Отчет по научно-исследовательской работе




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»

ФГБОУ ВПО «КНИТУ»

Высшая школа экономики

Кафедра Экономики, организации и управления производством

 

Отчет по научно-исследовательской работе

 

Тема исследования «Управление качеством образовательных услуг как фактором целевого позиционирования высшего учебного заведения»

 

Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Программа подготовки «Производственный менеджмент»

сроки: 4.05.2015 - 14.06. 2015 г. (шесть недель)

 

магистрант 1 курса, группы 94-М.003, Стрекалова Гузэль Рафаиловна

 

Научный руководитель

д.э.н., профессор ______ ____ ______ Киселев Сергей Владимирович

Защищен «___»__________2015г.

 

Казань – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

с.

ВВЕДЕНИЕ 3

1ТЕОретические основы управления КАЧЕСТВом образовательных услуг 6

1.1 Сущность категории «качество образовательных услуг» и методы

его достижения 6

1.2 Целевое позиционирование высшего учебного заведения

по критериям качества образовательных услуг 13

1.3 Зарубежный опыт и отечественная практика управления качеством образовательных услуг 20

Заключение 29

Список используемых источников 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Создание инновационной экономики является одной из приоритетных задач социально-экономического развития России, и в этой связи современному обществу требуются люди, способные к деятельности в условиях быстрых перемен и с широким кругозором, что неизбежно связано с качеством образовательных услуг, оказываемых высшим учебным заведением.

Потребность в оценки качества образовательных услуг и разработка эффективных форм и методов управления качеством образовательной деятельности объясняется тем, что за последние десятилетия высшее образование приобрело широкомасштабный характер и наряду с положительными моментами стало вызывать растущее беспокойство за качество и эффективность образовательного процесса.

Повышение требований со стороны общества к качеству образовательных услуг кардинально влияет на технологии образовательной деятельности, которые обновляются и изменяются, совершенствую при этом организационные и экономические условия деятельности самого вуза. Обострившаяся конкуренция на рынке образовательных услуг за каждого абитуриента способствует повышению значимости позиционирования вуза.

Современный конкурентоспособный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов, включающую новые организационные и методические методы, способы достижения качества образовательных услуг.

Поэтому анализ состояния образовательной среды, выявление тенденций ее развития, исследование особенностей образовательной деятельности в рыночных условиях хозяйствования, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию качества образовательных услуг приобретают значимую актуальность и своевременность, что и определило выбор темы диссертационной работы магистранта.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретические подходы к

исследованию проблем образовательной деятельности посвящены работы Е.С. Баразговой, Г.Н. Волкова, И.А. Григорьевой, М.В. Ждановой, М.С. Кагана, Р.Б. Квеско, С. Кинелева, Е.Д. Клементьева, О.Н. Козловой, А.В. Колотвина, Н.А. Люрья, В.Ф. Пугач и др.

Общесоциологические подходы к образованию представлены в работах: Б.С. Гершунского, Г.Е. Зборовского, А.Ж. Кусжановой, В.Я. Нечаева, A.M. Осипова, В.В. Тумалева, А.Ф. Филлипова и др.

Важные предпосылки для понимания места и роли образования в жизни общества содержатся в работах Г.А. Балыхина, Г.Н. Волкова, К.Х. Делокарова, А.Н. Кочергина, Т.Ф. Кузнецовой, В.И. Купцова, Л.П. Куракова, Ф.Т. Михайлова, Л.П. Мордвинцевой, Г.К. Овчинникова и др.

Методологические подходы к исследованию образовательной деятельности представлены в работах И.А. Алксандрова, Л.А. Беляевой, Б.М. Бим-Бада, С.И. Гессена, Б.Т. Лихачева, А.В. Петровского, В. А. Сластенина и др. Проблемы высшего образования, его современное состояние и перспективы развития рассматривались в работах Н.В. Борисовой, А.П. Валицкой, А.И. Голота, И.С. Груенко, Л.Г. Ефремова, Т.Д. Жовтун, Н.С. Розова, И.П. Савицкого, В.А. Садовничего и др.

Качественные аспекты образования рассмотрены в работах А.И. Вроейнстийной, М.М. Поташника, М. Гладковой, И.К. Кащеевой, А.А. Нестерова, Ю. Похолкова, Н.А. Селезневой, A.И. Субетто, А. Чучалина, Н.В. Щипачевой и д.р.

Несмотря на многочисленные исследования, проведенные выше перечисленными авторами, вопросы повышения качества образования остаются злободневными в современных условиях динамического развития общества.

Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию качества образовательной деятельности в вузе.

Для достижения цели предусмотрено решение следующих задач:

–теоретически рассмотреть основы управления качеством образовательных услуг;

– проанализировать образовательную деятельность КНИТУ с позиции

качественных критериев;

–предложить мероприятия по совершенствованию управления качеством образовательной деятельности в вузе.

Объект исследования: качество образовательной деятельности в ФГБОУ ВПО «КНИТУ».

Предмет исследования: управление качеством образования как фактором позиционирования вуза.

Методологической базой диссертационного исследования явились системный подход, комплексный подход, математическое моделирование, методы и инструменты оценки качества.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующие сферу образования, публикации отечественных и зарубежных авторов, материалы сети Интернет.

Эмпирической базой исследования послужили данные статистических ежегодников Госкомстата Российской Федерации и Госкомстата Республики Татарстан, данные Министерства Образования России и Республики Татарстан, отчеты ректора КНИТУ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в рамках кафедры ИП и ФМ КНИТУ в целях повышения уровня подготовки выпускника на принципах качественных критериев.

 

1ТЕОретические основы управления КАЧЕСТВом образовательных услуг

1.1Сущность категории «качество образовательных услуг» и методы его достижения

Получение хорошего образования является одним из главных этапов в жизни человека. Потребность в образовании обусловлена желанием освоить определенную профессию, занять определенную должность, получить конкретный уровень образования, получить дополнительную квалификацию, занять место в обществе и сделать карьеру.

Знания, информация и люди, как основные их носители становятся сегодня определяющими факторами социального и экономического прогресса. Информатизация экономики и общества в целом, изменение условий функционирования государственных, общественных, частных предприятий и организаций вызвали повышение спроса на образовательные услуги. В ответ на спрос наблюдается появление большого числа учреждений, предоставляющих образовательные услуги, что в свою очередь приводит к возрастанию конкуренции между ними. В этих условиях высокий уровень конкурентоспособности будет достигаться теми учебными заведениями, которые смогут предоставить более качественные образовательные услуги. Одной из проблем их деятельности является отсутствие единой, четкой терминологии, отражающей сущность категории «качество образовательных услуг». Решение проблемы позволит более точно оценивать уровень качества образовательных услуг для всех заинтересованных сторон.

По мнению И.Филипповой образование есть целенаправленный процесс, гармонизирующий в себе такие процессы как обучение, воспитание, социализацию и саморазвитие личности в целях удовлетворения образовательных потребностей как государства и его граждан, так и общества в целом. [58, с. 4].

Согласно мнению Т. Боголиба образование есть вложение капитала, направленного на обеспечение высокой производительности в экономической сфере, в том числе и на повышение культурного и социального благосостояния граждан общества. [6, с.5]

Несколько иного мнения придерживается В. Сластенин, так например, он считает образование процессом усвоения совокупности систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенного уровня развития познавательных сил и практической подготовки [52, c. 139].

В своем толковом словаре Ожегов дает образованию следующее определение: «образование есть совокупность знаний, полученных в результате обучения» [35].

Анализируя мнения авторов относительно сущности категории «образование», можно выделить три основных подхода:

-образование как процесс передачи индивиду информации и знаний;

-образование как результат деятельности, результатом которой у индивидуума является совокупность систематизированных знаний, умений и навыков;

-образование как цель, деятельность, направленная на достижение конкретных целей.

Синтез этих подходов наблюдается в определении, предложенного Э. Коротковым - образование это формирование гармонично и перспективно развитой личности на основе воспитания, получения знаний, овладения определенными видами профессиональной деятельности, т.е. управляемый процесс формирования общественного и профессионального сознания, процесс развития цивилизации» [22].

Категория «образование» имеет три основных смысловых составляющих: учебная деятельность, научная деятельность и воспитательная деятельность.

В рыночных условиях учебная деятельность и частично научная деятельность приобретают характер услуг [43].

Категория «услуга», представляет собой особую потребительскую

стоимость процесса труда, которая выражается в полезном эффекте и удовлетворяет потребности человека, коллектива, общества [43].

Применительно к образованию следует различать категорию «образовательная услуга», под которой понимается «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства» [57, с. 25].

Ю. Кирилина, рассматривая термин «образовательная услуга», выделяет три сегмента: основную образовательную услугу, дополнительную образовательную услугу и услуги образования. Основная образовательная услуга представляет собой учебные программы, стандартизированные и направленные на повышение уровня профессиональной подготовки потребителя на базе образовательного учреждения. К дополнительным услугам Ю. Кирилина относит курсы повышения квалификации или переквалификации служащих или безработных, а также подготовительные курсов для будущих абитуриентов и дополнительные занятия для студентов. Услуги образования – это результаты деятельности профессорско-преподавательского коллектива вуза в виде различного рода образовательных и методических пособий, которые потребляются как в процессе получения основной образовательной услуги, так и в профессиональной деятельности [20, с. 30].

Данный подход интересен с точки зрения управления и планирования деятельности образовательного учреждения, так как позволяет своевременно выявлять потенциальных потребителей, а также тех, которым эти услуги необходимы в данный момент или могут быть предоставлены в будущем.

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от

совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов.

Попов Е.Н. рассматривая понятие «образовательная услуга» утверждает, что существует необходимость разделения продукта совместного труда преподавателя и обучающего (совокупность знаний, умений, навыков) от продукта труда преподавателя, то есть образовательных услуг, потребленных обучающимся [45].

Интересна позиция Скрипака Е.И., которая рассматривает категорию "образовательные услуги" как экономическую категорию, которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) подменяется более узким понятием "платные образовательные услуги" [59].

Учитывая и анализируя мнения авторов, образовательные услуги можно представить как подвид деятельности системы образования, направленный на удовлетворение потребностей субъектов рынка, который характеризуется наличием необходимого методологического, экономического, информационного, правого, интеллектуального обеспечения. Исходя из этого, образовательная услуга должна пониматься как более широкое понятие, чем собственно процесс обучения, а как любая деятельность, не входящая в образовательный процесс, но обеспечивающая его подготовку и осуществление.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Функционирование рынка образовательных услуг подразумевает, что каждый субъект рынка имеет свои интересы прямые или косвенные. При этом производители образовательных услуг для достижения успеха должны смоделировать свою деятельность с учетом

потребительских запросов.

Образовательные услуги являются связывающим звеном между социальной сферой и сферой производства. В этой связи в понятии «образовательная услуга» необходимо выделить два аспекта: первый - это деятельность, связанная с формированием и выработкой нового знания, а второй – это деятельность, направленная на подготовку субъекта производства,

который способен усваивать эти знания и продуцировать новые.

Результатом потребления образовательных услуг является комплекс приобретенных качеств и способностей, при этом сам человек не является продуктом образовательного процесса.

Этого же мнения придерживаются Э.М. Коротков и И.В. Филиппова, которые считают, что продукцией учебного заведения являются качества выпускника, т.е. комплекс знаний, умений и навыков, подтвержденных соответствующим документом (дипломом), отражающие способность специалиста успешно осуществлять профессиональную и иную деятельность в соответствии с требованиями общества и экономики [22, 1].

Таким образом, на основе обобщения подходов к рассматриваемой категории, под «образовательной услугой» следует понимать осуществление в установленной законом форме образовательной деятельности с доведением продукции образования до потребителей с целью удовлетворения их потребностей в знаниях, умениях и навыках.

В этой связи необходимо говорить о появлении заказчиков на образовательные услуги, которые получают право требовать повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

В данном случае качество можно рассматривать с точки зрения степени его ценности, добротности, пригодности, положительного или отрицательного свойства, особенности, отличающего один предмет или явление от другого [23,с.266].

По определению качество товара (услуги) представляет собой комплекс характеристик продукта труда, которые определяют его полезность. [55, с. 294]. Недостатком данного похода является определение качества только в момент потребления товара или услуги, в этом случае качество является внутренней задачей и потребитель не всегда способен оценить уровень качества.

Качество, применительно к системе образования включает два аспекта.

-нормативный, как формальная совокупность свойств и характеристик образовательных услуг, обусловливающих их способность удовлетворять минимальные потребности потребителей в получении образования. Аспект определяется существующими нормативными документами, учебными и рабочими программами. Данный аспект присутствовал в единственном виде в системе монополизированного государственного образования;

-рыночный, включающий понятие "сравнительное качество" получения образования и служит мерой конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Эта характеристика определяется спросом - предложением на рынке труда, уровнем подготовки в конкретном вузе, индивидуальными способностями обучаемого.

А.Г. Суслов и А.Г. Авдиенко в своей работе [54] под качеством специалиста понимают совокупность его свойств, которые позволяют квалифицированно выполнять профессиональную работу в соответствии со специальностью, а при необходимости своевременно менять профессию. Определение согласуется с мнением П.И. Канивца, который рассматривает качество специалиста как объективно существующую совокупность свойств и характеристик (знания, умения, навыки, способности), определяющие его как специалиста определенной профессии [19].

Интересно мнение О.И. Ляшенко который под качеством образования понимает сбалансированное соответствие процесса, результата и самой образовательной системы целям, нуждам и социальным нормам [27].

М.М. Поташник в своих исследованиях рассматривает качество образования с точки зрения эффективности и понимает его как соотношение цели и результата, выключающее в себя уровень обученности, сформированности познавательных интересов обучающихся [46].

И.Ф. Филиппова определяя сущность «качество образования» выделяет:

-качество результата, выражающееся качеством образованности выпускников и учащихся;

-качество образовательного процесса (соответствие образовательного процесса установленным требованиям, нормам, стандартам) [58].

Для формирования качества образовательной услуги интересен второй

аспект, так как каждое учебное заведение самостоятельно разрабатывает и осуществляет образовательную деятельность в зависимости от внешних условий. Таким образом, разрабатываемые образовательные программы (образовательная услуга) могут ориентироваться на конкретную целевую аудиторию и содержать уникальное торговое предложение, имеющее ценность именно для данной аудитории [26].

С точки зрения производственного подхода ученые под качеством образования понимают качество образовательного процесса, выраженное в его результатах. Наиболее полное определение качества образования приведено Э.М. Коротковым: «качество образования есть комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Структурные изменения в обществе делают необходимым включения в образовательный процесс инновационных характеристик развития». [22]. Он же рассматривал качество образования в трех его составляющих: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма, качество результата образования [22].

Мнение Э.М. Короткова находит отражение в определении качества высшего образования, выделенного О.П. Мещаниновым [33]. Он считает, что качество образования это степень соответствия процессов и результатов совершенствования следующего поколения достигнутому уровню предыдущего поколения и потенциальная возможность следующего поколения сделать собственный вклад для расширения, обновления и создания нового качественного состояния.

Следовательно, качество высшего образования можно оценивать с точки зрения соответствия образовательной деятельности ожиданиям общества, в частности в сфере труда.

Для стандартизации категории «качество образовательной услуги» целесообразно гармонизировать термин «качество» с предложенным термином «образовательная услуга».

В результате, «качество образовательной услуги» - это совокупность собственных характеристик услуги, степень которых удовлетворяет существующие и прогнозируемые потребности и требования всех заинтересованных сторон.

Анализ научных публикаций, посвященных проблемам качества образовательных услуг позволяет сделать следующие выводы:

-образование в рыночных условиях начинает принимать характер услуги;

-с учетом требований международных стандартов под образовательными услугами следует понимать результаты непосредственного взаимодействия поставщика (образовательные учреждения) и потребителя (абитуриента, государства, предприятия и других заинтересованных сторон), а также внутренней деятельности образовательных учреждений по удовлетворению существующих и прогнозируемых потребностей потребителя услуг.

- рыночный аспект качества образовательных услуг представляет собой совокупность характеристик образовательной услуги, которые определяют соответствие системы образования принятым требованиям, социальным нормам и государственным образовательным стандартам.

 

1.2 Целевое позиционирование высшего учебного заведения по критериям качества образовательных услуг

 

В настоящее время проблема качества образовательной услуги и методы его достижения стоят особенно остро, поэтому качество образовательной услуги должно соответствовать системе образования, принятым требованиям государственных образовательных стандартов.

Следовательно, актуальным является вопрос разработки и внедрения в вузах системы менеджмента качества (СМК). Право выбора модели СМК предоставляется самому вузу в силу того, что сертификация на соответствие каким-либо требованиям является добровольной. В основу системы менеджмента качества образовательного учреждения заложены разработанные

модели. К ним относятся:

- международные стандарты серии ИСО 9000,в том числе ГОСТ Р ИСО 9001-2011;

-типовая модель системы качества образовательного учреждения;

-стандарты ENQA (Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования);

-модели Совершенства EFQM (Европейского фонда менеджмента качества);

-стандарты и принципы гарантии качества для стран Азиатско-

Тихоокеанского региона (принципы Чиба);

- премия Правительства Российской Федерации в области качества.

Одной из систем добровольной сертификации системы менеджмента качества вуза являются стандарты EFQM – Европейского фонда менеджмента качества [35]. Они построены как многоуровневая система, в основу которой положен принцип постоянного совершенствования качества через проведение системных преобразований. Система стандартов EFQM предусматривает три следующих уровня признания:

-стремление к Совершенству;

- признанное Совершенство;

- награда за Совершенство – Европейская премия качества.

А европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании разработала свой стандарт для применения в образовательном процессе – это стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Этот стандарт является одним из элементов развития Болонского соглашения. Стандарт, как таковой, является рекомендациями ВУЗам по повышению качества образовательных услуг. Этот документ содержит стандарты и рекомендации для гарантии качества образования в ВУЗе, стандарты и рекомендации для внешних систем гарантии качества и стандарты и рекомендации для аккредитованных агентств и организаций по гарантии качества. Требования этого стандарта напрямую не связаны с требованиями ИСО 9001, однако перекликаются с ними по своей сути. Текст этого документа можно посмотреть на сайте Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

Наиболее распространенными на территории Российской Федерации, в том числе для высших учебных заведений, являются стандарты ИСО серии 9000, построенные на процессном подходе. Стандарт ИСО 9000 определяет менеджмент качества как скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Стандарты ISO в управление образовательными учреждениями призваны обеспечить стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества вуза. Национальные эквиваленты ИСО серии 9000 для нашей страны – Российские версии стандартов: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 – аналог ISO 9000:2005 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008 – аналог ISO 9001:2008. В настоящее время действует новая версия стандартов: ГОСТ ISO 9001-2011. Типовая модель, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации для вузов России, представляет собой упрощенную версию требований стандартов ИСО 9000.

Организации, занимающиеся предоставлением образовательных услуг, имеют ряд отличительных характеристик:

-они не производят материальной продукции и потребление услуг начинается после их предоставления;

-в организациях, занимающихся предоставлением образовательных услуг, большая часть персонала непосредственно контактирует с потребителем. В процессе оказания услуги, потребитель воспринимает и оценивает профессиональные знания, социальные навыки сотрудников образовательной организации;

- границы предоставленных услуг могут быть различны: они могут быть реализованы на основе стандартной образовательной программы или учебного плана, а в некоторых случаях услуги предоставляются на основе соглашения между образовательной организацией и потребителем;

- поскольку специалисты (в том числе преподаватели) образовательной

организации имеют определенную свободу при разработке и реализации образовательных программ и учебных планов, их профессиональная компетентность имеет важное значение для получения требуемых результатов;

- при управлении выполнения большинства образовательных услуг должны быть определены этапы получения и оценки промежуточных и

конечных результатов.

Таким образом, система сертификации в сфере образования требует специальной интерпретации стандартов серии ISO 9000 для сферы образования. Поэтому, для применения в сфере образования специально разработано руководство СМК ISO / IWA -2, поскольку прямой перенос модели ISO 9000 в образование из производственной среды оказался невозможен в силу больших различий в специфике организации работы предприятий и образовательных учреждений.

Разработка и применение IWA 2 направлено на достижение следующих результатов:

- стандартизировать процедуры профессионального образования;

- обеспечить регулярный мониторинг процесса управления и ведения документации и записей, необходимых для образовательного процесса;

- гарантировать выполнение государственных требований в сфере образования;

-гарантировать качество образовательных услуг, качество преподавательского состава и качество образовательного контента.

Целью стандарта IWA 2 является повышение эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения и непрерывное повышение качества образовательной услуги, предоставляемой обучающимся.

Введение системы менеджмента качества (СМК) в работу образовательных учреждений призвано усовершенствовать систему менеджмента образовательного учреждения и обеспечить соответствие деятельности учреждения требованиям потребителей, в качестве которых для системы профессионального образования выступает рынок труда. Для отдельного вуза потребителями образовательной услуги наряду с рынком труда являются студенты и их родители.

Рост конкуренции, развитие рыночных принципов в сфере образования, вхождение России в европейское образовательное пространство и многое другое еще более обостряют актуальность изучения и удовлетворения запросов потребителей. Ориентация на потребителей при формировании качества оказания образовательных услуг позволяет не только проводить диагностику образовательного, но и выработать шаг за шагом эффективный механизм управления им.

Соответствие требованиям стандарта включает в себя контроль путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями и возможностью их документировать. Вводится новое для образования понятие: аудит – проверка по документации, отражающей выполнение положений СМК. Выделяют аудит внутренний и внешний.

По итогам внутреннего аудита возможно выполнение предупреждающих или корректирующих действий. Под предупреждающими действиями понимают действия, предпринятые для устранения причины потенциального несоответствия качества услуг требованиям потребителей или другой потенциально нежелательной ситуации. Корректирующее действие предпринимают для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Таким образом, СМК предполагает возможность количественной и качественной оценки эффективности работы образовательного учреждения и составляющих его структурных единиц, в частности, кафедр, и постоянной коррекции образовательного процесса в направлении наибольшего соответствия требованиям потребителей.

Качество образования все чаще оказывается в центре внимания дискуссий в связи с происходящей модернизацией высшего образования. Поэтому важно определить, каковы критерии качественного образования, т.е. по каким

критериям осуществляется оценивание.

Если рассматривать системный подход для оценки качества образования, то показатели можно разделить на две группы. Первая включает оценку процесса обучения, а вторая оценивает результат обучения.

Оценка процесса обучения состоит из характеристики факторов, влияющих на качество обучения. В соответствии с этими факторами можно

выделить следующие показатели оценки образовательного процесса:

- результаты ЕГЭ или вступительных экзаменов будущих студентов;

- соответствие содержания учебных программ как госстандарту, так и запросам рынка труда;

- уровень квалификации преподавателей (наличие ученой степени, звания, научных работ, участие в научных исследованиях и т.д.);

- использование в учебном процессе современных технологий и методов обучения;

- материально-техническое и организационное обеспечение учебного процесса (наличие учебных аудиторий, оснащенных современной техникой; укомплектованность библиотек современной литературой; удобное расписание; наличие инфраструктуры в вузе в виде современной организации питания, досуга и т.д.);

- организация практики студентов в соответствии с требованиями работодателей;

- наличие системы контроля знаний студентов, обеспечивающей качество обучения (рейтинговой, с использованием компьютерных технологий и т.д.).

Помимо этих показателей в оценку качества обучения включаются результаты мониторинга студентов по тем или иным параметрам. Целью мониторинга является замер степени удовлетворенности качеством получаемого образования в целом, а также условий и факторов, обеспечивающих это качество.

Оценка результата сопряжена с формированием качественных характеристик студентов как потребителей образовательных услуг. Поэтому

данный элемент оценивания качества образования включает в себя:

- мониторинг результатов обучения в виде оценки уровня профессиональных компетенций;

- наличие таких качеств, как коммуникативная компетентность, способность к самостоятельной работе, самообразованию; исполнительность,

ответственность, инициативность и т.д.;

- мониторинг мнений работодателей об уровне подготовки вузов;

-мониторинг мнений выпускников вуза о соответствии полученного образования требованиям со стороны рынка труда.

Существует также перечень критериев, которые разработало Министерство образования и науки РФ по которым будет оцениваться деятельность высших учебных заведений. В результате будут приниматься решения о сокращении и объединении вузов.

Президент Владимир Путин ранее заявлял, что до конца 2012 года необходимо выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить до мая 2013 года программу реорганизации вузов. Он считает, что в стране есть учебные заведения, которые предоставляют студентам некачественное образование.

Таким образом, Министерство образования рекомендует оценивать эффективность деятельности вузов по четырем направлениям.

Первое направление - образовательная деятельность. Она включает в себя оценку следующих показателей:

- средний балл ЕГЭ зачисленных студентов;

-число выпускников, получающих стипендии президента и правительства РФ;

- доля выпускников, трудоустроившихся в течение одного года после окончания вуза.

Второе - научно-исследовательская деятельность. Здесь учитывается доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) от общих расходов вуза, а также доходов.

Следующая третья группа показателей оценивает международную деятельность. К ним относятся:

- доля иностранных студентов кроме граждан СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии в общей численности учащихся;

- число обучающихся по программам послевузовского профобразования, прошедших стажировки в зарубежных вузах.

И последняя четвертая группа показателей ведут оценку финансово-экономической деятельности, которые включают в себя:

- доходы вуза из всех источников в расчете на одного работающего;

-отношение среднемесячной зарплаты научно-педагогических работников к средней заработной палате по экономике в регионе.

Результаты оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, проводимой в соответствии с настоящими критериями, учитываются Минобрнауки России, учредителями вузов при принятии решений о финансировании учебных заведений, формировании государственного задания, оптимизации сети вузов.

Благодаря проведению оценки по критериям эффективности деятельности высших учебных заведений ожидается повышение эффективности их деятельности, нацеленное на совершенствование образовательного процесса, увеличение научного потенциала вузов, развитие международного сотрудничества вузов с зарубежными партнерами, расширение конкурентоспособности российских высших учебных заведений.

 

1.3 Зарубежный опыт и отечественная практика управления качеством образовательных услуг

 

Сегодня перед российскими вузами остро стоит проблема вхождения в мировое образовательное пространство. Интеграция в мировую образовательную систему является одной из важнейших задач программы развития образования нашей страны. Вхождение высшей школы России в международную систему открывает перед нами новые горизонты, она призвана обеспечить повышение качества подготовки специалистов, использование мирового опыта и достижений в технике, науке и образовании в интересах сообщества, развитие международного сотрудничества вплоть до совместного производства.

Российское высшее образование пользуется высоким авторитетом во всех странах мира. Вузы России участвуют в ведущих международных образовательных проектах. Однако, при этом возникают сложности, одна из которых связана с необходимостью авторитетного подтверждения соответствия качества предоставляемых образовательных услуг, что говорит о необходимости изучения систем высшего образования зарубежных стран.

Международные взаимоотношения показали, что квалификационные документы российских вузов отличаются от принятых в развитых странах. Отличается номенклатура специальностей выпускников вузов, иное содержание учебного материала, различается роль кафедры в процессе обучения. Многие зарубежные учебники, переведенные в последние годы, не воспринимаются нашими вузами, потому что они ориентированы на другую ступенчатую структуру образовательного процесса.

Три наиболее важных международных фактора, потребовавших перестройки российской высшей школы:

Первый - поток ро<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: