Место и роль России в международных отношениях 90-х годов.




Практическое занятие № 2

«Внешняя политика России в 90-е годы. Национальный вопрос»

Цель: систематизация и расширение знаний обучающихся о экономическом кризисе в России в конце 90-х годов ХХ века.

Задание: внимательно изучите материал по теме и выполните по нему ОПОРНЫЙ конспект (на подобии того, что делали по культуре), отражающий новые тенденции внешней политики России в 90-е годы, конкретные изменения по каждому из направлений внешней политики и сложности национального вопроса.

Место и роль России в международных отношениях 90-х годов.

Принципиально новым фактором международных отношений после распада СССР стало окончание «холодной войны». Двуполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. Перед Российской Федерацией как правопреемницей Советского Союза встала задача выработки новой концепции внешней политики. Необходимо было утвердить себя в качестве ядерной державы, взявшей обязательства по договорам, заключенным СССР, выстроить систему отношений c бывшими союзными республиками, активно стройвшими свою государственность и искавшими свое место в мировой системе, и, наконец, определить свои приоритеты во взаимоотношениях с зарубежными государствами в условиях фактически формирующегося однополюсного мира.

Начало 90-х годов в российской внешней политике — переходный, трудный этап. Требовалось время для выработки новых ориентиров и понимания новой ситуации, в которой оказалась Россия. Делались первые попытки определить направления и приоритеты российской внешней политики. Значительно ослабли ближневосточная и африканская ниши российской внешней политики. Были заморожены и почти не развивались отношения с Кубой, КНДР, Лаосом, Вьетнамом, Ираком и другими традиционными союзниками бывшего СССР.

Недовольно быстро обнаружились большие сложности и противоречия при проведении прозападной политики. Росло и разочарование в Западе, в его искренности и желании помочь российским реформам. Страны Запада укрепляли связи с бывшими республиками Советского Союза, и создавалось ощущение, что Россия вновь попадет в изоляцию.

Отрезвление от иллюзий ознаменовалось пониманием важности восточного направления в российской внешней политике и прежде всего связей с Китаем и Индией. С конца 1992 г. к западному вектору, который оставался основным, прибавился восточный, и у российской дипломатии проявилось стремление возродить свои утерянные позиции на Востоке.

В ноябре 1992 г. состоялся визит президента, Б Н. Ельцина в Южную Корею, а в середине декабря — в Китай. Оба визита были достаточно успешными. Вскоре после возобновления активности в восточном направлении российская дипломатия обратила свои взоры на север, а затем и на юг.

Визит А.В, Козырева в Иран и состоявшийся в конце июня 1995 г. визит Б.Н. Ельцина в Грецию, а так же некоторое продвижение на российско-турецком направлении, свидетельствовали о том, что и южному спектру внешней политики стало уделяться внимание. Таким образом, во внешнеполитической доктрине России определились все направления: и западное, и крепнущее восточное, и северное, и южное.

Однако цели и задачи, которые были поставлены перед внешней политикой на этом этапе, оказались в целом нереалистичными. Начавшаяся в 1994 г. война в Чечне нанесла серьезный удар по международному имиджу России. С середины 90-х годов на внешнюю политику стал влиять еще один фактор — здоровье Б.Н. Ельцина. Его международная деятельность все более ограничивалась личными контактами с избранными лидерами—в формате «встреч без галстуков». России приходилось отступать на всех дипломатических фронтах в дальнем зарубежье. Особенно на Западе.

С приходом в МИД Е.М. Примакова наметились изменения во внешнеполитических ориентирах. Россия стала более жестко отстаивать свои национальные интересы на международной арене. Опытный политик, в прошлом руководитель внешней разведки, Е.М. Примаков уже в первые месяцы ясно обозначил приоритеты своей деятельности на международной арене: проведение активной внешней политики с позиций великой державы в новой геополитической ситуации, укрепление позиций России в «Большой восьмерке», активная внешняя политика на всех направлениях, «по всем азимутам» и др.

Возросла внешнеполитическая активность России в ближнем зарубежье и на восточном направлении, которое стало восприниматься важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. 26 апреля 1996 г. в Шанхае главы пяти государств (Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан) подписали Соглашение об укреплении мер доверия в военной областив районе границы. Так возникла «Шанхайская пятерка». После длительного перерыва наметился прогресс в отношениях и с латиноамериканскими странами — Уругваем, Кубой и др.

В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: