У школьников среднего звена




Акти­визация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчи­вается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тог­да, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые. У мальчиков меняется голос.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функцио­нировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. По­этому для подростков характерны перепады сосудистого и мышеч­ного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физиче­ского состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости.

Эмоциональную нестабиль­ность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее про­цесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек более неопределен­ные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привя­занности, любви, поддержке, самоуважении).

По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и про­явлении личностных свойств. Но ребенок может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подрост­ковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертро­фированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, ко­жа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у под­ростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, усугубляют пессимизм и дополнительно нев-ротизируют.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказы­вает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созре­ванием оказываются в наименее выгодном положении; акселе­рация создает более благоприятные возможности личностного развития.

ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много измене­ний наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистич­ны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Онн вступают в страстные любовные отноше­ния — лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими ли­деру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполне­ны возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погру­жаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремон­но, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда мед­лительны и апатичны».

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».

Конечно, подростку еще да­леко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. У него могут появиться сигареты и обязательно — новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образ­цами, которые она видит на улице и обложках журналов.

Отметим, что внешний вид подростка часто становится источ­ником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в без­опасности, психолога рассматривают как механизм психологи­ческой защиты и называют социальной мимикрией. Копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда урод­ливыми, а образцы для подражания — не лучшими, в принципе, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, на­учиться брать на себя разнообразные роли. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрос­лости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, от­стаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляет­ся и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касает­ся вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы! взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Интересно, что подрост­ковый кодекс товарищества интернационален. Это взаимная поддержка; помощь в случае нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие; принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также сохранять доверенные тайны, не критико­вать друга при посторонних, быть терпимым к остальным его друзьям, не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга, не быть назойливым и не поучать, уважать его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном разви­тии. После поисков себя, личностной нестабильности у него фор­мируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Вспомним, как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты са­мооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, со­гласующегося с требованиями взрослых. Но несмотря на это до­школьники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их попросить описать себя, они это сделают, в основном, с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими: «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «О, это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на кол. Она «колышница».

Примерно в 11—12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, по­требность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, раз­нообразны — дни отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекатель­ности, представления о своем уме, способностях в разных облас­тях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» —- так назы­ваемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формиро­ванию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концеп­ции». С ним связаны еще два — оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка сво­их качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети по­этому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего ин­теллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о се­бе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девоч­ка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осо­знании своих возможностей идеальное «Я» может слишком силь­но отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком раз­рыв между идеальным образом и действительным своим положе­нием приводит к неуверенности в себе, что внешне может выра­жаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспита­нию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записы­вается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным — на­чинает читать художественную и научную литературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программысамосовершенствова­ния.

Самовоспитание становится возможным в этот период благода­ря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чу­до. Вместо того, чтобы дей­ствовать, подростки погружаются в мир фантазий.

ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированныма потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их oпеки, контроля и в разнообразных увлечениях — неучебных заняти­ях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что гово­рят о «подростковых реакциях».

Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» — характерны для подросткового возраста.

Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересе­каться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические (по классификации А.Е. Личко) и то не все. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию - истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов. т.д. Это наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увлечения, но и они иногда усложняют жизнь детям и их родителям. Бывает, что поглощенные своим делом подростки запускают учебу в школе.

На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, уча­стие в художественной самодеятельности и т.п. — любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, воз­выситься в глазах окружающих. Детям с аналогичной личностной направленностью бывают свойственны и лидерские увлечения, ко­торые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовы­вать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрецить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта, это вождение мо­тоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т.д. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом раз­виваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но иногда удовольствие им доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты.

Накопительские увлечения — прежде всего коллекционирова­ние во всех его видах. Страсть к коллекционированию может со­четаться с познавательной потребностью (например, при коллек­ционировании марок), со склонностью к накоплению материаль­ных благ (коллекционирование старинных монет, дорогах кам­ней), с желанием следовать подростковой моде (собирание накле­ек, этикеток от импортных бутылок) и т.д.

Самый примитивный вид увлечений — информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком обще­нии со сверстниками — во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это многочасовые пустые разго­воры в привычной «дворовой» компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг (от витрин магази­нов до уличных происшествий), длительное просиживание перед телевизором или видеомагнитофоном. По телевидению часами может просматриваться все подряд, особенно — фильмы детек­тивно-приключенческого жанра, боевики. Вся информация усваи­вается на достаточно поверхностном уровне, иногда тут же пере дается другим и забывается, заглушаясь следующей порцией. Это времяпрепровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подростков. Занятость - это профилактика.

В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнооб­разными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, на­кладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на от­ношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержатель­ное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих от­ношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверен­ность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной цен­ности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый сво­ими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возмо­жен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одино­ким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, лю­бят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельни­ка». Представление о счастье мальчик смог отразить в одной фра­зе: «Счастье — это когда тебя понимают».

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков мо­жет объединять в группу не только взаимная симпатия, но и об­щие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уров­нем социального развития, это благотворно отражается на разви­тии его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказы­вают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их об­щение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, цен­ности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех под­ростков принимают в группы, часть из них оказывается изолиро­ванной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе осо­бого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

Еще одна значимая сфера отношений подростков — отноше­ния со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родите­лей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ре­бенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значе­ние трудно переоценить. Ценностные ориентации под­ростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от по­зиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эман­сипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть са­мостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся от­ношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, глав­ным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и воз­можностей родителей перестроиться — принять чувство взросло­сти своего ребенка.

Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значи­мыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей по­являются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или кон­фликт в классе может быть компенсирован общением с родителя­ми или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоциональ­ного тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает теоретико-дедуктивно.

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск peшений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позво­ляют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня раз­вития интеллекта был бы невозможен характерный для этого воз­раста интерес к абстрактным философским, религиозным, поли­тическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают но­вый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психи­ческих функций, как восприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объ­ема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе пони­мания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизво­дят основной смысл прочитанного.

Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие во­ображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, се­рьезно заниматься разными видами конструирования и т.п.

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни же­лания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, к которому трудно общаться со сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую краса­вицу на балу и в нее сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса. Вообще фантазирует не счастливый, а неудовлетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подрос­ток никого не допускает, он может поделиться этой интимной ин­формацией только с близким другом.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: