Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 3 глава




При решении вопроса: как помочь ребенку необходимо тща­тельно проанализировать его семейную ситуацию. Изучение семейных взаимоотношений помогает найти адекватные под­ходы к решению проблем ребенка. Бывают ситуации, когда ре­бенка неправильно воспитывают. Ребенок, воспитывающийся в условиях гиперпротекции со стороны матери, становится узур­патором в своей семье, претендует на единоличное владение ее вниманием и использует для этого различные уловки, напри­мер, настраивает одного родителя против другого, создавая тя­желую конфликтную ситуацию в семье. В некоторых таких се­мьях подросший ребенок спит только с родителями, хотя имеет собственную постель и даже собственную комнату. Убедить мать в том, что ребенка необходимо переместить в его собственную постель или еще лучше комнату- это верный шаг к эмоциональ­ной зрелости ребенка.

Никакое обследование ребенка и его семьи нельзя считать полным, если тщательно не рассмотрены все дополнительные проблемы, с которыми может столкнуться «особый» ребенок. Эти проблемы включают нарушения зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный па­ралич), судорожные припадки, эмоциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, проблемы коммуникатив­ного поведения и многие другие. Такое обследование под силу команде специалистов, включающей педагога-дефектолога, психолога, социального работника, педиатра, психиатра, ло-

51

гопеда и, в случае необходимости, окулиста, сурдолога, ортопе­да и др.

Вопросы и задания

1. Какую информацию о семье следует получить от родите­лей «особого» ребенка?

2. В какой форме следует предоставлять информацию о ре­зультатах психодиагностического обследования родителям?

3. Какие методы используются для изучения семьи «особо­го» ребенка?

4. Назовите принципы диагностической работы с родителя­ми «особого» ребенка.

5. Какую информацию о семье и с помощью каких методов можно получить от ребенка?

6. Какие игровые задания для изучения семейных взаимоот­ношений можно предложить ребенку?

7. Какие рисуночные методы используются для изучения семейных взаимоотношений?

8. В чем преимущества проективных методов при работе с детьми?

 

ГЛАВА 4

Семья

нестандартного

ребенка

Интеграционные тенденции

Во всем мире нарастают интеграционные тенденции в отно­шении обучения и воспитания детей с недостатками в разви­тии. Первым этапом такой интеграции можно считать соци­альную приемлемость семейного воспитания таких детей. Вто­рым этапом можно считать те коррективы, которые были вне­сены в систему воспитания и обучения большой категории де­тей с ограниченными возможностями в США, где были упразд­нены вспомогательные классы при массовых школах и многие дети с легкой умственной отсталостью стали обучаться в «об­щем потоке».

В пользу такой интеграции детей приводятся следующие доводы:

1) снимается проблема «навешивания ярлыков»(обычно оно способствует снижению самооценки и уровня ожиданий);

2) в массовой школе более высокий уровень обучения, чем во вспомогательном классе;

3) выявляются дети, которым диагноз умственной отсталос­ти был поставлен ошибочно.

Однако не все так просто. Как показали специальные иссле­дования, интегрированных детей с легкой формой умственной отсталости могут отвергать их нормально развивающиеся одно­классники. Наибольшие трудности эти «интегрированные» дети испытывают в подростковом возрасте, так как именно в этот период «любовных записок» и назначений свиданий про­исходит наибольшее выражение неприятия со стороны сверст­ников. Это приводит к нарушению социальной адаптации «ин­тегрированных» детей. Им в это возрасте требуется помощь спе­циалистов, особенно психотерапевта.

. Принцип интеграции лежит также в основе воспитания и обучения детей с тяжелыми формами интеллектуальной не­достаточности, в частности, с синдромом Дауна. В настоя­щее время считается, что возможности таких детей недооце­нивались в прошлом и на самом деле можно достичь гораздо больших успехов в их воспитании и обучении. Благодаря раз­личным программам ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, одной из которых является про­грамма «Маленькие ступеньки» Университета Маккуэри (Сидней), переведенная и адаптированная для условий на­шей страны Е.М. Мастюковой-. Такие программы рассчита-

54

ны на работу с детьми группы риска, начиная с третьего дня жизни. Особое значение в реализации этих программ отво­дится родителям, которые работают по ним со своими детьми под руководством специалистов. В связи с этим взаимодей­ствие родителей и специалистов становится более тесным и начинается с первых дней жизни ребенка. Эффективность такого взаимодействия зависит от квалификации специали­ста, от понимания им семейной ситуации и умения взаимо­действовать с семьей.

Реакции родителей

Для обеспечения эффективной работы с родителями «осо­бых» детей специалисты должны разобраться в эмоциональ­ных отношениях в семье. Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что ис­пытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы ран­него вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уде­лялось реакциям родителей и возможности оказать им кон­сультативную помощь на том или ином этапе оказания помо­щи семье.

Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций, которые наиболее часто встречаются у родителей.

Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на по­ставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии — это просто неверие в существование болезни. Чле­ны семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специа­листов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаян­ная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Даже понимая чувства родителей, на этом этапе мало чем можно им помочь. В то же время несомненно, что длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педаго­гической помощи. Следовательно, психологи и педагоги дол­жны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задер­живаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, кото­рые должны удовлетворяться.

Гнев. Гнев — это тоже одна из наиболее часто встречающих­ся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощуще­ния беспомощности, безысходности и разочарования, как в са­мом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев роди­телей оправдан, особенно если специалисты не были с ними до­статочно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка. Столкнувшись с проблемой проявления родительско­го гнева, специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.

Чувство вины. Неуместное чувство вины — это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об осо­бенностях их ребенка. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап сво­еобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе роди­тели «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее родители уже выработали позитивные уста­новки как по отношению к самим себе, так и к своему ре­бенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее сво­его ребенка.

Помощь родителям по преодолению семейного кризиса

Все люди знают о вероятностном характере трагических со­бытий: несчастье может произойти с кем угодно и это вызывает сочувствие, сопереживание и даже злорадство в зависимости от отношения к пострадавшему. Если это происходит с нами, то трав-матизация неизбежна. Предлагается множество схем очередно­сти и характера эмоциональных реакций, которые описаны в ли­тературе. Такие чувства испытывает большинство матерей, ро­дивших больных детей. Они нередко переживают их в одиночку, реже с близкими людьми. Иногда эти чувства изливаются на спе-

циалистов: медицинский персонал, психологов, педагогов. К этому следует отнестись с пониманием, такой этап необходим для возвращения к реальности и принятию ребенка таким, ка­кой он есть. На это уходит от полугода до года. Однако не все матери переживают все чувства именно в таком порядке. Воз­можна задержка на какой-либо стадии, когда мать продолжает неадекватно относиться к своему ребенку.

Как ей помочь? Задача педагога-дефектолога помочь матери пройти вместе описанные стадии переживания психологической травмы. Если этого не происходит, то подавленные эмоциональ­ные реакции будут на подсознательном уровне спонтанно прояв­ляться в семейных отношениях и воспитании ребенка.

Отклонения в личности родителей как причина нарушений развития ребенка и возникновения невроза

Наиболее часто личностные нарушения имеют место у мате­рей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. По­стоянное беспокойство матери за здоровье своего ребенка пере­дается малышу. В связи с этим у ребенка появляются «вторич­ные» невротические расстройства в виде непроизвольных подергиваний мышц лица (тики), заикания, энуреза. Тики и энурез могут иметь характер своеобразной разрядки напряжен­ного состояния днем (тики) и ночью (энурез). Нередко можно наблюдать несколько нервных расстройств, что характерно для общей нервно-соматической ослабленности ребенка. Одним из видов нервности у ребенка является невропатия, т. е. боязнен-но повышенная или заостренная нервная чувствительность, она часто имеет наследственный характер. Одним из факторов не­вропатии могут быть различные отклонения в течение беремен­ности, особенно во второй ее половине (поздний токсикоз бере­менности).

Одной из причин невропатии может быть острый или хро­нический стресс при беременности. Стресс, вызванный от­рицательными переживаниями, приводит к гормональным расстройствам в организме материи. При этом выделяется гор­мон беспокойства и страха — адреналин, который попадает в организм плода. После рождения такой ребенок проявляет общее беспокойство, он плохо спит, часто срыгивает. В даль­нейшем он должен наблюдаться не только педиатром, но и психоневрологом.

57

Общие проблемы

Внутренние стратегии, которые выбирают родители ребен­ка с ограниченными возможностями для достижения социаль­ной адаптации

Способность справиться со стрессовым событием зависит от ценностных ориентации семьи, ее отношения к стрессовой си­туации, смысла, которым члены семьи наделяют то или иное

событие.

Наиболее важным для снижения семейного стресса являет­ся выбор внутренней стратегии поведения. В ситуациях, когда семьи ограничены в ресурсах и выборе альтернатив своего раз­вития, их стратегией нередко является лишь пассивное приня­тие того, что происходит, — «навсе воля Божья». Стратегия «все само собой образуется» исключает возможность изменений к лучшему, поддерживает сложившуюся ситуацию, сохраняет трудности и углубляет стресс. Семьи с активной ориентацией стараются решить многие проблемы, которые им под силу, и контролировать ситуацию, принимая лишь те обстоятельства, которые в данный момент изменить невозможно. Семьи с фа­талистической ориентацией принимают все, что бы ни про­исходило, как должное. Для таких семей обычный способ по­ведения — это обвинение жертвы. Постоянные чувство вины, боязнь обвинений со стороны окружающих приводят к пас­сивной изоляции, вызывают чувство беспомощности и без­надежности.

Как относятся к детям с ограниченными возможностями специалисты, родители и общество

К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости по отношению к «нестандартнымдетям».

Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к детям с ограниченными возможностями: они не так быстро ус­ваивают программный материал, имеют отклонения в поведе­нии и внешности. И первым желанием бывает изолировать, из­бавиться от них, направив в какое-либо специализированное уч­реждение. Однако не каждый ребенок с ограничениями в раз­витии должен воспитываться специальном учреждении. Бо-

лее того, нужно всячески способствовать контактам «нестандар­тных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних правильные, реальные представления об их проблемах. Эффек­тивность реабилитационной работы зависит от отношения спе­циалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограни­ченными возможностями тоже имеют способности и равные пра­ва со здоровыми.

Родители детей со специальными нуждами помимо пере­живаний событий и ситуации, свойственных большинству се­мей, испытывают воздействие и других факторов, многие из которых являются стрессорными, имеющими хронический ха­рактер.

Среди множества типов родительских стратегий можно вы­делить общие, направленные на приобретение детьми некоего социально желательного статуса, социально одобряемой роли в конкретной социальной группе или обществе. Реализация этого родительского устремления зависит не только от возмож­ностей ребенка, но и от того, как сообщество оценивает его. Если окружение отвергает ребенка, родители не могут достичь своей цели. Более того, те родители, дети которых обесценены в сис­теме культуры, сами обесцениваются как родители. Если роль воспитания можно определить как передачу культуры, то ро­дители, чьи дети отвергнуты культурой, оказываются лишен­ными своего предназначения и вынуждены растить своих де­тей в социальном вакууме.

Родители детей со специальными нуждами нередко имеют дело с противоречащими друг другу объяснениями состояния их ребенка, обусловленными культурой всего общества, их соб­ственной семейной идеологией, установками ближайшего ок­ружения и профессиональными оценками специалистов, ра­ботающих с ребенком. Социальная оценка инвалидности как ограничения возможностей, аномалии, непригодности делает маргинальным характер социальной жизни ребенка. Таким об­разом, ограничение возможностей следует понимать как про­цесс, в котором немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты раз­вития.

Важнейшая общечеловеческая ценность, на которой осно­вывается сегодня социальное развитие во всем мире, — это доб­рожелательное отношение к людям, не похожим на остальных, восприятие детей с нарушениями развития прежде всего как

59

детей. Это, в свою очередь, требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития, обучение их навыкам не­зависимости, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои

права.

Основой для успешного взаимодействия специалистов и ро­дителей в целях максимального удовлетворения потребностей ребенка являются открытость и гуманизм, профессионализм и ответственность во всей системе отношений между ребенком, семьей, специалистом и обществом.

Социальное окружение семьи может как способствовать, так и противодействовать стрессам и кризисам в жизни семьи. Ок­ружающие нередко несправедливы к родителям, возлагая на них вину за случившееся. Родители попадают в сложную ситу­ацию: с одной стороны, они помогают и заботятся о своих детях, желают им самого лучшего; с другой стороны, они принадле­жат к обществу, которое, возможно, рассматривает их ребенка как социально непригодного, не имеющего никакой социаль­ной ценности. Ожидания родителей по поводу будущего разви­тия и жизни ребенка могут оказаться нереализованными не только в связи с его заболеванием, но и в силу препятствий со­циального характера. Когда недостатки развития ребенка вы­ражены не грубо, родители сталкиваются с дополнительной трудностью — неопределенностью ситуации, в которой ребенок может быть принят или отвергнут окружением. Шаткое, неус­тойчивое положение ребенка является сильным стрессогенным фактором для всей семьи.

Широкое окружение семьи (соседи, прохожие, дети во дворе, профессиональные работники) представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса. Каждая из таких встреч может иметь как стрессогенный, так и терапевтический эффект в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участни­ков в процессе их взаимодействия.

Каждый раз, когда на определенном этапе жизненного цик­ла происходит адаптация семьи к стрессу, видоизменяется и сама семейная система. Могут изменяться состав семьи, ее иде­ологический стиль, способы взаимодействия и функции. Если семья реагирует на стресс недостаточно гибко и становится не­сбалансированной, то возникает опасность дисфункции, т. е. патол» тического функционирования семьи: жестокого обраще-

60

ния с детьми, разрушения психического здоровья членов семьи, ухудшения или распада внутрисемейных отношений. Если та­кая ситуация затягивается, это может привести семью к необ­ходимости терапии. Наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями рассматривается как хроническая стрессоген-ная ситуация.

Где лучше воспитывать ребенка с отклонениями в развитии — в семье или в учреждении?

Ранее, как за рубежом, так и в нашей стране, социально при­емлемым считался отказ от аномального ребенка непосредствен­но в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция: социально-приемлемым считается воспитание детей с отклонениями в развитии в семье. Это определяет хроническую стрессовую ситу­ацию во многих семьях, даже в тех, которые, на первый взгляд, кажутся благополучными. При отсутствии нормальной социаль­ной поддержки такие семьи часто распадаются. Одинокой мате­ри далеко не всегда удается создать благоприятные условия для развития ребенка. В некоторых случаях это оказывается практи­чески невозможным. И тогда единственным оказывается реше­ние о временном помещении ребенка в детское учреждение сис­темы социальной защиты. Однако это не значит, что ребенка, оказавшегося в системе государственной опеки, следует вычер­кнуть из памяти по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Необходимо, чтобы близкие навещали своих детей в этих учреж­дениях; посоветуйте матерям проводить с ними свободное время, чтобы они не чувствовали себя заброшенными и никому не нуж­ными. Ведь эти учреждения создавались с единственной целью облегчения жизненных тягот семьи, а не для увеличения сирот в нашей стране.

Специальные исследования показали, что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не из-за отсутствия материального ухода, а являются следствием недостаточности эмоциональных контактов и совместной деятельности ребенка со взрослым, а также недостаточной сенсорной и социальной стимуляции ребенка в подобных учреждениях.

Специалисты, которые занимались этой проблемой, отме­чали в своих выводах, что и в семье могут возникать условия,

61

которые существенным образом не отличаются от условий в учреждении, и что ребенок может страдать и в результате раз­луки с матерью, хотя он физически с ней не разлучен (напри­мер, с депрессивной или с психопатической, холодной мате­рью).

Возникает также вопрос: не препятствует ли множествен­ность лиц, заменяющих ребенку мать, своевременному разви­тию его личности? Большинство ученых пришли к выводу, что не так важно, сколько человек окружают ребенка — главное, чтобы кто-то из них неформально относился бы к малышу, вы­ражал ему любовь и заботу, обеспечивал воздействия, стимули­рующие его развитие.

Ошибки, которые не стоит повторять родителям при воспитании нестандартного ребенка

Следует иметь в виду, что родители обращаются к специали­сту не столько за диагностическим заключением, сколько из желания услышать разуверения в серьезности положения и лишь в надежде на это переходят от одного специалиста к дру­гому, упуская время для занятий с детьми.

В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно — воспи­тание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребенка стано­вится смысловым центром жизни всей семьи. Этот тип воспита­ния неблагоприятно отражается на личностном развитии ребен­ка и психологическом климате всей семьи.

В семье ребенка с отклонениями в развитии воспитание в культе болезни может сочетаться с эмоциональным отвержени­ем других детей или даже отца ребенка. В этом случае необхо­дима специальная психокоррекционная работа с семьей. При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять ос­новные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. А. С. Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогно-стичность. При адекватной оценке родители правильно ориен­тированы в индивидуально-психологических особенностях ре­бенка; при динамической — характерна изменчивость родитель-ск5й позиции и в соответствии с этим изменчивость форм и спо­собов общения с ребенком. При прогностической оценке пози­ции родителей отражают их способность к предвидению перс-

62

пектив дальнейшего развития ребенка и к перестройке взаимо­действия с ним на основе этого. Иногда один из родителей мо­жет принимать роль мученика и жертвует всем во имя ребенка, который становится фокусом всех родительских устремлений в ущерб интересам остальных членов семьи. Аффективная напря­женность матери не только плохо влияет на супружеские отно­шения, но прежде всего наносит ущерб здоровью ребенка. Он обычно растет нервным, возбужденным и терроризирует всех окружающих, требуя к себе постоянного внимания. Не отпус­кает мать ни на шаг, но ее присутствие не успокаивает его, а возбуждает еще больше. Это может привести к нарушению се­мейных отношений, включая конфликты между родителя­ми, с другими детьми и т. п. Больной ребенок становится причиной обоюдных упреков и критики. Как правило, в этой ситуации ребенку не лучше, так как чрезмерная опека чаще всего выражается в том, что за него все делают, не позволяя пробовать свои силы и совершенствовать таким образом свои умения. В дальнейшем у него наблюдается снижение адап­тационных возможностей. Положение становится еще более трудным, из-за него возникают конфликты, распадается се­мья. Настроение матери мешает ей заниматься воспитани­ем, оно передается ребенку, создавая условия для развития невротических реакций.

Если родители замечают у ребенка отставание в развитии: «не начинает ходить», «не говорит», «двигательно беспокоен», «безучастен к окружающему », они обращаются к детскому вра­чу. И это правильно.

Однако большинство родителей направляют все свои уси­лия на диагностику заболевания, обследование ребенка и ме­дикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от окружающих ребенка лиц'и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, а главное, от своевременно начатых и систематических специальных за­нятий.

Нередки случаи, когда родители серьезно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого-либо вол­шебного лекарства или экстрасенса, или гипноза можно раз­вить у детей мышление, память, внимание, речь и даже при­вить вкус и прилежание к учебе.

Не отрицая значения перечисленных воздействий, тем не менее надо сказать, что они уместны только как состав-

63

ная часть в общем комплексе лечебно-педагогических ме­роприятий.

Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. «Ничего, — говорят они, — придет время — догонит ». Или: «Я сам плохо в детстве говорил, загово­рит». Несостоятельность таких суждений очевидна.

Как правило, родители неправильно оценивают возможнос­ти своих детей, не умеют наблюдать их. Так, например, мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5—6 лет взрослые не за­мечают понижения слуха и зрения, недостатков речи или сни­жения познавательной деятельности.

Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оце­нивают значение воспитательных и коррекционно-обучаю-щих мер воздействия, они часто допускают серьезные педа­гогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигатель­ную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в по­ведении.

Например, не зная закономерностей развития детской речи, родители скрупулезно следят за тем, чтобы малыш произносил слово «чисто». Заставляют его повторять одно и то же слово по несколькураз, вызывая этим стойкий речевой негативизм. Рев­ниво следя за звукопроизношением, такие родители показыва­ют ребенку буквы, учат его запоминать их, разучивают слово по отдельным слогам. Привлекая внимание ребенка, начинающе­го говорить, к отдельному звуку, взрослый затемняет для него восприятие мелодического рисунка слова, без чего не может пол­ноценно развиваться речь. Убедить родителей в том, что основ­ным показателем развития детской речи является умение стро­ить предложения сначала из двух, затем из трех, четырех слов и более бывает трудно. Немногие родители обращают внимание на то, что дети опускают, переставляют слова или слоги, неправильно оформляют конец слова: «пьет чашк-ам » (пьет из чашки) и т. д. Такие нарушения речи называются аграмматизмами. Именно они тормозят речевое и умствен­ное развитие ребенка, так как мешают воспринимать и по­нимать тонкости речи окружающих, смысл сказок, стихов, рассказов. Не единичны случаи, когда логопедическое об­следование выявляет у ребенка значительное отставание в

64

понимании речи, в то время как его родители считают, что «он все понимает, только не говорит».

Особо следует сказать о желании родителей учить своих де­тей чтению. Нередки случаи, когда взрослый, не знакомый с приемами обучения детей чтению, своими домашними метода­ми приучает ребенка к побуквенному чтению, от которого очень сложно перейти к чтению слогами. В результате длительное время такой ученик не умеет читать, хотя его сверстники давно уже перешли к беглому чтению.

То же надо сказать о неумеренном чтении книг или разучи­вании стихов, когда ни содержание, ни объем читаемых тек­стов не согласуется с возрастом ребенка, его умственным и ре­чевым развитием. Слушающий не понимает значения многих слов, не улавливает смысла читаемого или последовательности действий.

Бывает и наоборот, когда не очень понятное чтение вызыва­ет повышенную расторможенность и нежелание слушать. В этом случае у детей развивается то, на что чаще всего жалуются родители: «неусидчивость».

Деликатное дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания труд­ностей ребенка, грамотного подхода к нему и грамотного пост­роения занятий с ним, поэтому специалист должен советовать родителям серьезно отнестись к его методическим рекоменда­циям по организации игр и занятий с детьми.

Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания являет­ся снижение требований к ребенку, закрепление за ним поло­жения больного, что неблагоприятно влияет на психофизичес­кое развитие.

Часто в семьях, где кроме ребенка с отклонением в развитии есть другие дети, складываются неправильные отношения в целом. Здоровому ребенку уделяют мало внимания, от него тре­буют, чтобы он во всем уступал «больному», всячески опекал его, не реагировал и не жаловался на неправильные поступки последнего. Все это отражается на формировании характера здо­рового ребенка, а иногда приводит к его нервному срыву. Пра­вильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка с отклонениями в развитии, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье. Часто наиболее тяжело пережи­вают наличие в семье больного ребенка его младшие братья и

65

сестры. Старшие здоровые сестры бывают недовольны допол­нительными обязанностями по уходу за ребенком и обеспокое­ны устройством личной жизни. Наиболее благоприятный пси­хологический климат создается в семьях, имеющих не менее двух здоровых детей.

Крайне неблагоприятное влияние наразвитие больного ре­бенка оказывают неуважительные, грубые отношения супру­гов друг к другу, выражающиеся в скандалах и драках. Обычно такие супруги оба происходят из пьющих семей, в которых были приняты физические наказания детей и драки взрослых.

Специальные исследования показали, что наиболее неблагоп­риятные условия создаются в семьях, в которых родители стра­дают психическими заболеваниями, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Именно в этих семьях дети обычно имеют низкий вес при рождении и более низкие показатели психического развития по сравнению со свер­стниками. Именно у этих детей уже в раннем возрасте отмеча­ются проявления отставания психомоторного развития, повы­шенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, в дальней­шем признаки двигательной расторможенности, описанного выше гиперактивного поведения, трудности обучения, а в даль­нейшем признаки социальной незрелости и различной формы дезадаптации в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: