Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
УТВЕРЖДАЮ Директор ИВТОБ СПбПУ ________________ М.В. Сильников «_____» ___________ _____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Защита в чрезвычайных ситуациях
Кафедра-разработчик
Управление и защита в чрезвычайных ситуациях
Направление (специальность) подготовки
Техносферная безопасность
Наименование ООП
Защита в чрезвычайных ситуациях
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Образовательный стандарт
Федеральный ГОС
Форма обучения
Очная
СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой УЗЧС _____________ «_____» ___________ _____ г. | Соответствует ФГОС ВПО. Утверждена протоколом заседания кафедры УЗЧС № 8 от 27.04.2015 г. |
Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали:
Зав. кафедры, д.т.н., профессор. | В.И. Гуменюк |
Цели и результаты изучения дисциплины
Цели изучения дисциплины
Основная цель: подготовить специалиста, обладающего умением и практическими навыками, необходимыми для идентификации негативных воздействий среды обитания на персонал, ОЭ и окружающую среду; разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных последствий ЧС; прогнозирования ЧС и оценки их последствий; обеспечения устойчивости объектов и технических систем в ЧС; принятия решений по защите производственного персонала и населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, применении современных средств поражения, а также предотвращения, локализации ЧС и ликвидации их последствий.
Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины
Код | Результат обучения (компетенция) выпускника ООП |
ОК-9 | способность принимать решения в пределах своих полномочий |
ОК-11 | способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций |
ОК-12 | способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессинальных и социальных задач |
ОПК-1 | способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности |
ОПК-3 | способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности |
ПК-8 | готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики |
ПК-9 | способность использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях |
ПК-13 | способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлимого риска |
Планируемые результаты освоения дисциплины
Знать:
причины аварий и катастроф на ОЭ; классификацию ЧС;
поражающие факторы опасных природных явлений, техногенных аварий и катастроф, методику расчета экономического ущерба при ЧС;
основные принципы и способы защиты производственного персонала;
назначение и структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);
правовые основы обеспечения безопасности в ЧС;
основные направления повышения устойчивости ОЭ в ЧС;
основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения.
Уметь:
оценивать параметры поражающих факторов и очагов поражения; прогнозировать и оценивать обстановку при авариях на потенциально опасных объектах;
применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости ОЭ в ЧС;
Владеть:
навыками руководства действиями подчиненного производственного персонала при ЧС и ликвидации их последствий.
Место дисциплины в ООП
Дисциплина «Защита в чрезвычайных ситуациях» относится к «Профессиональному циклу дисциплин», изучается в 7-ом семестре. Ей предшествует изучение высшей математики, физики, химии, информатики, теоретической механики, сопротивления материалов, материаловедения и технологии материалов, надежности технических систем и техногенного риска, теории управления, математической статистики, теории систем и системного анализа, метрологии и стандартизации. Изучение дисциплины завершается написанием раздела по ее тематике в дипломном проекте. Полученные навыки необходимы для быстрой адаптации специалиста в первичной должности и дальнейшего карьерного роста.
Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы
Виды учебной работы
Виды учебной работы | Трудоемкость | ||||
ач/нед | ач/сем | ||||
Лекции | |||||
Лабораторные занятия | – | – | |||
Практические занятия, семинары | 1.5 | ||||
в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме | – | ||||
Самостоятельная работа | 3.5 | ||||
в том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа | – | ||||
Экзамены (подготовка во время сессии, сдача) | – | – | |||
| |||||
6.00 |
Формы контроля
Формы контроля | Количество |
Текущий контроль | |
Контрольные работы (КРаб), шт. | |
Коллоквиумы (Кк), шт. | – |
Расчетно графические работы (РГР), шт. | – |
Рефераты (Реф), шт. | – |
Курсовые проекты (КП), шт. | – |
Курсовые работы (КР), шт. | |
Промежуточная аттестация | |
Зачёты (З), шт. | |
Экзамены (Э), шт. | – |
Содержание и результаты обучения