Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: клубок ниток (мячик).
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»
Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить с группой, при этом взрослый находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!»
Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Маме улыбаемся»
Цель: закреплять умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение.
Оборудование: зеркало.
Ход игры: во время умывания (после умывания) ребенка перед зеркалом взрослый говорит: «Ой, лады, лады, лады! Не боимся мы воды, чисто умываемся – вот так! Маме улыбаемся! Улыбнулись все, посмотрите на себя в зеркало, вот так улыбнулись».
Игра «Вот Я!»
Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.
Ход игры: ребенок сидит на стульчике перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, - говорит он и присаживается за спинкой стула. – Я спряталась. А теперь ты спрячься, как Я». Ребенок повторяет движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая ребенка делать то же. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Вариант. Игра проводится с использованием шляпы.
Игра «Это моё!»
Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение «моё», подражать действиям взрослого.
Оборудование: одежда детей.
Ход игры: во время одевания на прогулку (после сна) взрослый поочередно берет в руки чью-либо вещь, показывает её детям, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять её и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!» Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребенка показывать на себя жестом.
Игра «Чья игрушка?»
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание детей, учить внимательно, рассматривать игрушки, продолжать учить использовать в своей речи местоимения «моя», «мой», указывать на себя жестом.
Оборудование: разные сюжетные игрушки, по одной на каждого ребенка.
Ход игры: взрослый сообщает детям, что принес им большую корзину с игрушками. Раздает каждому по игрушке и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время взрослый собирает все игрушки, кладет их в корзину и, поочередно, вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней ребенок должен сказать: «Моя» и взять ее у взрослого. Если ребенок ошибается в узнавании игрушки или не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Взрослый вновь предупреждает, что скоро соберет игрушки, и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.
По мере усвоения игры взрослый может спрашивать у детей название игрушки (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т.п.). Задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», Что это? Чья кукла?»