Аналитический обзор результатов исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений




В последнее десятилетие увеличивается количество социологических исследований, связанных с вопросами адаптации детей и подростков в социальной среде, в том числе и средствами досуговой и педагогической деятельности, так как знание психологических особенностей развития той или иной личности важно именно в контексте реализации личности себя в социуме, при создании семьи и при общении с людьми.

Ряд авторов изучает влияние досуговой деятельности на поведение, наличие личностных качеств и характеристик воспитанников интернатов и влияние на их дальнейшую жизнь после выхода из интерната.

Так, Беганцова И. С.[33], Попова А.С.[34], Белов В.Г.[35], Калимуллина О.А.[36], Бабосова Е.С.[37], Андреева А.А.,[38] Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[39] изучали влияние досуга на личностные качества молодого человека.

Так, в социологическом исследовании молодежной среды, проведенные под руководством Е. М. Бабосова и Ю. В. Никулиной (2007 г., объем выборки 1142 человека; 2009 г., объем выборки 1199 человек) и под руководством Ф. И. Храмцовой (объем выборки 412 человек), дали социологические данные, анализ и обобщение которых позволяют сформулировать качественно-количественные характеристики основных компонентов включенности молодежи в различные формы досуговой социокультурной активности.

В своем социологическом исследовании Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г., Федоренко В. В. по изучению влияния досуговой и профилактической деятельности на формирование качеств подростка-сироты и выпускника интернатного учреждения приходят к различным выводам. «Мотивационные детерминанты различны у подростков, не склонных к лени и склонных к ней. У подростков не склонных к лени мотивирующими стимулами являются самоорганизация и самостоятельность, которые проявляются, прежде всего, в умении, самостоятельно конструировать личностную активность и, как следствие, досуговую ситуацию, что также оказывает значительный вклад в уровень социальной адаптации ориентации на создание семейных отношений, кроме того, подростки второй группы не только стремятся к самостоятельности, они желают проявить себя как инициативные и взрослые лично. Для подростков, склонных к бесцельному времяпрепровождению, свойственна большая экспрессивность, подозрительность и низкая нормативность [40]».

«Проводимая психологической службой центров оценка состояния социальной адаптации подростков показала: изменения коммуникативной компетентности воспитанников, уменьшение последствий стрессов, снижение уровня тревожности, повышение уровня мотивации к активной жизнедеятельности, стрессоустойчивость детей, участвующих в эксперименте»[41]. В результате своего исследования, Кожемякина О.А. приходит к выводу, что досуговая и профилактическая деятельность необходима для социальной адаптации молодого поколения, подверженного социальной эксклюзии, и является позитивным фактором для формирования личности индивидов.

Проблема социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений во взрослой жизни многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии (Л. C. Выготский, Л. И. Божович, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин) вопросам социальной адаптации и ориентации ребят на семейную жизнь отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности ребенка.

 

Исследованием вопроса адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, средствами позитивной досуговой, психологической и педагогической деятельности занималась О.В. Дутова. Целями её исследования были: «социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и выпускников интернатных учреждений, их ориентация на создание своей благополучной семьи и взаимоотношений с окружающими».

«С целью развития социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности в центре разработана комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация»»[42]. Автор проводила анкетирования до и после введения программы, на этом и строится содержание её исследования.

Исследование О.В. Дутовой подтверждает эффективность влияние многопрофильной, вспомогательной деятельности на развитие адаптивности воспитанников и выпускников интернатных учреждений. «Рассмотренные на основанные приоритеты семейных ценностей и традиций, направления работы позволяют выделить «ступени роста» воспитанников от пассивного участника до активного субъекта, что дает возможность не только фиксировать развитие адаптационного потенциала детей-сирот, но и говорить об эффективности заявленной программы в целом. Это подтверждается результатами итогового диагностического замера критериев социальной адаптации: только 5 % воспитанников (первичная диагностика - 36 %) характеризуются социальной дезадаптированностью; у 16 % воспитанников (первичная диагностика - 26 %) наблюдается умеренное снижение социальной адаптации; у 11 % (первичная диагностика - 38 %) - низкий уровень социальной адаптации; у 68 % воспитанников (при первичной диагностике не выявлен) зафиксирован устойчивый средний уровень социальной адаптации»[43]. Таким образом, средствами досуговой деятельности можно воспитать в молодом человеке определенные качества, благодаря которым он легко вольется в социум, создаст свою семью, наладит отношения с окружающими.

Новым, но важным направлением исследования является возможность включения позитивной сферы досуговой деятельности как метода адаптации воспитанников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: