Включение воспитанников интернатных учреждений в позитивную досуговую деятельность как фактор повышения уровня интеграции в обществе




Потенциал позитивной формы досуговой деятельности способен оказать существенное влияние на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью индивидуального подхода и ориентации на культурно-ценностные отношения. Досуговая деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционных прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности. Преодолевая препятствия в развитии себя в рамках позитивной досуговой деятельности, воспитанник детского дома будет воспитывать в себе целеустремленность, силу воли.

В нормативно-правовой базе рассматривается возможность включение воспитанников интернатных учреждений в позитивную досуговую деятельность.На международном уровне в Конвенции ООН «О правах ребенка» закреплены основные положения, касающиеся каждого ребенка. «Государства обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка»[30]. Каждый ребенок имеет право самостоятельно выбирать, какой деятельностью в свободное время он будет заниматься. Поэтому учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всячески способствуют появлению и развитию новых досуговых направлений для воспитанников, способствующих реализации их творческих, спортивных и учебных потенциалов.

«В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей»[31]. Поэтому на базе интернатных учреждений организуются секции кружки, проводятся различные досуговые мероприятия, способствующие личностному развитию детей и привлечению их к здоровому образу жизни.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» прописаны принципы дополнительного образования, как части досуговой деятельности. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»[32]. Таким образом, дополнительное образование способствует развитию у воспитанников интернатных учреждений личностных качеств, повышает их конкурентоспособность на рынке труда, увеличивает шанс успешной интеграции в общество.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2917 годы» в основных задачах выделены такие как, «развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей; государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей»[33], которые направлены на социализацию и развитие детей.

Досуговые мероприятия можно использовать для внедрения мер по «Обеспечению проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей»[34]. В контексте досуговых мероприятий дети лучше воспринимают информацию о пагубных привычках.

С точки зрения государственной молодежной политики наиболее важная задача по отношению к выпускникам детских домов стоит их успешная интеграция в общество. «Путем вовлечения молодежи в общественную деятельность; обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи; обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями»[35]. Для этого необходимо формировать такие качества личности, как самостоятельность, гибкость, дисциплинированность, коммуникабельность, обязательность, ответственность и других, способствующих формированию четких установок для успешной адаптации в социуме, которые формируются, в том числе, в рамках позитивной досуговой деятельности.

Можно сделать вывод, что международные и федеральные нормативно - правовые акты даны все возможности для внедрения позитивных форм досуговой деятельности для повышения стартовых возможностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при интеграции в общество.

На базе каждого интернатоного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется досуговые формы деятельности, которые регламентированы нормативными документами.

Приказом Министерства образования Республики Коми № 267 от 3.12.2009 г. детскому дому №1 г. Сыктывкара присвоен статус Республиканской экспериментальной площадки. « Объект эксперимента: Я-концепция воспитанников. Предмет эксперимента: воспитательная среда детского дома как совокупность условий развития положительной Я-концепции воспитанников. Цель эксперимента: проектирование воспитательной среды детского дома, обеспечивающей развитие положительной Я-концепции воспитанников»[36]. Эксперимент включал в себя три этапа: 2009 г. – концептуальный; 2010-2011гг. –моделирующий; 2012-2015гг. – проектировочно - обобщающий. По итогам эксперимента были достигнуты следующие результаты – были созданы– педагогические условия для воспитания, социализации, развития, самореализации воспитанников. «Успешно реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Программа обучения и воспитания в детском саду»; учебный план содержит 23 общеобразовательные программы, способствующие формированию у детей опыта коммуникации и самовыражения, нравственного самоуправления, управления своим поведением, социальной адаптации, профессионального самоопределения. Учебный план реализуется воспитателями, педагогами-специалистами детского дома в полном объёме. В соответствии с реализуемой программой экспериментальной деятельности по теме «Я–концепция воспитанника как важнейшая доминанта развития воспитательной среды детского дома» ведутся занятия по авторской программе Г.К. Селевко и Е.Н. Щурковой «Самосовершенствование личности». Ряд педагогов детского дома получили Сертификат участника Международного интернет-конкурса по внедрению в образовательный процесс Детского дома авторских технологий Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой. Анализ качества и содержания занятий, общих мероприятий указывает на положительную динамику показателей. По всем направлениям развития личности проводятся ежегодные традиционные мероприятия, используя современные подходы в их подготовке и проведении, где дети раскрываются, получают заряд положительных эмоций»[37]. Эта программа является одним из примеров реализации включения досуговой деятельности в быт воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их дальнейшей адаптации и социализации в обществе.

Согласно положению детского дома-интерната имени Католикова «содержание внеурочной деятельности должно учитывать достижения мировой культуры. Соответствовать: российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям Республики Коми;требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно - деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения»[38].

Досуг должен быть направлен на «создание условий для личностного развития воспитанников; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия воспитанников; приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, ценностям и традициям Российской Федерации и Республики Коми; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации воспитанников; обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития воспитанников; укрепление психического и физического здоровья воспитанников; развитие взаимодействия педагогов и воспитанников»[39]. В Детском доме-интернате имени Католикова внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.

Формы, на основе которых базируется внеурочная досуговая деятельность в домах интернатах: экскурсии; кружки; секции; круглые столы; конференции; олимпиады; соревнования; поисковые исследования; общественно полезные практики; проекты; классные часы; семейные часы.

Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников интернатных учреждений присутствуют психологические проблемы, связанные с выходом в социум. Это влияет на становление личностей воспитанников интернатных учреждений, их психологическое и эмоциональное развитие, их поведение в самостоятельной жизни. Упростить процесс адаптации может помочь развитие личностных качеств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем введения их в позитивную досуговую деятельность. Социальный опыт, приобретенный во время досуга, позволит быстрее приспособиться к самостоятельной жизни воспитанников после выхода из интернатного учреждения при выходе в социум.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: