Обзор отечественных исследований вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности




В последнее десятилетие увеличивается количество социологических исследований, связанных с вопросами адаптации детей и подростков в социальной среде, в том числе и средствами досуговой деятельности, так как знание психологических особенностей развития той или иной личности важно именно в контексте реализации личности себя в социуме.

Ряд авторов изучает влияние досуговой деятельности на поведение, наличие личностных качеств и характеристик воспитанников интернатов и влияние на их дальнейшую жизнь после выхода из интерната. Так, Беганцова И. С.[40], Попова А.С.[41], Белов В.Г.[42], Калимуллина О.А.[43], Бабосова Е.С.[44], Андреева А.А.,[45] Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[46] изучали влияние досуга на личностные качества молодого человека.

Так, в социологическом исследовании молодежной среды, проведенные под руководством Е. М. Бабосова и Ю. В. Никулиной в Минске (2007 г., объем выборки 1142 человека; 2009 г., объем выборки 1199 человек) и под руководством Ф. И. Храмцовой в Гомеле (объем выборки 412 человек), дали социологические данные, анализ и обобщение которых позволяют сформулировать качественно-количественные характеристики основных компонентов включенности молодежи в различные формы досуговой социокультурной активности. «Установлено, в частности, что каждые четверо из десяти опрошенных молодых людей (43,5%) основную массу досугового времени уделяют чтению, в среде студентов и учащихся такое использование свободного времени характерно более чем для 60% респондентов. К положительным тенденциям в развитии активного домашнего досуга в жизнедеятельности учащихся следует наряду с чтением отнести рисование, лепку, роспись по металлу, роспись по дереву, что характерно для 12% учащихся школ и профтехучилищ, сочинение стихов, прозы, чем занимается более 5% учащихся и свыше 8% студентов, занятия дополнительным образованием, чем занято 19,3% опрошенных, т. е. практически каждый пятый молодой человек»[47]. В молодежной среде преобладают различные виды проведения досуга, но при этом в позитивные формы вовлечено лишь 20 % опрошенных.

В своем социологическом исследовании Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В. по изучению влияния досуговой деятельности на формирование качеств подростка приходят к различным выводам. «Мотивационные детерминанты различны у подростков, не склонных к лени и склонных к ней. У подростков не склонных к лени мотивирующими стимулами являются самоорганизация и самостоятельность, которые проявляются, прежде всего, в умении, самостоятельно конструировать личностную активность и, как следствие, досуговую ситуацию, что также оказывает значительный вклад в уровень социальной адаптации, кроме того, подростки второй группы не только стремятся к самостоятельности, они желают проявить себя как инициативные и взрослые лично. Для подростков, склонных к бесцельному времяпрепровождению, свойственна большая экспрессивность, подозрительность и низкая нормативность [48]».

Кожемякина О.А. занималась проведением социологического исследования по изучению социальной адаптации с различными уровнями социализации подростков средствами культурно - досуговой деятельности. Она провела эксперимент по внедрению культурно - досуговой деятельности в быт подростков и провела сравнительный анализ между уровнями адаптивности ребят до и после эксперимента. «Проводимая психологической службой центров оценка состояния социальной адаптации подростков показала: изменения коммуникативной компетентности воспитанников, уменьшение поседствий стрессов, снижение уровня тревожности, повышение уровня мотивации к активной жизнедеятельности, стрессоустойчивость детей, участвующих в эксперименте»[49]. В результате своего исследования, Кожемякина О.А. приходит к выводу, что досуговая деятельность необходима для социальной адаптации молодого поколения, подверженного социальной эксклюзии, и является позитивным фактором для формирования личности индивидов.

В своем исследовании Белов В.Г. также сравнивает две группы предпочитающие активный и пассивный досуг. «Подростки, предпочитающие активную форму досуга, имеют большие показа­тели эмоциональной осведомленности, они более пластичны в эмоциональных прояв­лениях, умеют управлять эмоциями, умеют настроиться на эмоциональную волну то­го, с кем общаются, могут в большей степени распознавать эмоции других людей и в то же время могут воздействовать на эмоциональное состояние других людей в про­цессе общения. Для подростков, предпочитающие пассивный отдых, характерны склонность к тревожности, аггравации, напряженности, затруднения в контроле межличностных отношений, озабоченность своим социальным статусом, конформизм, скованность и зажатость в поведении, отсутствие непринужденности в общении, консервативность мышления. Для них характерны также неуверенность в себе и собственных возможностях, заниженная самооценка, пессимистический взгляд на жизнь, нерешительность, быстрая утомляемость, чувствительность и робость, низкая активность, склонность полагаться на волю случая»[50].

Проблема социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии (Л. C. Выготский, Л. И. Божович, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности ребенка.

Исследованием вопроса адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, средствами позитивной досуговой деятельности занималась О.В. Дутова. Целями её исследования были: «социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определение совместно с территориальными и отраслевыми органами управления Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[51]. Оно проводилось в ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей» в Санкт-Петербурге. «С целью развития социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности в центре разработана комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация»»[52]. Автор проводила анкетирования до и после введения программы, на этом и строится содержание её исследования.

Исследование О.В. Дутовой подтверждает эффективность влияние досуговой деятельности на развитие адаптивности воспитанников интернатных учреждений. «Рассмотренные на основанные приоритеты семейных ценностей и традиций, направления работы позволяют выделить «ступени роста» воспитанников от пассивного участника до активного субъекта, что дает возможность не только фиксировать развитие адаптационного потенциала детей-сирот, но и говорить об эффективности заявленной программы в целом. Это подтверждается результатами итогового диагностического замера критериев социальной адаптации: только 5 % воспитанников (первичная диагностика - 36 %) характеризуются социальной дезадаптированностью; у 16 % воспитанников (первичная диагностика - 26 %) наблюдается умеренное снижение социальной адаптации; у 11 % (первичная диагностика - 38 %) - низкий уровень социальной адаптации; у 68 % воспитанников (при первичной диагностике не выявлен) зафиксирован устойчивый средний уровень социальной адаптации»[53]. Таким образом, средствами досуговой деятельности можно воспитать в молодом человеке определенные качества, благодаря которым он легко вольется в социум.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследователей, изучающих тему вовлеченности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности не так много. Но достаточно широко изучаются адаптационные возможности позитивной досуговой деятельности на поведение дезадаптированных подростков в пространстве школ, средних и высших учебных заведений, социальных реабилитационных служб. Новым, но важным направлением исследования является возможность включения позитивной сферы досуговой деятельности как метода адаптации воспитанников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: