Формы существования национального языка




Лекция 2. Коммуникативный аспект общения

 

 

1. Формы существования национального языка.

2. Нормативный аспект литературного языка.

3. Качества хорошей речи.

А) коммуникативные качества речи

Б) стили речи

В) типы речевых культур

Г) теория речевых актов

 

Коммуникативные способности педагога основаны на умении пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации.

Речь учителя должна соответсвовать всем качествам хорошей речи (правильностью, богатством, логичностью и т.д.), во-первых, так как эти качества обеспечивают эффективность коммуникации в педагогическом процессе, во-вторых, в связи с тем, что учитель является образцом для подражания учеников, закладывает основы грамотной речи и коммуникативных умений воспитанников.

Основой грамотности педагога является владение современным русским литературным языком, рассмотрим это понятие.

 

Формы существования национального языка

 

Умение четко и ясно выражать свои мысли, гово­рить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, определяется уровнем владения культурой речи. Это своеобразная характерис­тика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналис­тов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людь­ми, организует и направляет их работу, ведет дело­вые переговоры, воспитывает, учит, оказывает людям различные услуги.

Вот почему в школах, лицеях, колледжах стали преподавать культуру речи, риторику, ораторское искусство, речевую коммуникацию.

Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи.

Итак, культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Язык – сложное явление. Национальный язык как достояние народа существует в ряде разновидностей, каждая из которых функционирует в определенной сфере.

 

Национальный язык
Высшая форма существования языка, обеспечивающая географическое (наддиалектное) и историческое (межпоколенное) единство нации литературный язык. Литературный язык –этообразцовый вариант языка, который предназначен для обслуживания разнообразных культурных потребностей всего народа (используется в государственных учреждениях, науке, образовании, средствах массовой информации, художественной литературе, бытовом общении) и подчинен строго определенным правилам, которые именуются нормой. Для литературного языка характерны следующие признаки: · обработанность (лит.яз. формировался достаточно долго, реализуется в письменных и устных текстах) · стабильность (изменения происходят очень медленно, иначе невозможно бы было понимание между разными поколениями) · нормативность (правила зафиксированы в словарях, учебниках) · обязательность для всех носителей языка; · наличие устной и письменной формы; · наличие функциональных стилей, которые необходимы для общения в разных ситуациях (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный)   Нелитературные формы языка
Диалект – разновидность языка, используемая на определенных территориях в сельской местности.Диалектотличается от литературного языка не только характерными словами (лексикой), например, в некоторых местах вместо слова белка говорят векша, вместо слова естьзобать, но и элементами грамматики и особенностями произношения (фонетики).
Жаргон – нелит. вариант языка, используемый при непринужденном общении между представителями некоторых социальных групп. Известны, например, молодежный (школьный, студенческий) жаргон, жаргон рыболовов, спортсменов, коллекционеров, компьютерщиков, кинематографистов и др.
Просторечие – разновидность языка, не подчиняющаяся общим правилам и территориально не ограниченная; неправильная речь малообразованных слоев населения, в которой нарушаются нормы литературного языка. Ошибки носителями просторечия не осознаются. Например, просторечными считаются : · в фонетике: шóфер, полóжить; колидор, резетка, · в морфологии: мой мозоль, на пляжу, в кине, ляжь, · в лексике: полуклиника вместо поликлиника, гульвар вместо бульвар.  

 

 

2. Нормативный аспект литературного языка

 

Русский литературный язык при всей своей гибкости и разносторонней развитости на протяжении истории, в том числе и новейшей, никогда не оставался неизменным. В этих условиях неизбежно со всей остротой вставали и встают вопросы нормализации литературного языка, выработке единых кодификационных норм. Языковые нормы, как лексические, так и грамматические, регистрируются словарями, грамматиками, стилистиками, риториками. Такую регистрацию, фиксацию языковой нормы теперь принято называть ее кодификацией (термин, предложенный чешским лингвистом профессором Б. Гавранком).

Культура речи опирается на понятие нормы (как надо говорить). Литературный язык подчинен определенным правилам, он стабилен в основной своей части. Когда же мы говорим о норме, то есть у нас возникает вопрос, как правильно говорить?

Ср. расставьте ударения в словах

Беж а ть, алфав и т, крас и вее, тетр а дь, ан а том, некрол о г, телев и зор.

Вопрос о норме возникает, когда есть возможные варианты (Как сказать крас и вее или красив е е, ан а том или анат о м, некр о лог или некрол о г) И возникает проблема выбора правильного варианта. Наличие варианта – это «точки роста», возможного изменения языка. Так как язык не стоит на месте, он постепенно изменяется Например, в древнерусском языке присутствовали редуцированные гласные круж ь ка, звук ж был отчетливо слышен, постепенно редуцированные выпали из произношения и произошло оглушение согласных в речи, круж(ш)ка.

«Некоторые пл ю ют на нормы литературной речи. Нам, мол, все позволен о, мы семь я ми так говорили, нас так и похорон я т, я вздрогн у л, услышав такое, но не стал выступать прот и в ». Вы скажете, что это высказывание произнесено с ошибками. Однако именно так говорили в 18 веке, мы видим насколько изменилась норма языка.

Закрепление и требование соблюдения норм особенно актуально в периоды кризисного развития общества, например, после революции 1917 г. ученые-лингвисты особенно активно начинают создавать словари, так как требуется обучать большое количество малообразованных людей, а отсутствие необходимых знаний позволит просторечью начать преобладать, например, док у мент, п о ртфель.

После перестройки временное отсутствие цензуры позволило некоторым неправильным словам пробраться в допустимую норму, например, м ы шление, д о говор.

Норма помогает литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Норма способствует устойчивости и единству литературного языка, служит его стабильности.

Языковые нормы не придумываются учеными-филологами, они формируются в процессе речевой реализации языка и отражают определенный этап развития литературного языка. Деятельность ученых-языковедов заключается в том, чтобы выявить закономерности развития языка, описать и кодифицировать языковые нормы (зафиксировать в словарях), а также объяснять и пропагандировать их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

- произведения писателей-классиков;

- произведения современных писателей;

- публикации средств массовой информации;

- общепринятое современное употребление;

- данные лингвистических исследований.

Понятие нормы в разных областях деятельности оказывается существенным, но строится на основе различных конструктивных — признаков. Ср.: норма выпадения осадков (среднее количество осадков в то или иное время года) и норма права (свод общеобязательных правил поведения), норма прибавочной стоимости (отношение массы прибавочной стоимости к переменному капиталу, выраженное в процентах). К конструктивным признакам языковой нормы относятся план кодификации и план функционирования в речевой деятельности. Кодифицированные нормы едины и обязательны для всех носителей языка, они зафиксированы в справочниках и словарях. В речевой же практике образованных носителей языка складываются узуальные нормы (сложившиеся в употреблении и повторяющиеся), широко распространенные узуальные нормы, не противоречащие духу языка и тенденциям его развития, могут со временем кодифицироваться.

Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений и т.д.), правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка.

В настоящее время главным учреждением, занимающимся кодификацией языка, является институт русского языка им. В.В. Виноградова. Институтом поддерживается сайт www.gramota.ru, где можно получить любую справку, касающуюся норм русского языка, и найти много дополнительной информации.

 

3. Качества хорошей речи

Что же такое хорошая речь?

Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века, даже если мы читаем тексты «создателя современного русского языка», каковым по праву считается А. С. Пушкин. (См., <...> странное молчание царствовало в сей толпе; ...за коими находилось несколько шалашей; ...обе обрадовались ей как находке и положили исполнить ее непременно).

Из этих примеров можно сделать вывод о том, что как хорошая не может восприниматься речь несовременная.

С другой стороны, представление о хорошей речи, ее эталоне обусловлено социально, а иногда и территориально. Различны представления о хорошей речи у разных поколений (отношение к жаргону, ты-общению, именованию людей без отчества и т. д.). Следовательно, и одна и та же речь будет восприниматься по-разному с точки зрения ее качества человеком старым, среднего возраста и молодежью.

Совершенно очевидно, с третьей стороны, что не может быть одинакова речь письменная и устная, монологическая и диалогическая, речь в условиях публичного или массового и в условиях неофициального общения и т. д. Отсюда зависимость оценки речи от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления.

Е. Н. Ширяев дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».

Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне учета ее ситуации, поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдаются современные языковые нормы и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.

Учение о коммуникативных качествах речи разработал профессор Б.Н. Головин. Качества речи он выделяет на основе соотношения речи с другими понятиями: язык, мышление, обстановка, эстетика.

 

соотносимые понятия качества речи
Речь – язык Правильность
Богатство
Чистота

 

Речь – мышление Логичность
Ясность
Краткость

 

Речь – объективный мир Точность

 

Речь – обстановка Уместность

 

 

Речь – эстетика Образность
Выразительность
Благозвучие

 

 

Речь – язык

! Правильность – соответствие речи нормам современного русского литературного языка.

Действительно, не может быть хорошей речь неправильная. Прежде всего это связано с тем, что неправильная (в любом отношении) речь затрудняет понимание. Это происходит и при использовании незнакомых иноязычных слов, тем более при их употреблении не с тем значением, которое зафиксировано в словарях (неадекватный в значении «нестандартный», одиозный в значении «слишком хвалебный» и т. д.).

Некоторые ошибки пониманию не мешают, но тем не менее исключают хорошее качество речи, поскольку вызывают со стороны адресата или наблюдателя незапланированное говорящим впечатление от его речи, как речи не очень культурного человека. С одной стороны, это просто отвлекает внимание адресата от содержания сказанного. Частотно, например, неправильное склонение сложных числительных (более семиста, до двухтысяч пятого года, из шестиста наемников), неправильные ударения, неправильные формы (проедьте по окружной дороге – в речи Ст. Говорухина), неправильные употребления слов (Да, порой нелицеприятно знать правду – КП 28.12.00; нелицеприятное для себя решение – МК 1.03.2000; в речи Е. Киселева: произносил не вполне лицеприятные слова – Итоги 4.07.99 и т. д.). Особенно заметен был этот незапланированный эффект в словах начальника СИЗО, неоднократно прозвучавших в телепередаче, во время скандала с арестом В. А. Гусинского (июнь 2000 г.): Рядом с ним сидят интеллигентные люди: один фальшивомонетчик, другой – за экономическое преступление – никакие не уголовники.

Иногда ошибка может привести к серьезным последствиям, иак речь учителя участвует в формировании его имиджа.

В качестве примера рассмотрим диалог в учительской.

Появилась учительница начальных классов Таисия Николаевна. Ходит, заглядывает под столы, за доску.

- Здрасте, здрасте. Циркуля не видали. Большой, деревянный.

- Нет, а Раиса Павловна не могла взять?

- Как это она могла, когда он мой? Я его всегда ложу на место.

– Послушайте, нельзя же так, Мы в учительской или..

- Это вы мне?

- Вам, вам! «Ложить» нет такого глагола, голубушка. То есть на канотопской толкучке есть, а для нас с вами нет Надо же как-то и авторитет свой поберечь, и чужие уши заодно.

Кроме того учитель является образцом для подражания для своих учеников, поэтому важно соблюдать правила.

Так, студенты-практиканты проходили пассивную практику в одной из школ: наблюдали за процессом обучения, вели дневник. Они отметили, что все ученики допускают одну грамматическую ошибку, спросили учителя: «Почему у вас дети говорят: пришедши, ушедши?» Учитель ответил: «Да они так привыкши!»

! Богатство и разнообразие – использование в речи разнообразных языковых элементов.

Богатство русского языка заключается в неисчислимом запасе лексики и фразеологии, в смысловой насыщенности словаря, в безграничных возможностях фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии синонимов, вариативности синтаксических конструкций и др.

Словарь Пушкина – 21000 слов.

Средний человек – 11-13000 слов.

Пародия на богатство словаря у Ильфа и Петрова в «12 стульях» Элочка-людоедочка, в словаре которой было 30 слов.

Чем богаче словарь человека, тем больше у него возможности правильно выразить свою мысль, притом разными способами (синонимическими конструкциями), говорящий может разнообразить свою речь, сделать ее интересной.

 

! Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности (слов-паразитов так сказать, как бы, значит, нелитературных форм: диалект, жаргон, просторечие).

– Я это … только хотел … это там чайник это … закипел …не раз вы сталкивались с подобными примерами речи.

Подумайте, почему в речи появляются слова-паразиты, можно ли от них избавиться и как это сделать?

Затрудняет восприятие речи использование жаргонизмов, диалектизмов, профессиональной лексики.

Слова отвергаемые нормами нравственности – это нецензурная и бранная лексика, которая придает речи агрессивный, оскорбительный характер.

Речь – мышление.

! Логичность – соблюдение законов мышления при построении текстов:

1. отсутствие противоречивости на уровне содержания;

2. наличие логической связи внутри предложений и между ними;

3. композиционная стройность текста.

Найдите логические ошибки, объясните, чем они вызваны и как их исправить?

1. Загремел гром, потом засверкала молния.

2. Все сдали экзамен. Не сдал только Юра Задорнов.

3. В этом году при плане 50 гектаров бригада собрала и сдала в аптеку 100 килограммов плодов шиповника.

4. Павел перестал пить, курить, стал приходить домой рано, читать книги. Мать сразу поняла, что с ним творится что-то неладное.

5. Книги, которые Сергей читал, были сходны с его мыслями.

6. Турбаза «Снежная» начинает свою работу в октябре. В протекающей рядом речке можно ловить карасей. Любителям грибов и ягод тоже здесь раздолье.

7. При всей своей неброской внешности он обладал поразительной памятью.

! Ясность, понятность – выбор общедоступных речевых средств, ограничение использования слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Безусловно, критерием хорошей речи в любом случае остается ее понятность адресату, поэтому недопустимы не только малоупотребительные в русской речи иностранные слова (например, проксенетизм, сикофанты, абсентеизм), использованные без пояснений в газетных статьях, предназначенных для широкого читателя, столь же непонятные массовому потребителю СМИ жаргонизмы, диалектизмы, но и специальные термины, хотя они и входят в литературный язык. В речи педагога подбор языковых средств обусловлен уровнем понимания учащихся.

 

! Краткость – оптимальный выбор количества речевых средств для полного выражения содержания речи.

Прочитайте отрывок из книги А.Ф. Кони «Советы лекторам», объясняющий данное качество.

«Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной. Краткость – отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи.

Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций – много. Тогда речь … исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно. Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам – моментам) речи. Например, часто приходится слышать: «Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее…» Вместо этих нестоящих слов надо сказать: «Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью». Потом – закрепление примерами.»

 

Речь – объективный мир.

! Точность речи – это такое качество речи, при котором употребление слов в речи строго соответствует их значениям, т.е. слова обозначают строго определенные предметы и явления действительности.

Неточность речи может возникнуть в результате плохого знания языка или предмета разговора.

 

? Сравните два предложения, с нарушением какого вида точности связаны ошибки, возникшие в предложениях?

Подумайте, какие значения в русском языке имеет слово «нормальный», к каждому из этих значений подберите синонимы. Исправьте предложение.

1) И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел. (Лермонтов «Демон»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: