Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 10 глава




На следующем этапе, когда ребенок сам начинает доставать горшок и снимать одежду, важно создать условия для полной его независимости в этих действиях, о чем уже говорилось выше.

Для того чтобы облегчить формирование навыков опрятнос­ти у ребенка, вам следует прежде всего поить и кормить его в одно и то же время. И в соответствии с этим высаживать на горшок. Вначале сажайте малыша на горшок достаточно часто (например, через каждый час), но не оставляйте на горшке дол­го (не более 5—6 минут).

Еще раз обращаем внимание на то, что при тренировке навы­ков опрятности следует быть максимально терпеливыми и пос­ледовательными в своих действиях. Не следует думать, что толь­ко у вашего ребенка возникают большие трудности в приобре­тении этих навыков. Во всех случаях важно понять причину трудностей, испытываемых ребенком, и направить все усилия на ее преодоление.

Если же, несмотря на все старания родителей, навык опрят­ности не формируется к 4 годам или же если навык сформиро­вался, а потом под влиянием каких-либо неблагоприятных воз­действий был утрачен, вам необходимо обратиться к врачу.

У многих детей с отклонениями в развитии, у которых уда­лось сформировать навыки опрятности в дневное время, ночью во время сна может наблюдаться неосознанное упускание мочи—эну­рез. Ночной энурез у детей с отклонениями в развитии часто свя­зан с нарушениями механизмов сна. Поэтому одним из важней­ших режимных моментов в этих случаях следует считать стро­гую организацию режима сна ребенка. Необходимо создать благо­приятные условия для отхода ко сну, исключив за 2 часа до сна различные эмоционально возбуждающие воздействия (подвиж­ные игры, просмотры телепередач и т. д.), спать ребенок должен на полужесткой кровати со слегка приподнятым ее ножным кон­цом, в теплой комнате. Важным является соблюдение определен­ного пищевого и питьевого режима с ограничением во второй по­ловине дня продуктов, содержащих большое количество жидко­сти. Питьевой режим предусматривает исключение всякого пи­тья за4—5 часов до сна. Если этих режимных моментов оказыва-

152

ется недостаточно, вам следует обязательно посоветоваться с вра­чом-психоневрологом.

Развитие сенсорных функций и различных видов памяти

В преодолении и предупреждении отставания в развитии ведущая роль принадлежит сенсорному воспитанию и разви­тию игровой деятельности ребенка. Сенсорное воспитание яв­ляется основой развития познавательной деятельности, оно создает у малыша необходимые предпосылки для формирова­ния высших психических функций, имеющих первостепен­ное значение для возможности дальнейшего обучения.

Целью сенсорного воспитания является развитие зритель­ного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятие позы и движений), а также ограничения движе­ний глаз из-за различных форм косоглазия, нарушений фик­сации взора, ограничение поля зрения и других расстройств, связанных с патологией зрительной и зрительно-моторной си­стемы.

Кроме того, у детей с нарушениями умственного развития недостаточность зрительного восприятия определяется малой психической активностью, отсутствием интереса к окружаю­щему. Во всех случаях необходимы ранние коррекционные уп­ражнения.

Уже на первом году жизни малыша родителям следует вся­чески содействовать накоплению ребенком сенсомоторного опы­та. Все сенсорные функции малыша следует развивать в тесной взаимосвязи с формированием двигательных навыков, стремясь к тому, чтобы развивалась целостная интегративная деятель­ность — сенсомоторное поведение, которое составляет основу интеллектуального и речевого развития.

Для детей с отставанием психомоторного развития необхо­димо как можно раньше стимулировать накопление чувствен­ного опыта, сочетая этот процесс с моторной активностью. Прежде всего малыша следует обучить комплексному обсле­дованию окружающих предметов с привлечением зрения, слу­ха, движений рук. Это осуществляется в процессе повседнев­ного ухода.

Считаем необходимым отметить следующие особенности проведения коррекционной работы по сенсорному воспита-

153

нию малыша — это этапность и последовательность. Безус­ловно, это правило относится ко всем видам коррекционной работы, но мы его рассмотрим на примере сенсорного воспи­тания. Прежде всего у родителей всегда возникает вопрос: чего начать? » Естественно, оптимальным вариантом являет­ся начало лечебно-воспитательных и коррекционных мероп­риятий с первых месяцев жизни ребенка. Но, к сожалению, отклонения в развитии не всегда диагностируются так рано. Чаще всего это выявляется к 2—3 годам жизни. На этом же возрастном этапе, как уже отмечалось выше, основной про­блемой, которая волнует родителей, обычно является отста­вание речевого развития. Однако при обследовании ребенка часто выявляется несформированность самых начальных эта­пов сенсорного развития. Поэтому коррекционная работа прежде всего должна строиться с учетом не только возраста малыша, но и уровня сформированности той или иной функ­ции, а также уровня сенсомоторного развития в целом.

Поэтому с ребенком 2—3 лет иногда может возникать необ­ходимость начинать коррекционную работу по сенсорному вос­питанию с самых начальных этапов, которые здоровый ребенок проходит в первые месяцы жизни. Это, как правило, относится и к стимуляции развития и других функций.

Таким образом, если ребенок находится на самом началь­ном этапе развития сенсорных функций, то его прежде все­го обучают возможности произвольной фиксации взгляда как на перемещаемых, так и на неподвижных предметах (игрушках), его побуждают к более длительному сосредото­чению на предмете и лице говорящего. Учат осматривать предмет, выделяя в нем существенные признаки. Затем предлагают задания по словесной инструкции, при условии понимания речи, например, найти глазами окно, дверь, ту или иную игрушку.

На следующем этапе ребенка учат различению цветов. Из­вестно, что уже на первом году жизни ребенок способен отли­чить один цвет от другого. Однако установление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначени­ем происходит значительно позже. Так, в процессе специаль­ного обучения ребенок в начале третьего года при нормальном развитии различает и называет четыре цвета: красный, си­ний, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу дол­жен различать и называть всетэсновные цвета.

154

Если ребенок отстает в развитии, то упражнения в различе­нии и назывании цветов следует проводить систематически и в разнообразной форме.

Родителям следует помнить, что особенно полезным для ма­лыша являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. Так, в процессе одевания, раздевания взрослый называет цвет одежды, обуви, при знакомстве с предметами окружения он называет их цвет.

Важно, чтобы малыш не только механически усвоил назва­ния цветов, но и на основе дифференциации цвета научился производить начальные умственные операции — обобщать. Для этого его надо научить подбирать предметы, одинаковые по цвету, распределять их по этому признаку.

Полезно проводить также специальные дидактические игры (или игры-занятия). Так, если малыш совсем не знает цветов, то ему предлагается игра с цветными шариками. Цель этой игры— научить ребенка различать цвета и понимать их название. Вначале взрослый играет с ребенком, используя шарики одного цвета (красные, затем синие), они вместе их катают, подбрасывают. Затем проводится игра с красными и синими шариками одновременно. В такой игре ребенок по инструкции взрослого должен выбрать и покатать красный или синий шарик. Взрослый берет красный или синий ша­рик и просит ребенка выбрать «такой же» катать вместе с ним. Игры повторяются, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого.

Затем ребенку подбирают игры, способствующие форми­рованию простых умственных операций на основе знания цветов. Ребенку дается коробка с 8—10 шариками двух цве­тов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он дол­жен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем ему дают эти же шарики, окрашенные в два цвета, которые складываются в общую коробку. Затем на стол ста­вят две пластмассовые тарелки таких же цветов, как и ша­рики. Взрослый на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик ре­бенку и просит его положить в соответствующую по цвету тарелку.

Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, ребенка учат группировать предметы по цвету, форме и величине.

155

Для этого малыша прежде всего необходимо научить разли­чению простых геометрических фигур и их размеров.

Следует помнить, чтв-все игры — занятия по различению геометрических фигур не только тренируют зрительное воспри­ятие и внимание, но и способствуют развитию пространствен­ных представлений.

Если у малыша совсем отсутствует представление о форме предмета, то игры-упражнения начинаются с различения фор­мы шара, круга и их размеров (большой — маленький). Для это­го родителям нужно иметь ящик, в стенке которого имеются отверстия большого и маленького размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы шарики не могли пройти через мень­шие отверстия. При этом взрослый поясняет:

«Вот большой шарик (шарик дается ребенку, и он ощупыва­ет его), а вот маленький (также предоставляется возможность ощупать шарик)». После этого ребенок закрывает глаза и ему в руку вкладывается один из шариков. Ребенок должен угадать, какой шарик у него в руке. После этого ребенку дается задание — положить большой шар в большое окошко, а маленький — в маленькое.

Также в играх у ребенка развивают возможность различать формы шара и куба, круга и квадрата, затем добавляется треу­гольник, овал и другие геометрические фигуры. На начальном этапе таких игр-упражнений малыш знакомится с одной сто­роной, на стенках которой имеются отверстия круглой и квад­ратной формы большого и маленького размера, используемые шары и кубики тоже двух размеров.

Познакомившись с формами и размерами шара и куба, ма­лыш знакомится с отверстиями на коробке. При этом у него на данном занятии развиваются элементарные навыки перено­са: шар — отверстие круглой формы — окошко, куб — отвер­стие квадратной формы — квадрат. Взрослый предлагает ма­лышу опустить в коробку большой шарик и большой кубик и спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окош­ко?» — «Правильно, вот в это окошко опусти шарик. А теперь опусти кубик. Покажи, куда надо опустить кубик? » — «Пра­вильно, сот сюда!» Затем ребенок выполняет это задание само­стоятельно.

После этого ребенка учат опускать большой шарик в большое окошко, маленький — в маленькое.

156

Затем ребенку для различения предлагаются новые геомет­рические фигуры. Полезно использовать игру «Почтовый ящик», а также специальные доски с прорезями различной фор­мы и величины и соответствующие фигурки к ним. Ребенка путем соотнесения учат помещать в каждую прорезь соответ­ствующую фигурку. Закрепление понятий «большой», «ма­ленький», а также узнавание различных геометрических форм закрепляется в различных играх-упражнениях на конструктив­ную деятельность.

Для детей с отклонениями в развитии особенно полезны игры с разборными игрушками, так как в них не только фор­мируется представление о величине предмета, но и развива­ется манипулятивная деятельность рук, воспитывается пос­ледовательность действий, развиваются пространственные ориентировки. Это специальные игры — вкладыши в виде на­бора коробок, вложенных одна в другую, это подбор крышек к коробкам разного размера, игры с матрешками, пирамид­ками и т. д.

На следующих этапах ребенку предлагаются кубики и раз­резные картинки сначала из двух, а затем из четырех частей. Широко следует использовать игры со строительным материа­лом. В этих играх у детей развивается представление о форме, величине и объеме предметов, формируются целенаправленная деятельность и пространственные представления.

Организуя игру малыша, лучше чтобы взрослый играл вмес­те с ним. При этом необходимо учитывать, что ребенок должен сохранять самостоятельность и проявлять активность.

На всех занятиях с ребенком педагог и родитель уделяют спе­циальное внимание развитию памяти малыша.

Работа по развитию памяти способствует формированию и закреплению образов предметов и явлений окружающей дей­ствительности, что имеет важное значение для дальнейшего формирования обобщенных представлений о предметах и явле­ниях окружающего мира.

Педагогу и родителям в процессе наблюдения за ребенком, а также в процессе специальных коррекционных занятий не­обходимо определить преобладающий вид памяти. Это имеет важное значение, так как для более эффективной начальной коррекционной работы педагог может опереться на ведущий вид памяти, постепенно стимулируя развитие и других ее ви­дов. При достаточно развитой памяти ребенок в состоянии зак-

157

решить адекватные образы восприятия предметов и явлений окружающего мира, что имеет важное значение для его ум­ственного развития.

Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения

Для развития познавательной деятельности ребенка пред-дошкольного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных сенсорных функций, а также специаль­ное умственное воспитание. При этом важно учитывать возрас­тные закономерности и механизмы умственного развития здо­рового ребенка.

Умственное воспитание ребенка следует осуществлять в про­цессе различных видов его продуктивной деятельности. Важ­ное значение имеет планомерное ознакомление его с окружаю­щим путем специального формирования у него целостного вос­приятия и представления о явлениях окружающей действитель­ности. В процессе ознакомления у ребенка формируется целос­тное представление об окружающем мире.

Важными формами мышления дошкольника является на­глядно-действенное и наглядно-образное мышление. Сформи-рованность этих видов мышления имеет важное значение в об­щем процессе умственного развития ребенка. Родителям и пе­дагогам важно помнить, что для развития мышления ребенка важное значение имеет его практическая деятельность, в про­цессе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления.

Особенностью этого вида мышления является его неразрыв­ная связь с практической деятельностью ребенка. По мере формирования наглядно-действенного мышления формирует­ся возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями, что является одним из важных показателей умственного разви­тия. При отставании умственного развития такого соотнесения не происходит, поэтому педагогу и родителям необходимо спе­циально развивать у ребенка различные формы предметно-прак­тической деятельности.

Важнейшей задачей развития мышления ребенка является формирование у него таких форм познания предметов и явле­ний окружающей действительности, которые отражали бы су­щественные признаки, связи ивзаимоотношения между ними,

158

что является предпосылками для формирования обобщенных представлений и элементарных понятий.

Формирование понятий очень важно для успешной подготов­ки ребенка к обучению в школе. Педагог и родители должны на­учить ребенка выделять существенные признаки предметов; уметь делать простые обобщения. В настоящее время показана важная роль ранних стадий развития и раннего обучения для психического развития ребенка. Однако в каждом конкретном случае для решения вопроса о времени начала школьного обуче­ния ребенка необходима консультация специалистов (педаго­га, врача-психоневролога, психолога, педиатра).

Для развития речи и навыков общения важное значение име­ет подражание. Поэтому ребенка важно научить подражать взрослому при выполнении им различных движений. Ребенку говорят: «Делай, как я». Затем его просят выполнить различ­ные действия по словесной инструкции, таким путем развива­ют понимание обращенной речи и функцию подражания. В про­цессе совместной со взрослым игровой деятельности ребенок учится повторять слова и действия взрослого. Так его учат под­ражать действиям губ, произнося цепочки слов «мо—мы », «то — ты — ту» и т. п. Считается, что в раннем возрасте ребенок осо­бенно чувствителен к усвоению языка.

Для реализации этого обобщения важное значение имеет эмоционально-положительное взаимодействие «матьребе­нок». Известно, что отдаление ребенка от матери в данном воз­расте может быть одной из причин задержанного доречевого и речевого развития ребенка. К факторам риска речевых наруше­ний относится семейная отягощенность патологией речи. Из­вестно, что именно речь родителей, особенно матери, становит­ся образцом речи для речевого развития ребенка. У детей ран­него возраста особое значение имеет стимуляция развития по­нимания обращенной речи и функций подражания.

Речь возникает при наличии определенных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования цен­тральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологи­ческих предпосылок недостаточно. Речь возникает только при общении взрослого с ребенком. При этом ведущее значение име­ет эмоционально радостное общение ребенка с матерью или за­меняющим ее лицом. При этом значение имеет так называемый метод «разрабатывающеговзаимодействия» идифференцирован-

159

ные способы развития коммуникативного поведения у детей ран­него возраста, предложенный Н. Н. Школьниковой.

Автором было показано, что именно мать или заменяющее ее с самого рождения лицо обладает специфическими аффектив­ными возможностями развития ребенка и прежде всего разви­тия его речи и коммуникативного поведения. Это связано с тем, что диада мать — ребенок на ранних этапах онтогенеза развива­ется как функциональная саморегулирующая биологическая система.

В основе взаимодействия диады мать — ребенок лежит акту­ализация биологических инстинктивных программ коммуни­кативного поведения ребенка и матери.

Детские вопросы. Родителям следует иметь в виду, что дет­ские вопросы являются важным показателем интеллектуаль­ного и коммуникативного развития ребенка. Выделяют два типа детских вопросов, связанных с уровнем умственного и речевого (коммуникативного) развития ребенка.

Первый этап начинается с появления назывательной (номи­нативной) функции речи и связан с развитием номинативно-назывательной функции речи. На этом этапе формируется воз­можность обозначения окружающих предметов. При этом ре­бенок постоянно начинает задавать вопросы типа «Это что?» В этот период (около двух лет) происходит совместно стимули­рующее развитие мышления и речи.

На втором этапе (возраст 4—5 лет) у ребенка начинают фор­мироваться причинно-следственные связи, возникают вопросы типа «Почему?» Появление этих вопросов связано с расшире­нием познавательных интересов ребенка. Кроме коммуникатив­ной развивается познавательная функция речи. Следует иметь в виду, что генетически первой и ведущей деятельностью явля­ется общение со взрослым. Оно возникает у детей в первом по­лугодии жизни.

Развитие игровых навыков

Известно, что ведущей формой деятельности ребенка ран­него и дошкольного возраста является игра, в связи с чем ро­дителям и специалистам, работающим с ребенком, следует особое внимание обратить на стимуляцию игровой деятель­ности. Известно, что игра у здорового ребенка развивается поэтапно. На первом этапе игры ребенка являются действи-

160

ями определенными предметами — это предметные игры, ко­торые развиваются на основе предметно-манипулятивной де­ятельности.

Считается, что для малыша самой первой «игрушкой» явля­ется он сам. С помощью рук он начинает узнавать собственное тело, а с помощью рта он исследует свои руки. С первых месяцев жизни он рассматривает все, что его окружает, он вытягивает руки и смотрит на них, приближая их к лицу. Все его поведе­ние направлено на исследование и познание окружающего. В возрасте 4—8 мес. у ребенка развивается возможность узнава­ния знакомых предметов на расстоянии и захватывания их с участием большого пальца и конечных фаланг других. Родите­лям следует учить ребенка в процессе совместной игры иссле­довать предметы путем повторных проб с ними, в том числе и проб с их опорожнением и наполнением.

Родителям следует научить ребенка пить из чашки, пользовать­ся ложкой. С этой целью полезно проводить игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Ребенку полезно предлагать иг­рушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных (игрушки на ниточках). Постепенно развивают манипулятивную деятельность и так­тильно-осязательное восприятие. На этом же этапе необходимо стимулировать все представленные выше навыки, проводить ак­тивные игры с малышом. При этом важно научить ребенка одно­временно держать два предмета и манипулировать ими.

На первом этапе игровые действия носят в основном подра­жательный характер.

На втором этапе игровое действие в большей степени соот­ветствует реальной действительности, более четко разделяются функции, наблюдается логическая последовательность дей­ствий, отражающих реальную действительность.

На третьем этапе действия становятся еще более разнообраз­ными их логика и характер, определяемый взятой на себя ролью. В игре начинает использоваться специфическая ролевая речь.

Наконец, на четвертом этапе содержание игры включает в себя выполнение действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которых выполняют другие участники игры. Наблюдается тесная связь ролевых функций, речь четко выпол­няет ролевую функцию. Характерна четкая последовательность игровых действий, отражающих реальную последовательную логику событий.

В игре развиваются различные виды взаимоотношений меж­ду детьми, которые определяются сюжетом и содержанием игры, что имеет важное значение дляразвития коммуникатив­ного поведения и личности.

Наконец, в старшем дошкольном возрасте ребенок начина­ет осваивать новый тип игры — игра с правилами. В этих играх уже более четко определена основная задача, отмечается более четкое соотнесение сюжетно-ролевого содержания с правила­ми. Особые группы игр с правилами составляют подвижные игры,например, «Кошки-мышки».

К играм с правилами относятся так называемые дидакттш- ческие игры. В этих играх детям предлагается решение опреде­ленных умственных задач, представленных в игровой форме. Эти игры развивают познавательную деятельность ребенка, фор­мируют у него познавательную активность.

Известно, что многие дети с отклонениями в развитии и раз­личными заболеваниями центральной нервной системы не умеют играть, что еще более задерживает их психическое развитие. Сле­дует иметь в виду, что непродуктивность игровой деятельности, и даже игры совместно со взрослым, может быть обусловлена по­вышенной психической истощаемостью малыша и в связи с этим низким уровнем мотивации. Поэтому мать должна стимулировать и побуждать ребенка к игре. Важное значение имеет похвала и одобрение действий ребенка. Если при виде игрушек ребенок са­мостоятельно не играет, взрослый начинает играть вместе с ним. При этом взрослый прежде всего воспитывает у ребенка интерес к игрушкам, играя вместе с ним, заинтересовывает его в контакте. Важно воспитывать у ребенка адекватность игровых действий в соответствии с игровым материалом.

Упрощенный процесс обучения протекает следующим образом.

1. Ребенку дается инструкция, что он должен сделать.

2. Если необходимо, ему оказывается помощь.

3. Ребенку дают понять, что он сделал хорошо.

Важное значение имеет одобрение, чтобы похвала не потеря­ла своего побуждающего действия, ребенок должен хорошо представлять себе, за что его хвалят.

Главное правило — выражать свое одобрение самым естествен­ным образом. Помните, что похвала — это самая естественная и самая доступная форма поощрения. Похвала стимулирует дея­тельность ребенка. Но в некоторых случаях слишком частая по-

162

хвала может стать привычной и потерять свою стимулирующую способность. Чтобы этого не произошло, следует разнообразить формы похвалы. Разными способами дайте понять малышу, за что вы его хвалите. Это особенно важно для детей более старшего возраста. Выделяйте похвалу особой интонацией. Научите ребен­ка ценить похвалу. Поощрения должны стать естественной час­тью общения между родителями и детьми.

Таким образом, начальное обучение ребенка начинается в игре. Обучение представляет собой трехступенчатый процесс (до, во время, после). Каждый этап следует планировать.

Важное значение для психического и личностного развития ребенка и подготовки его к школе имеют специальные игры — упражнения на конструктивную деятельность. Они особо важ­ны для детей с двигательными расстройствами, для которых также используются игры с разборными игрушками.

Спектр предлагаемых ребенку игр достаточно широк: это игры-драматизации, игры с предметами, настольно-печатные, словесные и др. Но во всех случаях игра является важнейшим фактором развития и организации жизни ребенка.

Синдром стереотипных игр

Стереотипные игры возникают у детей в условиях социаль­ной и эмоциональной депривации. У детей с синдромом госпи-тализма он наблюдается уже на первом году жизни, но особенно ярко он проявляется в возрасте после 1—1,5 лет. Проявления синдрома сходны с гиперкомпенсаторными депривационными играми в сочетании с некоторыми проявлениями аутистичес-ких стереотипических игр. Депривационная игра состоит из од­нообразных двигательных стереотипии — раскачиваний, под­прыгиваний, вращений, перебираний пальцами, кручения го­ловой. Эти действия могут сменяться игрой неигровыми пред­метами даже при наличии игрушек. Характерно, что игра про­исходит на фоне пониженного настроения без эмоционального оживления. Депривационная игра проявляется в виде выражен­ной задержки формирования игровых навыков. Характерной чертой этой игры является ее принципиальная обратимость при изменении ситуации.

Психотерапевтическая роль игры

Особо важное значение имеет развитие игры ребенка с от­клонениями в развитии. Направляя игру, родители учат его нравственным элементарным нормам поведения, помогают ему войти в коллектив здоровых детей. Надо стремиться к тому, что-

163

бы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными фор­мами поведения ребенка с отклонениями в развитии. Все про­водимые с ребенком занятия должны активно воздействовать не только на интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также и на его эмоции. С этой целью следует широко использовать различные музыкальные занятия или музыкаль­ное сопровождение при проведении тех или иных занятий. Хо­рошо известно благоприятное влияние музыки на многих де­тей с отклонениями в развитии, и особенно на детей с болезнью Дауна. Часто прогресс в развитии такого ребенка начинается в процессе проведения с ним музыкальных занятий. К музыкаль­ным занятиям очень восприимчивы дети с гидроцефалией и син­дромом Ретта.

При этом немалую роль играет настрой ребенка, его эмоцио­нальное состояние. Поэтому жизнь малыша надо наполнить кра­сотой природы, игрой, сказками, музыкой. Все это даст толчок к практическому освоению мира.

Помощь ребенку в совершенствовании двигательных функций и ориентации в пространстве

Двигательные нарушения в той или иной степени выражен­ности наблюдаются у всех детей с отклонениями в развитии, особенно в первые годы их жизни.

Малыш хотя и передвигается самостоятельно, ходьба его дли­тельное время может быть недостаточно устойчивой. Родители в этих случаях длительное время водят его за руку, ограничива­ют его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ре­бенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что еще больше задерживает совершенствование у него функций равновесия.

Родителям следует всячески содействовать самостоятельно­сти и активности ребенка в ходьбе и других моторных навыках. Им необходимо помогать моторному развитию ребенка. Преж­де всего важное значение в развитии моторики имеет проведе­ние специальных упражнений в равновесии, например:

1. Ребенок стоит на коленях, руки вытянуты вдоль тулови­ща, слегка отведены и повернуты наружу. По команде взросло­го он переносит вес тела с одного колена на другое. При этом он не должен садиться на пятки, а его руки не должны касаться пола. В качестве помощи взрослый может использовать под-

164

держку ребенка за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесен вес тела.

2. Ребенок сидит на полу без опоры рук. Для того чтобы избе­жать опоры на руки, ему можно дать игрушки. Поднимая сто­пы от пола и легко сгибая ноги, ребенок должен сохранять ис­ходную позу и не падать назад. Взрослый следит, чтобы ноги ребенка были отведены и повернуты наружу.

Для тренировки равновесия используются также следующие приемы: взрослый слегка подталкивает ребенка, который сидит на стуле, стоит на коленях или четвереньках, при этом он дол­жен сохранять равновесие, не используя рук для поддержки.

Важное значение имеет тренировка равновесия в ходьбе: ма­лыша учат ходить по прямой дорожке, намеченной мелом или выложенной шнурками по полу (ширина 20 см); перешагивать препятствия (канат, палочка высотой не более 10 см, линии).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: