B. Промежуточная аттестация (в форме зачёта)




На зачёте студент должен обнаружить знание основных этапов развития философской мысли, знакомство с крупнейшими памятниками философии, а также продемонстрировать достаточный уровень глубины понимания философских проблем.

C. Итоговая аттестация

Курс завершается экзаменом, который осуществляется с помощью экзаменационных вопросов, в ходе традиционного университетского личного собеседования. Основой для определения оценки знаний на экзамене служит объем и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины.

Экзаменационный ответ оценивается, исходя из следующих критериев:

«Отлично» – вопросы билета отражены целостно, аргументированно. Студент демонстрирует глубину погружения в философскую проблематику, а также знание основной и дополнительной литературы, в том числе и первоисточников, критически их (первоисточники) оценивает.

«Хорошо» – содержание ответа в основных чертах отражает содержание вопросов билета, но имеются некоторые пробелы и недочёты. Студент демонстрирует неполное знание тематической литературы и первоисточников.

«Удовлетворительно» – содержание ответа в основных чертах отражает содержание вопросов билета, но не все сущностные положения вопросов билета раскрыты. Имеются фактические пробелы и минимальное владение литературой. Наблюдается неуверенное использование философской терминологии.

«Неудовлетворительно» – содержание ответа не отражает содержание билета. Имеются грубые ошибки в изложении историко-философского материала, а также незнание ключевых философских понятий и определений.

 

  1. Тематический план занятий [1]
№№ Темы занятий Лекции Самостоятельная работа Формируемые компетенции
  Понятие мировоззрения. Философия как тип мировоззрения 2 час. 1 час. ОК-2, ПК-9
  Античная философия 8 час 4 час. ОК-2, ОК-15, ПК-9, ПК-13
  Философия Средних веков 4 час. 2 час. ОК-10, ПК-9, ПК-13
  Философия эпохи Возрождения 2 час. 1 час. ОК-2, ОК-15, ПК-9, ПК-13
  Философия Нового времени 4 час. 2 час. ОК-2, ОК-10, ОК-15, ПК-9
  Философия эпохи Просвещения 2 час. 1 час. ОК-2, ОК-10, ПК-9, ПК-13
  Немецкая философия XVIII-XIX вв. 6 час. 2 час. ОК-2, ОК-10, ПК-9, ПК-13
  Русская философия 10 час. 4 час. ОК-2, ОК-15, ПК-9, ПК-13
  Философия иррационализма 8 час. 1 час. ОК-10, ОК-15, ПК-9, ПК-13
  Философия позитивизма 6 час. 1 час. ОК-2, ОК-10, ОК-15, ПК-9, ПК-13
  Философия постмодернизма 4 час. 2 час. ОК-2, ОК-10, ОК-15, ПК-9, ПК-13
  Сущность и основные формы бытия 2 час. 1 час. ОК-2, ОК-13, ПК-13
  Познавательное отношение человека к миру 2 час. 1 час. ОК-13, ОК-15
  Общество как предмет философского анализа 2 час. 1 час. ОК-13, ОК-15
  Философская антропология и философия культуры 2 час. 1 час. ОК-13, ПК-13
  Итого: 62 час. 25 час.  

 

  1. Основное содержание курса

Тема 1. Понятие мировоззрения. Философия как тип мировоззрения.

Мировоззрение – представление человека о мире и о собственном месте в нём. Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. 4 компонента мировоззрения: когнитивный, психологический, ценностно-нормативный, практический. Уровни мировоззрения: обыденное (жизненно-практический уровень) и научное (теоретический уровень). Мировоззрение, мироощущение, миропонимание. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное.

Миф как способ целостного понимания мира. Конкретность, эмоциональность, поэтичность, синкретизм, антропоморфизм, гилозоизм мифа. Функции мифа. Мифотворчество в современном мире.

Религиозное мировоззрение. Религиозная догматика («Декалог», «Нагорная проповедь»). Превосходство веры над разумом.

Специфика философского мировоззрения: свободомыслие, критичность, рефлексивность, рациональный характер объяснения действительности. Основной вопрос философии. Понятия идеализма и материализма. Разделы философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, философия искусства, эстетика, этика, философия науки. Функции философии: софийная (формирование надежных ориентиров мудрости), мировоззренческая, методологическая (выработка ориентиров продуктивной жизни и деятельности), интегративная (целостное постижение действительности), критическая (развитие критического мышления), духовно-гуманистическая (развитие высокодуховной личности).

Тема 2. Античная философия.

Античная философия – первый период развития философии. По справедливому выражению К. Вайцзеккера античным философам «не на кого было опереться». Возникновение и развитие античной культуры и цивилизации. Пеласги. Ахейское вторжение III тыс. до н.э. Возникновение крито-микенской цивилизации II тыс. до н.э. Крито-минойская цивилизация. Троянская война XIII в. до н.э. Дорийское нашествие XII-IX в. до н.э. «Гомеровский» век (VIII в. до н.э.). Гесиод «Теогония» (VII в. до н.э.) Раннегреческая тирания. Формирование греческой полисной структуры.

Проблема периодизации античной философии.

Досократовский период развития философии. Натурфилософия (философия природы). Космоцентризм и онтологизм древнегреческой философии. Милетская школа и фигуры «семи мудрецов». Проблема первоначала (архе) и первопричины мира. Учение о воде Фалеса Милетского (625-547 до н.э.). Учение о воздухе Анаксимена (ок. 585-525 до н.э.). Учение об апейроне Анаксимандра (ок. 611-547 до н.э.). Стихийная диалектика Гераклита (544-480 до н.э.). Учение о Логосе. Пифагор (580-500 до н.э.) и пифагорейцы, учение о числе и гармонии сфер. Пифагорейский союз, окусматики. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский). Бытие Парменида (540-470 до н.э.). Апории Зенона (ок. 490-430 до н.э.): «Дихотомия», «Летящая стрела», «Ахиллес и черепаха». Учение о бытии, идея тождества бытия и мышления. Философия Анаксагора («гомеомерии» как «семена всех вещей»). Проблема первоначала в философии Эмпедокла (ок. 490-430 до н.э.). Учение об атомах и пустоте Демокрита (460-370 до н.э.).

Сократический (классический) период развития философии. Греко-персидские войны. Особенности культуры Афин: агональность (судопроизводство, Олимпийские игры), демократизация образования. После поражения греков в Пелопоннесской войне происходит изменение прежних мировоззренческих установок, релятивизация традиционных ценностей полиса. Антропологическая революция в античной философии: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Расцвет философии софистов. Протагор (ок. 481 - ок. 411 до н.э.): «О богах», «Контраверсии»; Горгий (ок. 480- ок. 380 до н.э.) «О природе, или О несуществующем». Расцвет эристики (искусство спорить), риторики (искусство красноречия).

Сократ (469-399 до н.э.) – герой греко-персидских войн, участник Пелопоннесской войны, «бродячий философ». Метод отыскания истины майевтика (др.-греч. μαιευτική — повивальное искусство, родовспоможение) на основе диалогов Платона («Евтидем», «Лахес» и др.). Ироническое изображение Сократа в комедии Аристофана «Облака». Смерть Сократа: диалог «Апология Сократа» Платона. «Сократические школы»: Киренайская (Аристипп), Киническая (Антисфен, Диоген Лаэрций), Мегарская (Евклид из Мегары), Элидо-Эретрийская (Федон из Элиды).

Философия Платона (428/427 – 348/347 до н.э.). «Странствия» Платона (Египет – Кирена – южная Италия – Сицилия – рабство в Эгине – Афины – Сиракузы). «Платоновский вопрос». Влияние размышлений Пифагора, Гераклита и Сократа на философию Платона. Тематика произведений Платона: теория идей (диалоги «Тимей», «Филеб», «Парменид», «Пир», «Гиппий Большой»), о душе (диалог «Федр»), идея блага и идеального государства («Государство», «Законы», «Политик»), теория познания («Тимей», «Теэтет»,VI книга «Государства» («Миф о пещере»), «Федон»).

Аристотель (384-322 до н.э.) – систематизатор античной философии, учитель полководца Александра Македонского. Научные интерес Аристотеля включают предметы: физика («О небе», «Чтения о физике»), психология («О душе»), логика («Органон», «Аналитики» I и II, «Категории», «Об истолковании», «О софистических опровержениях»), этика («Большая этика», «Никомахова этика»); а также «Политика», «Поэтика», «Метафизика». Критика Аристотелем учения Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Учение о 4-х причинах: материальная, формальная, действующая и целевая. Учение об Уме-Перводвигателе. Учение о движении. Понятие энтелехии. Гносеология Аристотеля. Законы классической логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключения третьего. Космология Аристотеля. Учение о государстве. Этика добродетели Аристотеля и античная категория меры. Понятие катарсиса. Вклад трудов Аристотеля в развитие философии, науки, искусства и культуры.

Эллинистический период развития античной философии считается упадочным, декадансным по сравнению с классическим, что не совсем справедливо. Это период становления, расцвета и упадка Римской империи. Основной вопрос философии – этический, или как научить человека быть счастливым. Эллинистические философские школы: стоики, скептики, эпикурейцы и неоплатоники.

Основатель стоицизма – Зенон Китийский (366-264 до н.э.). Именование получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»). Греческие стоики: Клеанф (ок. 331-232/231 до н.э.), Хрисипп (281/277-208/205 до н.э.) – древняя стоя; Панетий (ок. 185-110 до н.э.), Посидоний (135-51 до н.э.) – средняя стоя. Римский (поздний) стоицизм: «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки (5 до н.э.- 65 н.э.), «Размышления» Марка Аврелия (121-180 н.э.), творчество Эпиктета. Основное понятие этики – атараксия (греч. αταραξία — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие»), логики и теории познания – каталепсия (греч. κατάληψις — «схватывание, удерживание»). Учение о предопределении.

К эллинистическому периоду развития философии относится школа эпикурейцев («философы сада»). «Каноника», «Физика», «Этика» Эпикура (341-270 до н.э.), Тит Лукреций Кар («О природе вещей»). Теория естественных и «пустых» желаний Эпикура, главный принцип добродетели – умеренность.

Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — «рассматривающий, исследующий») Пиррона (ок. 360 до н.э. – ок. 270 до н.э.), Энесидема, Секста Эмпирика (2-я пол. II н.э.) («Три книги пирроновых положений», «Против учёных»).Идеал познания – сомнение. Этический идеал – воздержание от суждения ради обретения спокойствия духа. 15 скептических тропов (оснований для воздержания от суждений).

Неоплатонизм. Плотин (204/205 - 270). Порфирий (234-301/305). Идея абсолютного Блага, Единого и его ипостаси: Ум, Душа, Материя (Природа). Понятия эманация (лат. Emanatio – «истечение, распространение») и анагогия (др.-греч. Ανάγειν – «возвышение»), возвращение к Абсолюту и экстаз. Влияние неоплатонима на развитие христианской философии. Развитие неоплатонизма. Ямвлих (ок. 245-330) и неоплатоническая теургия. Прокл (412-485) – завершение разработки основных понятий и методов неоплатонизма. Возникновение христианства, влияние неоплатонизма на дальнейшее развитие философии.

Тема 3. Философия Средних веков.

Влияние философской традиции Аристотеля и Платона на средневековую мысль. «Вся европейская философия – это лишь заметки на полях сочинений Платона» (А.Н. Уайтхед). Средние века как «темные» и как время появления первых университетов. Возникновение христианства и его влияние на развитие философии. Основные понятия средневекового мировоззрения: теоцентризм, теодицея, креационизм, трансцендентность. Идея творения мира Богом и откровения. Проблема соотношения сущности и существования. Спор об универсалиях: реалисты, номиналисты, концептуалисты.

Апологетика, патристика и схоластика. Отношение веры и знания в философии Тертуллиана (155/165-220/240). Трактат «О плоти Христа». Теоцентризм, провиденциализм, учение о времени, теодицея в «Исповеди» А. Августина (354-430). Учение Блаженного Августина «О граде Божьем». Онтологическое доказательство бытия Бога А. Кентерберийского (1033-1109). «Суммы» Ф. Аквинского (1225-1273). Учение о 5 доказательствах бытия Бога («Сумма теологии»). Теодицея Аквината. Мистическая философия Бонавентуры (1217\18-1274). Р. Бэкон (1214-1292) о природе человеческого знания, его основных источниках и причинах заблуждения. Университеты Средневековья, их влияние на развитие философской мысли. Познание Бога и «бритва Оккама» (ок. 1285-1349). Проблема детерминизма и «буриданов осёл». М. Экхарт (1260-1327\28) о духовном пути, ведущему к индивидуальному внутреннему соцерцанию божественного и личному, внецерковному соединению с ним.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

Социокультурные предпосылки возникновения философии Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм Ренессанса. Античность как идеал духовности. Признание телесности. М. Фичино (1433-1499) и флорентийская Академия. «Платоновское богословие о бессмертии души», «О любви». Новые идеалы философии Ренессанса. Индивидуальность как ценность. Проблема воспитания универсальной творческой личности (уникальность и оригинальность, добродетельность и ответственность). Философские идеи Пико делла Мирандолы (1463-1494). «Речь о достоинстве человека». Натурфилософия и пантеизм. Концепция Н. Кузанского (1401-1464) об «ученом незнании». Географические открытия, развитие естесствознания (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно). Новое понимания жизни, которым управляет не Бог и не фатум, а сам человек (идея фортуны). Секуляризация культуры. Реформация и «95 тезисов» М. Лютера (1483-1546). «Иоанн Креститель Реформации» Э. Роттердамский (1469-1536) и «Похвала глупости». Образ Мории (глупости). С. Брандт и сочинение «Корабль дураков». Размышления о природе человеческого духа в «Опытах» М. Монтеня (1533-1592). Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса. Трактат «Государь» Н. Макиавелли (1469-1527). Влияние макиавеллизма на политическую мысль и культуру XX века. Социальные утопии Т. Мора («Утопия»), Т. Кампанеллы («Город Солнца»).

Тема 5. Философия Нового времени.

Влияние науки и экспериментального естествознания (открытия И. Кеплера, А. Лавуазье, Б. Паскаля, Р. Бойля, К. Линнея и др.) на все сферы развития культуры. Механистическая картина мира И. Ньютона (1643-1727). «Идололатрия» разума не только в науке, но и в социальной жизни – Великая Французская революция (1789 г.). Машинное производство, рост капитализма. Механицизм мышления. Новое понимания божественной сущности – «Бог-часовщик». Новое понимание сущности человека – «человек-машина» (Т. Гоббс), вульгарный материализм (Ж. Ламетри). Госудаство-Левиафан (Т. Гоббс) и теория «общественного договора». Классицизм в искусстве как следствие глобальной рационализации мышления.

Гносеология (от др.-греч. Γnόςις – «знание, наука» и λόγος – «слово», «речь») как раздел философии.

Эмпиризм и сенсуализм Нового времени. Идея господства человеческого разума над природой. Ф. Бэкон (1561-1626) как ученый, общественный и политический деятель, философ. Теория «идолов» в «Новом Органоне». Этапы индукции: сбор фактов и их систематизация, анализ данных, эксперимент (опыты «плодоносные» и «светоносные»). Метафоры путей познания: пчела, паук и муравей. Труд Бэкона «О достоинстве и приумножении наук». Образ идеального государства в утопии Бэкона «Новая Атлантида».

Концепция «tabula rasa» Дж. Локка (1632-1704). Внешний и внутренний опыт. Идеи первичных и вторичных качеств. Простые и сложные идеи. Импульс. Теория разделения властей в работе «Два трактата о государственном правлении».

Номинализм Т. Гоббса (1588-1679). Вопрос о свободе и необходимости, «мягкий детерминизм». Субъективный идеализм Дж. Беркли (1685-11753). Агностицизм Д. Юма (1711-1776): «Трактат о человеческой природе».

Рационализм Нового времени. Р. Декарт (1596-1650) как математик и основоположник рационализма. Содержание трактатов Р. Декарта «Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках», «Первоначала философии». «Мыслю, следовательно, существую» и метод радикального сомнения. Правила мышления: «правила достоверности», «правило анализа», «правило синтеза», «правило педантизма». Учение о двух типах субстанции (дуализм). Доказательство бытия Бога, теория «врождённых идей».

Учение о субстанции и её модусах Б. Спинозы (1632-1677). Этика Спинозы. Взгляды на человека, общество, политику, религию.

Монадология или онтологический плюрализм Г. Лейбница (1646-1716). Свойства монад и их разновидности. Понятия перцепция и апперцепция. Теодицея и метафизический оптимизм Лейбница: «мы живём в наилучшем из возможных миров».

Тема 6. Философия эпохи Просвещения.

Распространение идей Просвещения в Европе. Натурализм, сенсуализм, деизм, вольнодумство французских просветителей. Критическое отношение к социальной реальности, идеи общественного переустройства. Гуманистическая просветительская деятельность энциклопедистов. Проект века – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро (1713-1784): детерминизм в природе, необходимость и случайность, фатализм, эволюционизм. Ф. Вольтер (1694-1778): деизм, идея социального прогресса, «царство разума» как проект будущего. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778): рассуждения о происхождении неравенства, «общественный договор». Трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Екатерина II и идеи французских просветителей.

Тема 7. Немецкая философия XVIII-XIX вв.

Вопрос о человеке становится центральным в философии И. Канта. «Критики» И. Канта описывают природу познания, человеческой этики, эстетического суждения. Влияние философии Д. Юма и Ж.Ж. Руссо на И. Канта (1724-1804). Два периода в жизни и творчестве И. Канта: докритический и критический. «Критики» И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Суть «коперникианского переворота» И. Канта. 3 уровня познания: чувства, рассудок, разум. Аналитические и синтетические суждения. Понятия априори и апостериори, априорные формы чувственности, категории рассудка, антиномии разума, феномены и ноумены, трансцендентный и трансцендентальный. Агностицизм И. Канта.

Категорический императив И. Канта. Априорный характер морального закона. «Максимы» поведения. Вопрос о существования Бога в этическом учении И. Канта.

Понятие вкуса как суждение о природе предмета, основанное на неутилитарном удовольствии. Аналитика эстетических категорий. Неокантианство: метафизика и теория познания марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), предмет и методы познания Баденкой школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Романтизм в философии и культуре. «Наукоучение» И. Фихте (1762-1814). Философия искусства и творчества Ф. Шеллинга (1775-1854). Эстетическая концепция. Миф и символ. Кризис рационализма и гуманизма. «Буря и натиск». Романтическая ирония и ее осмысление Ф. Шлегелем (1772-1829). «Фрагменты» Ф. Новалиса (1772-1801). Теология и герменевтика Ф. Шлейермахера (1768-1834). Абсолютизация идеи свободы в творчестве художников-романтиков. Поиски свободного духа в народной культуре, фольклоре, средневековой мистике.

Объективный идеализм Г. Гегеля (1770-1831). «Наука логики» как учение о первичной идее. «Философия природы» как учение об инобытии идеи – материи, природе. «Философия духа» - опыт осмысления человеческого мышления в его развитии: 1) Субъективный дух; 2) Объективный дух; 3) Абсолютный дух. Диалектическая триада тезис-антитезис-синтез в учении Гегеля. Влияние античности на немецкую философию. Старогегельянство и младогегельянство в России и мире.

Антропологический поворот в философии Л. Фейербаха (1804-1872). Антропоморфизм религии. «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, то быки изображали бы богов похожими на быков, лошади – похожими на лошадей» (Ксенофан).

Отказ от идеалистического мышления. Философская теория К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Понятие производительных сил и производственных отношений. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ). Учение о типах ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Понятие базиса (производственные отношения) и надстройки (идеология, правовая, духовная сфера жизни общества). Понятие класса. Критика капиталистических отношений: «отчуждение труда».

Влияние марксизма на отечественную историю и философию.

Тема 8. Русская философия.

Особенности русской философии. Периодизация.

Предыстория русской философии и традиции религиозной мысли. Источники. Ветхий Завет и Палея толковая. Митрополит Никифор «О душе» (XI в). В. Мономах «Поучение» (XI в). Митрополит Иларион «Слово о законе и благодати» (XI в). Понятие исихазма (от др.-греч. ἡσυχία «спокойствие, тишина, уединение»): Вас. Великий, Гр. Нисский, Гр. Богослов, Иоанн Златоуст. Традиция православного старчества: Тихон Задонский (XVIII в.), оптинские старцы (XVIII-XIX вв.), старец Паисий (XIX в.). Апокрифическая литература: апокриф «Хождение Богородицы по мукам».

Философская мысль в Московской Руси XIII-XVIII вв. Спор нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий). Концепция «Москва — третий Рим» митрополита Филофея (XVI в.). Духовные стихи: «Голубиная книга» (XV-XVI вв.). «Сокровенный сердцу человек» «русского Сократа» Гр. Сковороды (1722-1794).

Русская философия второй половины XVIII в. - первой половины XIX в. Выбор исторического пути России: спор западников и славянофилов. Лидеры славянофильства: А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1800-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876). О единстве и свободе православной церкви (А.С. Хомяков). О рассудочности католицизма и духовности православия (И.В. Киреевский). О соборности, русской общине и «русском духе».

Почвенничество как продолжение славянофильства. Учение Н.Я. Данилевского (1822-1885) о культурно-исторических типах и многовариантности культурного развития, «Россия и Европа»; исторический процесс и судьба России в философии Л.П. Карсавина (1822-1952). Концепция «византизма» К.Н. Леонтьева (1831-1891). Размышления Ф.М. Достоевского (1821-1881) о русском народе; концепция личности в истории, «истинная религия» и нравственного совершенствования человека в сочинениях Л.Н. Толстого (1828-1910). «Непротивление злу насилием» в оценке И.А. Ильина (1883-1954).

Развитие западничества от идей о русских как «незаконнорожденных детях» П.Я. Чаадаева (1794-1856) до идей социальных преобразований (А.И. Герцен (1812-1870), В.Г. Белинский (1811-1848)), радикального анархизма (М.А. Бакунин (1814-1876)). Этика «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского (1828-1889): достижение наибольшего счастья наибольшего числа людей.

Русская религиозная философия второй половины XIX в. – начала XX в. Учение о Софии (Премудрости Божьей, замысле Бога о мире) В.С. Соловьёва (1853-1900) и отражение образа Софии в поэзии Серебряного века. Идеи соборности, единства человечества («Чтения о богочеловечестве»). О смысле существования (предназначении) русского народа («Русская идея»).

Н.А. Бердяев (1874-1948) о личности и творчестве. "Русский Леонардо" П.А. Флоренский (1882-1937) и его труд "Столп и утверждении истины. Опыт православной теодицеи".

«Идололатрия разума» и «Философия общего дела» Н.Ф. Фёдорова (1829-1903): патрофикация, всеобщая регуляция. Панпсихизм отца отечественной космонавтики К.Э. Циолковского (1857-1935). В.И. Вернадский (1863-1945) о ноосфере и влияние его трудов на философию Т. де Шардена. Космобиология А.Л. Чижевского (1894-1977).

Философия Вяч. Иванова (1866-1949) и ее влияние на культуру Серебряного века.

Идеи отечественной философии в контексте западноевропейской философской традиции.

Тема 9. Философия иррационализма.

Иррационалистическая философия (философия жизни). Разочарование в разумном устроении мира (разочарование в итогах Французской буржуазной революции,) стало причиной смены рационалистической парадигмы философской мысли на иррационалистическую. Учение о мировой воле А. Шопенгауэра (1788-1860), воле к власти Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм А. Бергсона (1859-1941) – вот первые плоды нового образа мысли.

"Мир как воля и представление" А. Шопенгауэра. Философская антропология и этические воззрения Шопенгауэра («Афоризмы житейской мудрости»). Ф. Ницше: проект преобразования цивилизации, проблема «переоценки всех ценностей», концепция «сверхчеловека», критика христианской религии («смерть Бога»). Анализ притч «Так говорил Заратустра»: притча о превращении духа, о проповедниках смерти, канатоходце, безумных обезьянах и др. Концепция сверхчеловека Ф. Ницше и нацизм. Ф. Ницше как философ культуры («Рождение трагедии из духа музыки»).

Анализ труда А. Бергсона «Творческая эволюция. Материя и память». Определение «жизненного порыва», «длительности», «творческой эволюции», концепция «закрытых» и «открытых» обществ. Интуиция как способ проникновения в сущность предмета. Превосходство интуиции над разумом. Теория физического времени и память. Влияние философии А. Бергсона на литературу первой трети XX века: «поток сознания» в творчестве М. Пруста, Дж. Джойса, У. Фолкнера.

Экзистенциализм в философии. Философия экзистенциализма появилась вследствие разочарования людей в плодах цивилизации и культуры. Критическое осмысление научно-технического прогресса (и как жертва ему "слезинка ребёнка") и истории (2 мировые войны) подвели мыслителей к тревожным мыслям относительно существования человека и цивилизации. С. Кьеркегор (1813-1855): экзистенциальный опыт постижения сущности индивидуального человеческого бытия («Страх и трепет»). «Тошнота» Ж.П. Сартра, «бунт» А. Камю – реакции человека на мир и важнейшие «категории мышления» философов-экзистенциалистов. Понятия «Другого» и «Чужого». Понятие экзистенции.

Понятия «зов бытия», «бытие-в-мире», «забота», «заброшенность» в трактате «Бытие и время» М. Хайдеггера (1889-1976). «Пограничная ситуация» и «осевая эпоха» в философии К. Ясперса (1883-1969). «Обреченность на свободу», «свобода и ответственность» в трудах «Экзистенциализм – это гуманизм», «Бытие и Ничто» Ж.-П. Сартра (1905-1980). Абсурд как философская категория у А. Камю (1913-1960). «Миф о Сизифе» (из кн. «Человек бунтующий») и проблема метафизического и политического бунта.

Психоаналитическая философия. З. Фрейд (1856-1939) и теория бессознательного. Табу. Бессознательное и культура по работе "Неудовлетворенность культурой". Понятие сублимации. Эрос и танатос. Либидо и мортидо. «Эдипов комплекс».

Теория К. Юнга (1875-1961) об архетипах и понятие «коллективного бессознательного».

Э. Фромм (1900-1980) и экзистенциальный психоанализ: социальный характер, типы социальной ориентации, проблема обретения свободы («Человек для себя», «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Анатомия человеческой деструктивности»).

Рациовитализм в философии ХХ в. Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955): проблема кризиса европейского общества («Восстание масс»). Масса и индивидуальность в современной культуре.

Философская герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности («Другого») и интерпретации социально-культурных явлений (Г. Шлейермахер, П. Рикер, Г. Гадамер, В. Дильтей). Философия культуры О. Шпенглера (1880-1936) и идеи «мировой катастрофы» в книге «Закат Европы».

Тема 10. Философия позитивизма.

Социокультурные предпосылки возникновения позитивизма. Программа позитивизма. Критика спекулятивной метафизики. «Положительная философия» и положительные науки. Формы позитивизма.

«Классический» («первый») позитивизм: принципы классификации наук О. Конта (1798-1857), «социальная физика» и механизмы социальной эволюции Г. Спенсера (1820-1903).

«Эмпириокритицизм» («второй») позитивизм и задача «очищения» опыта. Теория «нейтральных элементов опыта», принцип «экономии мышления» Э. Маха (1838-1916). Концепция относительности научных истин, знание как символ. Идея «принципиальной координации субъекта и объекта» Р. Авенариуса (1843-1896). Конвенционализм А. Пуанкаре (1854-1912). Методологическое значение учение А. Пуанкаре об интуиции для математических исследований, для изучения проблем творчества.

Неопозитивизм и проблема языка науки. Логический позитивизм Венского кружка. От языка науки к языку повседневности. Язык как «игра» в «Логико-философскрм трактате» Л. Витгенштейна (1889-1951). Критики научных суждений и проблема верификации (проверка теоретических положений) М. Шлика (1882-1936). Физикализм как универсальный язык науки Р. Карнапа (1891-1970). Логический конвенционализм и теорема Г. Гёделя (1906-1978).

Постпозитивизм. Проблема демаркации знания и фальсифицируемость (принципиальная опровержимость) любого научного утверждения, учение о «трёх мирах» К. Поппера (1902-1994). Понятие «парадигма» и научная революция в воззрениях Т. Куна (1922-1995).

Концепция развития науки у И. Лакатоса (1922-1974) и методология научных исследовательских программ: «твёрдое ядро», «защитный пояс», «океан аномалий». П. Фейерабенд (1924-1994) о росте научного знания на основе полиферации (размножения) научных теорий, о равноправии различных типов знания. Методологический анархизм (дадаизм). Об отделении науки от государства.

Тема 11. Философия постмодернизма.

«Состояние постсовременности» (Д. Харви). Кризис и переопределение европейской культуры. Проблемы структурного анализа языка, культуры. Культура как текст, интертекстуальность внутрикультурного диалога в трактовке Р. Барта (1915-1980) и Ю. Кристевой (род. 1941 г.). Концепции «смерти автора», скриптора, автоматического письма Р. Барта. Теория «открытого произведения» У. Эко. Понятия эпистема, дискурс М. Фуко («Слова и вещи», «Археология гуманитарного знания»). Эстетика существования в работах М. Фуко «Безумие в классическую эпоху», «Надзирать и наказывать», «История сексуальности».

Философия деконструктивизма Ж. Деррида: взаимосвязь с культурой и отражение в творческих стратегиях. Концепция «ризомы» Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Понятие «симулякра» Ж. Бодрийяра как метафора современности. Философская «онтология лжи» в одноименной книге А. Секацкого. Синергетическая парадигма человека в трудах С. Хоружего. Человек, общество, культура в ситуации постмодерна.

Тема 12. Сущность и основные формы бытия.

Специфика философского понимания бытия. Проблема единства бытия. Внутренняя противоречивость бытия – конечность и бесконечность, абсолютное и относительное, вечное и преходящее. Бытие, небытие, ничто. Бытие – сущность и существование. Единство и многообразие форм бытия. Внутренняя активность бытия, соотношение порядка и хаоса (И. Пригожин и И. Стенгерс). Синергетическая парадигма развития бытия. Детерминированность (взаимообусловленность) как универсальная характеристика бытия. Детерминация необходимого и случайного, причин и следствий, возможного и действительного в природных, социальных и духовных процессах. Бытие и время. Проблема объективности времени и субъективное переживание времени человеком. От «метафизики бесконечного» к аналитике человеческого существования. Эмоционально-трансцендентные акты – формы столкновения с бытием. Игра, искусство, фантазия – конечные формы освоения бесконечного (Х. Гадамер). Локально-темпоральные характеристики жизненного мира. Событие и время. Пространство и время феноменов сознания. Процессы изменения и развития бытия. Прогрессивные и регрессивные тенденции развития. Принцип историзма.

Тема 13. Познавательное отношение человека к миру.

Категория «идеальное» в истории философии. Сознание и идеальное. Происхождение и сущность сознания. Сознание как субъективный образ объективного мира и внутренний мир человека. Сознание и язык. Язык, знак, значение. Самосознание как способ самопознания субъекта. Проблема «своё-чужое» как выражение ценностного аспект самосознания. Познание как предмет философского анализа. Понятие знания. Формы познавательной деятельности и уровни познания. Проблема поиска истины. Концепции истины. Критерии истины. Истина и мнение. Истина и заблуждение. Научное познание и его специфические признаки. Отличие науки от обыденного познания. Наука как объективное предметное знание. Критерии научности. Логика и методология научного познания. Логические методы познания: индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Научные методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Научные методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Творчество и познание. Роль гипотезы и теории в научном творчестве. Созидание и разрушение как компоненты творческого процесса. Соотношение необходимости и свободы в творчестве. Гуманистическая сущность науки и искусства, проблема нравственной ответственности ученого и художника.

Тема 14. Общество как предмет философского анализа.

Проблема происхождения человеческого общества. Механистические и органистические теории целостности общества. Исторические типы общества. Принципы социализации индивидов. Социальные отношения и социальные связи. Индивид, социальная группа, социальная общность. Система социальных институтов. Потребности и интересы социального субъекта. Динамические процессы в жизни общества. Социальная стратификация и социальная мобильность. Духовная и материально-практическая жизнь общества. Сферы жизнедеятельности: материальное производство, наука, ценностная сфера (идеология, философия, религия, искусство), социальная сфера (производство и воспроизводство человека), сфера общественного управления (политика, власть, государство). Социальная и персональная реальность. Художник и общество. Художник и власть. Проблемы социального развития. Общественный прогресс, его критерии. Глобальные проблемы современного мира. Экологические проблемы как практическая задача современного человечества. Художники как социальная общность. Роль искусства в сохранении экологии жизни. Будущее человечества. Методы прогнозирования.

Тема 15. Философская антропология и философия культуры

Проблема социального и биологического в человеке. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Понятие жизненного мира. Координаты жизненного мира (судьба, свобода, смерть). Жизнетворчество как социокультурный феномен. Образы мира и образы Я. Образы бытия человека в культуре: «труженик», «мученик», «герой», «пророк», «творец», «святой», «разрушитель», «предатель», «лентяй». Человек как субъект творчества. Разработка проблем личности в философии: homo sapiens (просвещение), homo naturalis (Л. Фейербах, Ч. Дарвин, Ж. Ламарк), homo faber (Г. Маркузе), человек бунтующий (А. Камю), homo ludens (Й. Хейзинга) и т.д. Проблема смысла человеческого существования. Культура как предмет философского исследования (Э. Кассирер, Й. Хейзинга, Г. Маркузе, М.К. Мамардашвили и др.). Исторические типы культур и концепция культурной самобытности. Диалог культур. Творческая деятельность. Творчество как реализация духовного потенциала. Талант и гений. Ценности человеческого существования. Ценность как духовный ориентир. Понятие «иерархия ценностей». Социальные ценности. Нравственные ценности. Эстетические ценности. Искусство как специфическая сфера бытия эстетического. Современные тенденции культурного развития.

  1. Примерная тематика заданий для самостоятельной работы

1. Основные типы мировоззрений, их сходство и различие.

2. Восточная философия и европейское искусство.

3. Космоцентризм и основные понятия античной философии.

4. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

5. Августин Блаженный и Фома Аквинский: два взгляда на человека и его историческую миссию.

6. Ницше Ф. и историко-философская тра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: