Воспитанники интернатных учреждений: социальный портрет




Согласно федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель»; а «дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке»[9].

«Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году составило 343,334 тыс. человек, из них в Республике Коми проживает 3,666 тыс. человек»[10].

«Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного. Вместе с тем существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70 процентов - дети подросткового возраста, 33 процента - дети с ограниченными возможностями здоровья, 40 процентов - дети, имеющие братьев и сестер»[11].

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в закрытых учреждениях, не способно полностью реализовать их интересы и права. «Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений»[12].Плохое состояние здоровья, отрицательный социальный опыт, эмоционально-психическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности - это то, с чем дети попадают в детские дома. При материнской депривации неизбежна десоциализация детей, при этом формируются люди, лишенные сострадания, не усвоившие социальные роли, и потому не приспособленные к самостоятельной жизни в обществе.

Большое значение при выходе в социум воспитанников интернатных учреждений играет социальная эксклюзия. «Социальная эксклюзия — это ситуация, при которой ребенок или подросток отчуждается обществом и исключается из полноценного социального воздействия и взаимодействия. Ситуация усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как трудной жизненной ситуации, с которой самостоятельно справиться они не могут. Социальная эксклюзия не может быть преодолена воспитанником интернатного учреждения индивидуально, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной социализации»[13]. Поэтому им нужно оказывать помощь со стороны специалистов по социальной работе, социальных педагогов, родственников, ближайшего круга общения.

«У воспитанников интернатных учреждений социальные затруднения, связанные с эмоциональными трудностями, приводят к нарушениям личностного роста, практически разрушается возможность формирования личностного ресурса, позволяющего преодолевать, по сути дела, экстремальные жизненные ситуации. Личностный рост воспитанников интернатных учреждений затруднен поиском смысла жизни, отсутствием целей и перспектив своего будущего»[14]. Это приводит к тому, что воспитанник интернатного учреждения абсолютно не приспособлен к самостоятельному проживанию, не умеет вести себя в социуме.

Для воспитанников интернатных учреждений характерны свои особенности. «Такие как: низкая социальная активность, несформированность жизненных планов и ценностей, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, потребительская психология по отношению к близким, обществу, государству, что в результате может привести к тяжелым последствиям: нежеланию учиться и работать, бродяжничеству, злоупотреблению алкоголем и наркотиками, попаданию в криминогенные структуры. Из-за отсутствия социально-педагогической помощи, патронажа эти дети совершают около 10–12 % всех правонарушений и преступлений в стране»[15]. Воспитанники детских домов являются очень уязвимой неприспособленной к жизни в социуме категорией, большинство представителей которой не знает к чему стремится в процессе своей жизни и бросается из крайности в крайность.

В интернатах ребята не стремятся делиться своими переживаниями, что сказывается в отсутствии близких дружеских связей. Это связано с тем, что в большинстве случаев лица, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты не могут выбирать свое окружение, что также приводит к эмоциональному дефициту, то есть практическому отсутствию выражения своих эмоций, что может привести к замкнутости.

Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность или агрессивность. Недостаток внимания и отсутствие родительской любви приводит к заниженной самооценке, отсутствую стремлений, так что у воспитанников не вырабатывается чувства индивидуальной значимости и каких-либо стремлений на будущее.

Проблемой является отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей, либо носит негативный характер. Ранний детский опыт ребенка несет в себе черты материнской деривации, отсутствия доверия к миру, несамостоятельность ведения своей жизни, агрессивности и подозрительности.

«Потребность воспитанников в положительных эмоциях, позитивных личностных переживаниях, связанных с собственным успехом и проявлением инициативности, практически не удовлетворяется и подменяется асоциальными формами эмоционального удовлетворения, такими как экстремальное поведение, рискованное поведение, алкоголь, секс и т. д. В результате появляются опасные связи и увлечения выпускников, которые не только приводят к трудной жизненной ситуации, но и создают ситуацию социальной эксклюзии»[16]. У воспитанников отсутствует родительский пример для подражания, или присутствует негативный и они не знают, какую стратегию поведения выбрать, тем самым еще больше запутываясь в себе.

Если детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, не удалось самоутвердиться в учебе, либо своей досуговой деятельности, то они ищут пути самоутверждения в компаниях сверстников. Если позитивная сфера не подкрепила самооценку воспитанника, он будет искать более простого её подкрепления, либо в уходе от реальности, путем употребления психо-активных веществ. Пристрастие к алкоголю и наркотикам наиболее пагубно для этой категории, так как условия среды, отсутствии семейной поддержки, негативное влияние сверстников, внутриличностные проблемы, неадаптивность поведения к меняющейся социальной среде – все это увеличивает риски алкоголизации и наркотизации этой категории молодежи.

«У данной категории детей существует проблема получения образования, поскольку они предпочитают сразу приступить к трудовой деятельности, тем самым пополняя ряды неквалифицированной, низкооплачиваемой рабочей силы. Причем заработную плату им желательно получать сразу, сдельно. Они берутся за выполнение даже самой грязной работы. Дети не приспособлены к построению жизненных целей и задач в долгосрочной перспективе[17]». Они не привыкли самостоятельно планировать свою жизнь, в интернате за них этим занималось государство.

В интернатных условиях у воспитанников четко не прослеживаются половые различия: девочки и мальчики не отличаются по стилю одежды, манере общения; девочки более агрессивны и тянутся к приключениям; у некоторых мальчиков выражена неуверенность в собственных силах, тревожность. Поэтому в будущем это сказывается на создании семей воспитанников. Брачные связи заканчиваются разводами, женщины оставляют своих детей. Сироты заводят ребенка с целью избавиться от одиночества, но не всегда готовы взять на себя полную ответственность. «Представления о будущей семейной жизни выпускников размыты и формальны: большинство (77%) сирот совершенно не представляют семейную жизнь, более половины говорят, что «пока еще рано думать о семейных отношениях. По данным, до 80% матерей, отказывающихся от новорожденных, сами являются выпускницами детских домов»[18].Что является истоком проблемы вторичного сиротства.

Таким образом, на социальный портрет подростка - воспитанника интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывает влияние большое количество проблем, что мешает полноценному психологическому становлению личности. В процессе социализации воспитанник находится в условиях закрытого учреждения, которое не позволяет полноценно сформировать определенные навыки, умения, качества личности, которые способствовали бы адаптации после выхода из детского дома. Поэтому подростки - воспитанники интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают низкими стартовыми возможностями в сравнении с подростками, выросшими в семье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: