Наиболее частым примером стилистических ошибок является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного, например, согласно (чего?); благодаря (чего?); вопреки (чего?). Необходимо писать: согласно, благодаря, вопреки (чему?) соответствующему положению. Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела, вычислительного центра; заведующий (чем?) отделом, лабораторией; руководство (чем?) акционерным обществом, министерством и т. п.
В студенческих работах часто встречаются нарушения правил употребления деепричастных оборотов. Авторы не учитывают, что оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны осуществляться одним и тем же лицом и соответственно это лицо и его основное действие должны в предложении находиться в позициях подлежащего и сказуемого. Пример такой ошибки: проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с руководителем темы. Правильно: проработав всего два месяца, он испортил отношения с руководителем темы.
Нередко встречаются ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении. Например: для определения состояния больного в конце лечения проводится контрольное обследование. В академической речи, тексте информационная роль порядка слов возрастает к концу предложения, поэтому из приведенного текста неясно, контрольное обследование проводится в конце лечения или для определения состояния больного. Представляется, что это предложение должно быть написано так: для определения состояния больного проводится контрольное обследование в конце лечения.
В деловой устной и письменной речи получили широкое распространение словосочетания с предлогом «о» (вопрос о подготовке, решение о применении и т. п.). Нередко встречаются случаи неправильного применения данного предлога. Например: современными исследователями отмечено о важности однозначности терминов (надо: отметил важность).
Оформление печатного текста
Компьютерная грамотность сегодня необходима любому специалисту. Изложим основные положения, касающиеся оформления печатного текста работы.
Текст работы должен быть распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги через два интервала (1,5 интервала в текстовом процессоре Word 6/7 for Windows 95/98). Широко используемыми шрифтами являются Times NewRoman Cyr, Courier New Cyr — кегль № 14. Формат бумаги А4 (210x297), размер левого поля — 35 мм, верхнего — 15 мм, правого — 10 мм, нижнего — 20 мм. Листы бумаги рамками не обводятся.
Рукопись распечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, а также переносы отрывков текста в другие места.
Все страницы студенческой работы нумеруются. Нумерация страниц производится сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист не нумеруется, но в общем объеме работы учитывается под номером 1. Нумерация выполняется на верхнем поле листа посередине страницы, арабскими цифрами без точки и других знаков («с», «стр.», «-»).
Каждая глава (раздел) начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным составляющим работы: введению, заключению, списку использованных источников и др.
Расстояние между названием главы и последующим текстом (названием пункта) должно быть равно трем интервалам. Расстояние между названием пункта и текстом — 2-3 интервала. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовки располагаются посередине строки. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.
Абзацы печатают с отступом в 5 знаков от начала строки или на расстоянии, равном 8—12 мм.
Для выделения в тексте отдельных слов или мест применяют подчеркивание, курсив, разрядку или набор прописными буквами. Выделение слов или фраз зависит от выбора автора.
Формулы подготавливаются в специальной компьютерной программе или вписываются в текст полностью от руки черной пастой (черной тушью) тщательно и разборчиво. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко.
Таблицы, рисунки, графики, фотографии как в тексте, так и в приложении (в основном) должны быть выполнены на стандартных листах (А4) или наклеены на листы белой бумаги такого же формата.
Ссылки на источники приводятся в тексте в следующем виде: [1, с. 23 - 25].
Библиографический список составляется в алфавитном порядке, выходные данные по ГОСТ-2008.