Пояснительная записка
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования в размере 10-15 страниц. Другие методы исследования могут, конечно, применяться (и это поощряется), но достаточным является работа с литературными источниками и собственные размышления, связанные с темой. Прочитав определенное количество книг, брошюр и статей, сделав выписки и конспекты, составив план реферата, студент пишет реферат, включающий: титульный лист, план, текст реферата, библиографический список.
1.Текст реферата должен быть представлен в печатном виде с соблюдением всех правил оформления. Для выступления на семинарских занятиях по реферату студенту отводится до 5-7 минут[1]. Реферат обсуждается участниками семинара и оценивается преподавателем. Неозвученные рефераты сдаются для оценки преподавателю.
Темы рефератов**
1. Особенности национального экономического мышления.
2. Формы и методы регулирования рынка в странах Западной Европы.
3. Бегство капитала: природа, формы и социально-экономические последствия.
4. Государственные предприятия в экономике: понятие, мировые тенденции и российские особенности.
5. Безработица как социально-экономическое явление: сущность, мировые тенденции и российские особенности.
6. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации.
7. Роль государства в регулировании рыночной экономики.
8. Сущность и природа экономического кризиса в России в 90-е годы ХХ века.
9. Российская экономика: современное состояние и перспективы развития.
10. Цикличность развития рыночной экономики.
11. Роль и регулирование естественных монополий в РФ.
12. Развитие рынка ценных бумаг в России.
13. Проблемы экономической безопасности России.
14. Природа инфляции и антиинфляционная политика в России.
15. Инвестиционный кризис в России и пути его преодоления.
16. Венчурный капитал в системе экономических отношений.
17. Влияние тенденций глобализации бизнеса на венчурный капитал.
18. Проблема государственного долга России.
19. Проблемы развития аграрной сферы экономики России.
20. Россия в международном движении капитала.
21. Теневая экономика в России.
22. Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики.
23. Банковская система России: проблема реформирования.
24. Причины и последствия глобализации мировой экономики.
25. Экономика постиндустриального (информационного общества).
Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук.
Эссе – небольшое по объему литературное произведение (связный текст), отражающее позицию автора по конкретному актуальному вопросу (проблеме) на тему, предложенную преподавателем.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений.
Эссе включает в себя следующие элементы:
1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.
2. Основная часть. Включает в себя:
- формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;
- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;
- анализ контраргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.
3. Заключение.Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.
Написание эссе предполагает подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему на основе анализа собранных студентом конкретных данных по изучаемой проблеме.
Качество работы оценивается по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора Атериала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения). Для подготовки эссе студенту предоставляется список тем и требования к оформлению.
Оформление материалов эссе
Эссе представляется в электронном и печатном виде. Объем – от 3-х до 6-ти страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль – 14, интервал – полуторный. Поля: сверху и снизу – 20 мм, справа – 15 мм, слева – 30 мм.
Вверху справа указывается фамилия, имя, отчество автора эссе, место учебы, курс, направление (специальность).
Далее по центру страницы – название эссе заглавными буквами (стиль полужирный, обычный).
Затем через один пропущенный интервал располагается текст (отступ автоматический – 1,25 см, выравнивание по ширине, автоматический перенос слов).