Цель занятия: изучив данную тему, студенты должны знать:
- критерии оценки состояния здоровья ребёнка;
- группы здоровья детей;
- факторы, влияющие на состояние здоровья детей;
Студенты должны уметь:
- оценить состояние здоровья ребёнка;
- определить группу здоровья ребёнка;
- оформить историю развития ребёнка.
Краткое изложение теоретического материала. Комплексная оценка здоровья детей проводится в декретированные (эпикризные) сроки на основании следующих параметров.
I. Оценкафизического развития (приложение 1): соматотип, гармоничность, масса тела. При оценке ФР детей с 10 лет необходимо указать формулу полового развития (Приложение 2).
II. Оценка нервно – психического развития (приложение 3): соответствует эпикризному сроку, либо задержка на 1, 2 и т.д эпикризный срок (I, II, III и т.д. группы).
III. Оценка резистентности. Степень резистентности организма определяется числом острых заболеваний за год и характеризует степень устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям в соответствии с анатомо – физиологическими особенностями возраста. Критерием частой заболеваемости детей являются 4 случая в год, и резистентность расценивается как сниженная с возможностью развития хронического заболевания (III, IV группа здоровья). В том случае, если наблюдение за ребенком продолжается меньше года, его резистентность можно определить по индексу частоты респираторных инфекций (индексу резистентности). Данный индекс рассчитывается по формуле:
Jr = количество перенесенных ребенком острых заболеваний / число месяцев наблюдения
Резистентность ребенка по данному индексу и частоте заболеваний оценивается следующим образом:
- хорошая – кратность острых заболеваний 0 – 3 раза в год (Jr 0-0,32);
- сниженная – кратность острых заболеваний 4 – 5 раз в год (Jr 0,33-0,5);
- низкая – кратность острых заболеваний 6 – 7 раз в год (Jr 0,5-0,67);
- очень низкая – кратность острых заболеваний 8 и более раз в течение года (Jr >0,67).
IV. Уровень основных функций и поведение детей проводится на основании общего обследования пациента, исследования показателей и сравнение с возрастной нормой (ЧД, ЧСС, АД, гемограмма, урограмма и др.), а также оценки поведения ребёнка, отражающего психическую деятельность и социальное поведение.
V. Наличие или отсутствие длительных и хронических заболеваний, врождённых пороков развития.
Наличие врожденной или хронической патологии выявляется педиатром в процессе наблюдения, обследования в амбулаторных или клинических условиях и является ведущим критерием при определении группы здоровья. При нескольких нозологических формах диагноза у ребенка оценка группы здоровья дается по основному, тяжелому по прогнозу из них.
Клиническое обследование ребёнка проводится с привлечением специалистов.
На основании полного обследования делается заключение:
- здоров;
- пограничное состояние;
- болен (диагноз).
VI. Для детей раннего возраста следует учитывать антенатальный и перинатальный анамнез: экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм, наркомания матери или отца, острые заболевания и операции во время беременности, возраст матери моложе 18 лет и старше 30 лет, токсикозы беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышенное или пониженное АД, быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кровотечение в родах, отягощённый наследственный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность.
С целью дальнейшего наблюдения за ребёнком, определением плана оздоровительных мероприятий решается вопрос о «группе здоровья» (табл. 36)
Основные задачи педиатра:
1. Сохранить I группу здоровья (примерно 25% детей) на протяжении всех периодов детства. Пути: рациональное питание, соблюдение санитарно – гигиенического режима, оптимальный уход, воспитание физическое и нравственное.
2. Оздоровление и перевод большинства детей из II группы (примерно 60% детей раннего возраста) в I, предупредить формирование хронической патологии. Пути: создание оптимальных условий развития ребенка, по возможности устранить неблагоприятные факторы. Лечение заболеваний: рахита, анемии, дистрофии, патологии ЦНС, кариеса.
3. Работа в группе часто болеющих детей. Пути оздоровления: закаливание, массаж, ЛФК, применение адаптогенов и иммуномодуляторов по показаниям, витаминов.
Для осуществления задач все дети в поликлинике подлежат диспансерному учету, осмотр проводится в декретированные сроки, наблюдаются узкими специалистами для раннего выявления отклонений и оздоровления.
Таблица 36