Возникновение общения у ребенка




Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения

Наблюдая детей, психолог получает возможность увидеть особенности их самопознания и те условия, в которых оно складывается: индивидуальную практику ребенка и его общение с другими людьми. Книга Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними.

Глава 1

Понятие общения

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:

 


  • Предмет общения (партнер по общению как субъект)

  • Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)

  • Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)

  • Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)

  • Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)

  • Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)

  • Продукты общения («общий результат» общения)


Функции общения:

 


  1. Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата)

  2. Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений)

  3. Познание людьми друг друга


Значение общения:

 


  • Позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию его внутреннего мира и личности

 



  • Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта

 


^ Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.


Глава 2

Возникновение общения у ребенка

^ Возраст ребенка Реакция на воздействие взрослого
Первые 2 недели Нет реакции
С 3-ей недели Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым
С 4-ой недели Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе
На 2-ом месяце «комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация

 


И тог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.


Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев

4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:

 


  • Внимание и интерес ребенка к взрослому

  • Эмоциональные проявления ребенка к взрослому

  • Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого

  • Чувствительность ребенка к отношению взрослого

 


Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:

 


  • Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)

  • Деловые (потребность в активной деятельности)

  • Личностные (потребность в признании и поддержке)

 


Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.


С редства общения ребенка

^ Экспрессивно - мимические предметно - действенные речевые
улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела, вокализация локомоторные и предметные движения, позы высказывания, вопросы, ответы, реплики

 


^ Развитие в онтогенезе:

экспрессивно – мимические предметно – действенные речевые

Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: