Два первых года существования Содружества характеризовались центробежными тенденциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекратилось существование общего экономического пространства. В разных направлениях развивались политические и правовые системы. Новые государства активно устанавливали самостоятельные экономические, политические и военно-политические отношения с третьими странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование национальных Вооруженных сил.
Российская политика в отношении стран СНГ в 90-е годы определялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали необходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России. Другой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обусловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приоритетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономические процессы. В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел. Советом министров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества. В Минске функционировал Исполнительный секретариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 90-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реализована.
К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-политической области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной безопасности (1992), сокращалось российское военное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализованной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в «политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе». Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.
Во второй половине 90-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интеграции в военно-политической сфере, происходила «экономизация» связей.
Россия и югославский кризис. Начало боевых действий на территории Югославии связано с объявлением 25 июня 1991 г. Словенией и Хорватией о своей полной независимости и о выходе из состава Югославии. Это произошло после проведения на территории этих республик референдумов, в которых за это проголосовало большинство населения. Вслед за объявлением независимости на территорию сепаратистов вступили части Югославской народной армии (ЮНА).
В последний год существования СССР высказывался за сохранение целостности Югославии и дистанцировался от происходящих в ней событий. Однако с начала 1992 г. ситуация резко изменилась. Вслед за США и рядом европейских государств независимость Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины признала и Россия. Она также «положительно отнеслась к воле народов Сербии и Черногории жить в едином государстве», созданном в апреле 1992 г. и взявшем название Союзная Республика Югославия (СРЮ).
Однако становилось все очевиднее, что Запад не является беспристрастной стороной в конфликте, поддерживая антисербские силы. Это нашло отражение в бомбардировках в 1994 и 1995 гг. позиций воюющих сербов авиацией стран НАТО, осуществленных на основе расширительной трактовки резолюций ООН, против чего выступала Россия. В результате политического и военного давления руководство СРЮ (возглавляемое С. Милошевичем) весной 1995 г. согласилось признать Боснию и Герцеговину, а также и Хорватию в их, международно признанных, границах, и бойкотировать боснийских и украинских сербов до принятия мирного плана.
Новое обострение югославского кризиса началось в 1998 г. Фактическое поражение сербов в 1991-1996 гг. способствовало оживлению радикального сепаратистского движения албанцев в сербской области Косово. На территории соседней Албании формируется так называемая «Освободительная армия Косово» (OAK). В ответ на ее террористические действия против сербов сербская полиция проводит ответные операции, которые албанской стороной квалифицируются как геноцид против мирного населения. Однако при активном участии стран НАТО формируется международное мнение об ответственности за этнические чистки, в первую очередь сербской стороны.
Предлогом для силового решения конфликта стало для НАТО обнаружение тел 45 албанцев, убитых в местечке Рачак в Косово. В рамках начавшейся 24 марта 1999 г. военной операции под названием «Союзнические силы», в которой приняли участие 13 стран-членов НАТО, были нанесены ракетно-бомбовые удары по военным и гражданским объектам СРЮ, которые повлекли за собой огромные человеческие жертвы и материальные потери. Погибли 2 тыс. гражданских лиц, 7 тыс. получили ранения, 30% из них — дети. Материальный ущерб превысил 200 млрд долларов. Бомбардировки были прекращены 10 июня 1999 г., когда СРЮ приняла натовский ультиматум. Из Косово выведены сербские войска, а вместе с международными силам и r край вернулись не только албанские беженцы, но и боевики OAK. Как полагают специалисты, в нынешних условиях вероятность отторжения Косово от СРЮ заметно возросла.
Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Преобразования в СССР и России в конце 1980 — начале 1990-х годов делали политику страны в АТР более динамичной. 1989 г. был поворотным для нормализации отношений с Китаем: в мае этого года состоялся официальный визит в Пекин М. С. Горбачева, во время которого нормализованы межгосударственные отношения СССР и КНР. Взятый тогда курс закреплен после распада СССР. В 1992 г. в период визита в Пекин уже Президента РФ Б. Н. Ельцина подписана Пекинская декларация, подтверждающая волю сторон к активному сотрудничеству.
В 90-е годы отношения между двумя странами развивались достаточно стабильно. Всего с 1991 по 1999 г. состоялось 6 российско-китайских встреч на высшем уровне, которые происходили поочередно в Москве и Пекине. КНР стал вторым по значению торговым партнером России и одним из основных покупателей российской промышленной продукции, в том числе военной техники и технологий. Российские специалисты участвовали в реализации китайских проектов по развитию атомной энергетики.
России и Китаю удалось достичь важных договоренностей в области урегулирования пограничных вопросов, длительное время осложнявших отношения между государствами. В 1991 г. подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в 1994-м — о западном. Оба договора ратифицированы парламентом. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% ее протяженности. В апреле 1996-го подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы, к которому в 1997 г. присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан (возникла так называемая «шанхайская пятерка»). Стороны согласились о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате чего на протяжении 7,5 тыс. км создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны ее линии. «Шанхайский форум» — встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопросов пограничного сотрудничества — регулярно проводился в 90-е годы.
Достаточно сложно развивались отношения России с Японией.
После распада СССР и до 1993 г. Япония настаивала на категоричной формуле "только все и только сразу", т.е. на одновременной передаче всех четырех островов, отойдя даже от компромисса, зафиксированного в декларации 1956 г., которая предполагала передачу лишь двух островов при условии заключения мирного договора. В 1992 г., под влиянием критики общественности и возражений властей Сахалинской области, российское руководство в полуофициальных выступлениях своих представителей говорило о несвоевременности и неприемлемости требований японской стороны. Однако жесткая позиция Японии привела к тому, что в 1992 г. визит Ельцина в Токио дважды откладывался.
Позже Япония, убедившись в невозможности разрешения проблемы в условиях неустойчивой политической ситуации в России и сильной общественной оппозиции передаче островов, смягчила свои позиции. В ноябре 1993 г. во время визита в Японию российский президент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в советских лагерях до 50~х годов. Тогда же была подписана Токийская декларация, в которой стороны выразили готовность продолжить поиск решения проблемы мирного договора и в этом контексте — обсуждение проблемы спорных островов. Новым шагом в этой дискуссии стала состоявшаяся в 1997 г. в Красноярске «встреча без галстуков» Б. Н. Ельцина и премьер-министра Р. Хасимого, на которой подписано соглашение о намерениях добиваться разрешения спора об островах до 2000 г. Однако в дальнейшем эта инициатива развития не получила.
Национальный вопрос
Конститyция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов. НО
Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовем некоторые из них.
Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Что это значит? По Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны. Но это равенство оставалось во многом не реальным, а формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий и возможностей других регионов.
Согласно национальной политики 90-х гг., принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России. Башкортостан, например, объявил себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, ввелa собственные налоги и прекратила их перечисление в федеральный бюджет. Были созданы самостоятельные от федеральных органов судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат. Подобного рода решения принимались в Татарстане и Чечне, Якутии и Туве. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.
Реакция последовала незамедлительно. Края и области, обладавшие мощным экономическим потенциалом и значительным населением, энергично протестовали против неравенства субъектов Федерации. Встал вопрос и о гарантиях прав русских, составлявших 85 % населения России.
О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири - Енисейскую. Эти процессы образно называют "суверенизацией" краев и областей.
Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Президенту Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана в составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях с федеральными властями договор о разграничении полномочий.
Иной курс выбрало руководство Чечни. Оно отказалось от заключения любых договоренностей с центром. Отношения с ней приобрели крайне напряженный, драматичный характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению "чеченской проблемы".
Дo лета 1994 г. российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооруженных формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной "Чеченской Республики Ичкерия" Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале "священной войны с Россией за независимость".
1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994г. федеральные силы вошли в Чечню.
К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили тeppopoм: захватили почти три тысячи заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.
Начался новый этап вооруженного противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства достижения своих целей.
Потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный центр пойти на переговоры. Результатов они не принесли. В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет.
Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.
В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Они учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства. Но преодолеть все противоречия и решить все проблемы в национальной политики так и не удалось.