Глава II. Технические регламенты




Техническое регулирование

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальности 100701 Коммерция (по отраслям) очной и заочной форм обучения по дисциплине «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия»

Красноярск 2012

Техническое регулирование: методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / ФГАОУ ВПО СФУ Торгово-экономический институт; сост. Л.Н. Самойлова. – Красноярск, 2012. – 33 с.

 

 

 

 

 

 

ФГАОУ ВПО СФУ

Торгово-экономический институт, 2012


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Общие положения 10

Комментарии к статье 2. Основные понятия 10

Комментарии к статье 3. Принципы технического регулирования 13

Комментарии к статье 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании 15

Глава II. Технические регламенты 16

Комментарии к статье 6. Цели принятия технических регламентов 16

Комментарии к статье 7. Содержание и применение технических регламентов 18

Комментарии к статье 8. Виды технических регламентов 20

Комментарии к статье 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента 20

Комментарии к статье 10. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов 23

Глава III. СТАНДАРТИЗАЦИЯ 24

Комментарии к статье 11. Цели стандартизации 24

Комментарии к статье 13. Документы в области стандартизации 25

Комментарии к статье 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации 28

Комментарии к статье 15. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации 29

Комментарии к статье 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов 30

Комментарии к статье 17. Стандарты организаций 32

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", принятый во втором и третьем чтении Госдумой и подписанный Президентом. Закон будет иметь исторические последствия реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки подтверждения соответствия.

Рассматривая проект закона депутат Н. Ниткитчук сказал, что ещё никогда не принимался столь радикального свойства закон, как этот.

К основным целям Закона его сторонники относят стремление максимально гармонизировать отечественную систему технического регулирования с международной, прежде всего, с европейской. Это, как предполагается, позволит:

~ устранить нормативные барьеры в торговле,

~ содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок,

~ обеспечить равные условия для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке, что в свою очередь мобилизует отечественного производителя на здоровую конкуренцию.

Историю принятия Закона и его содержание следует рассматривать в двух аспектах. Внутренний аспект - отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек. Хотя первые шаги в реализации данного проекта не подтверждают убеждения по снижению издержек, т.к. бюрократический аппарат растёт.

Внешний аспект - вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), окончательное решение по этому вопросу ожидается в конце 2012г. ВТО призывает следовать международным стандартам для устранения технических барьеров. Ряд учёных компетентных в вопросах технического регулирования без оптимизма комментируют стремление России к вступлению в ВТО, высказывая тревогу за существование отечественного производителя и последствия анархии, царящей на современном рынке. Руководители строительных компаний г. Красноярска высказывают искреннюю тревогу о состоянии вновь стоящихся зданий, при строительстве которых не используются обязательные нормативные документы (СниП, ГОСТ), как это было в советское время. Очевидно, разрушение аквапарка и рынка в Москве ничему не научили законодателей, должных выводов из этих событий не сделано. Возможно, если бы руководители производственных предприятий и строительных фирм были более цивилизованными, имели бы устойчивое желание по формированию имиджа своей фирмы, вопрос качества был бы актуален и решался бы автоматически. К сожалению, такого желанного автоматизма не наблюдается. Цель руководителей одна – сорвать максимальную прибыль. Качество в такой системе страдает.

Разработка Закона осуществлялась также в целях устранения необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, снижения бремени обязательной сертификации, прекращения хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочения разработки обязательных технических норм. Законом предусматривается гармонизация национальных стандартов международным, которая в развитых странах составляет 50%, а в рамках СНГ-90%. Закон определяет для стандартов, которые в настоящее время продолжают активно разрабатываться, рекомендательный характер; а для технических регламентов – обязательный. Согласно закону в стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не к конструктивным или описательным характеристикам. Оппоненты Закона высказываются за придание ГОСТам статуса обязательных документов.

Президент Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно ставил задачи по уменьшению вмешательства чиновников в дела бизнеса, по ликвидации избыточной обязательной сертификации, по развитию предпринимательской инициативы и повышению конкурентоспособности российской продукции в мире. В этих документах отчетливо выражена установка на переход в системе регулирования на законодательные нормы прямого действия. Однако эти задачи не удавалось решить в рамках существующей практики.

За более чем столетнюю историю стандартизации в России был создан громоздкий фонд обязательных требований- порядка 60тыс. нормативных документов. Основными недостатками старой системы стандартизации являлись:

1. Непредсказуемость установления обязательных требований.

Только сфера обязательной сертификации регулируется 62 федеральными законами. Стандарты на момент принятия Закона часто противоречили друг другу.

2. Избыточность обязательных требований. Требования стандартов и других ведомственных документов создавали препятствия для технического прогресса и применения новых технологий, новых материалов и новых конструктивных решений. Остаётся вопрос без ответа: как справится с такой проблемой техническое регулирование? Не получилось бы: «хотели как лучше, а вышло как всегда».

3. Устаревание требований в стандартах. В силу статичности старой системы (в процессе нормотворчества менялась форма, а суть документов оставалась прежней) система стандартизации представляла собой окостеневший механизм. Вопрос, пока риторический: как данное препятствие отрегулируют ТР?

4. Неэффективность системы контроля за соблюдением требований. Ежегодно 30% сертифицированной продукции в торговле браковалось. Существовавшая система обязательной сертификации не обеспечивала защиту потребителей, при этом плата за данную процедуру составляла порядка 120 млн. долларов США. Положение с сертифицированной продукцией ничуть не улучшается и после принятия Закона.

5. Совмещение функций установления правил и контроля за соблюдением этих правил одним органом государственной власти.

Данные функции, а также аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий и контроля за соблюдением правил сертификации выполнял Госстандарт России. Вопрос: благо это или зло? Мы сейчас наблюдаем реорганизацию контролирующих органов, например образование Роспотребнадзора (объединение бывшей Росторгинспекции и СЭС), наделённого чрезмерно широки полномочиями. Где гарантия, что через небольшой промежуток времени мы не затеем обратный процесс, разукрупнение – в истории нашего государства это не ново. Оправдано ли создание такой крупной контролирующей организации.

Основная цель Закона - создание двухуровневой системы нормативных документов:

~ технических регламентов (ТР), которые будут содержать обязательные требования безопасности. Однако, несмотря на важность обеспечения безопасности продукции, возникает вопрос: а каким образом будет обеспечиваться качество продукции. Пример: коллега купила достаточно дорогой костюм, в котором боковые швы размером 5мм. И меньше. Через неделю швы «поползли». Безопасно. Однако, носить невозможно. Покупатель не защищена.

~ и добровольных, рекомендательных требований стандартов к качеству (до принятия Закона все действующие в нашей стране ГОСТы были обязательны для исполнения).

Утверждение технического регламента в качестве обязательного к исполнению и применению документа и перевод стандартов в категорию добровольно применяемых норм явились своего рода революцией (нам бы созидательности побольше, а не революций) в сложившемся десятилетиями процессе технического регулирования. Закон кардинально изменил всю систему технических требований, порядок их разработки и утверждения, порядок осуществления государственного контроля и подтверждения соответствия требованиям обязательных и добровольных норм. С момента вступления Закона в силу в течение 7 лет (с 2003 по 2010г.) должен состояться полный переход от ныне действующей системы технического регулирования к принципиально новой. Изменения законом утверждены, а их реализация пробуксовывает. Это даёт право предполагать форсирование принятия ТР в оставшиеся три года. Спешка в таком серьёзном вопросе весьма опасна последствиями.

 

Почему технические регламенты должен являться федеральным законом? – ТР является результатом компромисса государства, производителя и общества относительно приемлемого уровня безопасности и затрат, которые обеспечат соответствующий уровень.

Почему в перечне безопасностей нет информационной? – В настоящее время так много говорится о соблюдении достоверности информации, она так часто нарушается, обладает такой актуальностью, что не упомянуть её в Законе можно было только преднамеренно, с определённым умыслом. «Косвенные» ссылки- это лазейки для недобросовестных производителей и коммерсантов. Ещё свежи в памяти, да и встречаются до сих пор, паспорта, например, на фотоаппараты, не имеющие перевода на русский язык. Как разобраться человеку не сведущему в сложной радиоэлектронной аппаратуре. Коммерсанты будут кивать на отсутствие в обязательных требованиях информационного обеспечения.

Необходимо учитывать специфику рыночных отношений в нашем государстве, ведь полного перехода к рыночной экономике в России ещё не произошло. Нас «бросили в рынок», толком не объяснив и не научив. Теперь мы с победным гиканьем впадаем в очередной экстаз технического регулирования. В цивилизованном мире переход к рынку начался добрую сотню лет назад. Мы, революционеры, находимся в рыночной экономике 15 лет! После распада СССР многие коммерсанты и новые фирмы стали стремиться к получению сверхприбылей, стало страдать качество продукции. С трудом нарабатывается имидж фирм. Хотя мало кто из потребителей усомнится в качестве отечественной обуви, особенно предназначенной для регионов с холодным климатом, например таких фирм, как «Вестфалика», «Россита», «Юничел». Но это скорее исключение, чем правило, к сожалению.

Во многих научных статьях сравниваются понятия качество и безопасность. Вопрос носит принципиальный, а не схоластический характер. Как отмечают многие исследователи рынка, рынок сам по себе не имеет рычагов противостояния частным интересам участников рынка. Объект, являющийся источником риска причинения вреда, обеспечивает определённую выгоду участнику экономической деятельности. Поэтому государство вынуждено активно вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов рынка через техническое регулирование.

Ст. 2 ФЗ устанавливает, что безопасность продукции -это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Таким образом, если функциональные, эстетические, эргономические свойства направлены только на удовлетворение требований потребителей и несовпадение этих свойств с ожиданием приносит разочарование, то нарушение требований безопасности может нанести реальный физический вред пользователю и кругу лиц. Поэтому требования безопасности обязательны для исполнения.

В ФЗ нет определения качества. Нет этого определения в ГОСТ Р 1.12- 2004 «Термины и определения». За толкованием целесообразно обратиться к международным стандартам ИСО серии 9000, а точнее – к определению, приведённому в ГОСТ Р ИСО 9000- 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Согласно этому стандарту, качество- это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Требования современных потребителей имеют высокий уровень и, следовательно, производитель должен быть заинтересован в производстве качественной продукции. Действительность же убеждает нас в обратном: рынок кишит некачественной продукцией – это и продовольственные товары, и парфюмерия и косметика, и игрушки, и упаковочные материалы, и т.д.

У производителя есть три варианта стратегии:

1. попытаться избежать риска, т.е. фактически отказаться от использования опасных технологий и сырья.

2. Пренебречь риском - убытки последствий такой стратегии могут существенно превысить экономические преимущества хозяйствования.

3. Управлять риском – ведущая стратегия в современной экономике, т.к. даёт возможность получать гарантированную прибыль.

Добросовестный производитель должен для подтверждения качества и безопасности своей продукции использовать оценку соответствия, которая влияет на конкурентоспособность товаров.

На практике «добровольность» применения стандартов трактуется как необязательности исполнения требований к продукции, как возможность поставки на рынок продукции самого низкого качества, и, даже заражённой продукции. Как установили специалисты Роспотребнадзора г. Красноярска, ряд недобросовестных торговых предприятий реализуют куриное мясо, промытое в чистящих средствах, например «Фейри».

Перенос требований государственного контроля из сферы производства в сферу обращения вряд ли гарантирует право на безопасность потребителя. Например, ни один инспектор, даже технолог, не определит- какое сырьё использовалось при производстве пластмассового стакана: полиэтилен низкого давления (ПЭНД) или полипропилен. Между тем более экономичный ПЭНД имеет на своей поверхности катализаторы, которые вредны для организма. За рубежом основным методом подтверждения качества продукции является декларирование и добровольная сертификация.

В ряде стран работают специальные государственные органы, которые отслеживают все конфликтные ситуации, происходящие на рынке товаров. Они регулярно получают информацию медицинских учреждений об отравлениях, травмах, несчастных случаях вызванных эксплуатацией и употреблением товаров. Сведения анализируются и принимаются решения о запрете производства данного товара.

Во многих европейских странах запретили использовать упаковочные бутылки из поливинилхлорида (ПВХ), т.к. ещё в 1986г. ГРИНПИС обнародовал данные об опасности изделий из ПВХ, которая проявляется при производстве, переработке, использовании, утилизации, приводя к нарушению эндокринной и иммунной системы, вызывающих развитие различных форм рака (особенно у мужчин – рак простаты).

В Научно-исследовательском институте экогигиены и токсикологии России предупреждают, что одноразовую пластиковую посуду использовать повторно нельзя (особенно опасно - для молока). В упаковочных материалах используются очень опасные химические вещества такие, как бисфенол, фосген и др. Где подобную информацию сможет получить рядовой потребитель? Только в г. Воронеже по постановлению главного санитарного врача области запрещено повторное использование пластиковых бутылок.

В связи с революционностью Закона утратил силу целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе Законы РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", являющиеся до 1 июля 2003 г. основополагающими базовыми документами в области разработки, установления и соблюдения обязательных требований к продукции, работам и услугам.

Учитывая, что Законом регулируются отношения, возникающие при:

~ разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и связанных с ней процессов;

~ разработке, принятии, применении и исполнении добровольных требований к продукции, связанным с ней процессам, а также выполнению работ и оказанию услуг;

~ подтверждении соответствия обязательным и добровольным требованиям;

~ осуществлении государственного контроля за соблюдением обязательных требований, - значение данного Закона для всех отраслей промышленности, торговли, различного рода услуг переоценить трудно, но и исключить вредное воздействие на промышленность, в первую очередь, не возможно.

 

Статья 1 комментируемого Закона определяет область его действия и объекты правового регулирования.

Закон регулирует правоотношения, связанные с четырьмя значительными и равноправными по отношению друг к другу явлениями:

~ продукцией;

~ процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

~ работами;

~ услугами.

В статье сказано, что закон не распространяется на правила (стандарты) аудиторской деятельности, положения (стандарты) о бухгалтерском учёте, на государственные образовательные стандарты, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Розничная торговля продовольственными товарами до принятия Закона классифицировалась согласно Общероссийскому классификатору работ и услуг как «услуги по реализации продовольственных товаров», но учитываяособую значимость соблюдения требований при осуществлении розничной торговли для обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей, она была выведена из категории "услуги" и переведена в категорию "процессы", и проект технического регламента на розничную торговлю был разработан одним из самых первых.

В перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, на которые согласно Закону не будут распространяться обязательные требования, гарантирующие достижение целей технического регулирования, можно включить: услуги общественного питания, услуги по перевозке пассажиров, по ремонту автомототранспортных средств, по ремонту бытовой техники, строительству, медицинские и др. По данному перечню следует дать чёткую информацию.

Все они сопряжены с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, а значит, выводить их из сферы обязательного регулирования преждевременно. Ряд учёных, специалистов и руководителей выступают против закона в такой форме, например, «против» выступили транспортники, авиастроители. Принятие закона в такой форме может вызвать кризис, последствия которого скажутся через несколько лет. В настоящее время из-за наблюдающегося хаоса в системе стандартизации трудно адаптируются предприниматели, руководители, приобретатели. А сумеет ли российское государство адаптироваться к такой проблеме, как блокирование Госдумы работой над утверждением технических регламентов и их изменений. Многие положения закона вызывают аргументированную критику.

 

Глава I. Общие положения

комментарии к статье 2. Основные понятия

 

Терминологическая часть Закона претерпела существенные изменения по сравнению с прежним законодательством, некоторым терминам дана совершенно новая трактовка, введены новые понятия.

Закон полностью изменил содержание понятия «стандартизация». Стандартам придается статус добровольно применяемых документов, которые перестают быть обязательными для субъектов хозяйствующей деятельности. Сам термин «государственный стандарт » выходит из обращения. Вместо него введено новое понятие: «национальный стандарт », и продолжает действовать ранее принятое понятие - «международный стандарт ». ГОСТ 1.1- 2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.» даёт ещё такие как «региональный стандарт», «комплекс стандартов». ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» даёт определения Российской национальной стандартизации, органов по стандартизации, национального стандарта, общероссийского классификатора, стандарта организации и т.д.

 

Определение понятия " контроль (надзор)" практически дублирует содержание этого понятия, раскрываемое Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Однако, объектами проведения контроля в Законе определены продукция и связанные с ней процессы (в Федеральном законе N 134-ФЗ объектами государственного контроля обозначены товары, работы и услуги).

Положение с деятельностью по осуществлению контроля (надзора) приняло более чёткие очертания после выхода Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 под № 194 «Вопросы Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии». Однако в мае того же года Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии была преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии за которым были определены следующие функции:

~ по государственному метрологическому контролю и надзору;

~ по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов и стандартов.

Данный момент следует прокомментировать такой ситуацией, что в настоящее время контакты торговых организаций и органов технического регулирования сводятся к проверкам соблюдения законодательства о метрологии и проводятся в организациях оптовой торговли. Отсутствие таких мероприятий в розничной торговле мы, как обычные потребители, ощущаем на своих кошельках, в которые недобросовестные продавцы охотно запускают руку, поскольку данное действие безнаказанно.

 

Законом впервые введено понятие «знак обращения на рынке » как обозначение информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. В связи с этим полностью поменялось содержание понятия «знак соответствия ». В комментируемом Законе знаку соответствия отводится скромная роль - он информирует приобретателей о соответствии продукции, процессов, работ и услуг требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Его применение, согласно закону, осуществляется на добровольной основе.

Определение «знаку соответствия» дано в ГОСТ Р 1.12-2004: «защищённый и зарегистрированный в установленном в РФ порядке знак, выданный и применяемый в соответствии с ГОСТ Р 1.9, информирующий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует всем положениям конкретного национального стандарта на данную продукцию».

В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 1.9-2004 изложены требования к изображению и порядку применения знака соответствия национальным стандартам РФ. Целью применения знака соответствия являются: повышение доверия приобретателей к продукции, повышение конкурентоспособности, рекламирование соответствующей продукции. Как это будет выглядеть на практике, время покажет, но представители старшего поколения помнят «знак качества», который не то, что доверия не внушал, а вызывал саркастические замечания, поскольку использовался, где надо и где не надо. Это мы уже проходили.

Идентификация продукции - деятельность по установлению соответствия продукции требованиям, установленным в технических документах (регламентах и стандартах), информации о ней, содержащейся в прилагаемых документах и на этикетках.

 

Важной представляется трактовка понятия «оценка соответствия» как прямое или косвенное определение соответствия требований, предъявляемых к объекту. Оценка соответствия может проводиться в различных формах:

~ путем государственного контроля (надзора),

~ аккредитации,

~ подтверждения соответствия

~ декларирования и т.д. (перечень действий, входящих в процесс оценки соответствия, приводится в ст. 7 Закона).

Иначе говоря, подтверждение соответствия является не единственным или самым важным, а всего лишь одним из способов оценки соответствия. Подтверждение соответствия как один из предусмотренных Законом вариантов оценки соответствия документально удостоверяет соответствие объектов подтверждения (продукции и связанных с ней процессов, работ и услуг) требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров. Подтверждение соответствия осуществляется в различных формах. Одной из форм подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров является сертификация, которая осуществляется органом по сертификации (таковым может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) при условии его аккредитации. За рубежом самой приемлемой формой является декларирование.

 

Закон вводит принципиально новое понятие «технический регламент », определяя его как документ, содержащий обязательные для применения требования к объектам технического регулирования. Объекты технического регулирования определены в абз. 2 п. 1 ст. 1. Кроме того, определение дает перечень правовых актов, которыми могут быть приняты технические регламенты:

~ международный договор Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

~ федеральный закон;

~ указ Президента РФ;

~ постановление Правительства РФ.

В соответствии с законодательством о техническом регулировании, технический регламент - это документ особого рода.

Прежде всего, технический регламент - это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься не другими документами, а только изменениями и дополнениями в данный регламент. Аналогичная ситуация была когда вводили изменения и дополнения к прейскурантам. Сказать, что это было неудобно - это значит ничего не сказать.

Таким образом, технический регламент представляет целостное и системное регулирование направлений деятельности. Это принципиально изменяет ситуацию. Единицей такого нормирования, его базовым модулем, становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (этакая маленькая энциклопедия по товарам).

Количество технических регламентов будет в несколько раз меньше, чем стандартов, а объём каждого в несколько раз больше стандарта. Ориентироваться по таким нормативным документам весьма затруднительно. Практика показала, что принятые технические регламенты содержат чрезвычайно много ссылок на нормативные документы, что осложняет понимание, как проверяющим, так и проверяемым. При интенсивном развитии технологий, какого история ещё не наблюдала, обновление товаров будет вызывать необходимость внесения сотни и тысячи изменений. Для такой интенсификации требуется большой бюрократический аппарат.

В настоящее время в президентской кампании работает порядка 60-ти технических комитетов по разработке и принятию технических регламентов. Однако с момента принятия закона прошла уже половина срока, а в действие вступили только 4 технических регламента: ТР «Евро – 2» (нормы максимального уровня экологических выбросов автотранспорта в атмосферу); по безопасности автомобилей; масложировой продукции и аттракционов. Следовательно, разработка остальных регламентов будет форсирована.

 

Одним из принципов разработки технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов, - состояния, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни и здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

 

Комментарии к статье 3. Принципы технического регулирования

 

1. Одним из основных принципов технического регулирования является принцип единства установления требований к объектам технического регулирования. Его особая значимость для всего процесса технического регулирования объясняется следующим. До принятия Закона требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, которые выпускали множество, зачастую дублирующих друг друга или взаимоисключающих требований.

В результате подобного нормотворчества для будней российского бизнеса типичной стала ситуация, когда приходящий с проверкой пожарный, ссылаясь на существующие нормы, требует снять с окон решетки. Вслед за ним является милиционер и, также, ссылаясь на определенные нормативы, требует установить решетки на окна. В стране не было единой системы технических требований, но зато имелось огромное количество (около 30 тыс.!) различных документов, регулирующих деятельность предприятий. До принятия Закона в России действовало более 20 тыс. госстандартов времен СССР, а также созданных уже в перестроечный и постперестроечный периоды. Кроме того, применялись тысячи санитарных норм и правил, примерно такое же количество строительных нормативов и сотни отраслевых стандартов, технических условий и инструкций. Понятно, что все это "изобилие" не только не решало проблемы контроля над соблюдением производителем стандартов и требований безопасности, но, напротив, создавало в данной сфере полную неразбериху. Именно этим объясняется новый подход Закона к принципу установления единых требований и правил.

Статья 3 кроме принципа применения единых правил установления требований к объектам регулирования включает принципы единой системы и правил аккредитации, принцип единства правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. Подобное унифицирование объясняется не только внутренним аспектом необходимости устранения дублирования в процессе технического нормирования, но и внешним аспектом. Для обеспечения выхода российской продукции на мировой рынок (а точнее, в связи со стремлением к вступлению России в ВТО) возникла необходимость приведения процессов исследований и измерений в соответствие с международными нормами.

 

2. Принцип технического регулирования провозглашает его соответствие уровню развития национальной экономики и уровню научно-технического развития, т.е. при разработке технических регламентов и национальных стандартов необходимо включать в них требования с учетом реалий сегодняшнего дня.

 

3. Согласно третьему принципу органы по аккредитации (т.е. органы, устанавливающие компетентность органов по сертификации), органы по сертификации, изготовители (продавцы, исполнители, приобретатели) должны быть независимы друг от друга (т.е. не находиться в какой-либо зависимости друг от друга), гарантируя этим объективность, принципиальность и эффективность проведения процессов оценки соответствия.

 

4. Принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации основан на различии правового статуса и целей деятельности данных органов: орган государственного контроля является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение контроля (надзора) от имени государства, а орган по сертификации является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли. Учитывая разницу задач, полномочий и методов данных органов, их совмещение невозможно.

 

5. Следующим принципом, обеспечивающим гарантии объективности при оценке компетентности органов по сертификации, является недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию. Поскольку органы по аккредитации являются, в отличие от органов по сертификации, государственными органами, совмещение их полномочий невозможно из-за различий правового статуса.

 

6. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля является гарантией независимости органов контроля как государственных органов от коммерческих структур, а также гарантией принципиального осуществления возложенных на эти органы функций и задач.

 

7. Принцип недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации базируется на Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и означает необходимость наличия здоровой конкуренции между органами, претендующими на оформление аккредитации и проводящими сертификацию.

 

8. Соблюдение принципа «единства применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок» обусловлено особым правовым статусом нормативных актов, которыми принимаются регламенты: федеральные законы, постановления Правительства и указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, для всех физических и юридических лиц и потому не могут зависеть от видов и особенностей сделок.

 

Комментарии к статье 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

 

Пункт 1 комментируемой статьи подчеркивает приоритетную значимость Закона в вопросах технического регулирования: Закон является федеральным, базовым нормативно-правовым актом в регулируемой сфере, а все остальные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации должны быть приняты в соответствии с его нормами.

Пункт 2 подчеркивает необходимость приведения в соответствие с Законом положений всех принятых до него федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Особое значение имеет п. 3 ст. 4 Закона, согласно которому за органами исполнительной власти оставлено право издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера. Пункт 4 данной статьи подчеркивает в соответствии со ст. 15 Конституции РФ приоритет норм и правил международных договоров Российской Федерации в вопросах правового регулирования.

 


Глава II. Технические регламенты

Комментарии к статье 6. Цели принятия технических регламентов

 

Пункт 1 ст. 6 определяет перечень целей, для достижения которых должны приниматься технические регламенты:

~ защита жизни или здоровья граждан

~ защита имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

~ охрана окружающей среды, жизни или



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: