Риск – благородное дело?




Дошкольно -школьное отделение

2Близорукость у детей.

О.В. Мочкина

6 Ребенок и школа.

О.И. Янушанец

9 По какой вы программе?

М.М. Безруких

12 Эргономика рабочего

места школьника.

О.И. Янушанец

 

Для папы

15Как детям и их папам

подготовиться к школе.

И.В. Павлова

 

Здоровье в порядке спасибо зарядке

19 Оздоровительная гимнастика

для детей дошкольного

возраста.

Л.И. Пензулаева

21 Бодрящая гимнастика

для дошкольников.

Т.Е. Харченко

Рецепты здоровья.

Пальчиковая гимнастика.

Н.В. Нищева

24 Игры и развлечения детей на воздухе

весной (для детей старшего возраста).

Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,

Л.С. Фурмина

Для заботливых мамочек

Колыбельные песенки

Близорукость у детей

Близорукость (миопия) является наиболее распространенным нарушением зрения у детей. Это состояние, при котором главный фокус оптической системы глаза находится перед сетчаткой, в результате чего рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии.

Возникновение миопии зависит в основном от:

· от наследственных факторов – если миопия у обоих родителей, то риск ее возникновения у ребенка значительно увеличивается;

· условий внешней среды;

· постоянно возрастающих зрительных нагрузок.

У подавляющего большинства доношенных новорожденных превалирует дальнозоркость. Для недоношенных новорожденных характерно преобладание миопической рефракции (частота ее составляет от 30 до 50%). По мере взросления ребенка частота миопии возрастает от 4-6% в дошкольном возрасте до 32% у старших школьников.

Ребенок жалуется на снижение зрения вдаль, быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии, приближает текст к глазам. Однако часто приходится сталкиваться с детьми, которые не предъявляют жалобы, а прищуриваются, чтобы увидеть удаленные предметы (так как сжатые веки при этом играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче), лечатся от головных болей, которые могут быть следствием больших зрительных нагрузок и оптически некорригированной близорукости.

Как возникает близорукость? Чтобы яснее представлять механизм возникновения близорукости следует рассмотреть понятие аккомодации. Аккомодация – это способность глаза изменять свою рефракцию, то есть четко видеть предметы на разном расстоянии. В этом механизме участвуют определенные структуры внутри глаза (в том числе цилиарная мышца и хрусталик). При слишком частой фокусировке глаза на малое расстояние (эта ситуация возникает, например, у школьника при большой зрительной нагрузке) происходит перестройка оптики глаза. В результате ясное изображение на сетчатке получается лишь от объектов, находящихся на близком расстоянии. Причем, это происходит практически без подключения аккомодационного аппарата; иными словами, глаз создает себе оптимальные условия для работы вблизи, но при этом острота зрения вдаль нарушается. Так постепенно развивается близорукость.

Спазм аккомодации и привычно - избыточное напряжение аккомодации зачастую «симулируют» близорукость или искусственно усиливают ее степень. Эти состояния объясняются практически полной потерей способности оптического аппарата глаза к расслаблению, что сопровождается резким ухудшением остроты зрения и зрительной работоспособности.

Диагноз может поставить только врач – офтальмолог после закапывания в глаза капель, расширяющих зрачок. После осмотра с широким зрачком специалист может оценить степень близорукости, состояние оптически

структур глаза, изменения на глазном дне, которые могут возникнуть вследствие близорукости. Дальнейшая тактика лечения будет зависеть от полученных в результате осмотра данных.

Безусловно, успешное лечение близорукости необходимо начинать со следующих мер:

· повышение двигательной активности;

· строгое соблюдение в детских и образовательных учреждениях гигиенических норм по оборудованию и освещению учебных и классных комнат;

· неукоснительное выполнение детьми основных правил гигиены зрительной работы на близком расстоянии (чтение и письмо с расстояния 30-35 см, хорошее и ровное освещение поверхности, категорический запрет на чтение в положении лежа).

К сожалению, в большинстве случаев вышеперечисленные правила соблюдаются плохо или вообще игнорируются.

При решении вопроса о подборе очков врач исходя из степени близорукости после осмотра с широким зрачком, жалоб ребенка и сопутствующих заболеваний (косоглазие, амблиопия, гетерофория и др.).

При миопии слабой и средней степени выписываются, как правило, только очки для дали, при миопии высокой степени – очки для постоянного ношения, либо две пары очков для дали и для близи.

В каждом случае тактика лечения выбирается индивидуально в зависимости от данных объективного осмотра, зрительных нагрузок, дополнительных внешкольных занятий ребенка. Однако, надо помнить, что очки при близорукости, за исключением некоторых случаев, не обладают лечебными свойствами, а являются лишь средством оптической коррекции.

Для улучшения питания глаза, а также для остановки прогрессирования близорукости широко используют комплексную консервативную терапию. Она предусматривает как меры физиотерапевтического, так и медикаментозного воздействия.

Не потеряли своей актуальности в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования специальные физические упражнения для цилиарной мышцы, направленные на улучшение аккомодационной способности глаза и тем самым положительно влияющих на зрение. Полезны также массаж и самомассаж мышц боковой и задней поверхности шеи.

В течение долгих лет хорошо зарекомендовали себя методы рефлексотерапии в виде игло-и лазерной пунктуры биологически активных точек в области лица, ушных раковин и спины. Полезен также электрофорез с лекарственными препаратами.

В некоторых случаях используются упражнения со слабыми положительными линзами и слабыми призмами в сочетании с препаратами, расслабляющими цилиарную мышцу.

Для профилактики и комплексной терапии нарушений зрения в офтальмологии используется экстракт ягод черники в составе витаминно-минеральных комплексов. Экстракт черники улучшает микроциркуляцию и обмен веществ в тканях глаза.

Также улучшить обмен веществ в тканях глаза, особенно сетчатки, помогают препараты, содержащие не только экстракт черники, но и имеющие в составе витамины, микроэлементы, лютеин. Их можно применять как в качестве общеукрепляющего средства для профилактики заболеваний глаз, предохранения глаз от усталости и раздражения, так и при первых признаках расстройства зрения.

Одним из назначаемых офтальмологами в качестве средства, улучшающего питание структур глаза, является препарат Стрикс. Различные его формы содержат также витамины и микроэлементы с учетом потребностей детей разного возраста. Дошкольникам подойдет Стрикс Кидс, назначается с 4-х лет, школьникам с 6 лет – Стрикс Отличник, подросткам с 14 лет – Стрикс Тинейджер.

Проведенные исследования показали, что применение антиоксидантов приводит к субъективному улучшению симптомов близорукости, а также к объективному улучшению контрастной чувствительность.

В последние годы появились компьютерные релаксационные программы, которые просты в употреблении, эффективны и могут использоваться в домашних условиях.

При высоком темпе прогрессирования близорукости (более 1 диоптрии в год), или при развитии осложнений на глазном дне, в качестве дополнительного этапа лечения близорукости у детей проводится хирургическое вмешательство – склеропластика. Она не является альтернативой консервативному лечению детской близорукости и проводится в больше с целью улучшить питание задних отрезков глазного яблока. После операции консервативное лечение близорукости у детей продолжается.

Таким образом, профилактика близорукости сводится к неукоснительному соблюдению зрительного режима ребенком, адекватным физическим нагрузкам, чередованию зрительных нагрузок и физических упражнений.

Родители должны обязательно помнить, что некоторые дети не жалуются родителям на плохое зрение, предпочитая приблизить текст к глазам, прищуриться, пересесть на первую парту.

 

Следует обратить внимание:

· на осанку ребенка, когда он занят,

· на каком расстоянии работает вблизи,

· не прищуривается ли или не оттягивает наружный уголок глаза при рассматривании предметов на дальнем расстоянии,

· не «съезжает» ли со строчек при письме.

 

Все это должно насторожить родителей и явиться стимулом для срочного обращения к детскому офтальмологу, которого следует посещать не реже 1 раза в год даже при отсутствии жалоб со стороны ребенка.

Надо помнить, что близорукость в настоящее время – это реакция глаза на подчас колоссальные зрительные нагрузки, присущие современному миру. Учитывая, что с каждым годом они будут только возрастать, именно родители в тесном контакте с детским офтальмологом смогут найти необходимый баланс между образовательным процессом и правильным развитием и ростом глаза.

О.В. Мочкина, врач-офтальмолог

Детского диабетологического центра

 

1.344.000

зрительных впечатлений в день…

Неудивительно, что глаза устают

 

СТРИКС Кидс

Для заботы о зрении детей с 4 до 12 лет!

 

Источник растительных антиоксидантов

(экстракт черники), витаминов и минералов.

 

 

СТРИКС Отличник

Школьникам!

При зрительных и умственных нагрузках!

 

Уникальный комплекс Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, экстрата черники и витаминов в ЖЕВАТЕЛЬНОЙ капсуле

 

 

БАД, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ.
ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ

Ребенок и школа

 

Уже совсем скоро ваш ребенокдолжен пойти в школу. Многие родители со страхом ждут этого события. Действительно, первый класс – это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. Родители ежедневно должны решать, кто встретит ребенка после школы, накормит, поможет сделать уроки, проследить, чтобы он погулял, если мама приходит с работы поздно, а папа – еще позже. А сколько страхов пишут про школу. Сегодня уже все родители знают, что дети в школе перегружены, они болеют, у них ухудшаются осанка и зрение, нарушается психика. Но в школу идти надо. Куда сегодня без образования! И задолго до начала школьного обучения родители планируют: вот вырастет – и обязательно: школа с углубленным изучением иностранного языка, музыка, спорт – будем воспитывать образованного, сильного, красивого, успешного.

Очень часто бывает так. Все лето малыш жил ожиданием первого сентября. Может Как интересно было выбирать ранец, покупать яркие тетрадки, ручки, карандаши. И вот – долгожданный сентябрь. Проходит неделя-другая, и ребенок идет в школу как на каторгу. Все чаще утро начинается с препираний: «Не пойду! Не хочу! Не буду!»

Как же сделать так, чтобы учение приносило радость, ребенок сохранил здоровье, и родители гордились своим малышом?

Начните подготовку к школе за год до этого знаменательного события. Прежде всего, выясните у педагогов детского сада и вашего врача-педиатра, насколько ваш ребенок готов к школе и что необходимо сделать, чтобы получше подготовить его за оставшееся время. Не увлекайтесь тем, чтобы обучить его читать и считать, а займитесь тренировкой памяти, внимания, оздоровите ребенка. Обратите внимание на дефекты речи, может быть, необходима помощь логопеда. Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умение вместе работать. Особенно трудно к школьному обучению адаптируются дети, не посещавшие детский сад. Если по каким-либо причинам ребенка не удается отдать в садик, в последний год перед школой организуйте дополнительные занятия в детском коллективе.

При выборе школы подумайте, сможет ли ваш ребенок усвоить сложную учебную программу. Ориентируйтесь прежде всего на состояние здоровья ребенка. Помните, что чрезмерные учебные нагрузки могут затормозить развитие ребенка, стать причиной невроза. Не увлекайтесь содержанием образовательного процесса. Первые три года очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к учебе, чтобы ему нравилось учиться, и хорошее здоровье играет здесь очень важную роль. И еще один момент – близость школы к дому. Если вы выбрали очень хорошую с вашей точки зрения школу, но она далеко от дома, то лучше отказаться, даже если ребенка возят в школу на машине. Дорога в школу не должна занимать больше 15 минут.

В предстоящее лето ребенок должен хорошо отдохнуть. Однако путешествия, сопровождающиеся резкой сменой климата, в лето перед школой лучше не планировать. Если все-таки ваш ребенок отдыхал в другой климатической зоне, необходимо планировать его приезд минимум за три недели до школы, чтобы период акклиматизации не совпал с началом школьных занятий.

Для лучшей адаптации ребенка к школе целесообразно, чтобы кто-нибудь из семьи (мама, папа, бабушка, дедушка) освободили первый месяц для того, чтобы по-новому организовать жизнь всей семьи, проследить, как все будет получаться. Желательно на первые полгода прекратить все дополнительные занятия (спорт, музыка, иностранные языки), если ребенок посещал их ранее, и ни в коем случае не начинать на протяжении всего года, если ребенок ничем не занимался ранее. Адаптация к школе потребует очень много физических сил, и дополнительные занятия целесообразно начать тогда, когда вы убедитесь, что ребенок полностью справляется со школьной нагрузкой.

В первые две недели режим дня первоклассника по возможности должен приближаться к детсадовскому. Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если он кушает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков. Завтрак школьника должен быть плотным – помните, что в первой половине дня его ждут значительные нагрузки, и только школьный завтрак не может восполнить затраченную на них энергию.

Необходимо правильно рассчитывать время, которое требуется ребенку на сбор в школу, и это задача родителей. Важно спокойно разбудить ребенка, не подгонять его, не дергать по пустякам. Провожая малыша, пожелайте ему удачи, подбодрите его, ведь у него впереди трудный день. Встречая ребенка из школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как вы сами себя чувствуете после тяжелого рабочего дня). Если ребенок возбужден и ему не терпится чем-то поделиться, не откладывайте разговор на потом. Выслушайте его – это не займет много времени.

После обеда желательно, чтобы ребенок недолго (час-полтора) полежал, неплохо, если он заснет, как это было в детском садике; потом полдник – и на прогулку. Прогулка должна быть неутомительной – час-полтора. Помните, теперь у вашего малыша есть школьные обязанности, и даже если домашнего задания не задано, приучайте его к осознанию этих обязанностей. После прогулки повторите с ним то, что они делали в школе, соберите портфель, подготовьте школьную форму.

Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Все домашние задания нужно сделать до ужина. Ужин, тихие игры и спать – не позже 21 часа. Очень часто у детей складывается стереотип выполнения всех заданий поздно вечером, тогда, когда родители придут с работы. Важно сразу приучать ребенка к тому, что домашнее задание – это его обязанность.

Через две недели можно попробовать ввести тот распорядок, который вы планируете соблюдать постоянно. Это может быть режим продленного дня, или приходящая няня, помогающая ребенку обедать и делать уроки; а может быть, кто-нибудь (мама или бабушка) нашел в себе силы отказаться от работы в связи с тем, что ребенок начал обучение в школе. Важно понимать, что ребенок пошел в школу, и от родителей зависит, чтобы процесс адаптации, который длится приблизительно пять-шесть недель (до 10-15 октября) прошел безболезненно. Наиболее сложными являются первая и четвертая неделя. Понаблюдайте за ребенком. Обратите внимание на настроение, сон, аппетит. Если ребенок стал угрюмым, плаксивым, стал хуже кушать, плохо засыпать, то адаптация к школе проходит сложно. Очень часто в первый месяц школьного обучения дети теряют в весе. Это также свидетельствует о том, что предъявляемые физические и психические нагрузки превышают возможности организма.

Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель, затем – конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательными к состоянию ребенка. Помогите ему: правильно организуйте режим дня, поддержите его одобрением и не забывайте о достаточном полноценном питании. Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для мамы с папой нет ничего важнее его дел, его забот, радостей и неудач.

Выработайте в семье единую тактику общения с первоклассником. Возникшие разногласия родителей, дедушек и бабушек по поводу того, что «педагогично», а что нет, обсуждайте в отсутствие ребенка. Если вы видите, что что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, врачом. И последнее: не забывайте, что даже «совсем большие» дети – ведь ваш первоклассник уже «совсем большой» - любят сказку на ночь, песенку или ласковое слово.

Уже совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. Это здорово, главное – быть готовыми, и тогда родителям тоже не будет страшно. Займитесь подготовкой, не думайте, что вы уже все знаете, почитайте соответсвующую литературу, обсудите это на семейном совете. Начинайте планировать следующий год уже сейчас, потому что подготовка к школе потребует времени и сил.

О.И. Янушанец, доктор медицинских наук,

Санкт-Петербургская государственная

педиатрическая медицинская академия

 

 

По какой вы программе?

«А вы, по какой программе будете учиться?» - С этого сакраментального вопроса начинаются едва ли не все разговоры между родителями будущих первоклассников. И не случайно. Ведь в родительской среде уже не одно десятилетие бытует стойкое убеждение, что от того, по какой программе первоклашка будет осваивать грамоту и азы математики, зависят едва ли не его будущая карьера и благополучие.

Оставив за рамками сегодняшнего разговора само это далеко не бесспорное утверждение, попробуем разобраться: столь ли велика на самом деле разница между существующими программами начальных школ и что действительно стоит учитывать при выборе школы для будущего первоклашки. А поможет нам в этом академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор Марьяна Михайловна Безруких.

 

Велик ли выбор?

– Хотя,на первый взгляд, достаточно велик – все-таки целых шесть программ, – при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что это не так.

Принципиальное отличие есть только у программы Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. Она предполагает высокую степень взаимодействия педагога и ребенка и предъявляет к ребенку повышенные требования в плане как навыков общения, так и общей подготовки. Как правило, в классы, работающие по этой программе, стараются отобрать детей, которые до школы уже хорошо читают, владеют звукобуквенным анализом и даже умеют писать.

Остальные программы выстроены в традиционной логике. Среди них выделяется программа Л.В.Занкова, которую отличает высокая интенсивность. Все остальные - «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века» - являются вариациями традиционной программы и отличаются лишь в деталях.

О каждой из этих программ написано немало: от аналитических записок до родительских отзывов. Найти их на просторах Интернета нетрудно. Поэтому мы решили не делать подробный обзор, а попытались охарактеризовать каждую из них одной фразой, максимально точно передающей, с точки зрения авторов, ее сущность.

· Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: обучение от абстрактного к

конкретному, отсутствие готовых ответов, сотрудничество детей и

педагогов.

· Программа Л.В. Занкова – интенсивность и всеохватность, самореализация.

· «Школа России» - традиционность и стабильность, отсутствие спешки.

· «Начальная школа XXI века» - внимание к возрастным и личностным

особенностям, обилие игровых элементов, ситуация успеха для каждого

ученика.

· «Школа 2100» - учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а

учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта.

· «Гармония» - стремится объединить традиционные методики с новыми

подходами.

 

Доверяй, но проверяй

 

– Проблема еще в том, что нередко школа декларирует одну программу, а на практике учитель комбинирует в своей работе элементы самых разнообразных программ и методических разработок. И совершенно законно: сегодня учитель начальных классов имеет полное право самостоятельно выбирать, как именно строить процесс обучения, какие пособия и дидактические материалы использовать.

Поэтому даже если вас привлекает заявленный школой учебно-методический комплект, необходимо лично поговорить с учителем, чтобы выяснить:

· как учитель представляет себе работу по этой программе;

· какие использует дополнительные материалы;

· какие требования предъявляет к ребенку;

· какие возможные риски или проблемы он видит при работе по этой

программе.

 

Риск – благородное дело?

 

– Какой бы интересной и привлекательной ни казалась вам та или иная методика, прежде чем выбрать ее для своего ребенка, следует взвесить все «за» и «против». Прежде всего это касается, конечно, наиболее сложных и интенсивных программ.

Так, хотя программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова не предполагает домашних заданий, на практике освоить весь – довольно сложный и объемный -материал на уроке, как правило, не удается. А значит, ребенку с первого класса достаточно много придется заниматься дома. И если помимо общеобразовательной школы предполагаются дополнительные нагрузки, делать это придется за счет сна и прогулок.

Программа Л.В. Занкова менее сложна, но достаточно интенсивна. И у гиперактивных детей, у тех, кто имеет проблемы с концентрацией внимания, могут возникнуть сложности в обучении. Проблемы возможны и в том случае, если ребенок часто болеет: нагонять пропущенное ему будет довольно сложно.

Поэтому не стоит рисковать, выбирая программу интенсивного обучения, если ребенок:

· часто (больше 6 раз в год) болеет ОРВИ или у него есть любые хронические заболевания;

· имеет проблемы с эмоциональной регуляцией или концентрацией внимания;

· помимо общеобразовательной, посещает музыкальную школу;

· будет долго добираться до школы на транспорте.

 

Речевые проблемы

 

– Отдельно стоит сказать о школах с углубленным изучением иностранного языка. В них бывают самые разные общеобразовательные программы, от традиционных до интенсивных, плюс изучение одного, а иногда и двух иностранных языков.

Я бы не советовала отдавать в такие школы детей, у которых были какие-то нарушения речевого развития, если они ходили в логопедический детский сад, занимались с логопедом в поликлинике.

Родителям часто кажется: если к моменту поступления в школу у ребенка скорректировано произношение всех звуков, то проблема решена. Однако речевое развитие – не только артикуляция. Если ребенок не в состоянии пересказать сказку или мультик, запомнить стихотворение, составить рассказ по картине – это тоже свидетельствует о несформированности речевого развития. И программа школы с углубленным изучением иностранного языка будет для таких детей сложна, причем проявляется это обычно не сразу, а ближе к концу первого класса.

 

Школа полного дня:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: