Рекомендации по организации и содержанию предметно-пространственной среды ДОУ психологической направленности




Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Одним из условий развития ребенка в ФГОС ДО определяет предметно-пространственную среду. Под предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. В связи с чем, наряду с различными центрами, уголками, площадками, оснащенными большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) должны быть оборудованы уголки психологической направленности.

РППС должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку, которые помогут решать следующие задачи:

· преодолеть стресс поступления в ДОУ;

· успешно адаптироваться в дошкольном учреждении;

· способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности;

· способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы.

Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей. Зонирование и обогащение групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира.

«Уголок приветствия»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Используемый материал (пример):

• Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);

• Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют свое настроение в течение дня);

• Картотека игр-минуток «Вхождения в день» (« Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т.п.).

«Уголок достижений»

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

• «Цветок успехов»/«Звезда недели»: в серединке цветка «ромашки» – фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится;

• «Копилка добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).

«Уголок гнева»

Цель:дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от негативных эмоций: гнева, злости, раздражения.

• «Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

• «Коробочка гнева и раздражения» - темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

• «Подушка-колотушка», мешочек «Для крика», «Мостик дружбы», мягкие тканевые -поролоновые молоточки, легкие шарики (вязаные помпоны) и т.д.

«Уголок уединения» (их должно быть несколько)

Цель:создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новым режимным моментам и т.п.

Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;

Мобильный «Домик-трансформер» - дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;

Подушки - «думки», подушки – «плакушки » - мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

• «Осьминожек-хранитель» с рюкзачками, изготовленными руками родителей для личных вещей детей;

• Альбом с семейными фотографиями воспитанников – в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;

Телефон, по которому малыш может «позвонить» маме или папе, поделиться чем-то сокровенным и т.д.;

«Сонные» игрушки помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации, имеют релаксирующую способность, используются во время укладывания ребенка спать.

«Уголок настроения»

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

• Панно «Мое настроение» (в разных формах) - дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В разных группах панно имеет разные формы: домик, цветок и т.д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.

• Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

· Плакат «Азбука эмоций » представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т.д.).

· Зеркало, дающее возможность наблюдать собственное перевоплощение, погримасничать, «войти в роль», передать со словами и без слов либо актуальное настроение, либо особенности собственного настроения и окружающих при взаимном общении.

«Уголок общения с природой»

Цель: научить детей снимать мышечный и эмоциональный зажим, агрессивность, используя образы природы (на основе наблюдения), включая их в игру, задействовав при этом все свое тело.

Режиссерские игры с наборами семейств домашних и диких животных (напр. макеты или др.);

Игры с песком (необходимы совки, формочки, различные моющиеся некрупные игрушки, например, для закапывания/зарывания образа обидчика; откапывания «сюрприза», не дотрагиваясь до него и т.п.);

Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его дальнейшее расплющивание и т.п.);

Игры с водой (соревнования среди бумажных корабликов, подгоняемых ветром из соломинки, сбивание «брызгалками» легких игрушек, экспериментальная деятельность «тонет - не тонет» и т.п.).

«Театрально-музыкальный уголок»

Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

Различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные, театральная ширма);

· Зеркало, дающее возможность наблюдать собственное перевоплощение, погримасничать, «войти в роль»;

Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;

Музыкально-дидактические игры, инструменты;

«Музыкальная шкатулка» - аудио-подборка разнообразных мелодий для создания благоприятного музыкального фона в группе (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения);

Салон ряжения «Модница».

«Уголок волшебных красок»

Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.

Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки, нитки.

Обязательная рекомендация: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.

«Уголок библиотерапии»

Цель: учить детей понимать себя, словесно выражать свои проблемы, снижать чувство страха, стыда, стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, формируя своеобразную «защиту» и опору в реальной жизни.

«Уголок сюрпризов»

Цель: снимать психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности (напр., новая музыкальная или говорящая игрушка, «спрятавшиеся» воздушные шары, мыльные пузыри, новая игра и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: