Воспитанники интернатных учреждений: социальный портрет




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования семейных установок и матримониальных ценностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности и установок на создание семьи и вступления в брак обуславливается ростом количества социальных проблем, связанных с поведением воспитанников сиротских учреждений, а также неподготовленно­стью их к самостоятельной и семейной жизни. Длительное проживание в детском учреж­дении и специфика первичной социализации и социализации в процессе про­живания детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, затрудняют формирование у них необходимых для эффек­тивного функционирования в социуме навыков и требуют специальных соци­ально­-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Участие в позитивной досуговой и профилактической деятельности изменяет поведение людей, помогает в формировании у них новых личностно - важных качеств, способствующих формированию зрелого подхода к своей жизни и повышению стартовых возможностей при выпуске из интернатного учреждения, нацеливает ребят на создание позитивного образа семьи.

Следствием неадаптивного поведения подростков является их низ­кий общественный статус, что, негативно влияет на уровень и качество, как их собственной жизни, так и понижению уровня жизни окружающих.

«Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году составило 343,334 тыс. человек в Российской Федерации, из них в Республике Коми проживает 3,666 тыс. человек»[1].

Исследований, посвященных теме вовлеченности воспитанников интернатных учреждений из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности не много. Но достаточно широко изучаются адаптационные возможности позитивной досуговой деятельности на поведение дезадаптированных подростков в пространстве школ, средних и высших учебных заведений, социальных реабилитационных служб. Изредка появляются научные работы, программы, рассматривающие возможности досуговой деятельности для социализации и адаптации воспитанников интернатных учреждений.

Изучением особенностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящено много научной литературы. При этом, в центре внимания подавляющего большинства исследователей (Абельбесов В.А., Киселева Л.М., Куракина Т.В., Егоровой Е. А.[2] и др.) находится анализ условий развития воспитанников детских домов, разрабатывабтся различные программы адаптации и сопровождения воспитанников сиротских учреждений В последнее время резко возросло количество работ, посвященных альтернативным формам воспитания детей-сирот (Жданова М.А., Г.В. Семья[3]). Ряд исследователей подчеркивает специфику выпускников детских домов как особой категории в обществе и предлагает описание конкретных вариантов решения проблем их адаптации (Ипатов А.В., Ишматова А.Р., Догадина Л.А., Ефименко Т.В., Костина М.Н., Миночкина А.С.[4] и другие). Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А.Н. Майорова, О.Е. Лебедева[5] и т.д. Ряд авторов изучает влияние досуговой деятельности на поведение, наличие личностных качеств и характеристик молодого человека и влияние на их дальнейшую жизнь знаний, полученных в процессе позитивной досуговой деятельности. Так, Беганцова И. С., Попова А.С., Белов В.Г., Калимуллина О.А., Бабосова Е.С., Андреева А.А., Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[6] изучали влияние досуга на личностные качества молодого человека.

В нормативно - правовой литературе проблема воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается в таких законодательных актах, как Семейный кодекс РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.07.1992 г. № 409; и других[7]. В Республике Коми также функционирует законодательство по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[8].

Цель курсовой работы: изучить вовлеченность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности.

Задачи курсовой работы:

· Выявить специфику положения воспитанника интернатного учреждения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· Рассмотреть сущности и виды досуговой деятельности, которыми заняты воспитанники и влияние позитивной профилактической досуговой деятельности на поведение и семейные установки воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· Изучить возможность включения воспитанников интернатных учреждений в позитивную досуговую деятельность как фактор повышения уровня интеграции в обществе и ориентации на создание семейных отношений и взаимоотношений с близкими;

· Осуществить обзор отечественных исследований вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности;

· Разработать методику исследования выявления проблем,касающихся брачных установок и семейных ценностей воспитанников интернатных учреждений г. Сыктывкаре;

· Проанализировать результаты исследования вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные и профилактические формы досуговой деятельности по материалам исследования в г. Сыктывкаре.

 

Объект курсовой работы: выпускники и воспитанники интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет курсовой работы: изучение семейных ценностей и матримониальных установок воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Среди методов теоретического уровня, которые использовались при написании курсовой работы можно выделить: гипотетический (гипотетико-дедуктивный), исторический, формализацию,идеализацию, а также общелогические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию). Также использовались общенаучные методы эмпирического уровня, к которым относят: наблюдение, описание, измерение.

При написании работы были использованы статистические методы, и проведены беседы и анкетирование выпускников детских домов, осуществлена обработка количественных данных, проведено анкетирование на базе ГБУ РК «Отделение помощи лицам из числе детей-сирот,оставшимся без попечения родителей и замещающим семьям в г. Сыктывкаре»

 

Практическая значимость исследования заключается в получении информации о включенности в позитивные и профилактические формы досуговой деятельности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с дальнейшим использованием ее в процессе проектирования специальной программы по социализации и подготовке к самостоятельной жизни воспитанников.

 

В соответствии с поставленными целями и задачами, курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены особенности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; понятие досуга и профилактической деятельности,работы со специалистами,их влияние на формирование личности подростка; возможность адаптации в соответствии с нормативно-правовой базой воспитанников интернатов средствами досуговой деятельности, тренингами. Во второй главе рассматривается изученность исследований, посвященным исследований проблем курсовой работы, приводится методика социологического исследования на вовлеченность воспитанников и выпускников интернатных учреждений и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой, профилактической деятельности; анализ результатов исследования.


ГЛАВА 1. Деятельность социального работника и других специалистов как фактор повышения стартовых возможностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Воспитанники интернатных учреждений: социальный портрет

Согласно федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель»; а «дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке»[9].

«Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 году составило 343,334 тыс. человек, из них в Республике Коми проживает 3,666 тыс. человек»[10].

«Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного. Вместе с тем существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70 процентов - дети подросткового возраста, 33 процента - дети с ограниченными возможностями здоровья, 40 процентов - дети, имеющие братьев и сестер»[11].

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в закрытых учреждениях, не способно полностью реализовать их интересы и права. «Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений»[12].Плохое состояние здоровья, отрицательный социальный опыт, эмоционально-психическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности - это то, с чем дети попадают в детские дома. При материнской депривации неизбежна десоциализация детей, при этом формируются люди, лишенные сострадания, не усвоившие социальные роли, и потому не приспособленные к самостоятельной жизни в обществе. Таким людям очень трудно создать свою собственную благополучную семью, даже имея детей, они редко женятся или выходят замуж.

Большое значение при выходе в социум воспитанников интернатных учреждений играет социальная эксклюзия. «Социальная эксклюзия — это ситуация, при которой ребенок или подросток отчуждается обществом и исключается из полноценного социального воздействия и взаимодействия. Ситуация усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как трудной жизненной ситуации, с которой самостоятельно справиться они не могут. Социальная эксклюзия не может быть преодолена воспитанником интернатного учреждения индивидуально, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной социализации»[13]. Поэтому им нужно оказывать помощь со стороны специалистов по социальной работе, социальных педагогов, родственников, ближайшего круга общения.

«У воспитанников интернатных учреждений социальные затруднения, связанные с эмоциональными трудностями, приводят к нарушениям личностного роста, практически разрушается возможность формирования личностного ресурса, позволяющего преодолевать, по сути дела, экстремальные жизненные ситуации. Личностный рост воспитанников интернатных учреждений затруднен поиском смысла жизни, отсутствием целей и перспектив своего будущего»[14]. Это приводит к тому, что воспитанник интернатного учреждения абсолютно не приспособлен к самостоятельному проживанию, созданию семьи, такой человек умеет вести себя в социуме.

Выпускникам интернатных учреждений бывает чрезвычайно трудно научиться доверять людям, заводить свои семьи, не повторять негативный опыт своих родителей, отдавая уже своих детей в учреждения интернатного типа.

Для воспитанников интернатных учреждений характерны свои особенности. «Такие как: низкая социальная активность, несформированность жизненных планов и ценностей, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, потребительская психология по отношению к близким, обществу, государству, что в результате может привести к тяжелым последствиям: нежеланию учиться и работать, бродяжничеству, злоупотреблению алкоголем и наркотиками, попаданию в криминогенные структуры. Из-за отсутствия социально-педагогической и психологической помощи, патронажа эти дети совершают около 10–12 % всех правонарушений и преступлений в стране»[15]. Воспитанники детских домов являются очень уязвимой неприспособленной к жизни в социуме категорией, большинство представителей которой не знает к чему стремится в процессе своей жизни и бросается из крайности в крайность.

В интернатах ребята не стремятся делиться своими переживаниями, что сказывается в отсутствии близких дружеских связей. Это связано с тем, что в большинстве случаев лица, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты не могут выбирать свое окружение, что также приводит к эмоциональному дефициту, то есть практическому отсутствию выражения своих эмоций, что может привести к замкнутости.

Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность или агрессивность. Недостаток внимания и отсутствие родительской любви приводит к заниженной самооценке, отсутствую стремлений, страху создания собственной семьи и вступлению в брак, так что у воспитанников не вырабатывается чувства индивидуальной значимости и каких-либо стремлений на будущее.

Проблемой является отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей, либо носит негативный характер. Ранний детский опыт ребенка несет в себе черты материнской деривации, отсутствия доверия к миру, несамостоятельность ведения своей жизни, агрессивности и подозрительности,что негативно сказывается на взаимоотношениях с противоположным полом.

«Потребность воспитанников и выпускников интернатных учреждений в положительных эмоциях, позитивных личностных переживаниях, связанных с собственным успехом и проявлением инициативности, практически не удовлетворяется и подменяется асоциальными формами эмоционального удовлетворения, такими как экстремальное поведение, рискованное поведение, алкоголь, секс и т. д. В результате появляются опасные связи и увлечения выпускников, которые не только приводят к трудной жизненной ситуации, но и создают ситуацию социальной эксклюзии»[16]. У воспитанников и выпускников зачастую отсутствует родительский пример для подражания, или присутствует негативный и они не знают, какую стратегию поведения выбрать, они с тревогой относятся к семейной жизни,тем самым еще больше запутываясь в себе.

Если детям-сиротам и выпускникам интернатного учреждения, не удалось самоутвердиться в учебе, либо своей досуговой деятельности, то они ищут пути самоутверждения в компаниях сверстников. Если позитивная сфера не подкрепила самооценку воспитанника, он будет искать более простого её подкрепления, либо в уходе от реальности, путем употребления психо-активных веществ. Пристрастие к алкоголю и наркотикам наиболее пагубно для этой категории, так как условия среды, отсутствии семейной поддержки, негативное влияние сверстников, внутриличностные проблемы, неадаптивность поведения к меняющейся социальной среде – все это увеличивает риски алкоголизации и наркотизации этой категории молодежи.

 

В интернатных условиях у детей-сирот четко не прослеживаются половые различия: девочки и мальчики не отличаются по стилю одежды, манере общения; девочки более агрессивны и тянутся к приключениям; у некоторых мальчиков выражена неуверенность в собственных силах, тревожность. Поэтому в будущем это сказывается на создании семей воспитанников. Брачные связи заканчиваются разводами, женщины оставляют своих детей. Сироты заводят ребенка с целью избавиться от одиночества, но не всегда готовы взять на себя полную ответственность. «Представления о будущей семейной жизни выпускников размыты и формальны: большинство (77%) сирот совершенно не представляют семейную жизнь, более половины говорят, что «пока еще рано думать о семейных отношениях. По данным, до 80% матерей, отказывающихся от новорожденных, сами являются выпускницами детских домов»[17]. Что является истоком проблемы вторичного сиротства.

Таким образом, на социальный портрет подростка - воспитанника интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывает влияние большое количество проблем, что мешает полноценному психологическому становлению личности. В процессе социализации воспитанник находится в условиях закрытого учреждения, которое не позволяет полноценно сформировать определенные навыки, умения, качества личности, которые способствовали бы адаптации после выхода из детского дома. Поэтому подростки - воспитанники интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают низкими стартовыми возможностями в сравнении с подростками, выросшими в семье.

 

Досуговая и профилактическая деятельность, ориентированная на создание благоприятного отношения к браку, собственной семье и детям: сущность, виды, влияние на развитие личности выпускника интернатного учреждения

«Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Именно активность личности, ее поступки являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений»[18]. Поэтому очень важно то, каким образом личность в процессе своего формирования распоряжается своим временем.

Охват детей-сирот, а также выпускников интернатов дополнительными образовательными и обучающими программами увеличился за 2 года на 1 млн. человек (с 11,5 млн. -12,5 млн.).По развитию этого сектора лидируют Тюменская (49%), Липецкая (18%), Пензенская (17%), Рязанская (14%), Кемеровская области (11%).

Досуговая и профилактическая деятельность со специалистами по выбору самого подростка-сироты – это площадка для проб и ошибок в процессе подготовки к выходу в самостоятельную жизнь. Поэтому содержание современных программ, направленных на создание у детей- сирот положительного образа семьи и брака, направлены на саморазвитие,самопознание, стимулирует, как ответственность так и другие важные для семейной жизни навыки.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. «Сфера свободного времени при опоре на активное начало подростка позволяет подростку выбирать формы деятельности в соответствии со своими интересами, свободно общаться, проявлять инициативу, творить, осуществлять действия, ведущие к изменениям в социальной ситуации и ценностной динамике в сознании личности»[19]. Также эта сфера расширяет возможности самореализации индивида, его самоопределения, помогает при включении в общество, путем приобретения нового социального опыта. Таким образом, поведение ребенка приобретает творческий характер, помогает образовать социально-значимые качества личности.

Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Досуговая деятельность имеет также различные особенности. «Досуг имеет четко выраженные аспекты: физиологический, социальный, и психологический. Он базируется на свободе при выборе занятий и степени активности. Досуг предполагает не регламентированную и формальную, а свободную, активную, творческую деятельность, формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоактуализации, самовоспитанию, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранную деятельность формирует потребность детей в самостоятельности, свободе и независимости; способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков»[20]. Досуговая деятельность является массивным средством воздействия на личность, содействует формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих течение социальной адаптации.

Основными характеристиками досуговой сферы молодого поколения являются: «ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты; добровольность при выборе рода занятий и степени активности; свободная творческая деятельность; формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; стимулирует творческую инициативу; сфера удовлетворения потребностей личности; формирование ценностных ориентаций; способствует самовоспитанию личности[21]». То есть все характеристики позитивной досуговой деятельности направлены на развитие человеческого потенциала.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Цели, выполняют как положительные, так и негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие, к таким видам негативного досуга относятся употребление алкоголя и психоактивных веществ, с целью расслабится.

Существуют различные классификации видов досуга и профилактической работы с детьми-сиротами и выпускниками интернатов. Одна из них по целям досуговой деятельности. «Досуг можно разделить на досуговое потребление культуры с целью отдыха и с целью личностного развития. Личностное досуговое общение с целью отдыха и развлечения - общение со специалистами и педагогами; прогулки, встречи с друзьями и знакомыми вне дома, посещение парков, клубов, ресторанов, кафе, дискотек- они помогают ребятам находить общий язык с окружающими,строить отношения,что очень важно для создания семьи и доверия к людям.

Существуют различные способы и формы взаимодействия людей в процессе досуговой деятельности. «Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам: по содержанию (познавательные, развлекательные); по времени (кратковременные, периодические, систематические); по характеру (пассивные, активные); по направленности контактов (непосредственные и опосредованные)»[22]. Каждая форма имеет свои особенности, направлена на различные аспекты запоминания и способствует формированию определенных навыков и качеств личности.

«Досуг при определенных обстоятельствах может и стать важнейшим фактором физического развития ребят, так как, занимаясь интересным и любимым делом, дети поддерживают свое эмоциональное здоровье, учатся общению и взаимодействию с противоположным полом. Также психологическая деятельность напрямую способствует выходу сирот из стрессовых состояний, снятию агрессии, тревоги, страхов.

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Анализируя особенности влияния досуга на формирование личности, можно выделить различные направления организации досуга. «Досуг обеспечивает формирование нового круга общения и притязания личности на признание, связанного также с формированием нового ролевого статуса, что важно для саморазвития личности. Деятельность в сфере досуга - это деятельность по интересу и по свободному желанию, которая максимально способствует развитию интереса, возвышению потребности, с которой этот интерес связан. Досуг формирует навыки социальной активности, самоорганизации и самоуправления. Досуговая деятельность, коллективная, социализированная в значительной мере, ставит поведение личности в сфере досуга под социальный контроль, оказывается фактором управления поведением личности. То есть сам факт вовлечения человека в орбиту деятельности библиотеки, музея, клуба, кинотеатра, театра и других досуговых учреждений, независимо от уровня интереса и активности индивида, уже педагогически положителен[23]». Самостоятельность в досуге, его свободный выбор влияют на наличие в человеке стремлений, желаний, и на установку других жизненно-важных качеств и поведения личности.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности.

В действительности же, в последние десятилетия, досуговая деятельность молодежи имеет негативную форму. Молодежь тратит свое свободное время на интернет, просмотр телевизора, увлечение компьютерными играми, табакокурение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, занятие общественно-опасной деятельностью. Но если мотивировать подрастающее поколение занять свое свободное время позитивными формами досуговой и профилактической деятельности, то это послужит для развития самих детей-сирот и выпускников интернатных учреждений.

«Средства социально-культурной деятельности и психологической работы с использованием различных технологий позволяют как нельзя лучше выстраивать определенные модели, которые становятся на современном этапе социальной адаптации детей-сирот эталонами для решения различных проблем личности.

Использование модульных блоков является эффективным, так как позволяет комплексно решать задачи оптимизации, вариативности и структурирования содержания занятий на деятельностной основе, осуществлять поэтапно контроль успешности усвоения социального опыта»[24]. Поэтому эффективно включать в обучающую и профилактическую деятельность элементы, способствующие усвоению социального опыта, приобретению навыков для успешной социализации и адаптации, ориентацию на вступление брак и создание своей семьи,а также включению в социум неадаптированных групп молодежи.

Таким образом, досуговая и обучающая деятельность является одним из определяющих факторов становления индивидуальных качеств ребенка- выпускника интерната. Она способствует усвоению нового социального опыта, большей гибкости, самостоятельности и приспособляемости к новым условиям жизни в обществе, умению выстраивать отношения и общаться с представителями противоположного пола. В связи с этим перед специалистами стоит задача привлечь молодежь к позитивным формам досуговой и обучающей деятельности, чтобы уберечь её от вредных привычек, и помочь сформировать каждому сироте сильную, всесторонне-развитую личность.

 

Включение сирот - воспитанников интернатных учреждений в позитивную досуговую деятельность как фактор повышения уровня интеграции в обществе и потенциала на создание семьи и формирования матримониальных установок

Потенциал позитивной формы профилактической работы со специалистами способен оказать существенное влияние на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью индивидуального подхода и ориентации на личностные и культурно-ценностные отношения. Данная деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционных прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности, умению строить доверительные взаимоотношения, особенно это важно при создании семьи и рождении детей. Преодолевая препятствия в развитии себя в рамках позитивной деятельности, воспитанник и выпускник детского дома будет воспитывать в себе целеустремленность, силу воли, открытость к миру и людям.

В нормативно-правовой базе рассматривается возможность включение воспитанников интернатных учреждений в позитивную досуговую, обучающую и профилактическую деятельность.На международном уровне в Конвенции ООН «О правах ребенка» закреплены основные положения, касающиеся каждого ребенка. «Государства обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка»[25].

Каждый человек имеет право самостоятельно выбирать, какой деятельностью и с какими специалистами в свободное время он будет заниматься. Поэтому учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всячески способствуют появлению и развитию новых досуговых направлений для воспитанников, способствующих реализации их творческих, личностных потенциалов,а также потенциалов на вступление в самостоятельную жизнь.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» прописаны принципы дополнительного образования, как части досуговой деятельности. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей-сирот обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»[26]. Таким образом, дополнительное образование и работа со специалистами способствует развитию у воспитанников интернатных учреждений личностных качеств, повышает их конкурентоспособность на рынке труда, увеличивает шанс успешной интеграции в общество, дает шанс на создание своей благополучной семьи и вступление в законные отношения.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в основных задачах выделены такие как, «развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей; государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей»[27], которые направлены на социализацию и развитие детей.

С точки зрения государственной молодежной политики наиболее важная задача по отношению к выпускникам детских домов стоит их успешная интеграция в общество. «Путем вовлечения молодежи в общественную деятельность; обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи; обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями»[28]. Для этого необходимо формировать такие качества личности, как самостоятельность, гибкость, дисциплинированность, коммуникабельность, обязательность, ответственность и других, способствующих формированию четких установок для успешной адаптации в социуме, которые формируются, в том числе, в рамках позитивной досуговой деятельности.

Можно сделать вывод, что международные и федеральные нормативно - правовые акты даны все возможности для внедрения позитивных форм досуговой деятельности для повышения стартовых возможностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при интеграции в общество.

На базе каждого интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется досуговые формы деятельности, которые регламентированы нормативными документами.

Приказом Министерства образования Республики Коми № 267 от 3.12.2009 г. детскому дому №1 г. Сыктывкара присвоен статус Республиканской экспериментальной площадки. « Объект эксперимента: Я-концепция воспитанников. Предмет эксперимента: воспитательная среда детского дома как совокупность условий развития положительной Я-концепции воспитанников. Цель эксперимента: проектирование воспитательной среды детского дома, обеспечивающей развитие положительной Я-концепции воспитанников»[29]. Эксперимент включал в себя три этапа: 2009 г. – концептуальный; 2010-2011гг. –моделирующий; 2012-2015гг. – проектировочно - обобщающий. По итогам эксперимента были достигнуты следующие результаты – были созданы– педагогические условия для воспитания, социализации, развития, самореализации воспитанников. «Успешно реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Программа обучения и воспитания в детском саду»; учебный план содержит 23 общеобразовательные программы, способствующие формированию у детей опыта коммуникации и самовыражения, нравственного самоуправления, управления своим поведением, социальной адаптации, профессионального самоопределения. Учебный план реализуется воспитателями, педагогами-специалистами детского дома в полном объёме. В соответствии с реализуемой программой экспериментальной деятельности по теме «Я–концепция воспитанника как важнейшая доминанта развития воспитательной среды детского дома» ведутся занятия по авторской программе Г.К. Селевко и Е.Н. Щурковой «Самосовершенствование личности». По всем направлениям развития личности проводятся ежегодные традиционные мероприятия, используя современные подходы в их подготовке и проведении, где ребята раскрываются, получают заряд положительных эмоций»[30]. Эта программа является одним из примеров реализации включения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: