Впечатления от гастролей в Иркутске театра драмы им. В.М.Шукшина




(г. Барнаул)

«Пытаясь повернуть классику лицом к сегодняшнему дню, ей иной раз сворачивают шею», - писал в свое время известный историк театра Григорий Бояджиев.

Спектакли великолепного алтайского театра драмы им. В.М.Шукшина - как раз тот случай, когда шея у классических пьес осталась цела, несмотря на все режиссерские причуды, эксперименты и современную начинку. Поэтому писать об этом театре легко и радостно, его актеры оставили о себе шлейф приятных, светлых и веселых воспоминаний и даже художественных открытий относительно того, как сегодня можно прочитывать эту самую классику, и она не будет сопротивляться, напротив, она подаст тебе руку, как хорошему другу и будет с тобой заодно. Это комплимент в сторону двух режиссеров, Алексея Логачева и Максима Астафьева, чьи спектакли иркутяне увидели.

Я держу в руках программки спектаклей – стильные, хорошей полиграфии, вспоминаю яркие моменты увиденных спектаклей и очень сожалею, что театр уже покинул наш город. Приезд театра состоялся в рамках обменных гастролей: драматический театр им. Н.П.Охлопокова с 5 по 9 июня показывал свои спектакли в Барнауле, а барнаульцы приехали к нам.

- Для нас эта поездка, серьезный экзамен, поскольку у нас театр Охлопкова задал высокую планку, - сказала на пресс-конференции директор Алтайского театра Любовь Березина. - В Иркутске зрители искушенные, они разбираются в искусстве. Поэтому нам важно получить обратную связь, узнать, как наши постановки оценят иркутяне.

А иркутяне их спектакли оценили по достоинству. После каждого показанного спектакля - долгие овации и крики браво.

В афише театра им. Шукшина классика занимает одно из лидирующих позиций, немало, впрочем, пьес современной драматургии, которые идут на Основной сцене и на Экспериментальной.

Не могу выделить ни одного из четырех названий и сказать, какой из них лучше, а привезли барнаульцы: «Зойкину квартиру» М.Булгакова, «Укрощение строптивой» У.Шекспира, «Квадратуру круга» В.Катаева и «Москва-Петушки» В.Ерофеева. Каждый остался в памяти, запомнился какими-то очаровательными особенностями, интересными находками, глубиной, философскими подтекстами, недосказанностью, которая подталкивала на собственные размышления. Все увиденное на сцене делалось как-то легко, без нажима и потуг, легко и весело, но не легкомысленно! И это было великим наслаждением! Зритель не любит, когда в театре поучают, но предлагают размышлять вместе, дают внутреннюю свободу.

Когда смотришь спектакль и видищь, что актеры душевно тратятся, их сердца бьются, их глаза горят и они правдивы, ты понимаешь, что это – живой театр, и у нас с ним живой человеческий контакт, и твой вечер с ними потрачен не зря, ты узнал и приобрел для своей души что-то новое, и это новое стало для тебя событием.

Режиссер Алексей Логачев нашел свои ключи к классикам. Его «Зойкина квартира» и «Укрощение строптивой» прекрасное тому доказательство. Получилось живое, современное, а не музейное её звучание, где внутри спектакля живет свобода и раскрепощенность. Спектакли сделаны решительной рукой, с острым умом и юмором, замешанном на комедийной основе. Движутся они легко и стремительно, нет затянутости и длиннот, держатся за счет простой, но жесткой формы, дающей право и простор игровому существованию. А если добавить к этому мастерство актеров, удивительное чувство ансамбля, то и получается великолепное художественное действо.

Спектакли Алтайского театра без преувеличения, были удивительными и великолепными и останутся в моей памяти надолго, а возможно, и навсегда, потому что я открыла для себя новый замечательный театр. Например, то же «Укрощение строптивой», поставленный как калейдоскоп броско решенных, заостренных комедийных сцен, где с первых минут, когда открылся занавес, по рядам пронёсся восторженный шепот от вида красивой, эффектной, благородно-захватывающей сценографии, а-ля «Древний Рим», где тон и высоту задавали белоснежные колонны, а статуи вдруг оживали и время от времени перемещались по сцене. (Художник-постановщик Евгений Лемешонок). Кстати, само место действия как бы приподнято на подиум, поставлено на котурны, чтобы мы могли с одной стороны дистанцировать происходящее, а с другой стороны примерить ситуацию на себя, игровая стихия которой забирала целиком. Ничего не меняется в этом мире человеческих отношений, характеров, их проявлений, меняется только мода на одежду и время за окном. Добавлю, что в спектакле замечательные костюмы, которые выполнены по эскизам Каринэ Булгач и которые гармонично вписывались в пространство и рисунок спектакля, ярко и гармонично дополняя общую картину.

Уморительное шутовство (без пережима, с чувством меры), групповые эффектные передвижения хороводом из одного конца сцены в другой, шутки «апарт», сказанные как бы между прочим, в зал, неожиданный львиный рык, чтобы показать характер Катарины, а во втором действии, переходящий в кошачье мяуканье, когда она укрощена, «игры» с телевизором - эти и многие другие остроумные находки и приемы различного рода, маленькие, уместные здесь аттракционы, все работает на общее веселое действо, где режиссер не упускает возможность «подмигнуть» зрителю, расшевелить, и где сцены наполнены веселым шумом, импровизациями, смехом и умением любить зрителя. От классики здесь сохранилось все! Нет только древней пыли, вызывающей сонливость в зале. Замечателен и трогателен финал «Укрощения», где послушная мужу Катарина, свернувшись калачиком, засыпает на руках Петруччо, а после, на её монологе о женах, о любви, для которой мы рождены в этот мир, над всеми нами раскрывается звездное небо, летящее в космическом пространстве, куда ушли миллионы поколений, куда уйдем и мы каждый в свой срок. Поэтому надо спешить жить, любить, очаровываться, влюбляться, творить добро, наслаждаться каждой минутой жизни на земле, ведь все это нам дано так ненадолго.

Хочу сказать и о двух спектаклях режиссера Максима Астафьева – «Квадратура круга» и «Москва-Петушки». Оба спектакля - несомненная удача режиссера. Оба спектакля разные, но индивидуальный режиссерский почерк виден сразу. Во-первых, каждый, конечно, рискует, беря в репертуар «Москву-Петушки», зная, какой это неординарный, трудный и неоднозначный материал. Режиссер смог найти адекватный театральный язык для воплощения на сцене культового романа, а актеры отлично выполнили эту задачу, подарив встречу тем, кто помнит «ту» эпоху, а для тех, кто её не знает, нашли понятный язык для молодых, чтобы рассказать. Получилась не бытовая история, а скорее поэма, как и заявлено в жанре спектакля. Режиссер вместе с исполнителями подчеркнул его метафизические подтексты, делая основной акцент на талантливом, но обреченном человеке (артист Александр Хряков), выпавшем из общества, избравшем изгойство, на мытарствах его души. И истинной болью отзывается в нас в финале его смерть. И в этот миг пробивается закупоренность современного зрителя, до которого трудно достучаться и подключается его сердце. Мы понимаем, что еще один, в чем-то нелепый, нескладный, неприкаянный, но красивый, душевно-тонкий человек покинул этот мир и мир стал на одного такого человека беднее.

В «Квадратуре круга» Максимом Астафьевым найдена точная форма, игровая стихия которой увлекает. Здесь есть пространство, атмосфера времени. Спектакль смотрится с большим удовольствием, и я даже поймала себя на мысли, чтобы он длился и длился, не кончаясь, потому что он от сцены к сцене был в развитии, удивлял историей отношений молодых людей. Художник-постановщик Ольга Лагеда нашла художественный язык, чтобы через сценографию выразить время, помочь артистам погрузиться в него полностью. Отсюда конструирование, игра с пространством сцены.

Если бы на гастролях присуждался приз зрительских симпатий, то одним из претендентов на него был бы Александр Хряков. Увидев его впервые в спектакле «Зойкина квартира» в роли Аметистова, где он поистине виртуозен, где фонтанирует и выплескивается без остатка, где ждешь каждого его выхода, а потом, приходя на другие спектакли, новой встречи с ним. Он покорил личностным объемом, страстью, умением импровизировать в данном рисунке роли, яркой характерностью, да просто своим талантом. Это касается и его работ в роли Венечки – «Москва-Петушки», и Грумио в «Укрощении строптивой», даже в массовых сценах в «Квадратуре круга» он запоминается, его сразу выделяешь глазом.

Невозможно не сказать и не поблагодарить обаятельную, тонкую, глубокую, внутренне подвижную и женственную актрису Елену Адушеву, которая запоминается в любой роли, будь то главные - Зоя Денисовна Пельц - «Зойкина квартира», Катарина в «Укрощении строптивой», или Женщина –алкоголичка из «Москва-Петушки», она может всё!

Запомнился харизматичный Антон Кирков и его рафинированный Обольянинов из «Зойкиной квартиры», яркий характерный Петруччо в «Укрощении» и Емельян Черный в «Квадратуре круга», где артист нашел баланс между демонстративной эмоциональностью, напором персонажа и внутренней психологической основательностью.

Убеждал и заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко, кстати, выпускник иркутского театрального училища в роли элегантного Бориса Семеновича Гусь-Ремонтного из «Зойкиной квартиры», добавивший в роль много дополнительных смыслов, отчего она стала более значимой и интересной, и великолепный, пластичный, мастеровитый и опытный Анатолий Кирков – Газолин «Зойкина квартира», Гремио – «Укрощение…», Флавий - «Квадратура круга», и молодой и очень талантливый актер Виктор Осипов – Херувим «Зойкина квартира», Гортензио «Укрощение…», Внучек - «Москва-Петушки», который во всех спектаклях умел найти свои краски и нигде не повторялся. Он оживлял своей насмешливой иронией одного героя, находил выразительную пластику и чудаковатость другому, простоватость – третьему. Посмотрев его в одном спектакле, обязательно хотелось увидеть в другом.

Брал обаянием, какой-то внутренней пластичностью, подвижностью Дмитрий Плеханов – Бьонделло в «Укрощении…» и Вася в «Квадратуре круга», хорошо чувствовали стиль Дмитрий Чижук в роли Абрама из «Квадратуры круга», Анастасия Томилова в роли Манюшки в «Зойкиной кв.», Тони из «Квадратуры круга» и 2-ого ангела из «Москва - Петушки», Анастасия Кузнецова в роли Людмилы из «Квадратуры круга» и 1-ого ангела в «Москва –Петушки».

Пусть не обидятся на меня другие актеры труппы, которых не назвала и которые выходили на сцену охлопковского театра в одной-двух небольших ролях, кто-то в массовых сценах, кто-то в эпизоде, но они все украсили и наполнили своим присутствием спектакль, ведь он держится не только на главных героях. После того, как спектакль заканчивается, в памяти остается целостное полотно, в котором присутствие каждого из актеров ценно и необходимо и каждый внес в него свою краску, свою индивидуальность, энергетику и дыхание и без них он не был бы великолепным.

Все спектакли алтайцев зрелищны, энергетически насыщенны, гармоничны, ансамблевы, когда ощущается «одна группа крови», и где всё в порядке со вкусом, и с чувством меры и юмора, и с художественной составляющей. Мне хотелось, для диссонанса, найти хоть какие-то недостатки, но я их не увидела. Наверное, потому что влюбилась в этот театр. Эти «пять дней одного лета» запомнятся надолго, и нет возможности в одной статье передать все эмоции, чувства, радость от встречи с прекрасным театром. Впечатления необъятны.

Хочется сказать спасибо Алтайскому театру им. Василия Макаровича Шукшина, достойно несущему его имя. Аплодируем ему стоя, как принято в сибирских театрах.

Лора Тирон, театральный критик,

г. Иркутск

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: