Практическая работа № 4.
Тема: MS Excel. Использование основных математических, статистических и логических функций.
Цель: Научиться выполнять вычисления с использованием функций.
Время: 120 мин.
Задание: Изучите основные функции Excel по заданию, описанному ниже.
Литература:
Последовательность выполнения работы:
I. Использование основных математических функций
1. Включите компьютер, войдите в систему и запустите табличный процессор Microsoft Excel.
2. Присвойте первому листу имя «Мат. ф-ции», сразу сохраните рабочую книгу в папке «Мои документы» под именем «пр9» в формате, совместимом с предыдущими версиями Excel (пр9.xls).
- Для сохранения в формате «xls» выполните команду Файл → Сохранить как и выберите тип файла по образцу:
3. Выполните задания:
1) Найдите сумму квадратов первых десяти чисел;
2) Найдите квадратный корень из суммы квадратов первых десяти чисел;
3) Найдите корень кубический из суммы квадратов первых десяти чисел.
Оформите задание по образцу:
- первый ряд чисел получите с помощью автозаполнения;
- квадрат числа находится по формуле: =A1^2 (для числа в ячейке A1, результат записан в ячейку A2);
- квадраты остальных чисел получите копированием формулы из ячейки A2;
- сумму квадратов в ячейке K2 найдите с помощью функции автосуммирования ;
- сумму квадратов в ячейке G4 найдите с помощью функции СУММКВ;
- для нахождения квадратного корня используйте функцию КОРЕНЬ;
- для нахождения кубического корня используйте функцию СТЕПЕНЬ.
4. Присвойте второму листу имя «Триг. ф-ции». На этом листе протабулируйте функцию на промежутке [0°,..360°] с шагом 10°.
Оформите задание по образцу:
- Поясните (запишите в отчёт), каким образом в формуле можно использовать не адрес ячеек, а буквенное обозначение (x).
Ошибки в формулах
II. Использование основных статистических функций
5. Присвойте третьему листу имя «Стат. ф-ции». На этом листе создайте табель учета рабочего времени работников предприятия (5-7 человек). В ячейках указывайте:
- число 8, если работник вышел на работу;
- символ «о», если работник был в отпуске;
- символ «б», если работник болел;
- символ «п», если работник прогулял;
- ячейку не заполняйте, если был выходной.
Для каждого работника определите количество отработанных дней.
Оформите задание по образцу:
- В ячейке AF5 используйте статистическую функцию СЧЁТ (=СЧЁТ(B5:AE5)), затем скопируйте её вниз.
6. Добавьте в книгу четвёртый лист, назовите его «Мин-Макс-СрЗн». Заполните случайными числами два массива – одномерный (Массив 1) и двумерный (Массив 2). В массиве 1 должны быть числа в диапазоне от 20 до 150, а в массиве 2 – в диапазоне от 1 до 90. Найдите минимальное, максимальное и среднее значение для этих массивов.
Оформите задание по образцу:
- Для заполнения массивов используйте функцию СЛУЧМЕЖДУ(), для минимального, максимального и среднего значений – МИН(), МАКС() и СРЗНАЧ().
III. Использование основных логических функций
7. Добавьте в книгу пятый лист, назовите его «Лог.ф-ции». Создайте таблицу и решите задачу:
«Оптовые покупатели получают скидку в размере 5% от суммы покупки, если сумма покупки больше 1000 грн. Определить сумму, которую заплатит каждый из трех покупателей за свою покупку.»
Оформите задание по образцу:
- Подсказка к заданию:
- Обратите внимание на формат ячеек: используется «финансовый» формат
8. Используя функцию «Если», найдите значение y при x = -5; -2; 0; 1; 6.5:
- Проверьте себя: такая ли у вас получилась формула: =ЕСЛИ(B8<0;КОРЕНЬ(B8^2+1);ЕСЛИ(B8=0;1;B8/3+СТЕПЕНЬ(2*B8-1;1/3)))?