ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ урока | Тема | Цели | Основные методы и приёмы работы | Оборудование |
Наша Родина – Республика Беларусь (1 ч.) | ||||
1. | Мы живем в Республике Беларусь. Минск – столица нашей Родины | Формировать понятие «Родина», «столица» (на доступном уровне; воспитывать любовь к родному краю, учить видеть красоту окружающей природы | Беседа с использованием учебного пособия[1] (с.3). Практическая абота по ученому пособию (с.4–5). Целевая прогулка на школьный двор с целью наблюдения за растениями школьного двора | Карта Республики Беларусь; картины, изображающие памятные места г. Минска, картина «Площадь Победы» и др. |
Осенние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (10 часов; 9 + 1 обобщающий) | ||||
2. | Золотая осень. Разнообразие осеней окраски листьев деревьев и кустарников (экскурсия в лес, парк или сквер) | Формировать у первоклассников представление "золотая осень" на основе наблюдения осенних явлений, умение правильно определять окраску листьев деревьев различных видов, умение видеть и ценить красоту окружающей природы; учить отличать предметы природы, различать живую и неживую природу, формировать конкретные представления о растениях и животных ближайшего окружения. | Наблюдение за красками осени, выявление звуков и запахов осени, наблюдение за изменениями в неживой природе, жизни растений, насекомых, птиц в середине осени. Игра "Кто назовет (найдет) больше красок", "К названному дереву беги", "Найди дерево по листьям и плодам» (или «С какой ветки эти детки»), «Конкурс красоты» (определение детьми самого красивого дерева или кустарника в осеннем наряде). Наблюдение за изменениями в труде сельских жителей осенью (по дороге с экскурсии). Практическая деятельность: сбор листьев деревьев и кустарников, травянистых растений со всеми их частями, семян трав для подкормки птиц зимой | Корзиночки для сбора плодов и семян, папки для листьев различной окраски |
3. | Что такое природа. Живая и неживая природа. Солнце – источник света и тепла. | Формировать умение отличать предметы природы, различать живую и неживую природу по некоторым существенным признакам; продолжить формирование умения различать растения и животные в процессе формирования знаний о живой природе; формировать умение сравнивать, обобщать, делить предметы на группы по установленным признакам. | Игры «Живое - неживое» (имитационная), «Рассели по домикам» с использованием дидактического материала, рисунков учебника, (разделение предметов живой и неживой природы), «Расставь по местам», «Назови нужное» (с мячом) – на умение различать предметы живой и неживой природы, «Правда ли, что…» (на умение различать признаки живой и неживой природы), «Назови одним словом» (на умение осуществлять обобщение). Работа с учебным пособием (с. 6 - 7). | Рисунки растений, насекомых, птиц, объектов неживой природы в качестве игрового раздаточного и демонстрационного материала, мяч. |
4. | Осенние изменения в жизни растений осенью | Закрепить и расширить полученные на экскурсии знания учащихся о неживой и живой природе, разнообразии растений (деревьев, кустарников, трав); продолжить формирование конкретных представлений о наиболее распространенных растениях ближайшего окружения и умения их различать по отличительным признакам; учить видеть красоту осенней природы; содействовать усвоению умений сравнивать, объяснять причины наблюдаемых осенних изменений в жизни растений. | Практическая работа по учебному пособию (с.6–7). Беседа по материалам наблюдений за изменениями в жизни растений осенью. Дидактическая игра "Загадаю - отгадай" («С какой ветки эти детки», «Следопыт» (распознание деревьев по их листьям с помощью их рисунков с подписями или гербариев). Практическая работа в парах; выполнение заданий на стр. 8–9 учебного пособия. | Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и их листьями и плодами; гербарные экземпляры травянистых растений; листья деревьев и кустарников разной окраски |
5. | Осень и здоровье человека | Формировать у первоклассников представление о том, как сезонные изменения в природе влияют на здоровье и настроение человека; формировать умение одеваться в соответствии с погодными условиями и общепринятыми нормами; стимулировать желание заниматься посильным физическим трудом, подвижными и спортивными играми на свежем воздухе на основе осознания их важности для укрепления здоровья и профилактики заболеваний. | Целевая оздоровительная прогулка в лес, парк или сквер. Разучивание подвижны игр на свежем воздухе. Игра "Аукцион идей (чем можно заняться в погожий осенний день). Вариант. Занятие проводится в классе. Беседа "Осень и здоровье человека". Практическая работа по учебному пособию (с. 10–11). Игра "Одень куклу" (для прогулок в осеннюю дождливую погоду, для игр в ясный осенний день) | Спортивное оборудование для подвижных игр (мячи, скакалки и т.д.); шаблон "Одень куклу" (с изображением фигур мальчика и девочки); карточки с изображением предметов одежды или комплекта одежды, головных уборов для девочек и мальчиков, сделанные из бумаги; иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени |
6. | Осенние плоды и семена, овощи и фрукты – источник витаминов. Правила употребления овощей и фруктов | Помочь детям осознать значение свежих овощей и фруктов в питании человека; формировать представление об основных витаминах, их роли в укреплении здоровья человека; знакомить с правилами рационального питания; содействовать воспитанию аккуратности и дисциплинированности, формированию умения аргументировать высказанное суждение. | Выставка "Осенний урожай": "Дары осеннего леса", "Овощи" и др. Практическая работа по учебному пособию (с. 14–15). Устный журнал "Особенности национального питания". Игры "Полезно – не полезно", "Зеленые загадки". Приготовление простейших блюд и напитков из овощей, фруктов, ягод, произрастающих и вызревающих осенью. Дегустация приготовленных блюд | Ягоды, овощи и фрукты (шиповник, клюква, рябина, калина, капуста, лук, чеснок, яблоки, груши и др.; посуда, столовые приборы, салфетки |
7. | Домашние и дикие животные. Изменения в жизни диких животных осенью | Формировать у первоклассников представление о диких и домашних животных; закрепить полученные в процессе наблюдений знания об изменениях в жизни животных (насекомых, птиц и др.) осенью; учить объяснять причины осенних изменений в жизни животных, содействовать формированию к ним гуманного отношения, формировать умения обобщения, анализа, разделения предметов на группы по установленным признакам. | Работа с учебным пособием (с. 24- 25). Дидактические игры "Загадаю - отгадай", «Назови лишнее», «Назови одним словом», «Рассели по домикам», «Бывает – не бывает». Практическая работа в парах по учебному пособию (с. 25). Игра с мячом для закрепления знаний «Назови нужное» или «Потому, что…» | Иллюстрации с изображением насекомых, птиц, зверей, земноводных; мяч. |
8. | Изменения в жизни домашних животных. Труд людей осенью | Расширить представления учащихся о домашних животных; показать, как изменения в неживой природе осенью влияют на жизнь домашних животных; содействовать формированию заботливого отношения к "четвероногим друзьям", осознания ответственности человека за их судьбу | Дидактическая игра "Узнай животное по описанию" с последующей беседой. Практическая работа по учебному пособию (с. 26). Беседа о том, какие виды работ выполняются осенью на дачах, огородах, в поле. Практическая работа в парах по учебному пособию (с. 27). Игра для закрепления знаний «Найди ошибку» | Иллюстрации с изображением диких домашних животных, труда людей в полях и на животноводческих фермах осенью и в другое время года. |
9. | Осенние явления в природе (обобщающий урок) | Обобщить и систематизировать представления первоклассников об изменениях в природе осенью; учить видеть и понимать зависимость изменений в жизни растений и животных от изменений в неживой природе; продолжить формирование умения объяснять причины наблюдаемых изменений; стимулировать желание участвовать в работах по охране природы | Моделирование осенних явлений в природе. Дидактические игры "Что сначала, что потом", с мячом «Потому, что… Поэтому…» (разновидность игры «Заверши фразу»: Осенью становится холоднее, потому что…;) Практическая работа по учебному пособию (с. 28–29). Дидактическая игра "Что бывает в природе осенью". | Картины, иллюстрации, изображающие раннюю, золотую и позднюю осень в природе, осенние и другие явления в природе, рисунки для схемы «Осенние явления в природе» или таблица основа и рисунки-детали для моделирования, изображения диких животных в осенний период |
10. | Режим дня. Почему надо соблюдать режим дня | Формировать у детей представление о режиме дня, его значении для сохранения здоровья, стимулировать стремление его выполнять; подвести к пониманию того, что режим дня у каждого человека индивидуален, зависит от рода деятельности, состояния здоровья и т.д. | Беседа с использованием учебного пособия (с. 18–19). Этюды "Утро школьника", "Вечер школьника", "Помогаем дома", "Играем на свежем воздухе" (работа в группах) или имитационная игра «Режим дня или что мы делаем в это время?». Игра с мячом «Я буду… Я не буду…» | Часы или макет часов (циферблат); игрушки, спортивное оборудование, предметы, необходимые для этюдов, мяч. |
11. | Правила личной гигиены. Уход за зубами, ногтями и волосами | Формировать у детей представление об основных правилах личной гигиены; содействовать пониманию необходимости их выполнения, учить правильно выполнять некоторые действия по гигиене полости рта, рук; формировать умение объяснять изучаемые причинно-следственные связи. | Беседа "Что и почему угрожает коже" с использованием материалов учебного пособия (с. 21). Игра с мячом «Я буду… Я не буду…» или игра «Можно - нельзя» Варианты. Игры "Посмотри и запомни", "Угадай, что я делаю". Чтение отрывка из сказки Б. Заходера "Ма-Тари-Кари", стихотворения Г. Остера "Вредные привычки". Практическая работа: мытье рук, чистка зубов. | Плакат "Как ты заботишься о своей коже"; средства личной гигиены для ухода за кожей лица, рук, тела, за волосами, зубами (расческа, зубная щетка, полотенце и т.д.); зеркальце, мяч; иллюстрации с рисунками средств личной гигиены, гигиенических процедур для составления плаката (разборного) «Правила чистоты» |
Зимние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (5 часов) | ||||
12. | Изменения в неживой природе и в жизни растений зимой (экскурсия в лес, парк, сквер) | Организовать наблюдения детей за зимними изменениями в живой и неживой природе; учить видеть красоту зимней природы; показать, как трудно живется диким животным зимой, в какой помощи они нуждаются; продолжить формирование умение наблюдать | Наблюдения за зимней природой. Имитационная игра "Узнай животное" или «Покажи животное». Дидактическая игра "Узнай дерево зимой". Подкормка птиц | Корм для птиц |
13. | Жизнь диких животных зимой | Познакомить учащихся с особенностями поведения и жизни диких животных зимой; показать, что способ зимовки диких животных зависит от наличия пищи; содействовать воспитанию чувства сострадания к диким животным | Игра «Зимнее путешествие» (имитационная: учитель называет животное, а ученики, если его можно встретить зимой, имитируют его движением). Беседа и практическая работа с использованием учебного пособия (с.41). Дидактическая игра "Птичья столовая", Чтение отрывка из научно-художественного рассказа Г. Скребицкого "На лесной полянке". Беседа с использованием учебного пособия (с. 42-43) | Иллюстрации с изображением диких животных, кормушек для птиц; таблица "Зимующие птицы" |
14. | Домашние животные зимой. Труд людей в зимний период года | Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (особенно в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений | Дидактическая игра "О ком эти загадки"; Практическая работа по учебному пособию (с. 44–45). Дидактическая игра "Зимние заботы?" Практическая работа по учебному пособию (с. 46–47). Вариант для сельской местности: экскурсия на животноводческую ферму, на поля для наблюдений за трудом людей сельскохозяйственных профессий | Таблицы и картинки, изображающие домашних животных; таблицы и картинки, изображающие труд людей осенью и зимой |
15. | Забота человека о своем здоровье зимой. Как правильно одеваться, закаливать организм зимой | Формировать у первоклассников представление об опасности простудных и инфекционных заболеваний и мерах их профилактики; ознакомить с основными приемами закаливания; стимулировать стремление систематически выполнять закаливающие процедуры в целях сохранения здоровья; учить выбирать одежду и обувь для прогулок в зимнее время | Обсуждений ситуаций в парах по выбору "Если я заболел", "Чтобы не заболеть". Практическая работа по учебному пособию (с. 36–37). Обсуждение проблемной ситуации "Как навестить заболевшего товарища и не заразиться". Игра "Одень куклу" (для зимних подвижных игр, для прогулок в морозную погоду) или виртуальная игра «Одеваемся по погоде». Чтение отрывков из сказки К. Чуковского "Доктор Айболит", стихотворения Г. Остера "Вредные советы" | Средства народной медицины при простудных заболеваниях (мед, чай из липового цвета, настой из шиповника, малиновое варенье, лук, чеснок и т.д.); шаблон "Одень куклу" с изображением фигур девочки и мальчика; одежда, изготовленная из цветной бумаги; юмористическое изображение больного и здорового человека (ребенка) |
16. | Зима в природе (обобщающий урок) | Обобщить и систематизировать знания учащихся об изменениях в неживой и живой природе зимой, их влиянии на труд людей; формировать умение объяснять и устанавливать связи между объектами и явлениями неживой и живой природы, содействовать осознанию необходимости оказания помощи диким животным зимой; учить понимать красоту зимней природы; создать условия для формирования умений | Дидактическая игра "Найди ошибки художника" с использованием учебного пособия (с.50–51), «Бывает – не бывает». Сюжетно-ролевая игра "В зимнем лесу". Дидактическая игра «Противоположности». Моделирование зимних явлений в природе | Иллюстрации, изображающие сезонные явления в неживой и живой природе; таблица-основа и рисунки-детали для моделирования |
Человек и общество (4 часа) | ||||
17. | Правила дорожного движения | Формировать у учащихся представление о правилах перехода улиц и дорог; учить соблюдать правила дорожного движения, наблюдать и прогнозировать развитие ситуаций на дороге, выбирать безопасные места для игр | Ознакомление с дорожными знаками. Беседа о правилах дорожного движения с использованием учебного пособия (с. 32–33). Игра "Зажги светофор". Обсуждение ситуации "Во дворе дома тоже улица". Игра "Составление дорожной азбуки". Практические занятия по переходу улиц и дорог (во внеурочное время). Выбор мест для игр | Иллюстрации с изображением улицы, перекрестка, регулируемого светофором, загородной дороги; плакаты по правилам дорожного движения; модели различных видов транспорта или картинки с их изображением; дорожные знаки "Пешеходный переход", "Подземный переход", "Остановка транспорта"; модель светофора |
18. | Мой город (деревня). Экскурсия по родному городу (деревне) | Уточнить и конкретизировать представления первоклассников о памятных местах, культурно-просветительных учреждениях, главных предприятиях города (села); закрепить правила перехода улицы, поведения пешеходов зимой | Выбор объектов экскурсии, составление плана-маршрута по своему населенному пункту. Экскурсия. Наблюдения. Беседа по результатам наблюдений: «Мое любимое место», игра «Заверши фразу: Мне нравиться в моем городе (деревне)…». Практическая работа: подкормка птиц | Корм для птиц. Фотоаппарат для съемок. |
19. | Я и моя семья. Значение семьи в жизни человека. Доброжелательные отношения в семье Права и обязанности детей и родителей | Формировать у учащихся понятие "семья"; представление об обязанностях всех членов семьи; воспитывать уважительное и заботливое отношение к родителям, бабушке, дедушке; познакомить с основными правами ребенка (право на жизнь, учебу, защиту) | Сюжетно-ролевая игра "Семья" с последующей беседой о правах и обязанностях детей и родителе. Беседа и практическая работа с использованием учебного пособия (с. 34–35) | Тематические картинки "Семья", "День рождения"; фартук, очки и другие реквизиты для игры "Семья"; тряпочки для влажной уборки |
20. | Опасные ситуации в доме. Номера телефонов, по которым можно вызвать пожарных, милицию, скорую помощь, службу газа | Формировать у первоклассников убеждение в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами домашнего обихода снижает риск бытового травматизма; формировать умение обращаться за экстренной помощью в случае пожара и т.д. | Обсуждение ситуаций "Один дома" (в группах) с использованием учебного пособия (с. 38–39). Аукцион идей "как безопасно обращаться с …" (столовыми приборами, электроприборами). Составление плаката «Опасности в доме». Беседа "Почему в доме может возникнуть пожар". Игра в парах "Сообщи о пожаре" (Вызови скорую медицинскую помощь", "Вызови милицию", "Сообщи об утечке газа") | Карточки с изображениями возможных домашних происшествий (по числу групп); плакаты о пожарной безопасности; телефонные аппараты или игрушечные телефоны; макеты или изображения некоторых электроприборов, газовой и электрической плит для составления плаката. |
Весенние изменения в неживой природе, жизни растений и человека (6 часов) | ||||
21. | Весенние изменения в природе (целевая прогулка во двор или экскурсия в лес или парк, сквер) | Организовать наблюдения детей за изменениями в неживой природе весной, за пробуждением растений и жизнью животных; формировать умение видеть и беречь красоту природы, объяснять причины наблюдаемых весенних изменений; продолжить формирование умений различать растения и животные ближайшего окружения | Восприятие красок, звуков и запахов весны. Наблюдение за изменениями в жизни неживой природе весной, признаками пробуждения растений, поведением птиц и других животных весной. Чтение учителем стихотворения И. Демьяновой "Полевой звоночек". Игра "К названному дереву беги" или игра «Следопыт». Игра «Весна это …» | Корм для птиц |
22. | Весна и здоровье человека | Познакомить учащихся с живительными силами природы весной; формировать представление о пользе прогулок, подвижных игр на свежем воздухе; учить одеваться в соответствии с погодными условиями и предположительной интенсивностью деятельности (ходьба, подвижные игры и т.п.), выбирать безопасные места для игр; помочь детям осознать важность для здоровья употребления в пищу весенней зелени, богатой витаминами | Обобщение материалов наблюдений на экскурсии за весенними изменениями в природе с использованием учебного пособия (с. 52-54). Игра "Одень куклу". Игра «Я выбираю» (на выбор оборудования для осенних прогулок и подвижных игр на свежем воздухе), имитационная игра «Весенние забавы» Приготовление салатов из овощей. Дегустация блюд. Вариант. Оздоровительная прогулка в природу. Разучивание подвижных игр для игровой деятельности | Картины, иллюстрации, изображающие природу весной; шаблоны для игры "Одень куклу"; овощи (зеленый лук, салат, редис, укроп, щавель и т.д.), необходимая посуда и столовые приборы; спортивное и игровое оборудование для подвижных игр на свежем воздухе |
23. | Изменения в жизни животных весной. Прилет птиц | Обобщить и расширить знания первоклассников об изменениях в жизни птиц весной; помочь осознать, что весна – очень ответственный период в жизни птиц; формировать гуманное отношение к птицам | Дидактическая игра «Назови лишнее», "Что сначала, что потом". Практическая работа по учебному пособию (с. 58–59). Решение речевых логических задач: "Как ты поступишь, если…". Игра с мячом «Назови нужное» | Изображения перелетных и зимующих птиц; картина А. Саврасова "Грачи прилетели"; изображения гнезд птиц |
24. | Изменения в жизни насекомых и других животных весной | Формировать представления учащихся об изменениях в жизни насекомых, зверей и других животных весной; учить видеть взаимосвязи, существующие между растениями и животными, между различными животными; формировать бережное отношение"к братьям нашим меньшим" | Игра «Закончи предложение»: Солнце выше, поэтому стало … Стало теплее, поэтому зацвели … и т.д. Практическая работа по учебному пособию (с. 60). Чтение научно-познавательной статьи Г. Скребицкого "Появились жужелицы". Игра «Потому, что…» (Насекомые появились, потому что …; лягушки проснулись потому, что… и т.п.). Решение логических задач "Что случится, если …?" Дидактическая игра с мячом "Мне нравится…" (божья коровка потому, что …; пчела…, муравьи…, лягушка). | Изображения различных животных: насекомых, ящериц, лягушек и т.д. |
25. | Изменения в жизни домашних животных весной. Труд людей весной | Сформировать у первоклассников представление о том, как весенние изменения в природе влияют на жизнь домашних животных; учить правильно называть детенышей домашних животных; содействовать осознанию, что человек в ответе за тех, кого приручил | Беседа, практическая работа по учебному пособию (с. 62–63). Дидактическая игра "Узнай домашнее животное по описанию", «Взрослый и детеныш». Актуализация наблюдений за кошкой, собакой: как передвигается, как ест корм и т.д. или имитационная игра «Покажи домашнее животное» («Узнай домашнее животное»). Дидактическая игра "Весенние заботы" или составление таблицы. Вариант. Экскурсия на животноводческую ферму; наблюдение за трудом людей в полях, садах, на огородах весной. | Изображения домашних животных и их детенышей; картины, изображающие сельскохозяйственный труд весной |
26. | Изменения в природе весной (обобщающий урок) | Обобщить и систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе; формировать умение устанавливать связи, существующие между различными объектами природы, видеть красоту весенней природы, давать оценку своего поведения в природе | Дидактические игры "Когда это бывает", "Что сначала, что потом". Беседа, практическая работа по учебному пособию (с. 66). Дидактическая игра "Закончи предложение" («Противоположности»). Моделирование весенних явлений в природе. Вариант. Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе весной. Дидактические игры "Узнай дерево по описанию", "К названному дереву беги" и т.д. | Иллюстрации, изображающие раннюю и позднюю весну в природе; картины В. Башкеева "Голубая весна", Л. Бродской "Март", Т. Яблонской "Май"; таблица-основа и рисунки-детали для моделирования |
Изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека летом (4 часа) | ||||
27. | Изменения в неживой природе и в жизни растений летом | Формировать у первоклассников представления об изменениях в неживой природе и жизни растений летом; показать зависимость изменений в жизни растений от положения Солнца на небосводе; формировать знания о правильном, отвечающем природоохранным нормам, поведении в природе | Беседа и практическая работа по учебному пособию (с. 68–69). Дидактические игры "Когда это бывает?", "Как ты поступишь, если…". Вариант. Экскурсия в природу. | Изображения луга, леса летом; таблица "Охраняемые растения" |
28. | Жизнь диких животных летом. Правила друзей природы | Расширять знания детей о жизни диких животных летом; показать, что животные являются заботливыми родителями; содействовать формированию гуманного отношения ко всему живому | Беседа и практическая работа по учебному пособию (с. 70–71). Составление правил друзей природы на основе работы с учебным пособием (с. 72–73). Дидактические игры "Узнай детенышей животных по описанию", "Кто поступает правильно?". Составление плаката «По страницам Красной книги» | Изображение диких животных и их детенышей; иллюстрации охраняемых животных. |
29. | Лето и здоровье человека. Правила поведения у водоемов и в воде. Летнее закаливание организма | Познакомить учащихся с основными правилами поведения на водоемах с целью предупреждения несчастных случаев, которые возможны во время купания; учить мерам профилактики солнечных ожогов, тепловых и солнечных ударов; формировать умение оказывать первую помощь при тепловых ударах, правильно одеваться в жаркий летний день | Игра имитационная " «Отдых летом», игра «Найди ошибку». Вариант. Игры "Смех", "Печатная машинка". Чтение статьи Р. Ротенберга "Как правильно вести себя на воде". Этюд "Помоги товарищу" (при тепловом и солнечном ударах). Составление правил поведения на воде (работа в группах) | Комплекты летней одежды, обуви, головных уборов для мальчиков и девочек; рисунки с изображением детей, одетых не по погоде; плакаты "Правила безопасности на водоемах"; спортивное оборудование для игры у водоемов, на пляжах |
30. | Изменения в природе и труде людей в разные времена года (обобщающий урок) | Обобщить и систематизировать знания первоклассников о сезонных изменениях в природе; учить объяснять зависимость изменений в жизни растений и животных от изменений в неживой природе; закрепить знания о правильном, отвечающем природоохранным нормам, поведении в природе | Беседа и практическая работа по учебному пособию (с. 78–79). Дидактическая игра "Когда это бывает?", игра с мячом «Потому, что… Поэтому…» или «Противоположности», «Если бы…» (Если бы зимой было тепло, то…; ласточка на зиму бы не улетала, если бы …). Викторина «Путешествие по родному краю». Игр Решение речевых логических задач "Как ты поступишь, если…" | Иллюстрации, изображающие изменения в неживой и живой природе во все времена года; рисунки диких животных и их детенышей; мяч. |
Ведущий научный сотрудник НИО,
кандидат педагогических наук В.М. Вдовиченко
Зав. кафедрой педагогики Брестского
государственного университета
имени А.С. Пушкина, доцент, кандидат педагогических наук Т.А. Ковальчук
[1] Здесь и далее: В.М. Вдовиченко. Человек и мир. Учебное пособие для первого класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения. //В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Мн.: Нар. асвета, 2006 – 95с.: илл.