Пространственно-временные отношения в документальном телефильме




Г. И. Щербакова,Ю. А. Болтух

Тольяттинскийгос. ун-т

Пространственно-временные отношения в документальном телефильме

(на примереавторских проектовА. Пивоварова)

Алексей Пивоваров известен зрителям по своей работе на телеканале НТВ – в качестве корреспондента «Намедни», а чуть позже – ведущего в программе «Сегодня». Новым витком в творчестве журналиста стала работа над созданием документальных драм на историческую тематику.

А. Пивоваров – человек, чья молодость и профессиональное становление прошли уже в новой России, вырабатывающей новые идеологические приоритеты. Можно сказать, что как профессионал он рос и развивался параллельно со становлением новой российской государственности и прорывами к новой идеологии, которая первое время строилась на принципиальном антагонизме советской идеологии. Следы этого отчетливо заметны в идейной составляющей авторских телефильмов с участием А. Пивоварова. Следует заметить, что его основное становление как тележурналиста произошло в компании НТВ, владельцем которой был олигарх и медиамагнат В. Гусинский, а генеральным директором – Е. Киселев. Компании НТВв целом были свойственны либертарианские взгляды, защита приоритета рыночных механизмов, отказ государствув ведущей роли в экономической и социальной жизни, резкая критика коммунистической идеологии, разоблачение антигуманных деяний советской власти.

С точки зрения стилистики информационного вещания НТВ отличалось особым стилем, преобладающим в телевизионной публицистике Е. Киселева, П. Лобкова, Л. Парфенова, С. Сорокиной, В. Шендеровича и их младших коллег и учеников, в число которых в начале 2000-х входил и А. Пивоваров. Отличительными чертами этого стиля были внешне сухое и бесстрастное информирование, приправленное скрытой, хорошо замаскированной иронией, порой переходящей в чувствительную издевку над прежними советскими идейными стереотипами. Соотношение информационно-документального начала и скрытой оценочности имело множество вариаций, обусловленныхличностью тележурналиста, его темпераментом, профессиональным мастерством и даром слова. А. Пивоваров входил в творческую «штудию» Л. Парфенова и прошел его школу в ранних историко- документальных проектах, например «Намедни». После ухода Л. Парфенова с НТВ А. Пивоваров стал параллельно с деятельностью ведущего вечерней программы «Сегодня» пробовать себя в области теледокументалистики.

Его первый проект в данном ключе – фильм, посвященный битве под Ржевом, – появился в эфире в 2009 г. иполучил награду – премию «Ника».В том же году, но чуть позже на НТВ показали фильм «Москва. Осень. 41». Далее на экраны выходили другие работы Алексея Пивоварова – о героях Брестской крепости, процессе коллективизации и т.д. Все работы журналистапривлекли внимание как специалистов-историков, так и простых телезрителей. Многие работы Алексея Пивоварова вызывали споры. Особенно часто дискуссии возникали вокруг оценки журналистом советской идеологии, ее влияния на сознание и поведение человека. Как уже говорилось выше, А. Пивоваров принадлежит к сторонникам либеральной идеологии, можно даже сказать праволиберальной, которая во главу угла ставит свободную и независимую человеческую личность, а все действия государственного аппарата и любой идеологической системы оцениваются только по тому, насколько личность свободна и в то же время защищена, какие она имеет возможности для спокойного существования и свободного развития. Для Алексея Пивоварова общественный прогресс является действительно прогрессом, если только он связан с развитием и совершенствованием человека.

Документальные фильмы на исторические темы с участием А. Пивоварова признаны профессиональной общественностью: «Золотой орел» конкурса ТЭФИ за репортаж «Кровь с молоком» для программы «Намедни», далее – медаль «За заслуги перед Отечеством» второй степени, которая вручена за «весомый вклад в развитие журналистики и многолетнюю плодотворную работу в ней».В 2010 г. Алексей Пивоваров стал призером конкурса «Человек года» журнала “GQ” в номинации «Лицо из телевизора», а в 2011 г. он стал победителем десятого Всероссийского конкурса «Патриот России-2011» благодаря фильму «Брест. Крепостные герои».

Алексей Пивоваров принимал участие (в качестве продюсера) в созданиисеми фильмов различных жанров, охватывающих события от военных лет до нашего времени. Был сценаристом пяти документальных драмо коллективизации, о непростых решениях советского командования в годы Великой Отечественной войны, приведшие к крушению многих судеб. Последнее время он работал на Первом канале, в относительно автономной творческой студии по созданию документальных фильмов, а относительно недавно перешел на СТС.

Итак, для творческой манеры журналиста характерна устойчивая гражданская позиция при отсутствии экспрессивности ее проявления, что предполагает рост значения выразительных деталей.Во-первых, говорящие детали свойственны телевидению вообще как СМИ, нацеленному на визуальное восприятие, во-вторых, А. Пивоваров, прошедший у Л. Парфенова школу инфотейнтмента, научился выстраивать ассоциативный смысловой ряд, исходя от одной «говорящей» детали, посредством которой происходит как бы «буквализация» события или исторического явления. Богатейшие возможностив визуальном кино или телепродукции обеспечивает хронотоп.

Данный термин, введенный М.М. Бахтиным и широко используемыйсовременными филологами, мало применяется в научном анализе публицистики, хотя, на наш взгляд, он позволяет понять как авторский замысел публициста, так и его реализацию в конечном продукте. Кроме того, соединение пространственно-временных отношений сознательно или подсознательно используется не только кинодеятелями (достаточно вспомнить лестницу в фильме С. Эйзенштейна как символ краха прежней жизни), но и тележурналистами как способ расстановки смысловых акцентов и передачи своего отношения к изображаемому. Самое краткое и емкое определение хронотопа дал Ю.М. Лотман в комментариях к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: событие, которое могло произойти только в это время и в этом месте. Хотя журналист, в отличие от писателя или художника,ограничен долгом по отношению к исторической правде, тем не менее у него очень большое поле выбора места и времени действия. Исследуя, почему сценарист или режиссер выбирает, а по сути дела строит хронотоп своего документального произведения, можно понять его замысел, а также творческую и гражданскую позицию.

В фильме о малоизвестной Ржевской битве под Москвой архивные кадры кинохроники и комментарии историков сочетаются с постановочными моментами, в которых актеры воспроизводят описываемые события. Рассказчик (А. Пивоваров) появляется среди атакующих бойцов, стоит рядом с военачальником, присутствует на совещании в Кремле.Все это создает эффект присутствия для зрителя и работает на убедительность (т.е. авторы создали дополнительную систему аргументации).

Комментарии экспертов (историков и непосредственных участников событий) сняты крупным планом. Это привлекает внимание к человеку и к тому, что он говорит. Освещение в эти моменты избрано такое, что задний план «размывается» – зритель не отвлекается на фон, а сосредоточивается на рассказчике.Простая речь ведущих и динамические стендапы облегчают зрителю восприятие фильма: работает журналистский подход к донесению информации – например, наглядно показывается, из чего состояло снаряжение русских и немецких солдат. Или, рассказывая о распутице и плохом состоянии дорог, Пивоваров в кадре идет по грязи в резиновых сапогах. Подобное можно встретить в журналистских сюжетах, а вот в документальных фильмах такой прием, как правило, не применяется.

В фильме широко использованы приемы инфотейнмента: детали иллюстрируют события. Например, в повествование вводится ранее нами упоминавшасявоенная форма или показан телефон, по которому Гитлер услышал подрыв моста подо Ржевом.

Обращает на себя внимание время в кадре (т.е. видимое отображение «хроноса») – это, как правило, ночь или поздний вечер. Место действия постоянно меняется, зрителю нужно приложить усилие, чтобы проследить эти перемещения: Москва, Ржев. Центральный и Западный фронты.33-я армия в описываемый период была на левом фланге Западного фронта, а Ржев – на правом. Хронология разгрома 33-й армии в фильме упущена (во время рассказа о генерале Ефремове появляется эпизод с окружением 29-й армии в лесах). Боевым действиям в фильме уделяется не одинаковое внимание. На одно из четырех сражений за Ржев была потрачена почти половина экранного времени;другие (август-сентябрь 1942 г., «Марс» и эвакуация Ржевского выступа) «уместились» в оставшееся время.То есть пять хронотопов в этом фильме не равноценны по значению.

Таким образом, средства выразительности в данном документальном фильме нацелены на поддержание интереса зрителей. Однако для авторов фильма также важно понимание аудитории и ее «погружение» в историю.Принцип «Как в учебнике истории» больше не действует. Зрителям предлагается не только узнатьчто-то новое, носамим поразмышлять,дать оценку описываемым событиям. Таким образом, выявление хронотопа позволяет понять, что А. Пивоваров с сегодняшних позиций поднимает вопрос не только о жестокости войны, но и о неоправданных жертвах, о безразличном отношении к людям только как к «живому материалу».

Фильм А. Пивоварова «Брест. Крепостные герои» был выпущен в эфир 24 сентября 2010 г. В нем заметны четыре временные линии: 1939 – первый бой за Брест в начале Второй мировой войны; 1941– начало Великой Отечественной войны, оборона Брестской крепости; 1955 – история обращения писателя и главного редактора «Литературной газеты» Сергея Смирнова к теме защиты крепости и началу поисков уцелевших защитников, а такженаши дни (2009-2010 гг.)– время создания фильма А. Пивоварова.Итак, изначально мы имеем один топос– Брестская крепость и несколько времен, которые расположены в фильме не в хронологическом порядке.Брестская крепость только кажется простым топосом, на деле она вмещает в себя несколько пространственных планов, крупных и относительно мелких. Самый крупный – это крепость как место встречи не просто двух стран: России и Польши, но место соединения и разделения двух миров: России и Запада. История строительства крепости в XIXв., планы России в связи с нею, ее переход из рук в руки во время революции и гражданской войны – все это создает панорамную картину «горячей точки» на карте, по которой проходит «исторический нерв».

Как мы отметили выше, хронос изначально многоуровневый, но кроме времени как исторического отрезка в фильме присутствует и время суток. Нами отмечена следующая закономерность: если речь идет о прошлом, т.е. времени обороны крепости, то перед зрителем время суток предстает неопределенно «серым» и будто размытым – то ли ранее утро, то ли сумерки. Мы предполагаем, что этот прием выбран, чтобы передать зрителям ощущения защитников крепости, которые за время осады крепости потеряли представление о точном времени. Зато все, что касается современности, – это всегда представлено как утро или яркий солнечный день, тем самым у зрителя создается эмоциональное впечатление большой исторической дистанции между прошлым и настоящим.

Как мы уже отметили, место действия выбрано не случайно. Брестская крепость расположена у западной окраины города Бреста, на границе сегодняшних Белоруссии и Польши (а в 1941 г.– на границе СССР и оккупированной нацистами Польши). До 1939 г. крепость находилась на польской территории, но по соглашению с Германией вместе с прилегающими областями вошла в состав Советского Союза. Автором тем самым подчеркивается символичность места как границы Европы и России.То есть основная локация в фильме одна. Тем не менее это место имеет почти магическое значение «рубежа» и «границы» двух миров.

Выразительные средства в фильме разнообразны, кадры кинохроникичетко привязаны к авторскому тексту (для усиления убедительности). В фильме используются «замороженные» кадры. При оформлении цитат в качестве фона используются темный размытый фон или дым для поддержания тревожной эмоциональной атмосферы. Для диалоговости слова и изображения применяются говорящие детали: вооружение того времени, документы – приказы, газеты, листовки той поры, а также одежда, например гимнастерка.

В фильме благодаря богатому звукоряду – плач детей, разрывы снарядов, торжественный марш – как бы слышен голос времени.Звуки имеют особое значение, потому что они подстегивают воображение. Например, сильное впечатление производит фрагмент, когда ведущийстоит на современной улице, а мы, зрители, слышим звуки парада и марш из прошлого. Это не только создает эффект присутствия, но и является отражением пространственно-временных отношений – взаимопроникновения прошлого и настоящего. В фильме о Бресте, как и в фильме «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», используется прием «объяснения на примерах», когда перед читателями предстают фрагменты с немецкими листовками и гимнастеркой. Хотя Пивоваров избегает открыто проявлять свое отношение к подвигу, он неоднократно задает вопрос о героях фильма: «А почему они не сдавались?».Хронотоп и говорящие деталипозволяют ему выразить сомнение в целесообразности самоотверженного героизма защитников крепости. Он говорит об этом с позиции современного человека, даже обывателя, совершенно аполитичного и занятого собой, которому сложно понять мотивы этих людей.

Фильм наполнен символами: ворота крепости, зарытое от врагов знамя, надпись на стене крепости «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Это легко считываемый культурный код – патриотизм и преданность идеалам.Фильм заканчивается таким образом, что хронотоп как бы закольцовывается – ведущийи актеры, читавшие текст, кладут цветы к памятнику. Из увиденного можно сделать вывод, что для Пивоварова история, соблюдение последовательности исторических фактов не так важны, как сохранение жизни людей.

Работа Пивоварова «Москва. Осень 41» обозначает хронотоп уже в названии. В отличие от предыдущих фильмов здесь четко соблюдена хронология. Делая небольшие отступления, автор тем не менее остается в рамках заданного названием времени. Здесь присутствует тот же, что и в предыдущих фильмах, набор выразительных средств: постановочные кадры (в типографии, в коммунальной квартире, на заседании правительства, в очереди, в магазине и т.д.), кадры кинохроники, инфографика – карты, подсчет потерь, оформление статистики.

Опять наблюдается использование приема, когда ведущий как бы переносится в прошлое, становится если не участником событий, то непосредственным наблюдателем. Пивоваров появляется то на улицах современной столицы, то в Москве сороковых, то в кинотеатре перед экраном с кинохроникой.Вновь широко используются детали: листовка (текст на экране), постановочные эпизоды с заклеиванием окон от авианалетов, дежурством на крыше и тушением зажигательных бомб, изготовлением коктейля Молотова. Показаны очереди за продуктовыми товарами (кадры из кинохроники), приведены сцены потери или кражи продуктовых карточек проч.

Смешение времен – в кадре и в тексте: «Сегодня несколько человек из подъезда уходят на трудовой фронт – рыть укрепления». «В последний раз военное руководство обсуждало такой вопрос в октябре 1812, на военном совете в Филях. Тогда была дискуссия и жаркие споры. Сейчас, в сорок первом, все дисциплинированно и единогласно».«Сюда упал бомбардировщик. От дома не осталось и следа», – фраза, которую произносит Пивоваров на современной нарядной улице.

Как и в предыдущих фильмах, значимо время суток, котороеизбирает автор:основное время, описываемое в фильме, – ночь (ночные бомбоубежища, атаки самолетов,караулы и т.д.). Днем почти ничего не происходит, и героям фильма кажется, что жизнь почти такая же, как в мирное время. Самые яркие моменты воспоминаний, которыми делятся люди, бывшие тогда участниками событий, тоже происходят ночью.На выразительность хронотопа работает и лексика автора: он использует глаголы преимущественнонастоящего времени – неважно, говорит ли он о 41-ом годе или о наших днях, тем самым устанавливаяперекличку времени утверждая, что прошлого нет, оно живет в настоящем.Таким образом, хронотоп– сплетение времени и пространства – работает в документальном фильме, показывая, как течет время, вбирая человеческие судьбы, рождая героизм, страх, волю к победе, самопожертвование.

В работахА. Пивоварова, как правило, совмещается два хронотопа – минувшее время-пространство и сегодняшняяреальность. Двойственность проявляется и в выборе художественно-выразительных средств, а также в одновременном использовании методов игрового и неигрового кино.Автор использует отношения времени и пространства как средство выразительности. Приметы времени, детали и сложные конструкции «хронотоп в хронотопе» позволяют автору показать историю, не давая ей прямой оценки, при этом предельно ясно объяснив свою позицию.Во всех фильмах он представляет точку зрения современного человека на события Великой Отечественной войны.Основная задача, которую выполняет хронотоп в фильмах Алексея Пивоварова –это выявление авторской позиции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: