Крестьянская реформа
1) крепостное право диктовало стране крайне медленные темпы развития. В России не было свободных рабочих. Промышленности нужны были постоянные квалифицированные рабочие.
2) помещичьи хозяйства, в целом, развивались не за счет вложения капитала и развития техники, а за счет усиления эксплуатации «живой собственности» - крестьян. Резервы роста на этом пути были исчерпаны.
1) Главным содержанием ее была отмена крепостного состояния (отмена права собственности помещика на крестьян)
а) теперь крестьян перестали продавать, дарить, проигрывать в карты, менять на собак, закладывать, ссылать в Сибирь или избивать по приказу помещика;
б) крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Это означало, что теперь они могли на свое имя заключать различные сделки, открывать торговые и промышленные заведения; свободно передвигаться по стране;
2) Крестьянин получал за выкуп земельный надел.
Пережитки крепостничества
1) Выкупные платежи
Крестьяне должны были выплачивать государству свой долг – выкупные платежи – в течение 49 лет (они были отменены только в 1907 г.);
Временнообязанное состояние крестьян
Крестьяне не могли также сразу рассчитаться за землю с помещиками и поэтому продолжали выполнять в их пользу разные работы и повинности (это промежуточное состояние продлилось до 1883 г.);
Отрезки
Отрезки – это земля, которая изымалась помещиками у крестьян при выделении им земельного надела; помещики, как правило, изымали самые ценные и необходимые для крестьян угодья (сенокосы, луга, выпасы, водоемы и т.п.) за которые последним пришлось платить высокую арендную плату;
Крестьяне справедливо посчитали, что их обманули. Они стали мечтать о «черном переделе» – т.е. о справедливом перераспределении земельных угодий.
Земская реформа 1864 г.
1) в России вводились земские учреждения – земства – альтернативные, выборные органы местного самоуправления;
2) земские учреждения делились на уездные и губернские земские собрания;
3) члены земских органов избирались населением уезда раз в три года;
4) все избиратели делились на три курии (группы) — землевладельцев (дворянство), городских избирателей (купцы, мещане), выборных от сельских обществ (крестьяне);
5) курии не имели равных возможностей в выборах (малочисленное поместное дворянство выбирало в уездное земство столько же представителей с правом голоса, сколько и оба других, вместе взятых сословия);
6) Земства были лишены каких-либо политических функций и занимались лишь исключительно хозяйственными вопросами местного значения;
7) В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики и другие служащие.
Судебная реформа 1864 г.
Вводились:
а) бессословность суда;
б) его независимость от администрации;
в) несменяемость судей;
г) гласность и состязательность судебного процесса, в котором участвовали присяжные и адвокаты;
д) равенство всех сословий перед законом;
Вводились новые судебные учреждения — коронный и мировой суды.
Судебная система России стала одной из самых прогрессивных для своего времени, несмотря на многие пережитки и черты сословного суда, сохранявшиеся в стране.
Однако уже с начала 70-х годов последовала серия «изъятий» и «дополнений», которые ограничивали гласность суда, несменяемость судей и следователей, изымали из ведения судов присяжных политические дела и т.п.
Городская реформа 1870 г.
В городах России вводились органы городского самоуправления – городские думы, избираемые сроком на 4 года; думы избирали из своей среды на тот же срок действующие исполнительные органы – городские управы;
Это были бессословные органы;
К выборам допускались лишь те, кто платил городские налоги;
Состав городских курий целиком зависел от имущественного достатка избирателей;
Городское самоуправление сосредоточилось в руках буржуазии и дворянства;
Городские думы занимались местными делами: благоустройством города, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием, принятием санитарных и противопожарных мер и т.д.
Военная реформа 1874 г.
Вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность, она распространялась на все мужское население, достигшее 21 года, без различия сословий;
Страна была разделена на 15 военных округов; во главе округа стоял командующий, который подчинялся непосредственно военному министру; реформа имела целью ликвидировать излишнюю централизацию управления, создать условия для более быстрой мобилизации войск в военное время.
Реформы в сфере образования и просвещения
Университеты получали широкую внутреннюю автономию;
был введен принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий;
расширена сеть начальных народных училищ;
значительно смягчался цензурный контроль за издательской деятельностью.
Трудность реформирования заключалась в том, что проводимые преобразования не имели достаточно прочной социальной базы: правительственный курс подвергался критике как справа (за чрезмерную радикальность), так и слева (за нерешительность и ограниченность реформ).