Тема 2.2 «Денежно-кредитная политика Банка России»




 

Задачи, порядок и сроки разработки и утверждения «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики»: порядок их принятия, реализация и отчет об их выполнении.

Порядок, сроки разработки и утверждения Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 45.

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Ежегодноформируемые основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации напредстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Составлению основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики предшествует следующая работа: Министерство экономики Российской Федерации составляет прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год. В прогнозе определяются цели: динамика ВВП, темпы инфляции, динамика внутренних инвестиций и привлекаемых в страну средств. На основе прогноза составляются: Сводный финансовый баланс государства - это система финансовых показателей, характеризующих важнейшие пропорции формирования и использования финансовых ресурсов страны за определенный период. Сводный финансовый баланс является финансовой программой, подкрепляющей прогноз социально-экономического развития страны. На его основе составляется государственный бюджет; Государственный бюджет (федеральный уровень); Министерство финансов должно профинансировать цели, выявленные в прогнозе социально-экономического развития. Формирование госбюджета предполагает и выявление его дефицита, а также определение способов (источников) его финансирования (внешнее и внутреннее). Последнее определяет специфику денежного обзора будущего периода. Денежный обзор – это консолидированный баланс денежной системы, он является результатом консолидации группировок статей балансов Банка России, Министерства финансов России и кредитных организаций.

Формирование госбюджета и определение его дефицита в конечном итоге определяет величину денежной массы, источники (внутренние и внешние) формирования объема денежной массы. Эта информация в дальнейшем используется при разработке единой государственной денежно-кредитной политики Банка России.

18.09.2018 г. Банк России опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.

Текущую ситуацию Центробанк видит так: «все более очевидно, что источники экстенсивного роста исчерпаны, внешние факторы не могут быть надежной основой долгосрочного экономического роста – скорее всего, в обозримой перспективе они будут выступать ограничением для него». ДКП строится на макроэкономическом прогнозе. Например, согласно прогнозу на ближайшие три года, на который опирается ЦБ, цена нефти будет чуть выше 40 долларов за баррель в течение трех лет в базовом сценарии, а в альтернативном сценарии она вырастет до 60 долларов за баррель к 2020 году.Быстрый переход от условно «сберегательной» к «потребительской» модели поведения населения официально закреплен в качестве системного риска в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России. Политика осторожного снижения ЦБ ключевой ставки и недопущение роста потребительского спроса выше темпов расширения производства, как предполагается, будет утверждена в качестве базового для Банка России до 2020 года.

Основные задачи, содержание и цели единой государственной денежно-кредитной политики Банка России.

Рассматривая проект бюджет на 2018 г. и период 2019-2020 гг.Правительство РФ предполагает позволит Банку России продолжить смягчение денежно-кредитной политики. Банк России в проектеОсновных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов отмечает, что ключевой его задачей на текущем этапе, а также в период 2018–2020 гг. является закрепление темпов роста потребительских цен вблизи 4%, а также формирование доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

Политика осторожного снижения ЦБ ключевой ставки и недопущение роста потребительского спроса выше темпов расширения производства, как предполагается, будет утверждена в качестве базового для Банка России до 2020 года.

Банк России нацелен на обеспечение ценовой и финансовой стабильности как важных условий для устойчивого экономического роста и социального благополучия.

Банк России с 2015 года проводит денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции. Она способствует устойчивости экономического роста и сохранению высокого уровня занятости. “Целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня. Цель по инфляции определена по индексу потребительских цен (ИПЦ), который широко используется субъектами экономики как индикатор инфляции. Динамика ИПЦ наиболее четко формирует инфляционные ожидания на будущий период. При принятии решений по кредитно-денежной политике Банк России использует не только ИПЦ (например, могут быть использованы индекс цен производителей промышленной продукции и базовая инфляция без учета продовольственных товаров).

Для достижения цели по инфляции Банк России на основе макроэкономического прогноза устанавливает уровень ключевой ставки, который отражает направленность денежно-кредитной политики.

Ставки денежного рынка имеют огромное влияние на различные аспекты экономики: они “воздействуют на другие процентные ставки в экономике и цены финансовых активов, а также на динамику валютного курса, что в свою очередь определяет решения экономических агентов относительно потребления, сбережения и инвестиций и в конечном итоге вносит вклад в формирование темпов роста цен.

Задачи Банка России очень разнообразны по своей сущности. Одной из них является, например, задача улучшить и повысить точность и качество информации об экономическом анализе, а также о прогнозировании различных экономических показателей.

Ожидания экономических агентов относительно динамики инфляции играют важную роль в ее формировании. Таким образом, в целях повышения эффективности мер денежно-кредитной политики Банк России проводит активную информационную политику, которая снижает инфляционные ожидания.

Наряду с ценовой стабильностью Банк России также обеспечивает стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы. Данная цель и цель по инфляции являются равнозначными и в долгосрочной перспективе взаимодополняющими. В частности, стабильная работа финансовой системы рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной экономической, в том числе денежно-кредитной политики.

При проведении денежно-кредитной политики одной из задач Банка России является обязанность контактировать и развивать механизмы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в таких областях как тарифное регулирование, налоговая политика информационная политика.

Быстрый переход от условно «сберегательной» к «потребительской» модели поведения населения официально закреплен в качестве системного риска в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.

 

Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ» к основным инструментам денежно-кредитной политики Центрального банка РФ относятся:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) обязательные резервные требования;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени;

9) другие инструменты, определенные Банком России.

 

Одним из ведущих инструментов денежно-кредитной политики, используемым для регулирования денежного обращения, являются процентные ставки по операциям Банка России. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Центральный банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая и понижая процентные ставки, Центральный банк РФ оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что, в свою очередь, влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Повышение ставки рефинансирования (кредитная рестрикция) влечет за собой удорожание кредитов, в результате сокращается денежная масса в обращении. Это снижает уровень экономической активности, способствует снижению темпов инфляции, однако одновременно снижаются темпы роста инвестиций, осуществляемых за счет банковских кредитов. После этого ограничивается платежеспособный спрос; возникают предпосылки стагнации. Снижение ставки рефинансирования (кредитная экспансия) приводит к противоположным результатам.

Центральный банк РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций: ломбардным; депозитным; РЕПО; кредитам овернайт; внутридневным кредитам. Процентная политика может проводиться и без фиксации процентной ставки (это означает, что процентная ставка по той или иной операции Банка России устанавливается в результате проведения аукциона: по ломбардному кредиту, операциям РЕПО, депозитным операциям).

В целях поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции Банк России использует политику изменения резервных требований. Обязательные резервы устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков посредством изъятия у них части свободных денежных средств, и, таким образом, происходит сокращение ликвидности всей банковской системы.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов также не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

С 01.01.2017 г. нормативы резервов по обязательствам в валюте РФ составляют 5 процентов, по обязательствам в иностранной валюте - 7 процентов. Величина нормативов по долгосрочным обязательствам аналогична вышеуказанным (5 и 7 процентов соответственно). Норматив по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ составляют 5 процентов, по обязательствам в иностранной валюте - 6 процентов.

В число инструментов денежно-кредитной политики входят также операции на открытом рынкес государственными ценными бумагами. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. При осуществлении этих операций Центральный банк РФ не только реализует направления денежно-кредитной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности.

Если Центральный банк РФ начинает активно предлагать различные виды ценных бумаг, то коммерческие банки, приобретая их, уменьшают свои свободные резервы и тем самым сокращают количество денег в обращении. При покупке Центральным банком РФ ценных бумаг происходит увеличение денег в обращении, поскольку коммерческие банки превратят избыток своих свободных резервов в кредиты.

Выбор Банком России активов для операций открытого рынка определяется положениями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, в соответствии с этим Законом круг ценных бумаг в операциях на открытом рынке ограничен только государственными ценными бумагами. В отношении использования всех остальных ценных бумаг решение должно приниматься Советом директоров и/или Национальным финансовым советом.

К государственным ценным бумагам по российскому законодательству относятся ценные бумаги двух уровней:

1) ценные бумаги федерального бюджета;

2) ценные бумаги субъектов Федерации.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигациями. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит. Вместе с тем небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использовать их как базовый инструмент для операций. В последние годы фондовый рынок активно развивается, растут активность и объемы не только на рынке федеральных облигаций, но и на смежных рынках, в том числе на рынке ценных бумаг субъектов Федерации России и на корпоративном рынке. Все чаще стал обсуждаться вопрос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг ММВБ. Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России является рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Банк России осуществляет операции рефинансирования, обеспечивая:

регулирование ликвидности банковской системы;

право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Кредиты рефинансирования предоставляются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые затруднения. Кредиты предоставляются по процентной ставке, устанавливаемой ЦБ РФ, — ставке рефинансирования на условиях обеспеченности, срочности, платности и возвратности. Обеспечением для кредитов Банка России в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» могут выступать: иностранная валюта; государственные ценные бумаги; векселя, номинированные в российской и иностранной валютах; золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках. Кредиты рефинансирования классифицируются в зависимости: от формы обеспечения (под залог ликвидных и высоколиквидных ценных бумаг; под залог золота; под залог векселей и прав требования по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства кредитных организаций); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, пре- доставляемые путем проведения аукционов); сроков предоставления (краткосрочные — на несколько часов, среднесрочные — на 1 месяц и долгосрочные — до 1 года); целевого характера (на обеспечение ликвидности и на развитие определенных отраслей или целевых программ).

Регулирование процентных ставок по кредитам, как и ставок по депозитам, относится к политике процентных ставок Банка России по кредитам Банка России.

13 сентября 2013г. совет директоров Банка России в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции принял решение о реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики.

Данные меры включают в себя:

введение ключевой ставки Банка России путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя;

формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;

изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.

До этого основным индикатором политики Банка России в сфере сдерживания инфляции являлась ставка рефинансирования. Но после того как Банк России объявил ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок до 7 дней, данная ставка стала использоваться в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики.

С 1 января 2016г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и которое составляла 11,00% годовых и самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается. С 18.09.2017 г. Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку до 8,50% годовых.

Центральный банк активно использует и такой важный инструмент денежно-кредитной политики, как валютные интервенции.

Валютные интервенции являются эффективной системой валютного регулирования. Они заключаются в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Банк России проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

Валютные интервенции используются в качестве аналога операций на открытом рынке. В принципе механизм валютных интервенций мало чем отличается от операций открытого рынка — продажа иностранной валюты Банком России уменьшает банковские резервы, покупка увеличивает.

Однако применение этого инструмента имеет свои особенности. Валютные интервенции воздействуют на курс рубля по отношению к другим валютам. Продажа других валют центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка — к его понижению. Таким образом, центральный банк может корректировать краткосрочные колебания курса национальной валюты. Стоит отметить, что динамика курса национальной валюты в долгосрочной перспективе определяется факторами, не поддающимися контролю со стороны центрального банка, и в этом случае его попытки воздействовать на курс национальной валюты могут привести к истощению валютных резервов. Если центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и, соответственно, над предложением денег. Поэтому, предполагая, что операции на внутреннем валютном рынке сохранят роль «оперативного канала регулирования» банковских резервов, Банк России планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент — валютные свопы, позволяющие корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

Осуществление интервенции может преследовать различные цели:

удержание курса на заданном уровне (в заданном диапазоне);

сглаживание его резких колебаний;

обеспечение требуемой динамики курса;

пополнение валютных резервов Банка России;

поддержание ликвидности банковской системы.

Банк России производит валютные интервенции на биржевом и межбиржевом рынках.

С 10 ноября 2014г. Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами.

При этом новый подход Банка России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведению возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Одним из инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять количественные ограничения в равной степени касающиеся всех кредитных организаций в исключительных случаях только после консультаций с Правительством РФ.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Целевые ориентиры прироста денежной массы определяются на контрольный срок (на год), но могут корректироваться в течение указанного периода.

При установлении целевых ориентиров Банк России руководствуется следующими основными показателями:

прогнозируемый рост ВВП в реальном выражении;——

расчетная скорость обращения денег в прогнозируемом периоде;——

максимально допустимый уровень роста цен.—

С учетом структурных особенностей российской экономики и динамики инфляции в России установлена цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе.

По уровню обменного курса рубля Банк России не устанавливает каких-либо целевых ориентиров и не препятствует формированию тенденций в его динамике, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса, что обеспечивает возможность проведения более действенной процентной политики, направленной на поддержание ценовой стабильности, а также способствует адаптации экономики к изменениям внешних условий и увеличивает ее устойчивость к влиянию внешних факторов.

Банк России не имеет количественных целей по другим экономическим показателям, в том числе темпам экономического роста, но при принятии решений опирается на комплексный анализ состояния экономики, рассматривая широкий круг индикаторов.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций Банка России и утвержденного Советом директоров Банка России решения о выпуске.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Выпуск облигаций оформляется сертификатом облигаций Банка России. Банк России присваивает выпуску облигаций Банка России идентификационный номер.

Размещение облигаций Банка России производится в порядке, устанавливаемом Комитетом Банка России по денежно-кредитной политике в соответствии с утвержденным решением о выпуске облигаций. Решением о выпуске облигаций Банка России может быть предусмотрено размещение облигаций Банка России отдельными частями (траншами) в течение срока размещения облигаций Банка России.

В августе 2017 года Банк России предложит банкам альтернативный вариант размещения рублевых средств - купонные облигации. Первый выпуск таких бумаг со сроком погашения три месяца размещен 15 августа в объеме 150 млрд руб. Бумаги размещены по номиналу 1 тыс. руб. с погашением 15 ноября 2017 года. Ставка купона будет привязана к ключевой ставке ЦБ.

Купонные облигации Банк России не размещал в течение шести лет, с августа 2011 года.

Структурный профицит ликвидности означает, что денег у банков так много, что они уже не заинтересованы в привлечении средств ЦБ, а, напротив, сами выступают его кредиторами, размещая излишнюю ликвидность на депозитах и корсчетах. В устойчивом состоянии избытка ликвидности российская банковская система находится с начала 2017 года. По данным на 31 июля 2017г., объем структурного профицита в системе составляет 37,5 млрд руб. По последним оценкам ЦБ, объем профицита на конец 2017 года составит 0,9–1,4 трлн руб.

Ранее основным источником изъятия «лишних денег» у банков были депозитные аукционы ЦБ. По данным регулятора на 31 июля 2017 г., общий объем средств банков на счетах ЦБ составлял 670,2 млрд руб., причем бóльшая их часть — 659,2 млрд руб. — это депозиты на срок до семи дней.

Одним из инструментов денежно-кредитной политики, активно используемым Банком России в современных условиях, являются депозитные операции Банка России. Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы. Депозитные операции проводятся в соответствии с Положением о проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями (утв. Банком России 09.08.2013 № 404-П).

В настоящее время Банк России проводит депозитные операции с кредитными организациями-резидентами РФ в валюте РФ по фиксированным процентным ставкам и по процентным ставкам, определенным на аукционной основе (депозитные аукционы).

Депозитные операции по фиксированным процентным ставкам проводятся ежедневно на стандартных условиях. Депозитные аукционы проводятся еженедельно по четвергам на условиях, установленных Банком России (в соответствии с квартальным графиком проведения депозитных аукционов). Депозитные аукционы проводятся по «американскому» способу, при этом кредитная организация может подавать на аукцион как конкурентные, так и неконкурентные заявки (возможно также проведение депозитных аукционов по «голландскому» способу). Максимальная доля неконкурентных заявок для одной кредитной организации в настоящее время установлена Банком России в размере 50%.

Подача заявок кредитными организациями-контрагентами Банка России в Банк России на участие в депозитной операции может осуществляться:

1) путем передачи в территориальное учреждение Банка России Договора-Заявки (по установленной форме);

2) путем переговоров с использованием системы «Рейтерс-Дилинг»;

3) путем подачи заявки в Систему электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи (далее — СЭТ ММВБ).

Заключение депозитных сделок с использованием системы «Рейтерс-Дилинг» и СЭТ ММВБ осуществляет от имени Банка России уполномоченное подразделение Банка России — Сводный экономический департамент Банка России, г. Москва.

Система «Рейтер Дилинг» - это международная электронная дилинговая система, дающая возможность торговли различными финансовыми инструментами и представляет собой терминалы для доступа к электронным торговым площадкам, была создана в 1981 г.

Кредитная организация-контрагент Банка России самостоятельно выбирает способ подачи заявки на участие в депозитной операции Банка России.

Контрагентами Банка России по депозитным операциям являются банки, расчетные небанковские кредитные организации, небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции.

По состоянию на день (дату) проведения депозитной операции Банка России кредитная организация должна соответствовать следующим критериям:

1) отнесена к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с нормативными актами Банка России;

2) выполняет обязательные резервные требования Банка России (не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов, не представленного расчета регулирования размера обязательных резервов);

3) не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России.

Кредитная организация должна иметь заключенный с территориальным учреждением Банка России по месту открытия корреспондентского счета (субсчета(ов)) договор корреспондентского счета (субсчета(ов)) /дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета (субсчета(ов))/, предусматривающий право Банка России на взыскание с корреспондентского счета (субсчета(ов)) без распоряжения кредитной организации-владельца счета суммы штрафа за неисполнение (ненадлежащее исполнение) кредитной организацией обязательств по депозитной операции.

В настоящее время путем заключения двусторонних Договоров-Заявок Банком России проводятся только депозитные аукционы. Указанные депозитные операции проводятся в соответствии с Положением № 404-П от 09.08.2013. Информация об условиях проведения депозитных аукционов размещается на сайте Банка России в сети Интернет, доводится до сведения кредитных организаций территориальными учреждениями Банка России.

Кредитной организации, имеющей намерение участвовать в депозитных аукционах Банка России путем заключения двусторонних Договоров-Заявок, следует обратиться в территориальное учреждение Банка России по месту открытия корреспондентского счета с заявлением о заключении Соглашения об использовании аналога собственноручной подписи уполномоченных лиц при обмене Договорами-Заявками. В сроки, устанавливаемые Банком России, кредитная организация в целях участия в депозитном аукционе направляет в территориальное учреждение Банка России по месту открытия корреспондентского счета Договор-Заявку.

По итогам проведенного депозитного аукциона (в случае, если аукционная заявка кредитной организации вошла в список удовлетворенных заявок) кредитная организация в соответствии с условиями депозитной операции перечисляет сумму депозита со своего корреспондентского счета, открытого в территориальном учреждении Банка России, на счет по учету депозита, открытый ей в этом же территориальном учреждении Банка России.

Проведение Банком России депозитных операций с использованием системы "Рейтерс-Дилинг" осуществляется:

По фиксированным процентным ставкам на следующих стандартных условиях:

"овернайт" - депозитная операция сроком на 1 рабочий день (при совершении депозитной операции в пятницу - на период от пятницы до понедельника включительно), при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России, осуществляется в день совершения операции, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляется на следующий рабочий день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России;

"том-некст" - депозитная операция сроком на 1 рабочий день (при совершении депозитной операции в четверг - на период от пятницы до понедельника включительно), при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России, осуществляется на следующий рабочий день после совершения операции, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляются на следующий рабочий день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России;

"1 неделя" - депозитная операция сроком на семь календарных дней, при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России, осуществляется в день совершения операции, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляются на седьмой календарный день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России;

"2 недели" - депозитная операция сроком на четырнадцать календарных дней, при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России, осуществляются в день совершения операции, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляется на четырнадцатый календарный день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России;

"спот-некст" - депозитная операция сроком на 1 рабочий день (при совершении депозитной операции в среду - на период с пятницы до понедельника включительно), при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России, осуществляется на второй рабочий день после совершения операции, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляются на следующий рабочий день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России;

"спот-неделя" - депозитная операция сроком на семь календарных дней, при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России, осуществляется на второй рабочий день после совершения операции, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляется на седьмой календарный день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России;

"спот-2 недели" - депозитная операция сроком на четырнадцать календарных дней, при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозита, открытый в Банке России, осуществляется на второй рабочий день после совершения операции, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляется на четырнадцатый календарный день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: