Использование элементов вальдорфской педагогики и логоритмики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.




 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что при организации коррекционных занятий по развитию речи педагоги часто сталкиваются с проблемой неусидчивости, непонимания, полного «выключения» детей из деятельности. В результате – низкий процент усвоения материала, высокая утомляемость детей, полное эмоциональное истощение педагога.

Изменить традиционный подход к организации логопедических занятий помогла вальдорфская педагогика, которая исходит из того, что движущие силы развития находятся как в самом ребенке, так и в окружающей социальной и предметной среде. Поэтому главная задача взрослых – создание для детей социального и предметного окружения, способствующего развитию, приобретению необходимого опыта.

Ознакомившись с принципами вальдорфской педагогики, попыталась внедрить их в свою логопедическую практику:

1) Подражание и пример.

«Ребенок впитывает все, что видит, поэтому взрослый должен зримо воплощать в своем поведении те качества, которые хочет взрастить в ребенке»:

Было отмечено, что речь и действия педагога должны быть образцом для ребенка: педагог должен грамотно выражать свои мысли, правильно строить предложения, желателен музыкальный слух и т.д. Перед занятием необходимо тщательно продумать его ход, правильно и дословно сформулировать основные мысли, вопросы, которые нужно донести до воспитанников.

2) Ритм и повторение.

«Смена и чередование видов деятельности, организованных взрослым с видами деятельности, в которых ребенок действует самостоятельно»:

Занятия требуют многократных систематических повторений, в ходе которых образуются двигательные, речевые навыки, позволяющие обеспечить коррекцию и развитие. Важно: для эффективного запоминания усвоенное сочетать с новым, с «постепенным уточнением и совершенствованием средства». Сначала, на базе уже изученного, педагогом преподносится новый материал, в совместной деятельности с детьми. После чего материал выносится за рамки занятия, где детям предоставляется возможность самим прорабатывать полученную информацию, подобрав для этого подходящие виды деятельности: например, ввести ее в свободную игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры, постановки спектаклей и т.д.).

3) Принцип целостности.

«Гармоничное здоровое развитие ребенка возможно только в том случае, если в образовательном процессе в равной мере уделяется внимание развитию мышления, чувства и воли»:

Восприятие материала должно осуществляться через все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, только тогда ребенку предоставится возможность «проживать» преподносимый материал во всех его аспектах.

Здесь, одним из замечательных средств обучения, оказались логоритмические занятия.

4) Опора на опытное переживание ребенком мира и самого себя.

Подразумевает «наполнение передаваемых знаний ребенку реальным «живым опытом»:

На занятия лучше брать базовый материал, максимально близкий, знакомый ребенку, так ему будет проще освоить новые, более сложные понятия, приобрести новые знания и умения. Важно, чтобы новый материал был обогащен «жизненными» примерами, терминами, явлениями, которые дошкольнику уже знакомы, и он может увидеть, или максимально близко представить происходящее. (Например, при выборе к заучиванию стихотворения – брать уже знакомый описываемый объект, с которым ребенок хорошо знаком).

5) Художественно-эстетический общий фон.

«Оформление помещений группы, игрового материала, создание в группе уютной, спокойной атмосферы, в которой дети чувствуют себя хорошо»:

Создание максимально комфортных условий для ребенка, способствующих работе и усвоению материала. Здесь, по возможности, важно убрать все отвлекающие факторы: закрыть двери от постороннего шума, убрать с видного места яркие игрушки, отвлекающие предметы и т.д.; ввести только необходимые для занятия атрибуты.

6) Требования к качеству предметно-развивающей среды.

«Рекомендуется использовать экологически чистые природные материалы, должна быть многофункциональность игрового материала, возможность использования детьми в игре и творчестве предметов-заместителей, природного материала, мебели, тканей, шерсти и т.д.».

Подбор максимально экологически чистых, разнообразных и многофункциональных материалов: крупы, шишки, желуди, ткани (цвет), палочки, веточки, корзины, ящики, бруски разных размеров и т.д.

 

 

7) Принцип разновозрастного состава группы.

«Разновозрастной состав группы позволяет сохранять традиции детского коллектива, которые передаются от старших к младшим естественным путем».

На логопедических занятиях во внимание берутся индивидуальные особенности детей, возраст, структура дефекта; и проводятся в большей степени индивидуальные занятия, либо занятия подгруппами, где объединяются дети со схожими речевыми проблемами. Принцип разновозрастного состава возможно учесть только в самих группах вальдорфского детского сада, где с ребятами занимаются воспитатели: пальчиковая, артикуляционная гимнастика, заучивание стихотворений разных уровней сложности, чтение художественной литературы, инсценировки и т.д.

8) Сотрудничество с семьями детей.

«Осознанное партнерство с семьями детей»:

Изучение источников речевых проблем ребенка в семье, тесная взаимосвязь в планировании и процессе работы логопеда и родителей и т.д. Это могут быть беседы с родителями на тему речевых проблем ребенка, обсуждение вопросов правильной организации речевой деятельности дома; тетради взаимодействия с родителями, где будут отмечаться успехи детей и то, над чем еще стоит поработать; стенды для родителей с полезной информацией; по возможности - вовлечение родителей в процесс занятия.

9) Интеграция элементов традиционной народной культуры.

«При отборе содержания образования, а также игрового материала используются элементы традиционной народной культуры с учетом места расположения организации и этнического состава групп»:

Использование на занятиях элементов традиционной народной культуры: песни, игры, сказки, хороводы, игрушки и т.д.

 

 

Такой подход к организации работы в ДОУ должен улучшить процесс логопедической работы с ребенком. Ведь, в таком случае, дошкольник начинает прорабатывать информацию сам, а взрослый его только направляет. Это не механическое заучивание материала, который забудется уже на следующий день, а проживание ребенком моментов, где преподносится нужный материал. В результате – он сам приходит к истине, а не взрослый ему навязывает знания.

Следующий этап в работе: поиск возможностей использования элементов вальдорфской педагогики в образовательном процессе стандартного детского сада:

1. Минимальное применение в работе столов;

2. Включение в занятия музыки, движений, активного передвижения по группе;

3. Создание максимально комфортных для детей условий для восприятия материала;

4. Максимальное использование в деятельности натуральных, экологически-чистых материалов: по максимуму убрать пластмассовые игрушки, избавиться от тетрадей, ввести альбомные листы и цветные карандаши, мелки для прорисовывания, а не прописывания букв и символов и т.д.;

5. Тесная работа с воспитателями и родителями: учет индивидуальных особенностей ребенка, его соматическое, психологическое состояние, готовность к работе.

Однако, использование элементов вальдорфской педагогики в коррекционной работе вызвало ряд трудностей:

- логопедические занятия по умолчанию не предусматривают гибкого планирования. Они должны проводиться в определенное время, жестко по графику. Также логопед не может подстраиваться под ритм дня ребенка.

Систему вальдорфской педагогики довольно сложно применить в группах для детей с особенностями развития (в частности, с ЗПР) из-за жестких рамок в проведении занятия, программы для работы с такими детьми. Вальдорфская педагогика предусматривает посещение такими детьми семейного детского сада, где они будут стремиться за сверстниками без особенностей в развитии.

Логопеду удобно введение элементов системы вальдорфской педагогики в массовом дет саду, где есть логопункт, потому что:

1. Есть возможность подстраиваться под ритм каждой индивидуальной группы, под каждого ребенка, учитывая его особенности, (брать его в то время, когда он свободен и готов заниматься),

2. Возможно использовать натуральные, экологически чистые материалы;

3. Использование музыки: на музыкальных инструментах, пение, отстукивание ритма и т.д. (артикуляционная гимнастика, в заучивании чистоговорок - не муштра, а проживание каждого слова);

4. Возможно комплектовать подгруппы на усмотрение педагога, (учитывая индивидуальные особенности детей, структуру дефекта каждого ребенка и т.д., а не только возраст).

Еще одним направлением, учитывающим идеи ФГОС ДО и принципы вальдорфской педагогики стала логоритмика.

Логоритмика объединила стандартный подход к логопедическим занятиям с ребенком и систему вальдорфской педагогики, а также приблизила систему проведения занятий к нормам ФГОС.

Логоритмические занятия опираются на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Здесь подразумеваются движения, проживание образов, звуков, букв. Происходит восприятие информации через все анализаторы.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы

- последовательность,

- постепенное усложнение и повторяемость материала,

- отрабатывается ритмическая структура слова,

- четкое произношение доступных по возрасту звуков,

- обогащается словарь детей.

В то же время, детям интересно на занятиях: они не просто «зубрят» материал, сидя за столами изо дня в день, - они этот материал «проживают»: пропевают, протанцовывают, передают движениями, жестами, мимикой, проигрывают.

В результате чего – возникает интерес к занятию. А заинтересованный ребенок гораздо легче воспринимает и усваивает материал, у него проще проходит автоматизация звуков, уменьшается вероятность заикания, (т.к. проговаривание в ритме позволяет следить за своим дыханием, речью, произношением). Также у детей раскрывается творческий потенциал: они начинают придумывать стишки, песенки, сказки, движения к ним, используют эти свои знания в сюжетно-ролевых играх, вводят их в жизнь.

Здесь ребенок учится слышать сверстника, педагога, может поправить их, если услышит ошибку (развитие фонематической стороны речи); учится правильно произносить звуки при обращении к кому-либо (иначе его не поймут, или начнут поправлять). Отработка лексико-грамматических категорий и связной речи проходит при составлении стихов, сказок, рассказов, сюжетных игр и т.д.

Принципы логоритмики и вальдорфской педагогики тесно переплетаются и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми нарушениями.

1. Принцип системности обуславливает последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики. Системность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса.

2. Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. И.П.Павлов подчеркивал, что в педагогике (а значит, и в логопедической ритмике) постепенность и упражняемость следует считать основным физиологическим правилом.

3. Принцип активности. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми упражнениями.

4. Принцип наглядности. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения.

5. Большое значение имеет образное слово, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения.

6. Принцип доступности и индивидуализации. Он предусматривает учет возрастных, психологических особенностей ребенка, а также характер нарушения моторики речи.

Предлагаем пример перспективного планирования индивидуальных логопедических занятий с элементами вальдорфской педагогики и логоритмики с детьми дошкольного возраста по теме:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: