Досуговая деятельность: сущность, виды, влияние на развитие личности




«Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Именно активность личности, ее поступки являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений»[19]. Поэтому очень важно то, каким образом личность в процессе своего формирования распоряжается своим временем.

«Охват детей дополнительными образовательными программами увеличился за 2 года на 1 млн. человек (с 11,5 млн. -12,5 млн.).По развитию сектора дополнительного образования лидируют Тюменская (49%), Липецкая (18%), Пензенская (17%), Рязанская (14%), Кемеровская области (11%). По данным социологических обследований, охват школьников программами дополнительного образования составляет сегодня около 64%. Еще 5 лет назад охват не превышал 59%»[20]. Это явление объясняется увеличением интереса населения к позитивным формам досуговой деятельности, оценка её эффективности в формировании личностных характеристик индивидов.

Дополнительное образование – это образование по выбору самого подростка, площадка для проб и ошибок в процессе подготовки к выбору своей профессиональной карьеры. Поэтому содержание современных программ, направленных на вовлечение школьников в активный досуг, направлены на саморазвитие, стимулирует, как соревновательность, так и творческие способности.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. «Сфера свободного времени при опоре на активное начало подростка позволяет подростку выбирать формы деятельности в соответствии со своими интересами, свободно общаться, проявлять инициативу, творить, осуществлять действия, ведущие к изменениям в социальной ситуации и ценностной динамике в сознании личности»[21]. Также эта сфера расширяет возможности самореализации индивида, его самоопределения, помогает при включении в общество, путем приобретения нового социального опыта. Таким образом, поведение ребенка приобретает творческий характер, помогает образовать социально-значимые качества личности.

Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Досуговая деятельность имеет также различные особенности. «Досуг имеет четко выраженные аспекты: физиологический, социальный, и психологический. Он базируется на свободе при выборе занятий и степени активности. Досуг предполагает не регламентированную и формальную, а свободную, активную, творческую деятельность, формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоактуализации, самовоспитанию, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранную деятельность формирует потребность детей в самостоятельности, свободе и независимости; способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков»[22]. Досуговая деятельность является массивным средством воздействия на личность, содействует формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих течение социальной адаптации.

Основными характеристиками досуговой сферы молодого поколения являются: «ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты; добровольность при выборе рода занятий и степени активности; свободная творческая деятельность; формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; стимулирует творческую инициативу; сфера удовлетворения потребностей личности; формирование ценностных ориентаций; способствует самовоспитанию личности[23]». То есть все характеристики позитивной досуговой деятельности направлены на развитие человеческого потенциала.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Цели, выполняют как положительные, так и негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие, к таким видам негативного досуга относятся употребление алкоголя и психоактивных веществ, с целью расслабится.

Существуют различные классификации видов досуга. Одна из них по целям досуговой деятельности. «Досуг можно разделить на досуговое потребление культуры с целью отдыха и с целью личностного развития. Личностное досуговое общение с целью отдыха и развлечения - общение с гостями и в гостях; прогулки, встречи с друзьями и знакомыми вне дома, посещение парков, клубов, ресторанов, кафе, дискотек, и т. п.; неспортивные игры - карты, домино, лото и др. Досуговое потребление культуры с целью отдыха, развлечения, получения информации, которое подразделяется на: - преимущественно домашние формы потребления культуры (просмотр телепередач, видеофильмов, слушание радио, звукозаписей, чтение журналов и газет); - посещение публичных зрелищ (кинотеатров, театров, концертов, музеев, спортивных соревнований и др.). Потребление культуры с целью личностного развития, повышения квалификации, уровня образования, сюда относятся: самообразование, посещение различных курсов; непрофессиональное творческое изобретательство, любительство (рисование, резьба по дереву, вышивание и т. п.); занятия, посвященные активному физическому саморазвитию и общению с природой - спорт и физическая культура; отдых за городом, туризм, охота, рыболовство, собирательство»[24]. Каждый из этих видов важен для личности, так как каждый индивид уникален и каждый имеет свои цели проведения своего свободного времени.

Существуют различные способы и формы взаимодействия людей в процессе досуговой деятельности. «Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам: по содержанию (познавательные, развлекательные); по времени (кратковременные, периодические, систематические); по характеру (пассивные, активные); по направленности контактов (непосредственные и опосредованные)»[25]. Каждая форма имеет свои особенности, направлена на различные аспекты запоминания и способствует формированию определенных навыков и качеств личности.

«Досуг при определенных обстоятельствах может и стать важнейшим фактором физического развития детей, так как, занимаясь интересным и любимым делом, дети поддерживают свое эмоциональное здоровье. Также досуговая деятельность напрямую способствует выходу из стрессовых состояний, снятию агрессии, тревоги. Досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше превращать задатки в способности, реализовать то лучшее, что в нем есть[26]». Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

«Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени разных групп населения. Во многом это обусловлено тем, что они по традиции занимаются организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности. Между тем реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки. Это и разнообразные виды любительства, и новые формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, форумов, экологических туров, экологических акций другие виды коллективной национальной жизни[27]». Таким образом, культурно-досуговая деятельность оказывает большое влияние на формирование патриотического духа, любви к своей родине, своему краю, своему городу.

Анализируя особенности влияния досуга на формирование личности, можно выделить различные направления организации досуга. «Досуг обеспечивает формирование нового круга общения и притязания личности на признание, связанного также с формированием нового ролевого статуса, что важно для саморазвития личности. Деятельность в сфере досуга - это деятельность по интересу и по свободному желанию, которая максимально способствует развитию интереса, возвышению потребности, с которой этот интерес связан. Досуг формирует навыки социальной активности, самоорганизации и самоуправления. Досуговая деятельность, коллективная, социализированная в значительной мере, ставит поведение личности в сфере досуга под социальный контроль, оказывается фактором управления поведением личности. То есть сам факт вовлечения человека в орбиту деятельности библиотеки, музея, клуба, кинотеатра, театра и других досуговых учреждений, независимо от уровня интереса и активности индивида, уже педагогически положителен[28]». Самостоятельность в досуге, его свободный выбор влияют на наличие в человеке стремлений, желаний, и на установку других жизненно-важных качеств и поведения личности.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями. Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении, в чем также способствует досуговая деятельность.

В действительности же, в последние десятилетия, досуговая деятельность молодежи имеет негативную форму. Молодежь тратит свое свободное время на интернет, просмотр телевизора, увлечение компьютерными играми, табакокурение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, занятие общественно-опасной деятельностью. Но если мотивировать подрастающее поколение занять свое свободное время позитивными формами досуговой деятельности, то это послужит для развития самих детей.

«Средства социально-культурной деятельности с использованием различных технологий позволяют как нельзя лучше выстраивать определенные модели, которые становятся на современном этапе социальной адаптации эталонами для решения различных проблем личности. Использование модульных блоков является эффективным, так как позволяет комплексно решать задачи оптимизации, вариативности и структурирования содержания занятий на деятельностной основе, осуществлять поэтапно контроль успешности усвоения социального опыта»[29]. Поэтому эффективно включать в досуговую деятельность элементы, способствующие усвоению социального опыта, приобретению навыков для успешной социализации и адаптации, включению в социум неадаптированных групп молодежи.

Таким образом, досуговая деятельность является одним из определяющих факторов становления индивидуальных качеств ребенка. Она способствует усвоению нового социального опыта, большей гибкости, самостоятельности и приспособляемости к новым условиям жизни в обществе. В связи с этим перед специалистами стоит задача привлечь молодежь к позитивным формам досуговой деятельности, чтобы уберечь её от вредных привычек, и помочь сформировать каждому ребенку сильную, всесторонне-развитую личность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: