принципа означает опережение работы учителя в классе. Сначала на логопедических занятиях развивается способность к наблюдению и сравнению звуков, умение выделять звук из состава слова. После этого дается их буквенное обозначение учителем в классе.

Опережением работы учителя мы стремились, с одной стороны, облегчить учащимся усвоение школьной программы; с другой стороны, была поставлена задача предупредить появление большого количества ошибок, характерных для детей с недоразвитием речи.

Планируя коррекционное обучение, мы поставили своей задачей предупредить появление этих ошибок. Появление первых звукобуквенных ошибок предупреждается коррекцией произносительных навыков, что в большинстве своем мы стремимся осуществить в первые месяцы школьного обучения, а также систематической и последовательной работой по развитию у учащихся навыков звукового анализа слов. Эта работа проводится на протяжении всего года обучения. С первых дней у детей формируются умственные действия по установлению последовательности звуков в словах, выделению звуков из состава слов, анализу звучания и артикуляции звуков. Большим подспорьем в этой работе являются схемы, позволяющие моделировать любой тип слов.

Ошибки на правила правописания предупреждаются путем проведения практических наблюдений над составом слова, обучения учащихся способам словоизменения и словообразования, что способствует накоплению морфологических обобщений. С целью предупреждения ошибок на правописание безударной гласной корня задолго до прохождения этого правила в классе учащиеся учатся решению орфографических задач по нахождению ударной и безударной гласных, преобразованию слабой позиции гласной (безударной) в сильную (ударную) путем изменения слов и подбора однокоренных, родственных слов.

4. Одним из основных положении является формирование различных форм речи. Мы предусматриваем разностороннее речевое развитие детей: развиваем разговорную, описательную п повествовательную формы речи. На всех занятиях учим детей не только наблюдениям над языковыми явлениями, по и обучаем рассказывать об этих наблюдениях, связно отвечать на вопросы логопеда, вычленять учебные задачи н рассказывать о них, то есть учим правильно формулировать свои мысли.

5. Индивидуальный подход в обучении на фоне фронтального обучения в зависимости от структуры дефекта и обусловленных ими особенностей усвоения знаний, а также особенностей личности ученика. Описывая результаты обследования 2-х детей, мы подчеркнули ведущий дефект в каждом отдельном случае. Для Люды при планировании коррекционного обучения основное внимание уделялось обогащению словарного запаса путем знакомства с новыми словами, обучения способам словообразования, упражнениям в грамматическом оформлении фраз.

6. Преобладание устных форм работы над письменными, что позволяет увеличить объем практических языковых упражнений и избежать, особенно в первые месяцы занятий, ошибочных написаний. Только во втором полугодии на коррекционных занятиях учащиеся начинают выполнять письменные упражнения.

7. Занимательность занятий (введение игровых приемов эмоционального речевого материала) позволяет, учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, повысить эффективность специального обучения. Использование данного принципа особенно необходимо в отношении выделенной группы детей. Известно, что у детей, испытывающих трудности в обучении, появляется отрицательное отношение к учебе. Это явление часто наблюдается у детей с общим недоразвитием речи, дающих, как известно, неуспеваемость по всем основным предметам в школе. Для того чтобы сформировать у них положительное отношение к учебе, необходимо стремиться к тому, чтобы педагогический процесс сопровождался положительным, эмоциональным переживанием. С этой целью в качестве эффективного средства организации учебного процесса используется игра.

8. Работая с младшими школьниками, необходимо постоянно помнить о принципах педагогики сотрудничества, базирующейся на идеях личностно-гуманного подхода: любовь к детям, соблюдение этики в отношениях, вера в возможности ученика, сотрудничество в процессе обучения учителя и учащихся — необходимые условия эффективности коррекционного обучения.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Работу по выявлению будущих первоклассников, имеющих недостатки речи, целесообразно начинать во время январских — мартовских каникул. В это время учителями школ берутся на учет все поступающие в первый класс дети. Перед началом весенних каникул проводится родительское собрание, на котором делается сообщение о подготовке детей к школе.

По ходу собрания предоставляется слово логопеду, который знакомит родителей с речевыми нарушениями, встречающимися среди учащихся массовой школы, а также показывает их связь с неуспеваемостью. Логопед предлагает родителям привести своего ребенка для речевого обследования в школьный логопедический кабинет. Все весенние каникулы логопед занимается обследованием первоклассников, в IV четверти для продолжения этой работы выделяется одни день в неделю (суббота или вечерние часы другого дня недели). В это время логопед может выделить такой день за счет выпуска детей, занимавшихся в течение года.

Обследование речи поступающих в первые классы детей проводится в два приема. При первичном осмотре выявляется следующее: состояние произношения, уровень фонематического восприятия, навыки звукового анализа, чтение (или знание отдельных букв), математические представления, собираются анамнестические сведения о речевом развитии детей (время появления первых слов, фраз, состояние произношения до момента обследования и т. д.).

Если у ребенка в момент обследования не выявлены дефекты произношения, но обнаруживается (из беседы с родителями) факт посещения в прошлом речевого детского сада пли логопедических занятий в поликлинике, необходимо тщательное обследование у такого ребенка фонематического восприятия, так как очень часто на практике логопеды ограничиваются коррекцией недостатков произношения и игнорируют работу по различению сходных звуков.

На повторное обследование назначаются дети с обнаруженными недостатками произношения и несформированностью фонематического восприятия для уточнения лексико-грамматического развития.

Выявленные с общим недоразвитием речи дети сразу же зачисляются на логопедический пункт.

В коррекционном обучении мы выделяем 2 периода:

1.— дошкольный (с момента выявления у ребенка недоразвития речи и до конца июня);

2.— школьный (весь год обучения в первом классе).

В дошкольный период обучения решаются следующие задачи: коррекция произношения, развитие фонематического восприятия, формирование элементарных форм звукового анализа, расширение представлений об окружающем.

Так как дети с недоразвитием речи выявляются постепенно, то в этот период преобладают индивидуальные или подгрупповые занятия. С середины июня появляется возможность проведения фронтальных занятий, во время которых дети знакомятся друг с другом, получают представление о школьной форме обучения — уроке.

Цель дошкольного периода — подготовить детей к восприятию школьной программы первых дней обучения. Поэтому на фронтальных занятиях изучаются темы: «Предложение», «Слово», «Слоги», «Звуки». Дети практически овладевают умением делить предложения на слова, слова на слоги, выделять звуки из начала, середины и конца слов.

На индивидуальных и фронтальных занятиях у детей формируется умение интонационного выделения звуков из слов. В конце дошкольного периода будущие первоклассники обучаются анализу трехзвукового слова типа «мак». На занятиях широко используются графические схемы: предложение обозначается длинной чертой, слово и слоги — короткой. При работе над звуковым анализом слов используется карточка—схема Д. Б. Эльконина. С целью уточнения и развития представлений об окружающем дети обучаются начальной логической группировке предметов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные» и др. Уточняются и расширяются знания об этих предметах, актуализируются их названия, формируются логические обобщения. Кроме всего перечисленного, дети упражняются в связных высказываниях, пересказывая знакомые сказки «Курочка ряба», «Репка», «Лиса и заяц» и др.

Итак, к концу дошкольных занятий детям необходимо по возможности, во-первых, исправить дефектное звукопроизношение, во-вторых, сформировать элементарные формы звукового анализа, расширить представления об окружающем. Дошкольное обучение тем самым подготавливает детей к восприятию первых тем по грамоте. И, наконец, наблюдения за детьми во время обучения способствуют уточнению данных речевого обследования, индивидуальных психологических особенностей будущих первоклассников.

Школьный период коррекционного обучения начинается с 1 сентября. В отличие от дошкольного, он предполагает в основном фронтальное обучение. На индивидуальные занятия оставляются только нуждающиеся в них дети.

Для удобства планирования логопедической работы, а также с целью уточнения целевых методических установок все обучение в этот период мы делим на три этапа: I этап посвящается в основном коррекции фонетико-фонематического недоразвития, II этап — восполнению пробелов лексико-грамматического развития и III — развитию связной речи. Однако это деление чисто условное, так как на всем протяжении обучения коррекции подвергается речь в целом. Описывая содержание работы на каждом этапе, мы особо остановимся на разъяснении этого положения.

Центральное место на к о р р е к ц и о н н ы х занятиях I этапа занимает работа по развитию навыков звукового анализа слов. Параллельно с этим продолжается работа по коррекции произносительных навыков.

Последовательность работы над звуками определяется «Азбукой», если обучаются дети 6 лет, и «Букварем», если в группе учащиеся 7 лет. Совсем необязательно на фронтальных занятиях изучать все звуки, буквенные обозначения которых проходятся в классе. Особое внимание в процессе коррекционного обучения уделяется созданию фонематических обобщении о звуках, противопоставленных по акустическим и артикуляционных; характеристикам.

Как правило, одному звуку посвящается целое занятие. После прохождения гласных звуков (а, о, и, у, ы) выделяется одно занятие на повторение. Уточнению гласных звуков необходимо уделять внимание и па других занятиях, что будет способствовать предупреждению ошибок на пропуски гласных букв. Одно — два занятия выделяются для сравнения согласных звуков, противопоставленных по артикуляции и звучанию (д—г, б—и, ш—с и т. д.).

Работа по звуковому анализу предполагает формирование умения различать и выделять звуки из состава слово, определять их последовательность. К формированию действия звукового анализа современные педагоги подходят с точки зрения, высказанной Д. Б. Элькониным. Он считает звуковой анализ сложным умственных; действием, формировать которое, как доказала Л. Е. Журова, можно уже у детей с 5 лет.

Основное в звуковом анализе — установление последовательности звуков в словах. В качестве наглядной опоры используется вначале карточка-схема Д. Б. Эльконина, а затем схема В. Г. Горецкого.

Работа со схемами позволяет проводить следующие упражнения:

1. Покажи и назови слово, слоги, назови и покажи первый слог, второй; покажи и назови гласные звуки, согласные и т. д.

2. Соотнеси карточку с написанным словом и схемой. Докажи правильность выполнения задания. Например. Ученик читает на карточке слово «зима», выходит к доске, па которой вычерчено несколько схем, находит нужную и ответ строит таким образом: В слове «зима» 4 звука, первый звук «з′» — согласный, мягкий, на схеме он обозначен зеленой фишкой, второй звук «и» — гласный, безударный, обозначен фишкой красного цвета, третий звук «м» — согласный, твердый и т. д.

3. Соотнеси предметную картинку со схемой. Данное задание сложнее предыдущего, так как у ребенка отсутствует зрительная опора на написанное слово и ему необходимо удержать в памяти все звуки, произвести их анализ (качественный н количественный).

4. Придумывание слов по заданной схеме. Это задание самое сложное, так как требует от ученика отбора словаря по определенной модели.

Работа по формированию навыков звукового анализа проводится систематически, усложняясь от занятия к занятию. Если в первые дни учащиеся анализируют односложные слова, состоящие из трех звуков, то в конце первого этапа им предлагаются четырех-пятислоговые слова со стечением согласных типа экскурсия, то есть работа над звукослоговой структурой слов усложняется в соответствии с требованиями, установленными в «Букваре» н «Азбуке».

В первое же занятие, на котором анализируются двусложные слова с прямыми слогами (типа рана), дается понятие об ударении, которое обозначается специальным значком. Знакомя с ударением первоклассников, мы создаем базу для усвоения правописания безударной гласной. Подготовительная работа складывается из следующих моментов:

1. Практического знакомства с ударением.

2. Установления факта его подвижности.

3. Выделения безударных гласных.

Лексическая работа проводится в направлении уточнения значений знакомых слов, объяснения новых, обучения некоторым способам словообразования. В первые дни дошкольного периода обучения учащиеся обучаются логической группировке предметов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Одежда», «Обувь» и т. д. На фронтальных занятиях школьного периода эти знания еще раз уточняются и закрепляются, но уже на новом, более высоком уровне. Усложнение проявляется, во-первых, в том, что называется значительно больше предметов логических групп, во-вторых, названия предметов абстрагируются в понятие «слово» и включаются в предложения. Слова — названия предметов становятся основой для грамматических упражнений. С их помощью учащиеся учатся распространению предложений дополнениями в косвенных падежах, согласованию с определениями, получают практическое представление о роде, числе и падеже и т. д.

Не менее шести занятий необходимо выделить для упражнении в суффиксальном словообразовании (при прохождении тем «Детеныши животных, птиц», «Профессии людей в городе, колхозе»). Таким образом, параллельно с коррекцией фонетико-фонематических процессов, овладением навыком анализа звукового состава слов первоклассники упражняются в практическом словоизменении и словообразовании, что способствует формированию у них первичных обобщений о роли морфем.

В формировании морфологических обобщении мы выделяем два уровня. На первом уровне достаточно научить детей правильно пользоваться морфемным образованием. Внимание детей в этот момент не направляется на установление связи смыслового значения с изменениями в звуко-буквенном составе слов. На втором уровне работа усложняется — дети, овладев навыками звукового анализа, в состоянии установить эту связь. Первый уровень морфологических обобщений усваивается детьми в первом полугодии (I и II четверти), второй — в III четверти.

Называя предметы в единственном и множественном числе, употребляя эти названия в косвенных падежах, образуя уменьшительно-ласкательную форму, учащиеся получают первоначальное представление об окончаниях, суффиксах, корнях слов. Названия предметов включаются в словосочетания, словосочетания — в предложения.

Рассказы — описания овощей, фруктов, животных составляют первые связные высказывания детей. Им предшествуют рассказы о производимых артикуляциях. (При звуке «ш» кончик языка находится за верхними зубами, язык в форме чашечки, губы выдвинуты и т. д.), а также анализ слов (В слове рама два слога: ра - ма; в первом слоге два звука: согласный р и гласный а и т. д.). Упражнения лексико-грамматического.характера не занимают ведущего места на занятиях первого полугодия. Они даются, как правило, в конце занятий и занимают не более 5—10 минут урока.

В процессе обучения делаются также практические обобщения в области грамматики и орфографии. Так, уже на дошкольных занятиях учащимся даются понятия о том, что предложения состоят из слов и слова в них пишутся отдельно, а первое слово пишется с большой буквы, о конце предложения ставится точка. Путем составления схем предложений эти правила закрепляются. При прохождении звонких согласных (з, ж, б, д. г) внимание учащихся обращается на тот факт, что в конце слов эти звуки оглушаются. Для сравнения логопед изменяет слова таким образом, чтобы сомнительный согласный звук произносился отчетливо. После чего дети самостоятельно упражняются в словоизменении, и таким образом получают представление о способах решения орфографических задач на правописание звонких согласных.

К концу первого этапа обучения первоклассники должны уметь:

1. Правильно произносить все звуки.

2. Провести звуковой анализ практически любого слова— уметь свободно выделять отдельный звук в слове, определять последовательность звуков в словах, их количество, дать качественную характеристику любого звука — гласный (ударный, безударный), согласный (глухой, звонкий, твердый, мягкий), уметь делить слова на слоги.

3. Правильно пользоваться словоизменением и наиболее распространенным словообразованием.

4. Конструировать предложения и распространять их определениями, дополнениями, обстоятельствами с помощью вопросов.

5. Составлять краткие рассказы — описания предметов, животных и т. д.

Необходимо отметить еще одну, не менее важную особенность обучения. Весь этот период дети не выполняют письменных упражнений. Вся коррекционная работа строится в устном плане. В тетрадях дети вычерчивают схемы предложений, слов, иногда печатают отдельные слова и слоги. Необходимость преобладания устных упражнений обговорена нами при изложении принципов обучения.

Длительность первого периода коррекционного обучения обуславливается временем прохождения «Азбуки» (а классе детей б лет) и «Букваря» (в классе детей 7 лет).

При подготовке к занятиям логопеду необходимо четко определять их цели. Эти цели должны отвечать не только задачам специального обучения, но и по возможности касаться воспитания и развития учащихся. Наш опыт работы методистом Института усовершенствовании учителей убеждает в том, что логопеды испытывают затруднения при формулировке задач к коррекционным занятиям. С целью оказания им помощи в этом направлении попытаемся дать некоторые образцы. Задачами обучения в первый период могут быть: Уточнение артикуляции звуков. Закрепление правильного произношения каких-либо звуков. Дифференциация оппозиционных звуков на слух и в произношении. Овладение навыками звукового анализа слов (трехзвуковых слов тина мак, че-тырехзвуковых типа стол и т. д.) и др.

Воспитательные задачи могут быть определены тем речевым материалом, который используется на занятии. Если, например, дети упражняются в словоизменении и словообразовании по теме «Дикие животные», то можно провести беседу о поведении в зоопарке, бережном отношении к животным. Такие беседы вызывают искренний интерес учащихся, стимулируют общение со сверстниками и учителем.

При планировании задач развития советуем обратиться к Программе общеучебных умений и навыков, которые сгруппированы по трем направлениям: 1. Организация учебного труда. 2. Работа с книгой и другими источниками информации. 3. Культура устной и письменной речи.

Логопедам следует обратить внимание прежде всего на первую группу умений и помогать учителю их формировать. Перечислим эти умения.

Для учащихся 1 класса (шестилетних):

Ребята должны учиться: приводить в порядок рабочее место для занятий в классе; соблюдать правильную осанку во время работы; правильно пользоваться учебными принадлежностями; понимать учебную задачу, поставленную учителем; проверять свою работу по образцу; правильно ее оценивать. Учиться помогать учителю в проведении занятий.

Для учащихся I класса (семилетних):

Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действии при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результату; учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе. Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

Формирование у учащихся с дефектами речи навыков внимательно слушать учителя, товарищей, контролировать свою деятельность (и прежде всего, речевую) и деятельность товарищей, оценивать ее будет способствовать эффективности коррекционных занятии. По мнению Д. Б. Эльконина, в младшем школьном возрасте рациональнее начинать формирование учебной деятельности о формирования самоконтроля и самооценки. Приемы такого обучения логопеды смогут найти в работах Ш. А. Амонашвили, М. В. Матюхиной.

Приводим примерный план фронтального обучения первого этапа.

Занятие № 9

Т е м а: Звук л.

Цели:

Обучения. Уточнение артикуляции звука. Закрепление правильного произношения звука в слогах, словах. Развитие навыка звукового анализа 4-х звуковых слов.

Воспитания. Заботливое отношение к животным (на материале темы: «Домашние животные»).

Развития. Формирование умения контролировать правильное произношение своих товарищей, действия логопеда.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы звукового состава слов, фишки, индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

1. Повторение.

Задания: На какие две группы делятся звуки русского языка? (на гласные и согласные). Назовите гласные звуки. Назовите согласные. Вспомните артикуляцию звука к. Придумайте слова с этим звуком. Назовите в словах место звука к.

2. Сообщение темы занятия.

Вывешивается картинка — лук.

Задания: Назовите, что на картинке. Сколько звуков в этом слове? Назовите их по порядку. Какие звуки уже проходили? Какой звук новый? Скажите, что будем на занятии делать? (Учиться говорить звук л в словах, слушать этот звук, придумывать слова и т. д. Формы работы в этот период однотипные, и поэтому учащиеся могут сами выделить эти учебные задачи).

3. Уточнение артикуляции звука л. Характеристика звука.

Задания: Возьмите зеркала и произнесите звук л. Расскажите, что делает язычок. Проверьте, есть ли голос. Скажите, какой это звук (согласный, звонкий, твердый). Почему вы решили, что он согласный? (язычок мешает его петь). Работаем парами. Повернитесь друг к другу и произнесите по очереди новый звук, послушайте его.

4. Закрепление правильного произношения звука в слогах и словах.

Задания: Угадайте, какой слог я произношу. (Логопед беззвучно произносит слоги, дети хором их повторяют: ла, ло, лу, лы, ал, ол, ул, ыл, ала, оло, улу, ылы). Это же задание вместо логопеда проводит с группой один из учеников: Возьмите картинки, которые лежат у вас на партах, и по очереди называйте предметы громко и четко (лампа, луна, ласточка, пол, балкон и т. д.). Поменяйтесь картинками. Называйте их. Кому поручим оценить ваше произношение? (Дети называют имя. После выполнения задания этот ученик высказывает свою оценку речи товарищей).

5. Анализ слов со звуком л.

Вывешиваются картинки — луна, стол.

Задания: Назовите, что нарисовано на картинке. Произнесите слово еще раз, медленно, чтобы были слышны все звуки (лллууунннааа). Сколько всего звуков? Назовите первый, второй и т. д. Выложите слово из фишек. (Один ученик работает у доски, остальные за партами. Первый звук «л» согласный, обозначаем его синей фишкой, второй звук гласный у - безударный, обозначаем его красной фишкой, третий звук н — согласный, твердый, его обозначаем фишкой. Работающий у доски комментирует свои действия: В слове луна первый звук л, он согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета и четвертый, последний звук — а — гласный, ударный, обозначаем его красной фишкой с ударением. Читаем» слово — луна. (Все дети сверяют свои действия с действиями ученика у доски). Что изрисовано на второй картинке? (стол). Назовите звуки по порядку. Скажите мне, какие фишки я должна брать? (синюю, синюю, красную, синюю). При, выполнении задания логопед допускает ошибку, выкладывая синюю, красную, синюю, синюю. Выложив неверно, читает — стол. Спрашивает: правильно? И смотрит, как выполнили дети. Разыгрывается ситуация «рассеянного учителя». Обнаруживается ошибка, исправляется. Сравните оба слова. Что похожего в звуковом составе этих слов? Чем они непохожи? Придумайте слова, похожие на слово луна (Маша, мама), на слово стол. (Если дети затрудняются ответить на такой вопрос, предложить среди нескольких картинок найти такую, которая похожа по своему звуковому составу па слово стол (стул).

6. Развитие лексического запаса.

Задания: Назовите животных, которых вы знаете, видели в зоопарке, на улице, по телевизору. Вы все назвали взрослых животных, а теперь назовите' их детенышей. (Можно эту часть занятия провести в виде игры с мячом. Логопед называет взрослое животное и бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч, называя детеныша этого животного). В заключение этого упражнения он просит учащихся рассказать о том, есть ли у кого дома щенок или котенок и как дети за ними ухаживают.

7. Уточнение грамматических форм речи: образование множественного числа существительных от единственного числа.

Проводится аналогично предыдущему упражнению в виде игры с мячом, но в роли ведущего выступает ученик. Он произносит название детеныша в единственном числе (например, теленок) и бросает мяч другому ученику, тот, возвращая мяч, изменяет это слово, образуя форму множественного числа (телята). Это последнее упражнение можно провести, поставив детей в круг.

8. Итог занятия. — Скажите, ребята, что же мы сегодня делали на занятии? (Учились говорить звук л, составляли слова, играли в слова и т. д.). Понравилось вам занятие? Как вы работали?

Как видно из данного конспекта, основная часть занятия посвящается закреплению артикуляции звука л и упражнениям в звуковом анализе. Уточнению словаря по теме «Детеныши животных», упражнению в словоизменении отводится немного времени.

II этап к о р р е к ц и о н н о г о обучения посвящается преодолению лекснко -грамматического недоразвития. В центр обучения ставится реализация задачи формирования полноценных морфологических обобщении. Напомним, что мы выделяем два уровня формирования морфологических обобщений: первоначальный, который мы называем уровнем неотчетливого сознавания,. так как учащиеся только упражняются в правильном пользовании морфологическими элементами слов; и последующий уровень — отчетливого сознавания, на котором дети не только отличают изменение смыслового значения, вносимого морфемами, но и выделяют те звуко - буквенные сочетания, которые их образуют.

Первый уровень морфологических обобщении мы формировали в период прохождения «Букваря» (или «Азбуки»), второй — при переходе к изучению «Русского языка».

Морфологические обобщения у детей, речевое развитие которых протекает без отклонений, образуются под влиянием общения, в результате наблюдения за речью окружающих и своей собственной. Дети с общим недоразвитием речи могут накопить необходимые языковые обобщения только в результате специального обучения, в процессе которого они будут подводиться логопедом к этим необходимым для успешного обучения языковым наблюдениям. И в этом заключается особенность коррекционного обучения.

Упражнения на словообразование и словоизменение ставятся на втором этапе в центр обучения. Детям никакая грамматическая терминология и правила не сообщаются, за исключением тех, которые предусмотрены программой первого класса. В отличие от предыдущего этапа обращается внимание учащихся на зависимость значения слова от его формы.

Другая особенность обучения на этом этапе заключается в продолжении работы по звуковому анализу. Совершенствование навыков звукового анализа необходимо по двум причинам: во-первых, не все дети достаточно хорошо усваивают материал предыдущего этапа обучения, во-вторых, усвоение материала обучения на втором этапе находится в прямой зависимости от умения анализировать звуковой состав слов, выделять одинаковые и разные сочетания звуков (букв), образующих морфемы.

Прежде чем формировать практические морфологические обобщения, мы учим детей начальной лексико - грамматической группировке слов. По мнению С. Ф. Жуйкова, слова «предмет», «действие», «признак» необходимо вводить в речь первоклассников уже с добуквенного периода. По программе эта тема в первом классе проходится на уроках русского языка в IV четверти. Учащиеся - логопаты начинают ее изучение в начале второго этапа. Все слова в языке они делят на три большие группы: предметы, действия, признаки.

В процессе усвоения этих групп дети упражняются в постановке формально-грамматических вопросов к изолированным словам (кто? девочка, лев, заяц; что? стол, школа, Родина; что делает? бежит, поет; какой? красный, большой). Кроме этого, вырабатывается умение отвечать одним словом на вопрос, подбирать слова к поставленному вопросу.

Параллельно с изучением этих групп слов вырабатываются связи между словами и соответствующими местоимениями (он, мой, она, моя, оно, мое). Личные местоимения используются в качестве индикатора рода существительного, прилагательного, числа, лица, рода глаголов.

На усвоение лексико - грамматической группировки слов выделено девять занятий. Но этим количеством занятий не ограничиваются упражнения детей в определении грамматических значений слов (предмет — действие—признак), постановке к ним вопросов. В процессе дальнейшего обучения ученики повторяют этот материал, то на более высоком уровне. Так, обучение способам словообразования происходит внутри группы слов, обозначающих предметы, признаки, действия.

Определение группы слов, усвоение их грамматического значения, умение правильно ставить к ним вопросы помогут учащимся в дальнейшем усвоить части речи, избежать ошибок при грамматико-орфографическом разборе.

После того, как лексико-грамматические группировки слов учащимися усвоены, целесообразно приступить к осознанию формальных частей слова.

В задачу логопеда входит направить внимание детей на значение морфологических элементов слов. Наш опыт подсказывает, что возможна следующая последовательность работы:

1. Осознавание формы слова без выделения его значимых частей, то есть использование слова в заданной форме. Например, логопед предлагает детям придумать предложения со словами: а) бабушку б) домой. Для детей с недоразвитием речи характерно возвращение заданной формы слова в начальную и придумывание с ним предложения (У меня есть бабушка. Построили большой дом). Логопед должен настойчиво обратить внимание на заданную форму, выделить голосом окончание и попросить придумать предложение именно с этой формой. Если ребенок выполняет задание верно, значит, он осознает эту форму.

2. Осознавание окончаний. Логопед предлагает учащимся прослушать несколько слов женского рода с окончанием на «а» — рука, нога, сумка, книга и определить, что общего в звуковом составе услышанных слов. Владея звуковым анализом, учащиеся определяют общее окончание «а». После этого слова записываются на доске и общее окончание подчеркивается. Логопед выясняет у детей, что услышанные и записанные слова означают один предмет. Затем эти же слова произносятся логопедом и детьми во множественном числе, определяется общее окончание «и», которое выделяется, и это изменение окончания связывается с изменением количества предметов, обозначенных этими словами.

После выделения окончаний существительных женского рода предлагается выделение окончаний в словах среднего рода (окно, яйцо, весло, стадо). Аналогично выделяются окончания в единственном и множественном числе. После первого упражнения учащиеся быстро усваивают операцию выделения окончаний. Мы считаем, что можно ввести в словарь детей термин «окончание», он хорошо запоминается детьми.

Затем внимание учащихся привлекается к разным формам одного и того же слова. Для того, чтобы формоизменение слова воспринималось осознанно, логопед, предлагает ответить на его вопросы с помощью картинок. (Кто нарисован на картинке?—Малыш. Кого одевает мама?—Малыша. Кому подает пальто?—Малышу и т. д.). В результате ответов учащихся изменяется форма слова малыш. Разные формы слова записываются из доске и выделяются те сочетания букв (окончания), которыми данные слова отличаются.

Задания на выделение окончаний необходимо давать как на слух, так и с опорой на зрение (т. е. слова читаются с доски). Впоследствии можно давать задание самостоятельно изменять форму какого-либо слова. Сознательно изменяя форму слова, учащиеся тем самым выделяют окончание и его значение. Для лучшего осознавания формы слова предложить придумать предложение с этой формой.

С целью предупреждения ошибок в окончаниях и усвоении в третьем классе трудной темы «Склонение существительных и прилагательных», а также усвоения правописания глагольных окончаний, выделению окончаний, уточнению их роли отводится 7 занятий, но, кроме этого, внимание учащихся к окончаниям привлекается и на других занятиях этого периода обучения, а также при усвоении темы «Связь <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: