Проектная деятельность на уроках черчения.




Внеклассная работа по черчению.

Кружок черчения

Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работыпо интересам. Кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется черчением и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста.

Организация кружка

· Определить название «Юный чертежник», «Занимательная графика и моделирование», «Изобретательство и творчество», «Дизайн», «Компьютерная графика», «Основы машинной графики» и др.;

· возраст учащихся; сделать рекламу, пригласить ребят.

· Группы учащихся по 10-15 человек.

· Режим работы: 1-2 час./ неделю, четкий график работы.

· Участие родителей.

Кабинет

· Мастерская: санитарно- гигиенические требования. Освещение. Оформление.

· Оборудование: мебель, шкафы, мольберты, стенды. Инструменты. Материалы. Учебно- наглядные пособия.

Учебный процесс

· Содержание занятий соответствует общепринятым требованиям, структуре уроков; носит обучающий и воспитывающий характер.

· Самоуправление и дежурство.

· Учет успеваемости

· Планирование; программы.

Организация олимпиады по черчению

Хорошо зарекомендовала себя такая форма внеклассной работы по черчению, как олимпиада. Материал к олимпиаде, может быть приготовлен на одном из занятий кружка.

За несколько дней до начала олимпиады на видном месте вывешивается объявление, в котором сообщается день и час проведения олимпиады, указываются материалы и принадлежности, которые должны иметь с собой учащиеся. В этом же объявлении следует указать тематику вопросов и задач, которые могут быть предложены учащимся VII—VIII, а также учащимся IX — X классов.

1 тур В назначенное время участников олимпиады приглашают в кабинет черчения или в отведенный для этой цели класс, где они занимают места. Учащихся младших классов необходимо выделить в отдельную группу, поскольку задания для них должны отличаться от тех, которые будут предложены учащимся девятых и десятых классов. Члены жюри (обычно лучшие ученики по черчению) раздают участникам олимпиады заранее приготовленные карточки-задания.

Получив задание, ученики должны в своих тетрадях поставить номер карточки и приступить к решению. Поднятием руки ученик извещает жюри о том, что задача им решена. Один из членов жюри заменяет выполненное задание новым. Такой порядок поддерживается в течение всего времени олимпиады, на проведение которой нужно затрачивать не более 1,5—2 часов. Члены жюри должны обеспечивать учащихся очередными карточками-заданиями быстро, с тем чтобы участники олимпиады не теряли время даром. По истечении установленного срока учитель объявляет об окончании олимпиады и предлагает всем участникам сдать материал жюри.

Можно рекомендовать следующий порядок учета; за абсолютно верно решенную задачу ставится пять баллов. При наличии хотя бы одной незначительной ошибки балл снижается до четырех. Две ошибки влекут за собой снижение балла до трех. Задачи, в которых имеется три и более ошибок, не учитываются.

В итоге подсчитывается общее число баллов каждого участника, и результаты сообщаются учащимся школы.

Через некоторое время проводится второй тур олимпиады, к которому привлекаются лучшие участники первого тура. В заключение проводится третий, последний тур олимпиады, позволяющий выявить учеников-победителей.

Учеников, набравших большее число баллов, желательно наградить книгами или другими памятными подарками…

№ п/п   Фамилия и имя   Количество предложенных задач   Решенных правильно   Решенных с ошибками   Совсем нерешенных   место  
             

Если же число предложенных участникам олимпиады заданий одинаковое, то может быть использована, и другая форма учета результатов олимпиады.

 

 

Проектная деятельность на уроках черчения.

 

Каждая техническая идея, прежде чем воплотиться в реальный объект, проходит графический этап. Курс черчения в школе направлен на:

· формирование графической культуры учащихся;

· содействие активному развитию пространственных представлений и пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников;

· обеспечение умения школьниками читать и выполнять различную чертёжно-графическую документацию;

· формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

Суть метода проектов на уроках черчения – стимулирование интереса ребят к предмету, к овладению базовым уровнем знаний.

Выполнение проекта на уроках черчения - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, оформленным практическим результатом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени.

На уроках используются разные типы проектов:

- исследовательские;

- поисковые;

- творческие;

- монопроекты;

- межпредметные.

 

В проектной деятельности учащихся выделяют несколько этапов.

Организационный этап.

При выборе творческих проектов по черчению необходимо учитывать:

1) личные интересы учащихся,

2) сложность и трудоёмкость материала,

3) творческую самостоятельность.

Обучающимся на первоначальном этапе работы помогает «банк проектов», он используется с целью облегчения выбора темы проекта.

Виды проектов для учащихся по черчению:

- выполнение проектов жилого помещения (строительный чертеж)

- оформление классов и помещений школ;

- дизайн - проект детской площадки;

- дверная ручка для офисов;

- разработка геометрического орнамента для украшения посуды, одежды, мебели;

- реконструкция, преобразование или конструирование технических изделий, инструментов, орудий труда;

- изготовление наглядного материала, моделей деталей, геометрических тел;

- проект мягкой игрушки;

- разработка видеофильма «Графика в жизни человека».

 

Интересно и педагогически целесообразно работать всем классом над одним проектом. Тогда весь класс превращается в конструкторское бюро (КБ). Обязательно надо выделить главного конструктора, технолога, дизайнера и экспертов. Проект будет разработан основательнее. Проблем будет не меньше, но все они будут связаны с выполнением общего для всех проекта, поэтому все будут вникать в проблемы и работу всех групп. Точнее и полнее могут быть смоделированы реальные производственные ситуации, что важно для обучения и развития, для профориентации и косвенного включения школьников в жизнь общества.

 

Конструкционный этап. Это следующий этап, в процессе которого на основе уже освоенных методов и приёмов технического творчества идёт активный поиск оптимального решения.

Во время генерации идей выявляются учащиеся, обладающие воображением («генераторы») и обладающие им, но имеющие аналитический склад ума («критики»). «Критики» помогут выбрать лучший вариант идеи из предложенных «генераторами» во время мозгового штурма. Самым пассивным можно поручить роль «экспертов», которые будут готовиться к проверке (контролю) технической документации проекта, то есть они должны выступить в роли знатоков ГОСТов и норм (линий, шрифтов, нанесения размеров и обозначений).

«Критики» и «эксперты» являются членами конструкторских групп и принимают участие в подготовке документации проекта к защите. Одному из «критиков» и одному из «экспертов» обязательно поручается роль «оппонентов», которые на защите будут выискивать недостатки проекта.

Важным и интересным для детей на этом этапе является консультация специалиста – конструктора, приглашенного на занятие.

Обычно в параллельных классах разрабатываются разные проекты.

 

Технологический этап. Реализация проекта в материальной форме происходит на технологическом этапе, основной целью которого является создание реального графического объекта. При этом учащиеся обосновывают графические и технические решения.

Проект состоит обычно из двух частей - теоретической и практической.

Теоретической частью является пояснительная записка, а в качестве практической части выступают:

- графическая документация;

- оформление помещений школы;

- конкретное изделие (макет или модель).

 

Защита проекта. На заключительном, презентационном этапе происходит анализ выполненной работы, даётся её самооценка. Как финал, проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений, выполнивших его учеников.

Наиболее интересные, удачные разработки разместить на стенде.

Руководство учителя проектной деятельностью по черчению сводится к следующему:

- организация и подготовка учебно - материальной базы;

- разработка дидактического материала;

- подбор творческих проектов;

- подготовка к занятиям по графике;

- наблюдение за ходом выполнения проекта учащихся;

- оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их творческой деятельности;

- поддержание определённого рабочего настроения;

- анализ и оценка индивидуальных и групповых работ учащихся;

- педагогическая диагностика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: