Учебно-методический комплекс ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Воспитание ребёнка в семье.
Составитель: Лашкова Г.Н
Направление подготовки (специальность) | 050708.65 – педагогика и методика начального образования |
Формы обучения | очная |
Череповец, 2013-2014 год
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 каб.
Выписка из рабочей программы дисциплины
Содержание разделов дисциплины
1. Социальные и психолого-педагогические основы семейного воспитания. | |
название раздела | |
Формирование картины мира ребенка. Современная картина мира родителей. Роль различных субкультур в формировании картины мира ребенка. Типы родительских отношений и виды семейного воспитания. Психолого-педагогические условия успешного семейного и общественного воспитания. | |
содержание раздела |
2.Семья и детский сад как факторы воспитания. | |
название раздела | |
Воспитательная среда семьи и ДОУ. Принципы и правила воспитания в семье. Методы семейного воспитания. Подготовка детей к дошкольному учреждению. Задачи и содержание дошкольного воспитания детей. Функции и принципы взаимодействия ДОУ и семьи. Этапы и формы взаимодействия ДОУ и семьи. | |
содержание раздела | |
3.Проблемы воспитания младших школьников и подростков в семье. | |
название раздела | |
Проблемы воспитания детей в неполной семье, в многодетной семье. | |
содержание раздела |
4.Физическое воспитание и развитие ребенка в семье. | |
название раздела | |
Понятия «здоровье», «болезнь», «здоровый образ жизни», «закаливание». Содержание физкультурно-оздоровительного направления развития дошкольников и младших школьников (по «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»). Сущность физического воспитания в семье. Способы закаливания. Анализ различных систем укрепления здоровья. Понятие о педагогической культуре родителей. Пути повышения педагогической культуры родителей. Доклад на тему: «Половое воспитание детей и подростков в семье». | |
содержание раздела |
5.Умственное воспитание и познавательное развитие ребенка в семье. | |
название раздела | |
Сущность познавательного развития ребенка. Содержание умственного воспитания. Средства умственного развития ребенка (игрушки, книги и пр.). Факторы умственного воспитания. Природа как средство познавательного развития детей. | |
содержание раздела |
6.Трудовое и экономическое воспитание ребенка в семье. | |
название раздела | |
Сущность трудового и экономического воспитания. Опыт трудового воспитания в семьях известных людей. Домашние обязанности. Семейный бюджет. Содержание и средства трудового и экономического воспитания в семье, детском саду, школе.Воспитание будущего семьянина. Доклады на темы: «Воспитание детей в городской семье» и «Воспитание детей в сельской семье», «Экономическое воспитание младших школьников в семье», «Профориентация ребенка в семье». | |
содержание раздела |
7.Работа социального педагога с семьей. | |
название раздела | |
Современные формы социально-педагогической помощи семье. Задачи и содержание деятельности социального педагога семейного типа. Работа с неблагополучными семьями. Работа с родителями ребенка-инвалида. Работа с родителями одаренного ребенка. | |
содержание раздела |
8.Социально-личностное развитие ребенка в семье. | |
название раздела | |
Сущность социально-личностного развития детей (по «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»). Семейные ценности. Обычаи и традиции семьи. Авторитет родителей. Опыт работы психолога и социального педагога с семьей в образовательных учреждениях г. Череповца. Доклады на темы: «Воспитание эмоций и чувств ребенка в семье», «Воспитание нравственных качеств личности детей в семье», «Патриотическое воспитание в семье», «Проблемы детей из неблагополучных семей», «Проблемы взаимодействия семьи с социумом». | |
содержание раздела |
9.Искусство как средство воспитания ребенка в семье. | |
название раздела | |
Виды и функции искусства. Методы, формы и средства приобщения детей к искусству. | |
содержание раздела |
10.Художественно-эстетическое воспитание ребенка в семье. | |
название раздела | |
Сущность художественно-эстетического воспитания. Факторы эстетического воспитания. Средства художественного развития. Диагностика художественной одаренности. Социальные институты художественно-эстетического воспитания детей и подростков. Роль родителей в художественно-эстетическом воспитании ребенка. Доклады на темы: «Домашнее воспитание в России: история и современность», «Развитие художественных способностей ребенка в семье». |
Модуль 2. Основная учебная литература по дисциплине.
1. Глебова СВ. Детский сад - семья - аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.-111 с.
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М, 2002. -120 с.
3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2002.- 160 с.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2003. -232 с.
5. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. - М.; Вологда, 2002.
Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине.
Учебно-методическая карта дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Л | ЛР | пз | С | Форма контроля |
Социальные и психолого-педагогические основы семейного воспитания. | ||||||
Семья и детский сад как факторы воспитания. | ||||||
Проблемы воспитания младших школьников и подростков в семье. | ||||||
Физическое воспитание и развитие ребенка в семье. | ||||||
Умственное воспитание и познавательное развитие ребенка в семье. | ||||||
Трудовое и экономическое воспитание ребенка в семье. | ||||||
Работа социального педагога с семьей. | ||||||
Социально-личностное развитие ребенка в семье. | ||||||
Искусство как средство воспитания ребенка в семье. | ||||||
Художественно-эстетическое воспитание ребенка в семье. | экзамен |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Физическое воспитание и развитие ребенка в семье
1. Понятия «здоровье», «болезнь», «здоровый образ жизни», «закаливание».
2. Содержание физкультурно-оздоровительного направления развития дошкольников и младших школьников (по «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»).
3. Сущность физического воспитания в семье.
4. Способы закаливания.
5. Анализ различных систем укрепления здоровья.
6.Понятие о педагогической культуре родителей.
7.Пути повышения педагогической культуры родителей.
8.Доклад на тему: «Половое воспитание детей и подростков в семье».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2