ПО ПРЕДМЕТУ “ЧЕЛОВЕК И МИР” В І КЛАССЕ (30 ч.)




ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ урока Тема Цели Основные методы и приёмы работы Оборудование
Наша Родина – Республика Беларусь (1 ч.)
1. Мы живем в Республике Беларусь. Минск – столица нашей Родины Формировать понятие «Родина», «столица» (на доступном уровне; воспитывать любовь к родному краю, учить видеть красоту окружающей природы Беседа с использованием учебного пособия[1] (с.3). Практическая абота по ученому пособию (с.4–5). Целевая прогулка на школьный двор с целью наблюдения за растениями школьного двора Карта Республики Беларусь; картины, изображающие памятные места г. Минска, картина «Площадь Победы» и др.
  Осенние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (10 часов; 9 + 1 обобщающий)
2. Золотая осень. Разнообразие осеней окраски листьев деревьев и кустарников (экскурсия в лес, парк или сквер) Формировать у первоклассников представление "золотая осень" на основе наблюдения осенних явлений, умение правильно определять окраску листьев деревьев различных видов, умение видеть и ценить красоту окружающей природы; учить отличать предметы природы, различать живую и неживую природу, формировать конкретные представления о растениях и животных ближайшего окружения. Наблюдение за красками осени, выявление звуков и запахов осени, наблюдение за изменениями в неживой природе, жизни растений, насекомых, птиц в середине осени. Игра "Кто назовет (найдет) больше красок", "К названному дереву беги", "Найди дерево по листьям и плодам» (или «С какой ветки эти детки»), «Конкурс красоты» (определение детьми самого красивого дерева или кустарника в осеннем наряде). Наблюдение за изменениями в труде сельских жителей осенью (по дороге с экскурсии). Практическая деятельность: сбор листьев деревьев и кустарников, травянистых растений со всеми их частями, семян трав для подкормки птиц зимой Корзиночки для сбора плодов и семян, папки для листьев различной окраски
3. Что такое природа. Живая и неживая природа. Солнце – источник света и тепла. Формировать умение отличать предметы природы, различать живую и неживую природу по некоторым существенным признакам; продолжить формирование умения различать растения и животные в процессе формирования знаний о живой природе; формировать умение сравнивать, обобщать, делить предметы на группы по установленным признакам. Игры «Живое - неживое» (имитационная), «Рассели по домикам» с использованием дидактического материала, рисунков учебника, (разделение предметов живой и неживой природы), «Расставь по местам», «Назови нужное» (с мячом) – на умение различать предметы живой и неживой природы, «Правда ли, что…» (на умение различать признаки живой и неживой природы), «Назови одним словом» (на умение осуществлять обобщение). Работа с учебным пособием (с. 6 - 7). Рисунки растений, насекомых, птиц, объектов неживой природы в качестве игрового раздаточного и демонстрационного материала, мяч.
4. Осенние изменения в жизни растений осенью Закрепить и расширить полученные на экскурсии знания учащихся о неживой и живой природе, разнообразии растений (деревьев, кустарников, трав); продолжить формирование конкретных представлений о наиболее распространенных растениях ближайшего окружения и умения их различать по отличительным признакам; учить видеть красоту осенней природы; содействовать усвоению умений сравнивать, объяснять причины наблюдаемых осенних изменений в жизни растений. Практическая работа по учебному пособию (с.6–7). Беседа по материалам наблюдений за изменениями в жизни растений осенью. Дидактическая игра "Загадаю - отгадай" («С какой ветки эти детки», «Следопыт» (распознание деревьев по их листьям с помощью их рисунков с подписями или гербариев). Практическая работа в парах; выполнение заданий на стр. 8–9 учебного пособия. Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и их листьями и плодами; гербарные экземпляры травянистых растений; листья деревьев и кустарников разной окраски
5. Осень и здоровье человека Формировать у первоклассников представление о том, как сезонные изменения в природе влияют на здоровье и настроение человека; формировать умение одеваться в соответствии с погодными условиями и общепринятыми нормами; стимулировать желание заниматься посильным физическим трудом, подвижными и спортивными играми на свежем воздухе на основе осознания их важности для укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Целевая оздоровительная прогулка в лес, парк или сквер. Разучивание подвижны игр на свежем воздухе. Игра "Аукцион идей (чем можно заняться в погожий осенний день). Вариант. Занятие проводится в классе. Беседа "Осень и здоровье человека". Практическая работа по учебному пособию (с. 10–11). Игра "Одень куклу" (для прогулок в осеннюю дождливую погоду, для игр в ясный осенний день) Спортивное оборудование для подвижных игр (мячи, скакалки и т.д.); шаблон "Одень куклу" (с изображением фигур мальчика и девочки); карточки с изображением предметов одежды или комплекта одежды, головных уборов для девочек и мальчиков, сделанные из бумаги; иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени
6. Осенние плоды и семена, овощи и фрукты – источник витаминов. Правила употребления овощей и фруктов Помочь детям осознать значение свежих овощей и фруктов в питании человека; формировать представление об основных витаминах, их роли в укреплении здоровья человека; знакомить с правилами рационального питания; содействовать воспитанию аккуратности и дисциплинированности, формированию умения аргументировать высказанное суждение. Выставка "Осенний урожай": "Дары осеннего леса", "Овощи" и др. Практическая работа по учебному пособию (с. 14–15). Устный журнал "Особенности национального питания". Игры "Полезно – не полезно", "Зеленые загадки". Приготовление простейших блюд и напитков из овощей, фруктов, ягод, произрастающих и вызревающих осенью. Дегустация приготовленных блюд Ягоды, овощи и фрукты (шиповник, клюква, рябина, калина, капуста, лук, чеснок, яблоки, груши и др.; посуда, столовые приборы, салфетки
7. Домашние и дикие животные. Изменения в жизни диких животных осенью Формировать у первоклассников представление о диких и домашних животных; закрепить полученные в процессе наблюдений знания об изменениях в жизни животных (насекомых, птиц и др.) осенью; учить объяснять причины осенних изменений в жизни животных, содействовать формированию к ним гуманного отношения, формировать умения обобщения, анализа, разделения предметов на группы по установленным признакам. Работа с учебным пособием (с. 24- 25). Дидактические игры "Загадаю - отгадай", «Назови лишнее», «Назови одним словом», «Рассели по домикам», «Бывает – не бывает». Практическая работа в парах по учебному пособию (с. 25). Игра с мячом для закрепления знаний «Назови нужное» или «Потому, что…» Иллюстрации с изображением насекомых, птиц, зверей, земноводных; мяч.
8. Изменения в жизни домашних животных. Труд людей осенью Расширить представления учащихся о домашних животных; показать, как изменения в неживой природе осенью влияют на жизнь домашних животных; содействовать формированию заботливого отношения к "четвероногим друзьям", осознания ответственности человека за их судьбу Дидактическая игра "Узнай животное по описанию" с последующей беседой. Практическая работа по учебному пособию (с. 26). Беседа о том, какие виды работ выполняются осенью на дачах, огородах, в поле. Практическая работа в парах по учебному пособию (с. 27). Игра для закрепления знаний «Найди ошибку» Иллюстрации с изображением диких домашних животных, труда людей в полях и на животноводческих фермах осенью и в другое время года.
9. Осенние явления в природе (обобщающий урок) Обобщить и систематизировать представления первоклассников об изменениях в природе осенью; учить видеть и понимать зависимость изменений в жизни растений и животных от изменений в неживой природе; продолжить формирование умения объяснять причины наблюдаемых изменений; стимулировать желание участвовать в работах по охране природы Моделирование осенних явлений в природе. Дидактические игры "Что сначала, что потом", с мячом «Потому, что… Поэтому…» (разновидность игры «Заверши фразу»: Осенью становится холоднее, потому что…;) Практическая работа по учебному пособию (с. 28–29). Дидактическая игра "Что бывает в природе осенью". Картины, иллюстрации, изображающие раннюю, золотую и позднюю осень в природе, осенние и другие явления в природе, рисунки для схемы «Осенние явления в природе» или таблица основа и рисунки-детали для моделирования, изображения диких животных в осенний период
10. Режим дня. Почему надо соблюдать режим дня Формировать у детей представление о режиме дня, его значении для сохранения здоровья, стимулировать стремление его выполнять; подвести к пониманию того, что режим дня у каждого человека индивидуален, зависит от рода деятельности, состояния здоровья и т.д. Беседа с использованием учебного пособия (с. 18–19). Этюды "Утро школьника", "Вечер школьника", "Помогаем дома", "Играем на свежем воздухе" (работа в группах) или имитационная игра «Режим дня или что мы делаем в это время?». Игра с мячом «Я буду… Я не буду…» Часы или макет часов (циферблат); игрушки, спортивное оборудование, предметы, необходимые для этюдов, мяч.
11. Правила личной гигиены. Уход за зубами, ногтями и волосами Формировать у детей представление об основных правилах личной гигиены; содействовать пониманию необходимости их выполнения, учить правильно выполнять некоторые действия по гигиене полости рта, рук; формировать умение объяснять изучаемые причинно-следственные связи. Беседа "Что и почему угрожает коже" с использованием материалов учебного пособия (с. 21). Игра с мячом «Я буду… Я не буду…» или игра «Можно - нельзя» Варианты. Игры "Посмотри и запомни", "Угадай, что я делаю". Чтение отрывка из сказки Б. Заходера "Ма-Тари-Кари", стихотворения Г. Остера "Вредные привычки". Практическая работа: мытье рук, чистка зубов. Плакат "Как ты заботишься о своей коже"; средства личной гигиены для ухода за кожей лица, рук, тела, за волосами, зубами (расческа, зубная щетка, полотенце и т.д.); зеркальце, мяч; иллюстрации с рисунками средств личной гигиены, гигиенических процедур для составления плаката (разборного) «Правила чистоты»
Зимние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (5 часов)
12. Изменения в неживой природе и в жизни растений зимой (экскурсия в лес, парк, сквер) Организовать наблюдения детей за зимними изменениями в живой и неживой природе; учить видеть красоту зимней природы; показать, как трудно живется диким животным зимой, в какой помощи они нуждаются; продолжить формирование умение наблюдать Наблюдения за зимней природой. Имитационная игра "Узнай животное" или «Покажи животное». Дидактическая игра "Узнай дерево зимой". Подкормка птиц Корм для птиц
13. Жизнь диких животных зимой Познакомить учащихся с особенностями поведения и жизни диких животных зимой; показать, что способ зимовки диких животных зависит от наличия пищи; содействовать воспитанию чувства сострадания к диким животным Игра «Зимнее путешествие» (имитационная: учитель называет животное, а ученики, если его можно встретить зимой, имитируют его движением). Беседа и практическая работа с использованием учебного пособия (с.41). Дидактическая игра "Птичья столовая", Чтение отрывка из научно-художественного рассказа Г. Скребицкого "На лесной полянке". Беседа с использованием учебного пособия (с. 42-43) Иллюстрации с изображением диких животных, кормушек для птиц; таблица "Зимующие птицы"
14. Домашние животные зимой. Труд людей в зимний период года Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (особенно в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений Дидактическая игра "О ком эти загадки"; Практическая работа по учебному пособию (с. 44–45). Дидактическая игра "Зимние заботы?" Практическая работа по учебному пособию (с. 46–47). Вариант для сельской местности: экскурсия на животноводческую ферму, на поля для наблюдений за трудом людей сельскохозяйственных профессий Таблицы и картинки, изображающие домашних животных; таблицы и картинки, изображающие труд людей осенью и зимой
15. Забота человека о своем здоровье зимой. Как правильно одеваться, закаливать организм зимой Формировать у первоклассников представление об опасности простудных и инфекционных заболеваний и мерах их профилактики; ознакомить с основными приемами закаливания; стимулировать стремление систематически выполнять закаливающие процедуры в целях сохранения здоровья; учить выбирать одежду и обувь для прогулок в зимнее время Обсуждений ситуаций в парах по выбору "Если я заболел", "Чтобы не заболеть". Практическая работа по учебному пособию (с. 36–37). Обсуждение проблемной ситуации "Как навестить заболевшего товарища и не заразиться". Игра "Одень куклу" (для зимних подвижных игр, для прогулок в морозную погоду) или виртуальная игра «Одеваемся по погоде». Чтение отрывков из сказки К. Чуковского "Доктор Айболит", стихотворения Г. Остера "Вредные советы" Средства народной медицины при простудных заболеваниях (мед, чай из липового цвета, настой из шиповника, малиновое варенье, лук, чеснок и т.д.); шаблон "Одень куклу" с изображением фигур девочки и мальчика; одежда, изготовленная из цветной бумаги; юмористическое изображение больного и здорового человека (ребенка)
16. Зима в природе (обобщающий урок) Обобщить и систематизировать знания учащихся об изменениях в неживой и живой природе зимой, их влиянии на труд людей; формировать умение объяснять и устанавливать связи между объектами и явлениями неживой и живой природы, содействовать осознанию необходимости оказания помощи диким животным зимой; учить понимать красоту зимней природы; создать условия для формирования умений Дидактическая игра "Найди ошибки художника" с использованием учебного пособия (с.50–51), «Бывает – не бывает». Сюжетно-ролевая игра "В зимнем лесу". Дидактическая игра «Противоположности». Моделирование зимних явлений в природе Иллюстрации, изображающие сезонные явления в неживой и живой природе; таблица-основа и рисунки-детали для моделирования
Человек и общество (4 часа)
17. Правила дорожного движения Формировать у учащихся представление о правилах перехода улиц и дорог; учить соблюдать правила дорожного движения, наблюдать и прогнозировать развитие ситуаций на дороге, выбирать безопасные места для игр Ознакомление с дорожными знаками. Беседа о правилах дорожного движения с использованием учебного пособия (с. 32–33). Игра "Зажги светофор". Обсуждение ситуации "Во дворе дома тоже улица". Игра "Составление дорожной азбуки". Практические занятия по переходу улиц и дорог (во внеурочное время). Выбор мест для игр Иллюстрации с изображением улицы, перекрестка, регулируемого светофором, загородной дороги; плакаты по правилам дорожного движения; модели различных видов транспорта или картинки с их изображением; дорожные знаки "Пешеходный переход", "Подземный переход", "Остановка транспорта"; модель светофора
18. Мой город (деревня). Экскурсия по родному городу (деревне) Уточнить и конкретизировать представления первоклассников о памятных местах, культурно-просветительных учреждениях, главных предприятиях города (села); закрепить правила перехода улицы, поведения пешеходов зимой Выбор объектов экскурсии, составление плана-маршрута по своему населенному пункту. Экскурсия. Наблюдения. Беседа по результатам наблюдений: «Мое любимое место», игра «Заверши фразу: Мне нравиться в моем городе (деревне)…». Практическая работа: подкормка птиц Корм для птиц. Фотоаппарат для съемок.
19. Я и моя семья. Значение семьи в жизни человека. Доброжелательные отношения в семье Права и обязанности детей и родителей Формировать у учащихся понятие "семья"; представление об обязанностях всех членов семьи; воспитывать уважительное и заботливое отношение к родителям, бабушке, дедушке; познакомить с основными правами ребенка (право на жизнь, учебу, защиту) Сюжетно-ролевая игра "Семья" с последующей беседой о правах и обязанностях детей и родителе. Беседа и практическая работа с использованием учебного пособия (с. 34–35) Тематические картинки "Семья", "День рождения"; фартук, очки и другие реквизиты для игры "Семья"; тряпочки для влажной уборки
20. Опасные ситуации в доме. Номера телефонов, по которым можно вызвать пожарных, милицию, скорую помощь, службу газа Формировать у первоклассников убеждение в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами домашнего обихода снижает риск бытового травматизма; формировать умение обращаться за экстренной помощью в случае пожара и т.д. Обсуждение ситуаций "Один дома" (в группах) с использованием учебного пособия (с. 38–39). Аукцион идей "как безопасно обращаться с …" (столовыми приборами, электроприборами). Составление плаката «Опасности в доме». Беседа "Почему в доме может возникнуть пожар". Игра в парах "Сообщи о пожаре" (Вызови скорую медицинскую помощь", "Вызови милицию", "Сообщи об утечке газа") Карточки с изображениями возможных домашних происшествий (по числу групп); плакаты о пожарной безопасности; телефонные аппараты или игрушечные телефоны; макеты или изображения некоторых электроприборов, газовой и электрической плит для составления плаката.
Весенние изменения в неживой природе, жизни растений и человека (6 часов)
21. Весенние изменения в природе (целевая прогулка во двор или экскурсия в лес или парк, сквер) Организовать наблюдения детей за изменениями в неживой природе весной, за пробуждением растений и жизнью животных; формировать умение видеть и беречь красоту природы, объяснять причины наблюдаемых весенних изменений; продолжить формирование умений различать растения и животные ближайшего окружения Восприятие красок, звуков и запахов весны. Наблюдение за изменениями в жизни неживой природе весной, признаками пробуждения растений, поведением птиц и других животных весной. Чтение учителем стихотворения И. Демьяновой "Полевой звоночек". Игра "К названному дереву беги" или игра «Следопыт». Игра «Весна это …» Корм для птиц
22. Весна и здоровье человека Познакомить учащихся с живительными силами природы весной; формировать представление о пользе прогулок, подвижных игр на свежем воздухе; учить одеваться в соответствии с погодными условиями и предположительной интенсивностью деятельности (ходьба, подвижные игры и т.п.), выбирать безопасные места для игр; помочь детям осознать важность для здоровья употребления в пищу весенней зелени, богатой витаминами Обобщение материалов наблюдений на экскурсии за весенними изменениями в природе с использованием учебного пособия (с. 52-54). Игра "Одень куклу". Игра «Я выбираю» (на выбор оборудования для осенних прогулок и подвижных игр на свежем воздухе), имитационная игра «Весенние забавы» Приготовление салатов из овощей. Дегустация блюд. Вариант. Оздоровительная прогулка в природу. Разучивание подвижных игр для игровой деятельности Картины, иллюстрации, изображающие природу весной; шаблоны для игры "Одень куклу"; овощи (зеленый лук, салат, редис, укроп, щавель и т.д.), необходимая посуда и столовые приборы; спортивное и игровое оборудование для подвижных игр на свежем воздухе
23. Изменения в жизни животных весной. Прилет птиц Обобщить и расширить знания первоклассников об изменениях в жизни птиц весной; помочь осознать, что весна – очень ответственный период в жизни птиц; формировать гуманное отношение к птицам Дидактическая игра «Назови лишнее», "Что сначала, что потом". Практическая работа по учебному пособию (с. 58–59). Решение речевых логических задач: "Как ты поступишь, если…". Игра с мячом «Назови нужное» Изображения перелетных и зимующих птиц; картина А. Саврасова "Грачи прилетели"; изображения гнезд птиц
24. Изменения в жизни насекомых и других животных весной Формировать представления учащихся об изменениях в жизни насекомых, зверей и других животных весной; учить видеть взаимосвязи, существующие между растениями и животными, между различными животными; формировать бережное отношение"к братьям нашим меньшим" Игра «Закончи предложение»: Солнце выше, поэтому стало … Стало теплее, поэтому зацвели … и т.д. Практическая работа по учебному пособию (с. 60). Чтение научно-познавательной статьи Г. Скребицкого "Появились жужелицы". Игра «Потому, что…» (Насекомые появились, потому что …; лягушки проснулись потому, что… и т.п.). Решение логических задач "Что случится, если …?" Дидактическая игра с мячом "Мне нравится…" (божья коровка потому, что …; пчела…, муравьи…, лягушка). Изображения различных животных: насекомых, ящериц, лягушек и т.д.
25. Изменения в жизни домашних животных весной. Труд людей весной Сформировать у первоклассников представление о том, как весенние изменения в природе влияют на жизнь домашних животных; учить правильно называть детенышей домашних животных; содействовать осознанию, что человек в ответе за тех, кого приручил Беседа, практическая работа по учебному пособию (с. 62–63). Дидактическая игра "Узнай домашнее животное по описанию", «Взрослый и детеныш». Актуализация наблюдений за кошкой, собакой: как передвигается, как ест корм и т.д. или имитационная игра «Покажи домашнее животное» («Узнай домашнее животное»). Дидактическая игра "Весенние заботы" или составление таблицы. Вариант. Экскурсия на животноводческую ферму; наблюдение за трудом людей в полях, садах, на огородах весной. Изображения домашних животных и их детенышей; картины, изображающие сельскохозяйственный труд весной
26. Изменения в природе весной (обобщающий урок) Обобщить и систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе; формировать умение устанавливать связи, существующие между различными объектами природы, видеть красоту весенней природы, давать оценку своего поведения в природе Дидактические игры "Когда это бывает", "Что сначала, что потом". Беседа, практическая работа по учебному пособию (с. 66). Дидактическая игра "Закончи предложение" («Противоположности»). Моделирование весенних явлений в природе. Вариант. Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе весной. Дидактические игры "Узнай дерево по описанию", "К названному дереву беги" и т.д. Иллюстрации, изображающие раннюю и позднюю весну в природе; картины В. Башкеева "Голубая весна", Л. Бродской "Март", Т. Яблонской "Май"; таблица-основа и рисунки-детали для моделирования
Изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека летом (4 часа)
27. Изменения в неживой природе и в жизни растений летом Формировать у первоклассников представления об изменениях в неживой природе и жизни растений летом; показать зависимость изменений в жизни растений от положения Солнца на небосводе; формировать знания о правильном, отвечающем природоохранным нормам, поведении в природе Беседа и практическая работа по учебному пособию (с. 68–69). Дидактические игры "Когда это бывает?", "Как ты поступишь, если…". Вариант. Экскурсия в природу. Изображения луга, леса летом; таблица "Охраняемые растения"
28. Жизнь диких животных летом. Правила друзей природы Расширять знания детей о жизни диких животных летом; показать, что животные являются заботливыми родителями; содействовать формированию гуманного отношения ко всему живому Беседа и практическая работа по учебному пособию (с. 70–71). Составление правил друзей природы на основе работы с учебным пособием (с. 72–73). Дидактические игры "Узнай детенышей животных по описанию", "Кто поступает правильно?". Составление плаката «По страницам Красной книги» Изображение диких животных и их детенышей; иллюстрации охраняемых животных.
29. Лето и здоровье человека. Правила поведения у водоемов и в воде. Летнее закаливание организма Познакомить учащихся с основными правилами поведения на водоемах с целью предупреждения несчастных случаев, которые возможны во время купания; учить мерам профилактики солнечных ожогов, тепловых и солнечных ударов; формировать умение оказывать первую помощь при тепловых ударах, правильно одеваться в жаркий летний день Игра имитационная " «Отдых летом», игра «Найди ошибку». Вариант. Игры "Смех", "Печатная машинка". Чтение статьи Р. Ротенберга "Как правильно вести себя на воде". Этюд "Помоги товарищу" (при тепловом и солнечном ударах). Составление правил поведения на воде (работа в группах) Комплекты летней одежды, обуви, головных уборов для мальчиков и девочек; рисунки с изображением детей, одетых не по погоде; плакаты "Правила безопасности на водоемах"; спортивное оборудование для игры у водоемов, на пляжах
30. Изменения в природе и труде людей в разные времена года (обобщающий урок) Обобщить и систематизировать знания первоклассников о сезонных изменениях в природе; учить объяснять зависимость изменений в жизни растений и животных от изменений в неживой природе; закрепить знания о правильном, отвечающем природоохранным нормам, поведении в природе Беседа и практическая работа по учебному пособию (с. 78–79). Дидактическая игра "Когда это бывает?", игра с мячом «Потому, что… Поэтому…» или «Противоположности», «Если бы…» (Если бы зимой было тепло, то…; ласточка на зиму бы не улетала, если бы …). Викторина «Путешествие по родному краю». Игр Решение речевых логических задач "Как ты поступишь, если…" Иллюстрации, изображающие изменения в неживой и живой природе во все времена года; рисунки диких животных и их детенышей; мяч.

 

Ведущий научный сотрудник НИО,

кандидат педагогических наук В.М. Вдовиченко

 

 

Зав. кафедрой педагогики Брестского

государственного университета

имени А.С. Пушкина, доцент, кандидат педагогических наук Т.А. Ковальчук


[1] Здесь и далее: В.М. Вдовиченко. Человек и мир. Учебное пособие для первого класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения. //В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Мн.: Нар. асвета, 2006 – 95с.: илл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: