Россия и Содружество Независимых Государств.




Два первых года существования Содружества характеризовались центробежными тен­денциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекратилось существование общего экономического пространства. В разных направ­лениях развивались политические и правовые системы. Новые госу­дарства активно устанавливали самостоятельные экономические, по­литические и военно-политические отношения с третьими странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование наци­ональных Вооруженных сил.

Российская политика в отношении стран СНГ в 90-е годы опреде­лялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали не­обходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России. Дру­гой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обус­ловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приори­тетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономичес­кие процессы. В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел. Советом мини­стров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества. В Минске функционировал Исполнительный секре­тариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 90-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реали­зована.

К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Рос­сией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-полити­ческой области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной безопасности (1992), сокращалось российское воен­ное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализован­ной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в «политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе». Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.

Во второй половине 90-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интегра­ции в военно-политической сфере, происходила «экономизация» свя­зей.

Россия и югославский кризис. Начало боевых действий на террито­рии Югославии связано с объявлением 25 июня 1991 г. Словенией и Хорватией о своей полной независимости и о выходе из состава Юго­славии. Это произошло после проведения на территории этих респуб­лик референдумов, в которых за это проголосовало большинство на­селения. Вслед за объявлением независимости на территорию сепара­тистов вступили части Югославской народной армии (ЮНА).

В последний год существования СССР высказывался за сохране­ние целостности Югославии и дистанцировался от происходящих в ней событий. Однако с начала 1992 г. ситуация резко изменилась. Вслед за США и рядом европейских государств независимость Хорватии, Сло­вении, Боснии и Герцеговины признала и Россия. Она также «поло­жительно отнеслась к воле народов Сербии и Черногории жить в еди­ном государстве», созданном в апреле 1992 г. и взявшем название Со­юзная Республика Югославия (СРЮ).

Однако ста­новилось все очевиднее, что Запад не является беспристрастной сто­роной в конфликте, поддерживая антисербские силы. Это нашло от­ражение в бомбардировках в 1994 и 1995 гг. позиций воюющих сербов авиацией стран НАТО, осуществленных на основе расширительной трактовки резолюций ООН, против чего выступала Россия. В резуль­тате политического и военного давления руководство СРЮ (возглавляемое С. Милошевичем) весной 1995 г. согласилось признать Боснию и Герцеговину, а также и Хорватию в их, международно признанных, границах, и бойкотировать боснийских и украинских сербов до приня­тия мирного плана.

Новое обострение югославского кризиса началось в 1998 г. Фак­тическое поражение сербов в 1991-1996 гг. способствовало оживле­нию радикального сепаратистского движения албанцев в сербской области Косово. На территории соседней Албании формируется так называемая «Освободительная армия Косово» (OAK). В ответ на ее террористические действия против сербов сербская полиция прово­дит ответные операции, которые албанской стороной квалифициру­ются как геноцид против мирного населения. Однако при активном участии стран НАТО формируется международное мнение об ответ­ственности за этнические чистки, в первую очередь сербской сторо­ны.

Предлогом для силового решения конфликта стало для НАТО об­наружение тел 45 албанцев, убитых в местечке Рачак в Косово. В рам­ках начавшейся 24 марта 1999 г. военной операции под названием «Союзнические силы», в которой приняли участие 13 стран-членов НАТО, были нанесены ракетно-бомбовые удары по военным и граж­данским объектам СРЮ, которые повлекли за собой огромные чело­веческие жертвы и материальные потери. Погибли 2 тыс. гражданских лиц, 7 тыс. получили ранения, 30% из них — дети. Материальный ущерб превысил 200 млрд долларов. Бомбардировки были прекраще­ны 10 июня 1999 г., когда СРЮ приняла натовский ультиматум. Из Косово выведены сербские войска, а вместе с международными силам и r край вернулись не только албанские беженцы, но и боевики OAK. Как полагают специалисты, в нынешних условиях вероятность отторжения Косово от СРЮ заметно возросла.

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Преобразова­ния в СССР и России в конце 1980 — начале 1990-х годов делали политику страны в АТР более динамичной. 1989 г. был поворотным для нормализации отношений с Китаем: в мае этого года состоялся официальный визит в Пекин М. С. Горбачева, во время которого нор­мализованы межгосударственные отношения СССР и КНР. Взятый тогда курс закреплен после распада СССР. В 1992 г. в период визита в Пекин уже Президента РФ Б. Н. Ельцина подписана Пекинская декла­рация, подтверждающая волю сторон к активному сотрудничеству.

В 90-е годы отношения между двумя странами развивались доста­точно стабильно. Всего с 1991 по 1999 г. состоялось 6 российско-ки­тайских встреч на высшем уровне, которые происходили поочередно в Москве и Пекине. КНР стал вторым по значению торговым партне­ром России и одним из основных покупателей российской промыш­ленной продукции, в том числе военной техники и технологий. Рос­сийские специалисты участвовали в реализации китайских проектов по развитию атомной энергетики.

России и Китаю удалось достичь важных договоренностей в обла­сти урегулирования пограничных вопросов, длительное время осложняв­ших отношения между государствами. В 1991 г. подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в 1994-м — о западном. Оба договора ратифицированы парламентом. К 1997 г. рос­сийско-китайская граница была согласована на 97% ее протяженно­сти. В апреле 1996-го подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы, к которому в 1997 г. присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан (возникла так называемая «шан­хайская пятерка»). Стороны согласились о взаимном сокращении воо­руженных сил в районе границы, в результате чего на протяжении 7,5 тыс. км создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны ее линии. «Шанхайский форум» — встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопро­сов пограничного сотрудничества — регулярно проводился в 90-е годы.

Достаточно сложно развивались отношения России с Японией.

После распада СССР и до 1993 г. Япония настаивала на категорич­ной формуле "только все и только сразу", т.е. на одновременной пере­даче всех четырех островов, отойдя даже от компромисса, зафиксиро­ванного в декларации 1956 г., которая предполагала передачу лишь двух островов при условии заключения мирного договора. В 1992 г., под влиянием критики общественности и возражений властей Саха­линской области, российское руководство в полуофициальных выс­туплениях своих представителей говорило о несвоевременности и не­приемлемости требований японской стороны. Однако жесткая пози­ция Японии привела к тому, что в 1992 г. визит Ельцина в Токио дважды откладывался.

Позже Япония, убедившись в невозможности разрешения про­блемы в условиях неустойчивой политической ситуации в России и сильной общественной оппозиции передаче островов, смягчила свои позиции. В ноябре 1993 г. во время визита в Японию российский прези­дент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в со­ветских лагерях до 50~х годов. Тогда же была подписана Токийская дек­ларация, в которой стороны выразили готовность продолжить поиск решения проблемы мирного договора и в этом контексте — обсуждение проблемы спорных островов. Новым шагом в этой дискуссии стала со­стоявшаяся в 1997 г. в Красноярске «встреча без галстуков» Б. Н. Ельцина и премьер-министра Р. Хасимого, на которой подписано соглашение о намерениях добиваться разрешения спора об островах до 2000 г. Одна­ко в дальнейшем эта инициатива развития не получила.

Национальный вопрос

Конститyция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов. НО

Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовем некоторые из них.

Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Что это значит? По Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны. Но это равенство оставалось во многом не реальным, а формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий и возможностей других регионов.

Согласно национальной политики 90-х гг., принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России. Башкортостан, например, объявил себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, ввелa собственные налоги и прекратила их перечисление в федеральный бюджет. Были созданы самостоятельные от федеральных органов судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат. Подобного рода решения принимались в Татарстане и Чечне, Якутии и Туве. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.

Реакция последовала незамедлительно. Края и области, обладавшие мощным экономическим потенциалом и значительным населением, энергично протестовали против неравенства субъектов Федерации. Встал вопрос и о гарантиях прав русских, составлявших 85 % населения России.

О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири - Енисейскую. Эти процессы образно называют "суверенизацией" краев и областей.

Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Президенту Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана в составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях с федеральными властями договор о разграничении полномочий.

Иной курс выбрало руководство Чечни. Оно отказалось от заключения любых договоренностей с центром. Отношения с ней приобрели крайне напряженный, драматичный характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению "чеченской проблемы".

Дo лета 1994 г. российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооруженных формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной "Чеченской Республики Ичкерия" Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале "священной войны с Россией за независимость".

1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994г. федеральные силы вошли в Чечню.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили тeppopoм: захватили почти три тысячи заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

Начался новый этап вооруженного противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства достижения своих целей.

Потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный центр пойти на переговоры. Результатов они не принесли. В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Они учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства. Но преодолеть все противоречия и решить все проблемы в национальной политики так и не удалось.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: