Применение видеозаписи при производстве следственных действий




Решение о применении видеозаписи при проведении следственных действий принимается следователем, как правило, при наличии ее очевидного преимущества перед иными способами фиксации их процесса и результатов. При этом учитывается возможность не только более полно и наглядно зафиксировать фактические данные, имеющие доказательственное значение, но и обеспечить в дальнейшем их объективную оценку. Например, при проведении следственных осмотров, экспериментов, предъявления на опознание и тому подобных действий очень важно зафиксировать не только результат, но и «путь к нему» — соблюдение норм УПК, регламентирующих порядок действий, особенности тактики их проведения и поведение при этом участников и т.д.

Приняв решение о применении видеозаписи, следователь конкретизирует ее задачи в предстоящем следственном действии. Для этого целесообразно расчленить его мысленно на отдельные этапы, являющиеся узловыми в данном процессуальном действии, продумать, что будет главным в видеозаписи, требующим более детальной фиксации (запечатления с разных точек), какие пояснения и комментарии должны быть даны при этом.

При проведении видеозаписи в ходе сложных следственных действий (эксперимент, проверка показаний на месте) целесообразно предварительно ознакомиться с местом их осуществления. В ходе его следует представить, где и какие события будут происходить, с каких точек должна производиться видеозапись. При необходимости в таких случаях рекомендуется составлять письменный план следственного действия, в котором определяются его узловые моменты, фиксируемые средствами видеотехники, и основные приемы фиксации. Желательно также заготовить хотя бы вводную часть фонограммы, рабочие записи о процессуальном порядке предъявления для опознания, об участниках следственного действия и разъяснении им их процессуальных прав и обязанностей.

На этой стадии должны быть решены и организационные вопросы, касающиеся понятых, специалистов, других участников следственного действия.

Особое внимание уделяется проверке комплектности и исправности, подготовке к работе видеоаппаратуры: наличие запасных видеокассет, аккумуляторных батарей, дополнительных источников освещения и удлинительного кабеля, штативов и струбцин для крепления источников, выносного микрофона или радиомикрофона. В этой же стадии необходимо принять решение о том, где и на какой аппаратуре будет просматриваться видеозапись после окончания следственного действия.

Главным же в подготовительной стадии всегда является четкое уяснение задачи: что снимать, с какой целью, каким образом, в течение какого периода. В зависимости от характера следственного действия, места и времени его проведения эти вопросы можно решать либо предварительно, либо по ходу проводимого действия. Так, на месте происшествия они требуют оперативного решения, как и все остальное, сопровождающее его осмотр. При проведении следственного эксперимента они должны решаться заранее, в процессе подготовки к его проведению.

В результате решения приведенных выше вопросов должен быть составлен так называемый «кадро-план», который может быть оформлен в письменном виде. Если к проведению видеозаписи привлекается специалист, следователь обсуждает с ним кадро-план или, объяснив содержание следственного действия и его привязку к конкретному месту, ставит перед ним задачу выбрать точки съемки и решить остальные вопросы. При этом учитывается квалификация специалиста, его опыт.

• Видеозапись при следственном осмотре места происшествия. Наиболее полно и точно зафиксировать вещную (вещественную) обстановку места, запечатлеть не только то, что непосредственно относится к совершенному преступлению, но и такие обстоятельства, значение которых может стать понятным только в ходе дальнейшего расследования, позволяет видеозапись при следственном осмотре места происшествия. Она может изучаться неоднократно для анализа и сопоставления ее с обстановкой, предшествовавшей преступлению, которая будет смоделирована следователем путем проведения последующих за осмотром действий: допросов, экспериментов и др.

Наиболее часто видеозапись осуществляется при осмотрах мест происшествия по делам о крупных авариях, катастрофах, пожарах. Места подобных происшествий представляют собой, как правило, значительные по площади участки с находящимися на них разрушенными сооружениями, пострадавшими, частями транспортных средств и т.п. Видеозапись позволяет охватить все это пространство, дать следователю, специалистам, экспертам исходную информацию для решения ключевых вопросов: что произошло и в силу каких причин. В ряде случаев, например, при крупных катастрофах видеосъемка места происшествия производится с вертолета.

На местах аварий, катастроф, пожаров видеосъемку необходимо начинать незамедлительно, так как последующие действия по спасению людей, ликвидации последствий, разборке разрушенных сооружений, представляющих опасность для окружающих, могут существенно изменить вещественную обстановку места происшествия. Точки съемки выбираются с таким расчетом, чтобы иметь максимальный обзор. При этом должна быть обеспечена безопасность всех участников следственного действия, включая специалистов, осуществляющих видеозапись.

Видеозапись на месте происшествия целесообразно осуществлять методом перекрестной съемки, панорамируя ВК по горизонтали и вертикали. Сначала целесообразно сделать с двух-трех противоположных точек ориентирующую съемку, переходя в каждой точке на более крупный масштаб изображения, т.е. на обзорную съемку. Затем осуществить съемку средним и крупным планом узлов, имеющих существенное значение для дела.

Значительную помощь в выборе для видеозаписи фиксируемых участков и объектов может оказать специалист, привлекаемый для участия в осмотре. Так, с его помощью могут быть особо детально (продолжительно, с разных точек и в разном масштабе съемки) зафиксированы участки предполагаемых очагов пожара; участки с отсутствующими предохранительными заграждениями при нарушениях техники безопасности; участки аварийного разрушения оборудования и т.д.

Выполняя действия по видеозаписи, необходимо давать пояснения в микрофон (краткие комментарии) в отношении основных объектов, находящихся в кадре: что фиксируется, с какой целью, с какой точки и т.п. Все пояснения необходимо делать четко, ясно, достаточно громким голосом.

Следует учитывать длительность фиксации группы объектов или отдельных из них. При определении длительности необходимо исходить из того, что демонстрация соответствующего фрагмента видеозаписи должна дать достаточно полное и правильное представление любому лицу, просматривающему эту запись (эксперту, прокурору, суду, иному участнику процесса).

Если во время осмотра произошли изменения обстановки, осуществляется повторная видеозапись измененных участков с соответствующими пояснениями.

Видеосъемка проводится и при дополнительных осмотрах места происшествия по делам о пожарах, авариях, катастрофах, когда наступают условия более благоприятные для его проведения; разбирают находящиеся в опасном состоянии конструкции, удаляют воду и пену, использованные для тушения пожара, и т.п. Видеофиксация при дополнительных осмотрах (как правило, на 2-й, 3-й день после происшествия) позволяет зафиксировать больше деталей, чем при первоначальном осмотре. Эти детали могут быть выявлены в результате расчистки завалов, благодаря проникновению в помещения, доступ к которым был затруднен и т.п. Во всех случаях в пояснениях к видеозаписи необходимо указать: где по отношению к ранее зафиксированным ориентирам находится видеофиксируемый участок, почему он ранее не был запечатлен, какие объекты на данном участке фиксируются из числа находящихся в кадре.

Видеосъемка используется и при фиксации места происшествия при наличии на нем трупа. Особенно это относится к местам происшествия, находящимся на открытой местности, и к преступлениям, совершенным в условиях неочевидности.

Если видеозапись места обнаружения трупа осуществляется на открытой местности, то после включения камеры в пояснении указывается местоположение данного участка и его характеристика (географическое название места, его расположение по отношению к ближайшему населенному пункту, шоссе, железнодорожной станции и т.п.).

Видеосъемку начинают с обзора места, осуществляя его методом горизонтальной панорамы. Затем переходят к съемке трупа и окружающих его предметов. При видеозаписи трупа ВК располагают так, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна (или близка к перпендикулярной) к продольной оси тела трупа. Это позволит избежать перспективных искажений, неизбежных при близких расстояниях съемки. Съемку со стороны головы или ног осуществляют только в тех случаях, когда необходимо зафиксировать какие-либо детали: повреждения, характерную для совершенного преступления позу трупа, предметы, находящиеся около трупа и т.п.

Методами узловой и детальной видеозаписи фиксируют положение и позу трупа, состояние его одежды, повреждения на одежде и на открытых участках тела.

Наилучшие результаты подобной фиксации достигаются панорамированием ВК с точек, расположенных над трупом сверху. Если труп обнаружен в малогабаритном помещении (в ванной, туалете, тамбуре поезда, в багажнике автомобиля и т.п.), съемку производят с самых разных точек движущейся видеокамерой.

При осмотре места происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях с помощью видеозаписи может быть зафиксирован замер расстояния от трупа до транспортного средства (ТС), длина тормозного пути ТС и т.п. В этих случаях в пояснениях должны быть обозначены замеряемые величины и полученные результаты.

Видеозапись повреждений одежды и тела трупа осуществляется по методу масштабной съемки. Переходя со среднего плана на крупный, фиксируют важные детали. Подробные пояснения при этом должен давать специалист в области судебной медицины, привлекаемый к осмотру трупа на месте его обнаружения (ст. 178 УПК РФ).

• Видеозапись при следственном эксперименте. Видеозапись при следственном эксперименте иногда может быть продолжением видеозаписи осмотра места происшествия, например, когда осуществляется его реконструкция. Такие ситуации возникают особенно часто при расследовании дорожно-транспортных происшествий, когда невозможно длительное время сохранять место его совершения в неизменном виде в связи с необходимостью обеспечить движение автотранспорта. После окончания осмотра может возникнуть необходимость в реконструкции обстановки в том виде, в котором она была на завершающей стадии происшествия. Это осуществляется в порядке следственного эксперимента с применением видеозаписи.

Однако наиболее часто видеозапись применяется при следственных экспериментах, подготавливаемых заранее. Такая подготовка позволяет следователю составить четкое представление о содержании следственного эксперимента, его этапах, месте проведения, способах фиксации. Если в качестве фиксации выбрана видеозапись, то целесообразно предварительно побывать на месте будущего эксперимента, представить, где и какие будут осуществляться действия, с каких точек лучше вести видеозапись.

Из многочисленных вариантов следственных экспериментов для видеозаписи отбирают в основном те, при которых проверяется возможность совершать какие-либо действия в определенных условиях или за определенное время. Иными словами, когда видеозапись позволяет запечатлеть динамику события.

Это может касаться действия преступника по проникновению в хранилище, его возможности самостоятельно переместить значительное количество предметов (самому унести все похищенное), проверки профессиональных или преступных навыков лица (например, вскрыть замок, подделать документ, изготовить фальшивые денежные знаки и т.п.).

Если экспериментальные действия должны осуществляться в тех же условиях, в которых происходило проверяемое событие, то первоначально фиксируют саму обстановку. После этого, с учетом показаний лица (потерпевшего, свидетеля, обвиняемого), осуществляют реконструкцию обстановки. Процесс реконструкции или хотя бы узловые ее моменты также фиксируют путем видеозаписи. После этого следователь расставляет на места всех участников, приступает к проведению эксперимента и его видеозаписи.

Если проверяется возможность человека пройти определенное расстояние за определенное время, то при видеозаписи обращают особое внимание на фиксацию скорости передвижения, ее изменение при повторах эксперимента. Съемка ведется с достаточного удаления, а также средним планом. В комментарии дублируют время начала и окончания движения, видимое в видоискателе.

При экспериментальном совершении каких-либо действий съемку ведут средним и крупным планом. Особое внимание обращают на продолжительность фиксации главных эпизодов, с тем чтобы время фиксации было достаточным для их восприятия при просмотре во всех деталях.

• Видеозапись при проверке показаний на месте. Это следственное действие близко по своему содержанию к некоторым видам эксперимента, поэтому и видеозапись при проверке показаний порой имеет много общего с записью при эксперименте. В следственной практике наиболее часто видеозапись используется именно при проверке показаний на месте в силу того, что такой способ фиксации позволяет наглядно и в динамике запечатлеть элементы, свойственные допросу, осмотру, эксперименту. Подобный комплексный характер проверки и ее запечатления средствами звукозаписи особенно ценен, когда речь идет о проверке признательных показаний обвиняемого, которые подтверждают основные элементы предмета доказывания и демонстрация которых в суде может иметь важное доказательственное значение.

При расследовании преступлений, совершаемых группами (массовые беспорядки, бандитизм, вандализм и т.п.), к уголовной ответственности привлекаются несколько обвиняемых. Видеозапись при проверке их показаний на месте позволяет выявить роль каждого из них, установить способ действия, выявить противоречия в показаниях. Особенно важна видеозапись способа действий преступника, поскольку нередко даваемые им показания, в частности об образовании тех или иных следов (например, следов крови на его одежде), находятся в противоречии с диагностикой механизма их образования, установленной экспертами. В подобных случаях видеозапись позволяет разрешить такие противоречия.

При решении вопроса о применении видеозаписи в ходе проверки показаний учитывают и возможность отказа подозреваемого (обвиняемого) от своих показаний или их изменения. Зафиксированные средствами видеозаписи вопросы следователя и ответы на них, состояние обвиняемого могут свидетельствовать в дальнейшем о несостоятельности его заявлений, например о том, что к нему применялось какое-либо принуждение.

Главное же достоинство видеозаписи проверки показаний на месте состоит в том, что она, наглядно отражая обстановку, в которой давались показания, позволяет получить достаточно полное представление о происходившем событии: где оно происходило, в какой обстановке, кто из участников где находился, кто и как перемещался, какие и кем осуществлялись действия и т.п. Подобная наглядность помогает следователю правильно воспринять и оценить происшедшее, особенно она ценна при рассмотрении дела в суде.

При подготовке к видеозаписи проверки показаний необходимо выделить их узловые моменты: маршрут движения обвиняемого к месту совершения преступления, ожидание в засаде, действия по нападению, борьба с жертвой и т.п. В таких случаях к видеосъемке привлекается дублер потерпевшего, в задачу которого входит совершать действия в том виде, как их излагает лицо, показания которого проверяются.

Если предстоит зафиксировать с помощью видеозаписи показания нескольких обвиняемых, то начинают с того члена преступной группы, который дает наиболее полные и правдивые показания. Такая тактика позволяет уточнить максимум обстоятельств, в том числе при последующих просмотрах видеозаписи и использовании ее при допросах других участников преступной группировки.

Начало видеозаписи может происходить в кабинете следователя, в следственном изоляторе, в ином месте. Иногда в той стадии следователь предлагает проверяемому лицу повторить кратко, в сжатом виде те показания, которые предстоит проверить. Это позволяет сразу же обозначить главное, на что будет направлена проверка, и увязать содержание показаний с последующими действиями.

Если предстоит передислоцироваться с места начала видеозаписи к месту, где будут проверяться показания (место происшествия, место преступления), то фонозаписью фиксируются показания лица о приметах этого места, маршруте его следования, использованных при этом ориентирах. При переезде к месту видеозапись удобнее вести из окна автобуса, обращая особое внимание на фиксацию ранее названных ориентиров.

Если маршрут достаточно сложен и по видеофильму трудно будет в нем ориентироваться, следователь может предложить проверяемому лицу вычертить схему маршрута. Вычерчивание схемы также фиксируется видеозаписью крупным планом.

Нередко по делам о серийных квартирных кражах преступник (в особенности преступник-«гастролер») не знает наименования улиц, переулков, но помнит общий вид дома, подъезд, этаж и квартиру, где им была совершена кража. В этих условиях допрашивать подозреваемого о маршруте следования бесполезно. Следует определить отправную позицию, которую он называет (станцию метрополитена, остановку автобуса, стоянку такси и т.п.), и от нее начинать видеозапись. При этом необходимо чаще задавать вопросы обвиняемому, по каким ориентирам он осуществляет движение, записывать его ответы и фиксировать ВК сами ориентиры. По прибытии на место проверки показаний следователь уточняет у допрашиваемого, какие здесь произошли изменения. Ответы фиксируются видеозаписью.

При необходимости и возможности осуществляется реконструкция обстановки, которую фиксируют видеозаписью. Если реконструкция невозможна, допрашиваемому можно предложить вычертить схему места в том виде, как это было в момент совершения преступления. Вычерчивание схемы и сама схема фиксируются крупным планом, поскольку она является одним из доказательств осведомленности допрашиваемого об обстоятельствах преступления.

Видеозапись показаний при их проверке занимает ключевое место. Она должна быть предельно подробна. Например, зафиксировав момент каких-либо действий обвиняемого и сопровождающие эти действия показания, можно поставить уточняющие вопросы, предложить повторить показания и действия; обозначить две альтернативы действий и предложить допрашиваемому ответить на вопрос, какой из вариантов имел место, например: «Удар был нанесен сзади или спереди?», «Оказывал потерпевший сопротивление или нет?». Ответ, сопровождающие его действия фиксируются на видеопленку. При этом способ нанесения удара потерпевшему (дублеру) демонстрируется условно с использованием макета орудия преступления. Сначала обвиняемый излагает и показывает свои действия и действия потерпевшего, затем видеозапись фрагмента повторяют с участием обвиняемого и дублера, действующего в соответствии с показаниями обвиняемого.

Точно так же действуют и в отношении показаний потерпевшего. Сопоставление видеозаписи фрагментов по версии обвиняемого и по версии потерпевшего может позволить выявить противоречия в их показаниях или, наоборот, уточнить некоторые важные детали.

По ходу проверки и видеозаписи показаний следователь может вносить некоторые коррективы с учетом результатов проверки и анализа данных, собранных по делу.

• Видеозапись при допросе. Зафиксировать обстановку, где происходил допрос, показания и особенности поведения допрашиваемого, его реакцию на задаваемые вопросы, ответы, паузы, ритм речи и т.п. позволяет видеозапись при допросе. По данным психологов вербальная (словесная) информация составляет только 30—40% каждого сообщения. К тому же в протоколе допроса фиксируется только часть ее. Видеозапись позволяет обогатить такую информацию и зафиксировать остальные 60—70% информации в виде мимики, жестикуляции допрашиваемого, его отношения к словесной информации, поведения при допросе. Это позволяет в дальнейшем опровергнуть возможные заявления допрошенного о незаконных методах допроса, о ненормальной обстановке допроса и т.п.

Естественно, видеозапись применяется далеко не при каждом допросе и не по каждому делу. Применять ее целесообразно при расследовании преступлений тяжких и особо тяжких, когда при допросе могут быть получены весомые доказательства, когда лицо дало согласие сотрудничать со следствием, когда с ним установлены доверительные отношения. При этом все же не следует исключать вероятность последующего отказа от показаний, что можно будет дезавуировать демонстрацией видеозаписи.

Видеозапись необходима при допросе лиц, находящихся в состоянии, опасном для жизни, когда возможен летальный исход, когда откладывать допрос никак нельзя. Применение видеозаписи позволяет запечатлеть состояние человека в процессе дачи показаний, насколько был коммуникабелен, как был установлен с ним контакт, насколько осознанно он отвечал на вопросы. При видеозаписи необходимо сделать обзорный снимок обстановки допроса, а затем крупным планом снимать допрашиваемого. Если ему трудно говорить достаточно громко, то необходимо воспользоваться выносным микрофоном.

Видеозапись полезна при допросе малолетних детей, так как общение с ними характеризуется всегда большим объемом невербальной информации. Зафиксированная невербальная информация будет в последующем предметом особого анализа, толкования, сопоставления с показаниями и поведением других малолетних лиц (потерпевших, свидетелей). Наряду с этим видеозапись допроса малолетних (а иногда и несовершеннолетних) позволяет решить некоторые морально-этические моменты, связанные с участием малолетнего лица в судебном заседании, с его повторным допросом. Качественно проведенная видеозапись допроса малолетнего может быть принята судом без вызова самого допрашиваемого в судебное заседание. В особенности это касается ситуаций, когда малолетнее лицо является потерпевшим.

Видеозапись допроса малолетнего лица позволяет суду оценить роль специалиста, участвующего в допросе (педагога, воспитателя, психолога), способы установления следователем контакта с ребенком, подготовки его к допросу перед видеокамерой.

Видеозапись может быть рекомендована в тех случаях, когда затруднен сам процесс получения информации при допросе. Это относится к допросу глухонемых, лиц с признаками психических заболеваний, к допросу с участием переводчика и др. Такая видеозапись позволяет проверить правильность перевода (языка, жестов, знаков), а при необходимости может быть представлена экспертам-психиатрам, психологам.

С позиций криминалистической тактики видеозапись допроса необходима:

• для установления факта самооговора, когда у следователя имеются данные на этот счет;

• при допросе в отношении совершения серии преступлений, когда предстоит дифференцировать однотипные, сходные эпизоды (по способу совершения, по месту совершения, по сокрытию следов);

• при расследовании преступлений прошлых лет, когда за давностью времени многие обстоятельства забыты и предстоит длительная работа по уточнению деталей;

• для фиксации важных для дела показаний, которые могут быть продемонстрированы в суде, например по ходатайству прокурора, поддерживающего обвинение.

Известные сложности при видеозаписи допроса представляет сама процедура, когда человеку предстоит давать показания перед объективом фиксирующей его камеры. Допрос для большинства лиц — это определенная психологическая нагрузка, а в сочетании с видеофиксацией необычность состояния еще более усиливается. Поэтому от следователя требуется немалый такт, терпение и корректность поведения, чтобы убедить допрашиваемого в необходимости видеозаписи. Аргументы могут быть различные, и следователь отбирает их по своему усмотрению, однако в любом случае он должен обратить внимание допрашиваемого на то, что данные предварительного следствия не подлежат разглашению и что по ходатайству лица (или его адвоката) дело может быть заслушано в закрытом заседании — при наличии достаточных оснований.

• Видеозапись при предъявлении для опознания. Применение видеозаписи при проведении данного следственного действия преследует несколько целей. Основные из них:

• запечатлеть процессуальный порядок проведения этого следственного действия с учетом его особенностей (предложение опознаваемому занять любое место среди предъявляемых лиц, приглашение опознающего в помещение, где находятся предъявляемые);

• продемонстрировать сходство по внешним признакам предъявляемых объектов (в том числе лиц);

• запечатлеть момент опознания, реакцию опознающего, его показания при опознании, сопоставление называемых им признаков с наблюдаемыми в действительности;

• продемонстрировать функциональные признаки опознаваемого (походку, жесты, мимику, голос, речь), на которые обратил внимание опознающий.

Указанные цели определяют особенности видеозаписи предъявления для опознания.

Для видеозаписи предъявления для опознания следует обязательно пригласить специалиста (оператора), выбрать достаточно просторное помещение, в котором предстоит разместить аппаратуру и участников следственного действия. Это не менее семи лиц при опознании, а если опознаваемый находится под стражей, — еще и охрана.

Следователь информирует специалиста о том, как будет осуществляться следственное действие, кто и где будет располагаться. Определяет вместе со специалистом точки съемки, длительность каждого фрагмента кадро-плана, порядок общения между собой звуковой и визуальной связью. Особо оговаривается, кто, в какой момент должен быть в кадре, в каком масштабе вести съемку.

Собрав всех участников следственного действия (кроме опознающего, который находится в другом помещении), следователь дает знак специалисту зафиксировать обстановку проведения опознания и присутствующих лиц. Следователь представляет каждого из участников, определяя его процессуальное положение. Видеокамера фиксирует каждого участника. После этого следователь предлагает опознаваемому занять любое место среди лиц, с которыми он предъявляется. Данное предложение и действия опознаваемого по выбору места фиксируются ВК. При этом должны быть видны как понятые, так и лица, среди которых опознаваемый занимает место по своему выбору. После этого средним и крупным планами запечатлевают всех предъявляемых для опознания. Длительность фрагмента должна обеспечивать при демонстрации ленты восприятие того, в чем заключается сходство предъявляемых лиц (возраст, рост, признаки внешности, одежда и т.п.).

После этого в помещение приглашается опознающий, следователь удостоверяется в его личности и предлагает ответить на вопрос, нет ли среди предъявляемых лиц того, с которым опознающий давал показания такого-то числа. Все это фиксируется видеозаписью. Особое внимание уделяется моменту опознания, поведению при этом опознающего и опознаваемого. В случае опознания, записываются показания опознающего, по каким признакам он опознал человека. Крупным планом синхронно с показаниями фиксируются называемые признаки.

Видеоизображение может быть использовано при опознании людей, как средство передачи информации об объекте опознания. Это целесообразно делать при предъявлении лиц, взятых на учет; при предъявлении изображений трупов в случаях массовой гибели людей и в тех ситуациях, когда нецелесообразно предъявлять опознаваемого в натуре (опознающий — малолетний или несовершеннолетний, опознающий — потерпевший, переживший тяжелую психическую или физическую травму, опознающий — тяжелобольной человек и т.п.).

Видеозапись предъявления для опознания может осуществляться не только при опознании людей, но и предметов. Например, если предстоит предъявить вещи сложной цветовой гаммы или имеющие сложный рисунок ткани, трудно передаваемый словесно и достаточно невыразительный на черно-белой фотографии. Видеозапись опознания таких и подобных им объектов повысит достоверность опознания.

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж»

Наименование профессионального модуля Учебная практика по ПМ 01 Оперативно-служебная деятельность
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14
Тема Оказание первой (доврачебной) медицинской помощи в повседневной оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов и при ЧС
Цель ПЗ: Ознакомить студентов с правилами оказания первой (доврачебной) медицинской помощи сотрудниками правоохранительными органами.
Задачи ПЗ: - формирование у обучаемых чувства ответственности за особенности применения уголовно-правовых норм ОВД при решении возложенных на них задач; - воспитание у обучаемых осознание необходимости избранной ими специальности и развитие чувства гордости за неё.
Образовательные результаты: Уметь: - решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты -выбирать и тактически правильно применять средства специальной техники в различных оперативно-служебных ситуациях и документально оформлять это применение  
Перечень приборов, устройств, инструмента и других технических и материальных средств и оборудования, используемых для выполнения лабораторной работы: 1.Комплект учебно - методической документа-ции; 2.Компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся, объ-единенных локальной сетью. 3.Манекен Т Максим1
Задания для ПЗ   Практическое задание Вы являетесь полицейским патрульно-постовой службы ОП №24 УМВД России по г.Тольятти. 25.10.2017 года, заступив на службу, Вы были направлены в составе пешего патруля на патрулирование участка по ул.бульвар 50 лет Октября г.Тольятти. В 16.00 часов по рации от дежурного по отделу полиции Вам поступило сообщение, что из окна одной из квартиры, расположенной на 3-м этаже дома №11 по бульвару 50 лет Октября, 53а, выпал мужчина. По сообщениям очевидцев, мужчина находится в неподвижном состоянии, но издает стон. По прибытии на место происшествия, Вы обнаружили, что правая рука пострадавшего имеет открытый перелом. Вам необходимо оказать первую медицинскую помощь пострадавшему до приезда бригады скорой помощи. Составьте алгоритм действий сотрудников ОВД в указанных условиях при оказании первой медицинской помощи пострадавшему.
Порядок выполнения заданий практического занятия:
1. Проанализировать практическую ситуационно-правовую задачу. 2. Ответить на поставленные вопросы к ситуационной задаче, ответ записать в отчет по практике. 3. Составить рапорт об оказании медицинской помощи по условиям задания. Рапорт является приложением к отчету.
Форма контроля выполнения заданий Индивидуальная проверка ответов на задание.

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж»

Наименование профессионального модуля Учебная практика по ПМ 01 Оперативно-служебная деятельность
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15
Тема Ознакомление с алгоритмом составления секретных документов
Цель ПЗ: Выработка практических умений и навыков у обучаемых по вопросам соблюдения режима секретности как одно из направлений обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Задачи ПЗ: - формирование у обучаемых чувства ответственности за выполнение задач и поручений на вверенном при решении возложенных на них задач; - воспитание у обучаемых осознание необходимости избранной ими специальности и развитие чувства гордости за неё.
Образовательные результаты: Уметь: - составлять служебные графические документы; - правильно составлять и оформлять служебные документы, в том числе секретные, содержащие сведения ограниченного пользования; - выполнять служебные обязанности в строгом соответствии с требованиями режима секретности.
Перечень приборов, устройств, инструмента и других технических и материальных средств и оборудования, используемых для выполнения лабораторной работы: 1.Комплект учебно - методической документации; 2.Компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся, объединенных локальной сетью.
Задания для ПЗ   Практическое задание Описать порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок засекречивания сведений и их носителей, основания для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, сведения, не подлежащие засекречиванию; порядок допуска к сведениям составляющих государственную тайну, сотрудников ОВД.
Порядок выполнения заданий практического занятия:
  1. Проанализировать задание и обобщить полученные знания для выполнения практического задания. Ответ записать в отчете по практике.
Форма контроля выполнения заданий Участие в практическом занятии, работа с первоисточниками, и проверка преподавателем в ходе занятия выполненной работы.

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж»

Наименование профессионального модуля Учебная практика по ПМ 01 Оперативно-служебная деятельность
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16
Тема Ознакомление с подбором средств связи и поисковой техники с учетом различных практических ситуаций в деятельности правоохранительных органов
Цель ПЗ: Формирования у обучаемых системы знаний и достижения первоначального уровня сформированности навыков и умений по выполнению оперативно-служебных задач сотрудниками правоохранительных органов.
Задачи ПЗ: - приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. - воспитание у обучаемых осознание необходимости избранной ими специальности и развитие чувства гордости за неё.
Образовательные результаты: Уметь: выбирать и тактически правильно применять средства специальной техники в различных оперативно-служебных ситуациях и документально оформлять это применение.
Перечень приборов, устройств, инструмента и других технических и материальных средств и оборудования, используемых для выполнения лабораторной работы: 1.Комплект учебно - методической документации; 2.Компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся, объединенных локальной сетью.
Задания для ПЗ   Практическое задание 17.06.2017 года старшим следователем СУ СО по расследованию уголовных дел, совершенных на территории Центрального района г.Тольятти майор юстиции Ивановым И.И., при производстве обыска в доме №31 по ул.Мира с.Подстепки Ставропольского района Самарской области и на прилегающем к нему земельному участку, по обвинению Петрова П.С. в совершении преступления, предусмо


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: