Самоконтроль по ситуационным задачам.




Кафедра детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №2

К внеаудиторной (самостоятельной) работе

По дисциплине «Детские болезни»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)

ТЕМА: «Острые пневмонии у детей»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 3 от 27 октября 2011 г.

 

Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.

 

Составители:

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.

 

к.м.н., ассистент _________________________________________ Чикунов В.В.

 

 

Красноярск

1. Тема занятия: «Острые пневмонии у детей»

Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по УИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме к практическим занятиям:

1. Как делятся пневмонии по месту возникновения (или по месту инфицирования) и морфологическим формам?

2. Каковы особенности клинических проявлений острых пневмоний различной этиологии?

3. Какие морфологические изменения происходят в дыхательной системе при пневмококковой пневмонии?

4. Охарактеризуйте пиопневмоторокс, как осложнение острой пневмонии.

5. где лечить ребенка с острой пневмонией?

6. Каковы критерии выбора антибиотика при острой пневмонии у детей?

7. Каким детям показано санаторное лечение после перенесенной пневмонии?

8. Каковы критерии эффективности терапии острых пневмоний?

4. Перечень практических умений по изучаемой теме:

1. Проводить обследования больных с заболеваниями бронхолегочной системы (методика опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации).

2. Давать увлажненный кислород с помощью кислородного концентратора.

3. Оценивать результаты рентгенограммы.

4. Проводить ингаляцию лекарственных средств через небулайзер.

5. Методика проведения плевральной пункции.

5. Рекомендации по выполнению УИРС:

Подготовить рефераты на темы:

1. Инородные тела бронхов.

2. Дифференциальная диагностика бронхообструктивного синдрома.

3. Постназальный Дрип-синдром.

4. Респираторные аллергозы.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

Укажите один правильный ответ:

1. Гематогенный путь распространения инфекции в легочную ткань наблюдается при

а) сепсисе

б) колите

в) бронхите

(ответ а)

 

2. Острая пневмония - это воспалительное заболевание легких, продолжающееся:

а) 4 недели

б) 5 недель

в) 6 недель

(ответ а)

 

3. Дыхательная недостаточность I ст. пределяется клинически наличием:

а) одышка при физической нагрузке

б) одышка в покое

в) втяжение межреберных промежутков, эпигастральной области

г) раздуванием крыльев носа

(ответ а)

 

Укажите все правильные ответы:

4. Показателями тяжести пневмонии являются:

а) выраженные сердечно сосудистые изменения

б) выраженная дыхательная недостаточность

в) кашель

г) локализованные хрипы

д) степень токсикоза

е) притупление перкуторного звука

(ответ а, б, д)

 

5. В патогенезе поражения сердечно-сосудистой системы при пневмонии ведущим являются:

а) нарушение диффузии газов

б) дыхательный ацидоз

в) легочная гипертензия

г) снижение сократительной способности миокарда

(ответ в, г)

 

6. Для стрептококковой пневмонии характерны:

а) острое начало без предшествующей ОРВИ

б) поражение доли легкого

в) регионарный (бронхопульмональный) лимфаденит

г) выраженная интоксикация

д) румянец на щеке с одной стороны

е) мелкопузырчатые хрипы

ж) гнойные осложнения (плеврит, остеомиелит)

(ответ в, г, е, ж)

 

7. Эффективными при микоплазменной пневмонии являются:

а) эритромицин,

б) сумамед,

в) ампициллин

г) гентамицин

д) метронидазол

(ответ а, б)

 

8. Симптомами острой пневмонии являются:

а) одышка

б) цианоз

в) стонущее дыхание

г) кашель

д) мелкопузырчатые влажные хрипы

е) сухие хрипы

ж) среднепузырчатые хрипы

(ответ а, в, е, ж)

 

9. Для стафилококковой деструктивной пневмонии характерны:

а) острое начало без предшествующей ОРВИ

б) выраженная интоксикация

в) влажный кашель

г) двухсторонний процесс

д) осложнение плевритом

е) пиопневмоторокс

ж) лейкоцитоз

(ответ б, в, д, е, ж)

 

10. Эффективными при пневмоцистной пневмонии яляются:

а) бактрим

б) метронидазол

в) ампициллин

г) эритромицин

(ответ а, б)

 

11. Кортикостероиды при острой пневмонии назначают как средство борьбы с:

а) шоком

б) отеком мозга

в) отеком легкого

г) ДВС-синдроме

д) кашлем

(ответ а, б, в, г)

 

12. В развитии острой пневмонии большую роль играют

а)нарушения проходимости бронхов

б)ателектаз

в)снижение иммунологических реакций организма

г)спазм сосудов

д)гипертензия в малом круге кровообращения

е)эмфизема

(ответы а, б, в)

 

13. Деструкция легочной ткани возможна при пневмонии, вызванной:

а) стафилококком

б) стрептококком

в) пневмококком

г) синегнойная палочка

д) цитомегаловирусом

(ответ а, б, в, г)

 

14. Эффективными при хламидийной пневмонии являются:

а) эритромицин

б) сумамед

в) ампициллин

г) цефалоспорины

(ответы а, б)

 

15. Эффективными при пневмонии, вызванной Hemophylus influenzae, являются:

а) ампициллин

б) хлорамфеникол

в) цефуроксим

г) рифампицин

д) метронидазол

(ответы а, б, в, г)

 

16. Легочными осложнениями при пневмонии считаются:

а) деструкция

б) абсцедирование

в) плеврит

г) пневмоторакс

д) острое легочное сердце

(ответ а, б, в, г)

 

17. Пневмонии по морфологической форме делятся на:

а) очаговые

б) односторонние

в) интерстициальные

г) крупозные

д) сегментарные

(ответ а, в, г, д)

Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача № 1

Ребенок 5 месяцев, родился с массой 3200 г, длиной 50 см. С 1,5 ме­сяцев на искусственном вскармливании.

Болен 1 неделю. Появились вялость, отказ от еды, покашливание, вы­деления из носа, повышение температуры тела до 37,5°С. На фоне лечения на дому (капли в нос, горчичники на грудную клетку, отхаркивающая мик­стура) состояние несколько улучшилось, но с 7-го дня болезни вновь ухуд­шение в виде усиления кашля, появления цианоза носогубного тре­угольника, "мраморности" кожных покровов, одышки. Назначен ампициллин. Состояние не улучшалось. Ребенка госпитализировали.

При поступлении в больницу масса тела 6000 г, рост 62 см. Темпе­ратура тела 37,9°С. Кожные покровы бледные с сероватым оттенком. Акроцианоз, "мраморный" рисунок кожи. Частота дыхания 44 в 1 минуту. Дыхание аритмичное, отмечается втяжение межреберных промежутков на вдохе. Перкуторно: над легкими звук с коробочным оттенком. Аускультативно: жесткое дыхание, при глубоком вдохе с обеих сторон, но больше слева, выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. Тоны сердца приглушены. ЧСС - 120 уд/мин. Живот мягкий, распластан, выражена "гаррисонова" борозда. Печень + 2 см из-под края реберной дуги. Селезен­ка не пальпируется. Стул 2-3 раза в день, кашицеобразный, со слизью.

Общий анализ крови: Нb - 100 г/л, Эр – З,8хl012/л, Лейк – 13,6хl09/л, п/я - 10%, с - 58%, л - 22%, м - 10%, СОЭ - 18 мм/час.

Общий анализ мочи: количество - 50,0 мл, относительная плотность- 1010, слизи - нет, эпителия - нет, лейкоциты - 2-3 в п/з, эритроциты - нет.

Биохимический анализ крови: общий белок - 60 г/л, глюкоза - 4,3 ммоль/л, холестерин - 6,2 ммоль/л, щелочная фосфатаза - 900 ммоль/л (норма - 220-820), кальций - 2,3 ммоль/л, фосфор - 1,1 ммоль/л.

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Составьте план дополнительного обследования для уточнения ди­агноза.

3. Оцените данные анализа крови.

4. Оцените физическое развитие ребенка.

5. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциаль­ный диагноз?

6. В консультации каких специалистов нуждается ребенок?

7. Назначьте больному адекватное лечение.

8. Каков генез нарушения стула у ребенка?

9. Нуждается ли ребенок в катамнестическом наблюдении?

10. Каков прогноз заболевания?

Задача №2

Ребенок 4 лет, заболел 5 дней назад: отмечался подъем температуры тела до 37,5°С, появились слизистые выделения из носа, покашливание без выделения мокроты. Получал лечение "домашними" средствами. Состоя­ние несколько улучшилось, температура снизилась, но на 5-й день забо­левания отмечен подъем температуры до 38,6°С, нарастание влажного кашля, учащение дыхания.

Ребенок от третьей беременности, вторых родов, протекавших без особенностей. Находился на естественном вскармливании до 4 мес, прикорм с 3,5 мес. На первом году жизни отмечались умеренные признаки рахита. На втором году жизни перенес ветряную оспу и дважды ОРВИ.

При осмотре участковым врачом состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, умеренный цианоз носогубного треугольника. Отмеча­ется глубокий влажный кашель. Частота дыхания 40 в 1 минуту. Втяжение межреберных промежутков, напряжение крыльев носа. Перкуторно: над легкими легочный звук с тимпаническим оттенком, аускультативно: в лег­ких дыхание жесткое, слева ниже лопатки выслушивается участок ослаб­ленного дыхания, там же влажные мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца громкие, шумов нет. ЧСС - 128 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень + 1,5 см из-под реберного края, селезенка не пальпируется.

Общий анализ крови: Нb - 115 г/л, Лейк - 13,5х109/л, п/я - 7%, с -61%, э - 1%, л - 23%, м - 8%, СОЭ - 20 мм/час.

Рентгенограмма грудной клетки: корни легких расширены, слева неструктурны, легочный рисунок усилен. В левой нижней доле отмечена инфильтративная очаговая тень.

1. Поставьте диагноз и обоснуйте его.

2. Какие дополнительные обследования необходимо провести?

3. Какие изменения в биохимическом анализе крови Вы ожидаете?

4. Каков этиопатогенез данного заболевания у ребенка?

5. Проведите дифференциальный диагноз.

6. Назначьте терапию.

7. В каких случаях будет необходима госпитализация ребенка?

8. В какие сроки и как долго применяют физиотерапию?

9. Как долго должен наблюдаться ребенок в поликлинике?

10. Прогноз.

 

Задача № 3

Ребенок 9 месяцев, заболел остро: подъем температуры до 39,5°С, вялость, отказ от еды, слизистые выделения из носа, покашливание.

Ребенок от первой беременности, протекавшей без токсикоза. Роды срочные. Масса тела при рождении 4500 г, длина тела 53 см. Вскарм­ливание естественное до 1 мес, далее - искусственное. С 3 мес отмечаются опрелости. У матери - пищевая аллергия на белок коровьего молока, ку­риные яйца.

При осмотре отмечается: бледность, цианоз носогубного треуголь­ника, ЧД 48 в 1 минуту, дыхание слышно на расстоянии. На коже щек яркая гиперемия, шелушение, в естественных складках кожи мокнутие. Над легкими перкуторный звук с коробочным оттенком, укорочен справа книзу от угла лопатки. С обеих сторон выслушиваются рассеянные сухие и среднепузырчатые влажные хрипы на высоте вдоха. Над зоной укорочения перкуторного звука на высоте вдоха выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. ЧСС - 160 уд/мин, тоны сердца приглушены. Живот несколько вздут. Печень выступает на 3 см из-под реберного края. Стула не было 1 сутки. Мочится достаточно.

 

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Составьте план дополнительного обследования для уточнения ди­агноза.

3. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциаль­ный диагноз?

4. Какие факторы способствуют развитию патологического процесса?

5. Каков генез сердечных изменений у ребенка?

6. Можно ли лечить ребенка амбулаторно?

7. Назначьте комплекс терапевтических мероприятий.

8. Какие антипиретики можно назначать в этом возрасте?

9. Нуждается ли ребенок в физиотерапевтическом лечении?

10. Тактика участкового педиатра в данный момент.

11. Как долго должен наблюдаться ребенок в катамнезе?

12. Каков прогноз заболевания?

 

Задача №4

Девочка Ю., 11 месяцев, осмотрен врачом скорой помощи по поводу повышения температуры и кашля.

Из анамнеза известно, что она болеет в течение 6 дней, когда мама стала отмечать у ребенка вялость, беспокойный сон, снижение аппе­тита. Одновременно появились заложенность носа с обильным отделяемым из носа слизистого характера, редкий кашель. Температура повысилась до 37,5°С. Мама ребенка обратилась в поликлинику и пригласила участкового врача, который диагностировал у ребенка острое респираторное вирусное заболевание. Было назначено симптоматическое лечение, десенсибилизирующая терапия. На фоне проводимых лечебных мероприятий состояние девочки улучшилось. Однако на 6-й день от начала заболевания у ребенка вновь повысилась температура до 38,6°С. Ребенок стал более вялым, от­казывался от еды, перестал, спал беспокой­но, усилился кашель. Мама вызвала скорую помощь.

При осмотре врач обнаружил бледность кожных покро­вов, периоральный цианоз, возникающий при плаче, раздувание крыльев носа в момент кормления, тахикардию до 140 ударов в минуту. Соотно­шение пульса к числу дыханий составило 3:1. Над легкими выслушиваются мелкопузырчатые и крепитирующие хрипы в межлопаточной области справа, дыхание жесткое. Ребенок госпитализирован.

 

Общий анализ кровикрови: Нb - 118 г/л, Эр - 4,5xl012/л, Лейк -10,8х l09/л, п/я - 4%, с - 52%, э - 1%, л - 36%, м - 7%, СОЭ - 17 мм/час.

Рентгенография грудной кл: отмечается повышенная про­зрачность легочных полей, низкое стояние диафрагмы, усиление прикорне­вого и легочного рисунка, определяются мелкие очаговые тени с нерезкими контурами, располагающиеся в области проекции правого легкого.

Задание:

1. Ваш предположительный диагноз.

2. Перечислите факторы, предрасполагающие к развитию данного заболевания у детей раннего возраста.

3. Какие возбудители являются наиболее значимыми в развитии внебольничных форм заболевания?

4. Являются ли изменения в клиническом анализе крови обязательным признаком данного заболевания?

5. Перечислите основные направления в лечении данного пациента.

6. Чем определяется рациональный выбор антибиотика при назначе­нии его больному?.

7. Проведите дифференциальный диагноз с другими заболеваниями.

Задача №5

Мальчик 7 лет, осмотрен на дому участковым педиатром.

Из анамнеза: заболел после переохлаждения остро, отмечался подъем температуры до 39,0°С, появился сухой болезненный кашель, головная боль.

Ребенок от первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания на всем протяжении, первых преждевременных родов. В периоде новорожденности - синдром дыхательных расстройств. Находился на искусственном вскармливании с рождения. На первом году жизни трижды перенес ОРВИ. В последующие годы ребенок часто болел ОРВИ (4-5 раз в год), перенес лакунарную ангину, ветряную оспу, краснуху. Страдает поливалентной (пищевой, лекарственной) аллергией. Привит по возрасту.

При осмотре на дому: состояние тяжелое, жалобы на головную боль, сухой кашель. Кожные покровы бледные, с "мраморным" рисунком. Слизистые чистые, суховатые. Зев гиперемирован. Дыхание кряхтящее. ЧД 36 в 1 минуту. Грудная клетка вздута, правая половина отстает в дыхании. Перкуторно: справа, ниже лопатки, определяется область притупления перкуторного звука. Аускультативно: дыхание жесткое, над областью притупления ослабленное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, шумов нет, ЧД 120 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги, селезенка не пальпируется.

 

Общий анализ крови: Hb – 115 г/л, Лейк – 18,6х109/л, п/я - 10%, с – 57%, э – 1%, л - 23%, м - 9%, СОЭ - 28 мм/час.

Рентгенография грудной клетки: отмечается интенсивное затемнение в области VIII и IX сегментов правого легкого.

Задание:

1. Обоснуйте Ваш предположительный диагноз.

2. Какие дополнительные обследования необходимо провести?

3. Какие изменения в биохимическом анализе крови Вы ожидаете?

1. Проведите дифференциальный диагноз.

2. Назначьте лечение.

3. Какие могут быть осложнения данного заболевания?

4. Можно ли лечить ребенка в амбулаторных условиях?

 

Задача №6

Девочка О., 1 года 2 месяцев, поступила в отделение детской пульмонологии с жалобами матери на ухудшение состояния ребенка, вялость, отказ от еды, повышение температуры тела до 38,8°С, влажный кашель.

Из анамнеза: ребенок болеет в течение недели, 7 дней назад мама отметила заложенность и слизистое отделяемое из носа, редкий кашель, снижение аппетита, беспокойный сон. Ребенок был осмотрен участковым педиатром на дому, диагностировано: острое респираторное вирусное заболевание. Было назначено симптоматическое лечение, десенсибилизирующая терапия. На фоне проводимых мероприятий состояние ребенка улучшилось. Однако на 6-й день от начала заболевания у девочки отмечалось вновь ухудшение состояния и повышение температуры тела до 38,8°С, усилился кашель. Мать вызвала «скорую помощь». При осмотре врачом «скорой помощи» обращали на себя внимание следующие симптомы: бледность кожи, периоральный цианоз, возникающий при плаче, раздува­ние крыльев носа в момент кормления, одышка до 60 в минуту с участием вспомогательной мускулатуры. Перкуторно над легкими определяется ко­робочный оттенок перкуторного звука, в межлопаточной области справа - участок притупления, там же и книзу от угла лопатки выслушиваются мел­копузырчатые и крепитирующие хрипы. Над остальными участками легких выслушивается жесткое дыхание. ЧСС - 160 уд/мин. Ребенок госпитализи­рован.

Общий анализ крови: гематокрит - 49% (норма - 31-47%), Hb - 122 г/л. Эр – З,8 l012/л, Ц.п. - 0,8, Лейк – 10,8х l09/л, п/я - 4%, с - 52%, э - 1% л - 36%, м - 7%, СОЭ - 17 мм/час.

Общий анализ мочи: цвет - светло-желтый, удельный вес - 1010, бе­лок - 0,066%о, глюкоза - нет, эпителий плоский - немного, лейкоциты - 0-1 в п/з, эритроциты - нет, цилиндры - нет, слизь - немного.

Биохимический анализ крови: общий белок - 69 г/л, мочевина - 5,1 ммоль/л, холестерин - 3,3 ммоль/л, калий - 4,8 ммоль/л, натрий -135 ммоль/л, АЛТ - 23 Ед/л (норма - до 40), ACT - 19 Ед/л (норма - до 40), серомукоид - 0,480 (норма - до 0,200).

Кислотно-основное состояние крови: р02 - 68 мм рт.ст. (норма -80-100), рС02- 52 мм рт.ст. (норма - 36-40), рН - 7,31, BE - -2,3 ммоль/л (норма - +-2,3), АВ - 17 ммоль/л (норма - 16-23), ВВ - 39 ммоль/л (норма -37-47), SB - 19 ммоль/л (норма - 17-23).

Рентгенограмма грудной клетки: выявляются очаговые инфильтративные тени в правом легком. Усиление сосудистого рисунка легких.

Задание:

1. Ваш предположительный диагноз.

2. Какие исследования необходимо провести для подтверждения ди­агноза?

3. Каковы наиболее вероятные этиологические факторы в развитии болезни у данного ребенка?

4. В каких клинических ситуациях обязательно проведение рентгено­логического контроля за динамикой процесса?

5. Являются ли изменения в гемограмме обязательным признаком данного заболевания?

6. Каким специалистам необходимо показать данного ребенка?

Задача № 7

Девочка О, 1 год, осмотрена участковым педиатром на дому по поводу жалоб на повышения температуры и кашля.

Из анамнеза известно, что он болеет в течение 7 дней. Неделю появилась вялость, отмечался беспокойный сон, снижение аппе­тита. Одновременно появились заложенность носа, обильное отделяемое из носа слизистого характера, редкий кашель. Температура повысилась до 37,5°С. Мама ребенка пригласила участкового врача, который диагностировал у ребенка острое респираторное вирусное заболевание. Получала симптоматическое лечение, десенсибили­зирующая терапия. На фоне проводимых лечебных мероприятий состояние улучшилось. Однако на 6-й день от начала заболевания у ребенка вновь повысилась температура до 38,6°С., появилась вялость, снизился аппетит, перестала проявлять интерес к игрушкам, спала беспокой­ной, усилился кашель. Мама повторно вызвала врача.

При осмотре участковый врач обнаружил бледность кожных покро­вов, цианоз носогубного треугольника, возникающий при плаче, раздувание крыльев носа в момент кормления, тахикардию до 140 ударов в минуту. Соотно­шение пульса к числу дыханий составило 3:1. Над легкими выслушиваются мелкопузырчатые и крепитирующие хрипы в межлопаточной области справа, дыхание жесткое. Ребенок госпитализирован в отделение детской пульмонологии.

Общий анализ крови: Нb - 118 г/л, Эр - 4,5xl012/л, Лейк -10,8х l09/л, п/я - 4%, с - 52%, э - 1%, л - 36%, м - 7%, СОЭ - 17 мм/час.

Рентгенография грудной клетки: отмечается повышенная про­зрачность легочных полей, низкое стояние диафрагмы, усиление прикорне­вого и легочного рисунка, определяются мелкие очаговые тени с нерезкими контурами, располагающиеся в области проекции правого легкого.

Задание:

1. Каков наиболее вероятный диагноз у данного больного?

2. Перечислите факторы, предрасполагающие к развитию данного заболевания у детей раннего возраста.

3. Какие возбудители являются наиболее значимыми в развитии внебольничных форм заболевания?

4. Являются ли изменения в гемограмме обязательным признаком данного заболевания?

5. Перечислите основные направления в лечении данного пациента.

6. Чем определяется рациональный выбор антибиотика при назначе­нии его больному?

7. В каких случаях показана смена антибиотика?

8. Перечислите критерии отмены антибактериальной терапии.

9. Проведите дифференциальный диагноз с другими заболеваниями

 

Задача №8

Мальчик К., 4 лет, осмотрен врачом неотложной помощи по поводу гипертермии и болей в животе.

Из анамнеза: заболел остро - повысилась температура до 39,4°С. (со слов мамы - на фоне полного здоровья). Отме­тилось резкое ухудшение общего состояния ребенка, появление болезненного кашля с небольшим количеством вязкой, стекловидной мокроты, сильный озноб. Ребенок стал жаловаться на появление боли в правом боку. Ночь провел беспокойно, температура держалась на высоких цифрах. Утром мама вызвала неотложную помощь.

При осмотре врач неотложной помощи обратил внимание на заторможенность мальчика, бледность кожных покровов с выраженным румянцем щек (особенно справа), бледность ногтевых лож, одышку в покое смешан­ного характера с втяжением уступчивых мест грудной клетки. Ребенок ле­жал на правом боку с согнутыми ногами. Наблюдалось отставание правой половины грудной клетки в акте дыхания, ограничение подвижности ниж­него края правого легкого. Отмечалось укорочение перкуторного звука в нижних отделах правого легкого по задней поверхности. Над всей поверхностью левого легкого перкуторный звук имел коробочный оттенок. Хрипы не выслушивались. Соотношение пульса к частоте дыхания составило 2:1.

 

Общий анализ крови: Нb - 134 г/л, Эр - 4,8xl012/л, Лейк - 16,2х109/л, юные нейтрофилы - 2%, п/я - 8%, с - 64%, л - 24%, м - 2%, СОЭ 22 мм/час.

Рентгенография грудной клетки: выявляется инфильтративная тень, занимающая нижнюю долю правого легкого, повышение прозрачности легочных полей слева.

Задание:

1. Каков наиболее вероятный диагноз у данного больного?

2. О какой этиологии заболевания следует думать в первую очередь в описанном клиническом случае?

3. Перечислите рентгенологические признаки, характерные для данной болезни.

4. В какие сроки от начала заболевания врач вправе ожидать появление характерных патологических шумов над легкими? О какой фазе развития болезни они свидетельствуют?

5. 9. Назовите группы антибиотиков, которые используются в терапии данного заболевания.

6. 11. Чем обусловлена тяжесть заболевания?

7. 12. В каком случае мы говорим о выздоровлении от данного заболевания?

Задача №9

Девочка 10 лет, в отделение детской пульмонологии предъявляет жалобы на общую слабость, повышение температуры тела до 39,0С, сухой болезненный кашель, головную боль.

Из анамнеза: болеет в течение 3 дней, заболела остро, после переохлаждения появились вышеперечисленные симптомы. Лечилась дома самостоятельно: жаропонижающие – эффект не продолжительный.

Ребенок от первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания на всем протяжении, первых преждевременных родов. В периоде новорожденности - синдром дыхательных расстройств. Находился на искусственном вскармливании с рождения. На первом году жизни трижды перенесла ОРВИ. В последующие годы ребенок часто болел ОРВИ (4-5 раз в год), перенесла

лакунарную ангину, ветряную оспу, краснуху. Страдает поливалентной (пищевой, лекарственной) аллергией. Привита по возрасту, реакций на прививки не было.

При осмотре: состояние тяжелое, жалобы на головную боль, сухой кашель. Кожные покровы бледные, с "мраморным" рисунком. Слизистые чистые, суховатые. Зев гиперемирован. Дыхание кряхтящее. ЧД 32 в 1 минуту. Грудная клетка вздута, правая половина отстает в дыхании. Перкуторно: справа, ниже лопатки, определяется область притупления перкуторного звука. Аускультативно: дыхание жесткое, над областью притупления ослабленное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, шумов нет, ЧД 120 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги, селезенка не пальпируется.

Общий анализ крови: Hb – 115 г/л, Лейк – 18,6х109/л, п/я - 10%, с – 57%, э – 1%, л - 23%, м - 9%, СОЭ - 28 мм/час.

Рентгенография грудной клетки: отмечается интенсивное затемнение в области VIII и IX сегментов правого легкого.

Задание:

1. Поставьте диагноз и обоснуйте его.

2. Какие дополнительные обследования необходимо провести?

3. Какие изменения в биохимическом анализе крови Вы ожидаете?

4. Проведите дифференциальный диагноз.

5. Назначьте лечение.

6. Какие могут быть осложнения данного заболевания?

7. Можно ли лечить ребенка в амбулаторных условиях?

 

8. Список литературы по теме занятия:

 

Обязательная

1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: учебник: в 2 т. / Н.П. Шабалов.- СПб.: Питер, 2012

Дополнительная

1. Брезгунов, И.П. Длительные субфебрилитеты у детей: клиника, этиология, патогенез и лечение / И.П. Брезгунов.- М.: МИА, 2008

2. Бычковская, С. В. Протоколы диагностики и лечения аллергических заболеваний у детей: метод. реком. для студ. по спец. 060103-Педиатрия / С. В. Бычковская, Н. А. Ильенкова.- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

3. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка: учеб. пособие для самост.работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103- Педиатрия / М. Ю. Галактионова, И. Н. Чистякова, Л. И. Позднякова [и др.].- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

4. Курек, В. В. Руководство по неотложным состояниям у детей / В. В. Курек, А. Е. Кулагин.- М.: Медлит, 2008

5. Лильин, Е. Т. Детская реабилитология: учеб. пособие / Е. Т. Лильин, В. А. Доскин.- М.: Медкнига, 2008

6. Лечение аллергических болезней у детей / под ред. И.И. Балаболкина.- М.: МИА, 2008

7. Медицинские протоколы диагностики и лечения бронхолегочной патологии у детей: метод. рекомендации для студентов по специальности 060103 - Педиатрия / Н. А. Ильенкова, Ю. Л. Мизерницкий, О. А. Ярусова [и др.].- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

8. Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке: учебное пособие для студ. 6 курса по спец. 060103- педиатрия / сост. В. Т. Манчук, Е. И. Прахин, И. Н. Чистякова [и др.].- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

9. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. / гл. ред. А.А.Баранов.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

10. Руководство для участкового педиатра. Методы обследования здорового и больного ребенка в 2 т.: учеб. пособие для ИПО / Т.Е. Таранушенко, Е.Ю. Емельянчик, О.А.Ярусова [и др.].- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

11. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В. О. Быкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2010

12. Терещенко, С. Ю. Дыхательная недостаточность у детей: учебно-метод. пособие для студ. 4-6 курса пед. фак-та / С. Ю. Терещенко, М. В. Власова.- Красноярск: тип. КрасГМА, 2008

Электронные ресурсы

1. ЭБС КрасГМУ

2. БД MedArt

3. БД Медицина

4. БД Ebsco

5. БД Электронная энциклопедия лекарств (регистр лекарственных средств)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: