по предмету «Человек и мир» в III классе (35 ч.)




№ урока Тема Цели Основные методы и приемы организации учебной деятельности Оборудование Домашнее задание  
Природа и человек (26 ч.)  
Ориентирование на местности (3 ч.)  
  Горизонт. Стороны горизонта Актуализировать содержание понятий «природа», «неживая и живая природа», «растения», «животные»; познакомить учащихся с содержанием и задачами предмета, учебным пособием[1]; формировать представление о горизонте и сторонах горизонта; содействовать осознанию третьеклассниками практического значения умения ориентироваться, развитию интереса к изучению предмета “Человек и мир” Беседа с использованием учебного пособия. Дидактические игры «Назови одним словом», «Назови четвертое» с целью актуализации основных природоведческих понятий. Эвристическая беседа. Чтение статей учебного пособия «Горизонт», «Для чего люди придумали стороны горизонта», «Линия горизонта». Практическая работа по ориентированию относительно известных предметов Таблица «Горизонт, линия горизонта»; рисунки с изображением животных, растений, объектов неживой природы Прочитать статьи учебного пособия «Горизонт», «Для чего люди придумали стороны горизонта» на с. 5-6, ответить на вопросы к ним[2]  
2 - 3 Что такое природное сообщество. Основные природные сообщества родного края (экскурсия)[3] формировать представление о природном сообществе, об условиях местообитания различных растений и животных; создать условия для понимания учащимися связей, существующих между растениями и животными, о взаимном влиянии растений друг на друга; учить видеть и беречь красоту осенней природы, поупражнять в определении горизонта и линии горизонта. Вступительная беседа о красоте осенней природы. Наблюдения за растениями леса (болота) с целью выяснения, как растения различных сообществ приспособлены к совместному произрастанию. Дидактическая игра «К названному дереву (кустарнику) беги» или «Следопыт» (установление наблюдаемых предметов по указанным признакам). Наблюдения за животными леса по ходу экскурсии, особенностях их передвижения, способах питания, внешнего строения. Практическая работа (уборка леса, огораживание муравейника; сбор листьев, деревьев и кустарников для гербария). Гербарные папки или газеты для сбора растений, блокноты, карандаши, совки для выкапывания растений, корзинки Прочитать часть статьи «Что такое природное сообщество» (стр. 44-46). Ответить на 1-3 вопросы к ней.  
  Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу Формировать представление о различных способах ориентирования на местности, учить ориентироваться по Солнцу, компасу; содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение; развивать познавательный интерес к изучению предмета. Эвристическая беседа. Практическая работа с компасом. Чтение статьи учебника «Ориентирование по Солнцу». Практическая работа «Ориентирование по компасу». Компас, таблицы «Ориентирование по Солнцу», «Ориентирование по местным признакам» Прочитать статьи «Почему надо уметь ориентироваться», ориентирование по Солнцу, ответить на вопросы к ним.  
  Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам (практическая работа на местности – в школьном дворе) Закрепить полученные знания о горизонте, сторонах горизонта, ориентировании на практике; формировать умения ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам; актуализировать знания учащихся о растениях и животных ближайшего окружения; развивать умения распознавать растения и животных, наблюдать за сезонными явлениями; воспитывать чувство восхищения красотой природы, стремление выполнять правила природоохранного поведения Актуализация на местности понятий «горизонт, его формы на открытой и закрытой местности», «линия горизонта», зарисовка в блокнотах горизонта и линии горизонта на открытой местности. Практическая работа по определению сторон горизонта по Солнцу с помощью шеста (или гномона), вычерчивание на песке основных направлений сторон горизонта на основе установления момента самой короткой тени от шеста. Практическая работа «Ориентирование с помощью компаса»; определение основных и промежуточных сторон горизонта, сопоставление полученных результатов с предыдущими; установление местонахождения окружающих предметов относительно сторон горизонта, определение нужных направлений (например, в каком направлении нужно идти, чтобы попасть в парк, лес, домой и т.п., в каком направлении необходимо возвращаться) – фронтальная и парная работа. Шест, компас, планшет, карандаши, бумага.    
Земля на глобусе и карте (2 ч.)  
  Глобус – модель Земли. Физическая карта полушарий Формировать представление о глобусе как модели Земли, о карте как уменьшенном изображении всей Земли или ее больших участков на плоскости; учить школьников пользоваться условными знаками карты, определять по карте стороны горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга; воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной работы, продолжить развитие коммуникативных умений. Индивидуальный опрос. Эвристическая беседа с целью подведения учащихся к выводу о форме Земли. Знакомство с глобусом. Практическая работа с глобусом: нахождение на глобусе экватора, полюсов, западного и восточного полушарий, океанов и материков; чтение статьи учебного пособия «Глобус - модель Земли». Практическая работа с картой полушарий и физической картой Беларуси; чтение текста «Карта. Карта полушарий». Глобус, карта полушарий, физическая карта Беларуси. Прочитать статьи на с. 12-14, ответить на вопросы к ним.  
  Материки и океаны Формировать представление об океанах и материках на земной поверхности, о материке, на котором расположена Республика Беларусь, элементарные умения читать карту; содействовать развитию умения работать в парах сменного состава, осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей работы, составлять небольшие рассказы; воспитывать чувство уважения и взаимопомощи друг к другу. Работа в микрогруппах по методике «Опрос пятерых» с целью актуализации знаний о глобусе и карте полушарий. Устный фронтальный опрос. Выполнение практической работы учебника «Материки и океаны на карте» по методике «Работа в вариативных парах», «Ориентирование по физической карте Беларуси». Чтение статей «Океаны», «Материки». Самостоятельная работа: составление по опорным словам рассказа о значении океанов (работа в парах) на основе работы с текстом учебного пособия. Карта полушарий, физическая карта Беларуси. Прочитать статьи на стр. 16-17, ответить на вопросы к ним.  
Природные богатства родного края (15 ч. *)          
Формы земной поверхности (3 ч.)  
  Формы поверхности, водоемы родного края. Полезные ископаемые (комплексная экскурсия) Формировать представления о формах поверхности, водоемах; учить видеть и восхищаться красотой и неповторимостью природы родного края; воспитывать потребность в соблюдении правил охраны природы, безопасного поведения; развивать интерес к познанию родного края. Фронтальная исследовательская работа: изучение форм поверхности, их зарисовка. Изучение водоема, наблюдение за его экологическим состоянием (цвет, прозрачность, запах воды, степень зарастания берегов и самого водоема, наличие животных – индикаторов чистоты воды; источники загрязнения водоема и т.д.). Наблюдения за песком, глиной, другими полезными ископаемыми (в зависимости от региона).     Блокноты для фиксации наблюдений, оборудование для изучения чистоты, прозрачности и запаха воды.    
  Формы земной поверхности. Равнины и горы как основные формы поверхности Земли Формировать представление о разнообразии форм поверхности, их особенностях; развивать умения самостоятельной работы с учебником, умений самоконтроля и самооценки, работать в парах; создать условия для воспитания уважения друг к другу и взаимопомощи Эвристическая беседа, направленная на актуализацию знаний о формах земной поверхности, полученных на экскурсии. Моделирование форм поверхности (равнины плоской, холма) с помощью песка. Упражнения в различении основных форм поверхности на картинах и таблицах. Выборочное чтение статей учебника «Формы земной поверхности», «Какие бывают равнины», «Горы». Дидактическая игра «Опознай форму поверхности по описанию». Таблицы с изображением форм поверхности, макет холма, ящик с песком для моделирования форм поверхности карточки с заданиями для самостоятельной работы. Прочитать статьи на стр. 18-20, ответить на вопросы к ним.  
  Равнинная поверхность Республики Беларусь, ее значение. Равнины, возвышенности, низменности на карте Республики Беларусь Систематизировать и обобщить знания учащихся о формах поверхности; формировать представление об особенностях поверхности нашей страны, значении равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование умения работать с картой; воспитывать чувства восхищения красотой просторов родной страны, содействовать осознанию ответственности за состояние ее природы. Путешествие по физической карте Беларуси с целью выяснения, какие формы поверхности преобладают в нашей стране (выполняются задания практической работы учебника (задания № 4 и 5 выполняются в микрогруппах по методике «Обучение сверстников»). Работа с иллюстрациями и текстами учебника: рассматривание иллюстраций и фотографий Минской возвышенности, Центральноберезинской равнины и чтение их описаний. Упражнения по формированию умения находить по условным знакам и показывать наиболее крупные формы поверхности на физической карте Беларуси. Физическая карта Беларуси, иллюстрации с изображением поверхности различных территорий Беларуси. Прочитать статью «Низменности и возвышенности, ответить на вопросы к ней.  
Наиболее распространенные полезные ископаемые (2 ч.)  
11. Полезные ископаемые: песок, глина, торф, нефть Формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека на основе изучения основных свойств; учить проводить простейшие опыты; развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи; аккуратность и дисциплинированность при проведении практических работ и опытов. Эвристическая беседа, направленная на актуализацию знаний о полезных ископаемых, полученных на экскурсии. Чтение статьи «Полезные ископаемые». Практическая работа и демонстрационные опыты по изучению свойств песка и глины (в сравнении), торфа и нефти (в сравнении; изучаются только основные свойства, например, нефть жидкая, маслянистая жидкость, горючая; торф твердое полезное ископаемое, горючее, состоит из растительных остатков.). Выборочное чтение статей учебника. Образцы песка и глины, торфа, нефти, изделия из глины; предметное стекло, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага, стакан и миски или тарелки с водой. Прочитать статьи «Песок», «Глина», (стр. 32, кроме задания для практической работы), «Торф».  
12. Богатства недр родной Земли, важнейшие месторождения полезных ископаемых на карте Беларуси Продолжить формировать представление о разнообразии полезных ископаемых, о подземных богатствах нашей страны, месторождениях важнейших полезных ископаемых; содействовать осознанию учащимися необходимости рационального использования полезных ископаемых, понимания того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии, ко всем окружающим предметам и вещам является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны; продолжить развитие элементарного умения читать карту. Работа с картой - показ основных форм поверхности Беларуси. Эвристическая беседа. Практическая работа по карте по заданиям учебного пособия на стр. 4. Размещение фишек с условными знаками полезных ископаемых на физической карте в местах их добычи. Выборочное чтение статьи «Богатство недр родной Земли». Ответы на вопросы к статье. Самостоятельная работа в группах: выполнение задания рубрики «Порассуждай». Образцы песка, глины, торфа, калийной соли, физическая карта Беларуси, фишки условных знаков полезных ископаемых. Прочитать статью на стр. 34-36. Ответить на 1 и 2 вопросы к ней.  
Разнообразие водоемов (2 ч.)  
13. Разнообразие водоемов. Реки и озера Формировать представление о разнообразии водоемов, их особенностях и значении в жизни природы, содействовать осознанию роли каждого человека в сохранении водных богатств страны Отгадывание загадок о водоемах, формулировка темы урока. Эвристическая беседа, направленная на актуализацию знаний о водоемах родного края, полученных на экскурсии. Чтение статей «Река и озеро». Самостоятельная работа с иллюстрацией учебника «Части реки» в группах (учащиеся рисуют схему реки и подписывают названия ее частей).   Картины, изображающие реку, озеро, листы бумаги с рисунками-схемами реки. Прочитать статью «Реки и озера».  
14. Водные богатства Республики Беларусь. Крупнейшие реки и озера на физической карте Беларуси Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Беларуси; содействовать осознанию школьниками значения водоемов как важнейших природных богатств нашей страны, своей роли в сохранении водных ресурсов; воспитывать чувства восхищения красотой родной природы; продолжить развитие умений читать карту – показывать на физической карте Беларуси крупнейшие реки и озера. Практическая работа по карте: нахождение крупнейших рек и их притоков, установление направления их течения и т.п. Чтение статей учебного пособия по теме урока. Нанесение крупнейших озер на контурную карту Беларуси (под руководством учителя). Составление плаката "Беларусь – край голубых рек и озер". (Каждая микрогруппа выполняет один из пунктов практической работы по физической карте республики Беларусь, при этом используются тексты учебного пособия.). Подведение итогов практической работы. Карточки с заданиями для самостоятельной работы, физическая карта Беларуси, контурные карты, разборная таблица "Источники загрязнения водоёмов и меры по их охране". Прочитать статью на стр. 40-42.  
Растительный и животный мир Беларуси (7 ч.)  
15. Растения леса Продолжить формирование представления о природном сообществе, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе. Расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания; развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах и микрогруппах; содействовать воспитанию чувств восхищения красотой природы, ее мудростью, гуманного отношения ко всему живому. Беседа, направленная на актуализацию знаний, полученных на экскурсии о природном сообществе, о растениях леса. Игра «Назови нужное», «Загадочная картинка» или «загадаю - отгадай» на основе рисунков учебного пособия. Моделирование ярусов леса. Сравнение результатов работы с текстом "Растения леса". Практическая работа под руководством учителя по описанию веточки дерева /кустарника, травянистого растения. Самостоятельная работа в парах: выполнение заданий по карточкам или работа с иллюстрациями учебного пособия по составлению описаний растений.   Гербарии и рисунки растений леса, таблицы с растениями леса, карточки с заданиями для самостоятельной работы. Прочитать статью «Растения леса»[4]. Подготовить небольшое сообщение об одном из растений леса (для желающих).  
16. Животные леса Расширить и систематизировать знания школьников о животных леса, особенностях их питания, поведения, значении в природе; о взаимосвязях между растениями и животными; учить устанавливать особенности строения и поведения животных как приспособления к условиям жизни; развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия их нарушения человеком; создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природных связей может привести к нарушению природного равновесия, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей. Эвристическая беседа с целью актуализации знаний третьеклассников о животных леса. Дидактическая игра "Птичье царство леса" (ведущий читает с карточек описание птиц, а третьеклассники, используя иллюстрации и таблицы, опознают их), подведение итогов игры с установлением общих черт, характерных для древесных птиц. Путешествие "Лесные звери" (учащиеся продолжают путешествие по лесу и по ходу отгадывают, каких зверей описывает учитель); чтение статьи "Животные леса". Игра-моделирование «У каждого свое дерево», направленная на установление взаимосвязей, существующих между растениями и животными леса или игра «Ищи связи» («Паутинка»). Экологическое прогнозирование: Что будет, если в лесу исчезнут насекомоядные птицы (или вырубить кустарники). Иллюстрации животных и растений леса, таблицы, карточки с заданиями для самостоятельной работы, коллекция насекомых, записи голосов птиц; карточки с названиями животных для моделирования пищевых связей и прогнозирования Прочитать статью «Лес – дом для животных». Подготовить сообщение об одном их животных леса.  
17. Значение леса Обобщить, систематизировать и углубить знания младших школьников о значении леса; показать, что лес – это «дом» для многих растений и животных; воспитывать чувство восхищения красотой леса, стремление выполнять правила природо­охранного поведения, оказывать посильную помощь лесным обитателям; создать условия для развития творческих способностей учащихся. Совместное целеполагание на основе темы урока. Эвристическая беседа с использованием пословиц о значении леса в природе. Самостоятельная работа в группах с карточками, где даны опорные слова для составления рассказа о значении леса. Составление схемы «Значение леса» или иллюстрированного рассказа. Сравнение результатов работы учащихся с текстом учебного пособия - чтение статьи учебника «Значение леса». Коллективное составление правил поведения в лесу. Итоговая рефлексия. Картины с изображением леса; записи с голосами птиц, шумом леса; листы бумаги для записей, листы для рисования, цветные карандаши или фломастеры; иллюстрации для коллажа, клей; плакат с правилами поведения в лесу, карточки с необходимыми текстами. Прочитать статью «Значение леса», ответить на вопросы к ней.  
18. Растения и животные болот. Значение болот в природе Формировать у школьников представление о болоте как территории с постоянным излишним увлажнением и специфической растительностью, создать условия для усвоения знаний о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни; содействовать осознанию учащимися роли болот в природе («легкие Европы», кладовая воды, торфа и т.д.); содействовать воспитанию гуманного отношения ко всему живому, чувства восхищения удивительными приспособлениями растений к сложным условиям жизни. Создание проблемной ситуации: Что важнее - болото или поле? Игра «Отгадай, о каком растении я говорю» (учитель описывает растения болот, а учащиеся с помощью таблиц и иллюстраций учебника называют растения). Чтение І части статьи учебного пособия «Растения и животные болот». Игра «Назови меня по имени» с использованием таблиц и иллюстраций учебного пособия (стр. 65). Самостоятельная работа в парах с текстом и иллюстрациями учебника – установление, почему серая цапля, кулик, журавль и т.д. могут жить на болоте (каждая пара готовит рассказ об одном из животных). Моделирование связей, существующих между растениями и животными болота. Экологическое прогнозирование: «Что будет, если осушить все болота?». Вывод о значении болот в природе, сравнение его с выводом учебника. Гербарии растений, рисунки, таблицы с изображением растений болота, карточки с заданиями. Прочитать статью «Почему нужно сохранять болота и первую часть статьи «Растения и животные болот» (о растениях). Подготовить устное описание одного из растений и животных болот.  
19. Растения поля Формировать представление о поле как сообществе, созданном человеком, об основных культурных растениях, которые здесь выращивают и о сорняках поля; воспитывать уважение к труду работников сельского хозяйства; продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать отличительные признаки объектов природы. Эвристическая беседа, направленная на актуализацию знаний о растениях поля. Практическая работа под руководством учителя: аналитическое описание культурных растений поля (ржи, пшеницы), их сравнение. Выборочное чтение статьи учебного пособия «Растения поля». Самостоятельная работа в парах: описание других растений поля на основе методики «Магазин слов». Игра «Загадаю - отгадай» на основе гербарных экземпляров сорняков или рисунков учебника. Составление в микрогруппах по опорным словам рассказа «Труд людей по выращиванию зерновых культур. Картина «Поле»; гербарные экземпляры, таблицы и рисунки полевых культур и сорняков поля. Прочитать статью «Культурные и сорные растения поля», ответить на вопросы к ней.  
20. Животные поля Познакомить с животными– друзьями и вредителями растений поля, содействовать формированию бережного отношения к животным – защитникам растений полей; подвести учащихся к пониманию того, что в природе нет полезных и вредных животных; продолжить развитие умения устанавливать и объяснять связи между растениями и животными, особенности строения животных от условий жизни и питания. Создание проблемной ситуации: Какие животные могут жить в поле? Насколько здесь благоприятные условия для обитания животных? Описанию животных - друзей поля, выделение приспособительных признаков этих животных к условиям окружающей среды, к добыче пищи. Моделирование связей, существующих между растениями и животными поля. Выборочное чтение статьи учебника пособия «Животные поля». Экологическое прогнозирование: Почему надо очень осторожно использовать ядохимикаты для защиты урожая от насекомых - вредителей растений? Что случиться, если на полях уменьшится количество сов? и т.п. Чтение статьи учебника «Животные поля». Таблицы «Животные – друзья поля», «Животные - вредители растений»; коллекция насекомых-вредителей и друзей поля; карточки с изображением растений и животных поля. Прочитать статью «Животные поля», ответить на вопросы к ней.  
21. Охрана природы в Беларуси. Охраняемые территории: Национальный парк Беловежская пуща Систематизировать и расширить знания третьеклассников об охране природы родного края; создать условия для понимания необходимости охраны природы каждым человеком, учить видеть и беречь красоту окружающей природы. Эвристическая беседа, направленная на актуализацию знаний о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь; просмотр кадров диафильма «Беловежская пуща». Составление схемы «Охрана природы в Беларуси». Выборочное чтение статьи учебного пособия «Заповедники и национальные парки Республики Беларусь». Картины и таблицы, изображающие растения и животных, подлежащих охране: диафильм «Беловежская пуща». Прочитать часть статьи «Заповедники и национальные парки Республики Беларусь (о национальном парке Беловежская пуща, с. 74-76).  
22. Природные богатства родного края (обобщающий урок) Систематизировать и расширить знания учащихся о природе родного края, совершенствовать умения устанавливать взаимосвязи, существующие в природе, продолжить формирование элементарных картографических умений, умений умственной деятельности (анализировать, сравнивать, делить объекты на группы и т.п.), способствовать осознанию учащимися,особенностей природы родной страны, пониманию необходимости поддержания и сохранения человеком природных взаимосвязей, развитию интереса к изучению родного края, воспитанию любви к нему. Викторина «Знаешь ли ты природу родного края?». Работа по физической карте Беларуси – нахождение и показ на карте основных форм поверхности, крупнейших рек и озер (в форме путешествия по карте). Работа в группах: моделирование различных природных сообществ. Моделирование связей, существующих между растениями и животными в различных природных сообществах. Дидактическая игра «Кто где живет, что где растет» (с указанием приспособительных признаков растения или животного к условиям окружающей среды). Итоговый тест. Физическая карта Беларуси; Таблицы - основы и рисунки-детали для моделирования природных сообществ, иллюстрации растений и животных различных природных сообществ, гербарии растений. Подготовить устный рассказ об одном из животных природных сообществ родного края (показать, с какими растениями и другими животными связана жизнь этого животного).  
Разнообразие природы на Земле (4 ч.)  
23. Растения и животные различных уголков Земли. Растения экваториального леса Формировать у младших школьников представление о причинах разнообразия природы на Земле, об амазонском экваториальном лесе, выполняющем функцию «легких» планеты; развивать умения объяснять особенности строения растений как приспособления к условиям жизни, воспитывать восхищение удивительным разнообразием природы планеты. «Путешествие» по карте мира с целью знакомства с природой других территорий Земли (с использованием вопросов и заданий к тексту «Почему так разнообразна природа на Земле»); сравнение вывода учащихся о характере растительности на Земле с выводом в учебном пособии. Эвристическая беседа, направленная на установление особенностей тропических лесов (в сравнении с лесом родного края). Выборочное чтение статьи учебного пособия «Растения экваториального леса». Работа в группах по методике «Обучение сверстников: (первая группа готовит сообщение о растениях экваториального леса, вторая -–проводит экологическое прогнозирование: «Что будет, если вырубят экваториальные леса?», третья -- готовит сообщение: «Почему природа Земли так разнообразна»). Физическая карта полушарий, таблицы и иллюстрации с изображением тропических, смешанных лесов, ледяной и жаркой пустыни, саванны или степи, иллюстрации с изображением растений экваториального леса; комнатные растения фикус, бегония. Прочитать статью «Растения экваториального леса», ответить на вопросы к ней.  
24. Животный мир экваториального леса Формировать представления о животных экваториальных лесов, их разнообразии, приспособлениях к условиям жизни; содействовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи и объяснять особенности строения животных как приспособление к условиям жизни; вызывать чувство удивления и восхищения мудростью природы. Дидактическая игра «Кто, где живет». Выборочное чтение статьи учебника «Животный мир экваториального леса». Разгадывание кроссворда о животных экваториального леса. Закрепление знаний на основе структурно-логической схемы (СЛС) «Особенности природы экваториальных лесов». Итоговая рефлексия. Картинки, изображающие животных экваториального леса и животных лесов и болот Беларуси, карточки с кроссвордом; карточки СЛС. Прочитать статью «Животные экваториального леса». Составить небольшой рассказ об одном из животных по плану: 1) по каким признакам мы узнаем это животное; 2) чем питается; 3) как защищается от врагов.  
25. Растительный мир саванн Формировать представление о саванне как преимущественно травянистой равнине, расширить знания о разнообразии растений; содействовать дальнейшему развитию умения устанавливать особенности приспособлений растений к условиям окружающей среды; воспитывать чувство удивления и восхищения разнообразием природных объектов. Эвристическая беседа с целью актуализации знаний о причинах разнообразия природы на Земле. Нахождение на карте степи и саванн, предположения учащихся о природных условиях степей и саванн. 1-ая страничка: «Лето, зима. Почему здесь теплее, чем у нас?». Вторая страничка: «Почему здесь такие высокие травы?» Чтение первой части статьи «Растения и животные саванн». Сравнение характерных особенностей саванн с природой своей местности, составление «паспорта» саванн или СЛС. Рисунки, таблицы с изображением растений саванн Африки, физическая карта полушарий., контурные рисунки животных экваториальных лесов, саванн Африки, пластилин или специальные кнопки.; материалы СЛС Прочитать 1-ую часть статьи «Растительный и животный мир саванн» (о растениях, с. 96-97).  
26. Животный мир саванн Формировать у третьеклассников представление о саванне как территории, отличающейся уникальным и самым богатым и разнообразным животным миром, содействовать развитию умения устанавливать особенности приспособлений животных к условиям окружающей среды, формировать гуманистическое отношение к животным. Эвристическая беседа. Продолжение устного журнала «На просторах, где живут самые большие, самые высокие, самые быстрые…»: 3-я страничка: «Самые, самые… (самая крупная нелетающая птица – страус, … и т.п.)». Чтение второй части статьи «Растения и животные саванн» (учащиеся читают текст и находят среди иллюстраций, выставленных на наборном полотне, животных, о которых читают). Работа с картой – размещение рисунков животных на территории саванн Африки, экваториальных лесов Амазонки. Ответы на вопросы к статье, сравнение вывода, сделанного учащимися, с выводом учебника. Рисунки, таблицы с изображением животных саванн Африки, физическая карта полушарий. Контурные рисунки животных саванн Африки и экваториальных лесов Амазонии. Прочитать вторую часть статьи «Растительный и животный мир саванн», ответить на вопросы к ней.  
Человек и его здоровье (9ч.)  
27. Человек – часть природы. Организм человека. Право ребенка на защиту от насильственного перемещения и похищения Содействовать формированию у третьеклассников понятия «здоровый образ жизни»; представления об организме человека, о единстве природы и человека, понимания, для чего нужно знать свой организм; познакомить с положениями международного гуманитарного права ребенка на защиту от насильственного перемещения и похищения. Эвристическая беседа. Чтение статьи учебника «Человек – часть природы». Дидактическая игра «Живая, неживая природа». Составление схемы «Здоровый образ жизни». Эвристическая беседа о правах ребенка. Картины, изображающие человека в природе. Таблица «Внутренние органы человека». Материалы СЛС. Прочитать статьи «Человек – часть природы», «Организм человека».  
  Как человек воспринимает окружающий мир Формировать у младших школьников представление о том, с помощью каких органов чувств человек познает окружающий мир; содействовать выработке элементарных навыков гигиены органов зрения и слуха; учить детей оказывать первую помощь при утомлении глаз, попадании в них инородных предметов. Организация наблюдений «Что мы можем увидеть с помощью зрения, услышать с помощью слуха и других органов чувств» Игры (по выбору): «Слушатели», «Кто назовет больше красок». Чтение статьи «Как человек воспринимает окружающий мир», «Глаза – орган зрения». Работа в группах по методике «Обучение сверстников»: подготовка сообщения «Чтобы глаза были здоровы», разучивание комплекса упражнений для глаз; составление правил охраны слуха. Чтение статьи «Ухо – орган слуха» и ответы на вопросы к ней. Вариант. Практическая работа «Как человек воспринимает окружающий мир» по выявлению, что мы узнаем с помощью разных органов чувств; определение, с помощью какого органа чувств мы получаем больше всего информации об окружающем мире. Исследовательская работа: Определение, зачем человеку два глаза. Плакаты с изображением органов чувств; картины с изображением пейзажей, записи голосов птиц, симфонической музыки, оборудование для проведения опытов: предметы различной формы, цвета, размеров, характером поверхности; апельсины, яблоко, чеснок, лук; листы бумаги, ручки, карандаши. Прочитать ст атьи на стр. 103-105. Подготовить сообщение «Как беречь слух».  
  Головной мозг – главный орган, который управляет работой всех других органов Формировать элементарные представления о том, как работает мозг, расширить знания о гигиене умственного труда; содействовать осознанию учащимися важности соблюдения правил гигиены умственного труда, воспитанию стремления их выполнять в повседневной жизни; развивать умения самостоятельной работы с учебником, рассуждать, делать необходимые выводы и обобщения. Эвристическая беседа. Чтение статьи учебного пособия «Мозг – главный орган человека». Работа в группах по методике «Мозаика», составление сообщений о роли в организме человека головного мозга. Чтение статьи учебного пособия «Что надо делать, чтобы сохранить здоровой нервную систему». Составление правил гигиены умственного труда. Обсуждение ситуаций «Что бы труд бы успешным». Итоговая рефлексия. Таблицы «Организм человека», муляжи черепа, головного мозга. Прочитать статьи на стр. 112-114. Составить свой режим дня.  
  Кожа. Ее значение для организма человека Формировать у младших школьников элементарное представление о коже, ее значении для организма человека; содействовать осознанию учащимися необходимости правильного ухода за кожей, воспитанию стремления выполнять правила ухода за кожей; развивать элементарные исследовательские умения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Создание проблемной ситуации на основе текста учебного пособия «Необыкновенная одежда». Практическая работа по изучению строения и свойств кожи. Установление значения кожи для организма человека в ходе объяснительного чтения статьи учебного пособия «Почему кожу называют необыкновенной одеждой». Работа в группах по методике «Обучение сверстников». Первая группа готовит сообщение о правилах ухода за кожей на основе текста учебного пособия «Как нужно заботиться о коже». Вторая и третья группы готовят коллективный плакат «Друзья здоровой кожи». Практическая работа «Правила мытья рук». Таблица «Кож


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: