Оценка эффективности обучения




На последнем этапе обучения необходимо сопоставить полученный результат (в обучении) с поставленной целью. Обучение считается эффективным, если медсестра и пациент достигают поставленных целей по усвоению определённых заданий, пациент должен продемонстрировать полученные навыки. Если же цели достигнуты не полностью, делается анализ причин этого, план обучения корректируется. Медицинская сестра при этом должна иметь необходимые коммуникативные навыки, обладать педагогическим тактом, знать теоретические основы психологии. Важна не только сестринская оценка, но и самооценка пациента, которая может быть:

– адекватной — совпадать с мнением медицинской сестры;

– неадекватной — завышенной или заниженной;

– нестабильной — то доволен, то недоволен.

Для информации.

Известны такие варианты отношения пациентов к болезни:

Адекватное отношение - это признание факта болезни с учетом медицинского заключения. Такое отношение возникает при благотворном сотрудничестве пациента с врачом и медперсоналом, при наличии активной позиции пациента к своему здоровью.

Неадекватное отношение ( варианты)

  1. отрицательное, т. е. игнорирование факта болезни, факторов риска,
  2. пренебрежительное, т. е. недооценка тяжести болезни, факторов риска,
  3. ипохондрическое, т. е. погружение или уход в болезнь,
  4. утилитарное, т.е. получение известной выгоды от болезни (материальной и моральной),
  5. агравация - преувеличение симптомов болезни,
  6. синдром Мюнхаузена - наличие симптомов при отсутствии болезни.

При наличии неадекватного отношения к болезни, медсестра должна приложить максимум усилий, чтобы сформировать у больного адекватное отношение и активную позицию к своему здоровью

Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни

Тревожный (вечно волнующийся) пациент — отличается повышенной тревожностью по любому поводу, в общении — робкий, не уверенный в себе человек. Медсестре желательно быть предельно точной, внимательной к своим словам и вы­ражениям, избегать медицинского сленга, проводить психо­коррекцию, обратившись к психологу.

Подозрительный пациент — угрюмый, настороженный и подозрительный по отношению к медицинскому персоналу и лечению в целом. Перед началом лечения необходимо пре­одолеть психологический барьер недоверия пациента.

Демонстративный пациент — нуждается в постоянном вни­мании, требует к себе особого отношения, пытается произве­сти впечатление, преувеличивает сложность своего заболева­ния, выставляет напоказ близким и окружающим свои стра­дания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «героизм* такого пациента.

Депрессивный пациент — подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.

Ипохондрический пациент — чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется ре­зультатами всех исследований, читает специальную медицин­скую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.

Нередко приходиться сталкиватся с такими ситуациями, как: ятрогения, эрготогения, эгогения.

Эгогения - отрицательное влияние на состояние больного, которое создает он сам. Это понятие можно расшифровать как «самовнушение», уход в болезнь, неосознанная аггравация, то есть восприятие воображаемых и усиление имеющихся болезненных проявлений самим больным

Эгротогения - неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения.

Ятрогения - болезненное состояние пациента, вызванное дефектами деятельности и общения медперсонала с пациентами.

Ятрогении классифицируются:

  1. ятропсихогения - отрицательное влияние на психику больного,
  2. ятрофармакогения - болезненной состояние, обусловленное действием на организм человека лекарственных средств (аллергия),

3. ятрофизиогения - болезненной состояние, обусловленной воздействием на организм физических факторов: осложнения инъекций, пункций, биопсий, катетеризации, лучевые дерматиты и т. д.

Выделяют 6 типов медицинских сестер по характеристике их деятельности (Й. Харди «Врач, сестра, больной»):

  1. Сестра-рутинер.
  2. Сестра, «играющая заученную роль».
  3. Тип «нервной» сестры.
  4. Тип личности с мужеподобной, сильной психикой.
  5. Сестра материнского типа.
  6. Тип специалиста.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: