Билет 13.1. Правотворчество. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.




Правотворчество и правообразование.

Нормы права создаются в результате специализированной деятельности правотворческих органов государства, т.е. в процессе правотворчества. Правотворчество - это специализированная деятельность компетентных органов государства по изданию нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентных органов государства, содержащий правовые нормы. От правотворчества следует отличать правообразование – это социально обусловленный процесс формирования права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера.

Основным видом правотворчества является законотворчество - деятельность представительных органов государственной власти по принятию законов и приданию им юридической силы.

Юридические особенности нормативно-правового акта характеризует его действие, под которым понимается обязательность предписаний акта в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Соответственно принято различать действие нормативного правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени:

Это период, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать конкретные юридические последствия. Федеральные законы вступают в силу одновременно по всей территории России по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу. Нормативные акты Президента (указы) и Правительства РФ (постановления) вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Исключение представляют акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера они вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования. При этом они должны быть предварительно зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

По общему правилу нормативный правовой акт обратной силы не имеет. Конституция РФ (сг. 54) прямо указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. В соответствии с Уголовным кодексом РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступным. Если после его совершения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Действие нормативно-правового акта прекращается, когда: истек срок, на который был рассчитан акт; акт признан утратившим силу; принят новый нормативный акт равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений; акт признан неконституционным; действие акта приостановлено органом, принявшим этот акт, или иным уполномоченным на то органом.

Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц:

Нормативный правовой акт действует на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих властных структур.

Относительно действия нормативных актов по кругу лиц применяется следующее правило: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, которые он охватывает. Все лица - это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации. Вместе с тем существуют определенные особенности в действии нормативных правовых актов. В соответствии с принципами и нормами международного права они могут не применяться к дипломатическим; представителям некоторым другим сотрудникам представительств иностранных государств и международных организаций. Такое исключение из юрисдикции государства именуется правом экстерриториальности.

Билет 13.2. Право в системе социальных регуляторов.

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности. Среди них - моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, групповые, обычаи, традиции, обыкновения и другие регуляторы. Как правило, в качестве таких регуляторов рассматривают нормы - определённые стандарты, образцы, эталоны поведения участников социального общения.

Норма права — разновидность социальных норм, то есть правил поведения людей в обществе. Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные отношения. Случайные связи, поступки, мотивы не могут отразиться в норме. Норма В это всегда стереотип, основанный как на внутренних убеждениях, так и на внешних детерминантах.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с разнообразием регулируемых ими отношений. В социологии они делятся по различным основаниям на виды, классы, группы. Юридическая наука не вдаётся в их подробную и исчерпывающую классификацию. Приведённые в начале учебного вопроса регуляторы, несмотря на различия, взаимосвязаны.

Юридическая норма имеет следующие особенности. Во-первых, юридическая норма - это такое правило поведения, которое выражает общественное требование, веление общества, императив. Во-вторых, юридическая норма - формальное правило поведения, устанавливающее конкретные права и обязанности участников общественных отношений. В-третьих, юридическая норма - общее правило поведения. В-четвёртых, юридическая норма - правило поведения, общеобязательность которого обеспечивается принудительной силой государства.

Итак, норма права - общеобязательное правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивающееся принудительной силой государственной власти.

Мораль (от лат. moralis - нравственный), нравственность, форма общественного сознания и вид общественных отношений. Моральные отношения - один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и запретного, справедливости и беззакония.

Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к самому себе, чувство собственного достоинства, осознания себя как личности. Ещё И. Кант утверждал: «Кто превратил себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами». Поэтому, как справедливо заметил Р. Иеринг, сопротивление наглому беззаконию есть «обязанность правомочного по отношению к себе самому».

Другим эффективным социальным регулятором является экономика. Применительно к рыночному хозяйству основными функциями закона являются статическая (закрепление сложившихся реалий) и охранительная. При этом используются следующие правовые формы: установление целей социального развития; закрепление экономической основы движения к рынку рыночной динамики; Определение круга субъектов рыночных отношений; запрещение в законе и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции (монополизм, лоббизм и т.п.); регламентация порядка разрешения рыночных дел и споров о праве; установление юридической ответственности. Функции же экономики проявляются в динамике перечисленных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: