Информационная справка о методах и технологиях обучения, реализуемых при подготовке и проведении занятия




Семинарское занятие № 4 (Модуль 3)

Методы, формы, средства обучения в высшей школе

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Понятие о методе обучения. Классификации методов обучения в вузе.

2. Формы обучения в высшей школе. Лекционно-семинарская система.

3. Средства обучения в вузе, педагогические требования к ним.

4. Самостоятельная работа студентов, ее виды и уровни.

5. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС): понятие, формы и способы

организации НИРС в вузе.

6. Курсовое и дипломное проектирование как вид самостоятельной учебно–исследовательской деятельности студентов.

7. Цели, задачи, содержание и организация педагогической практики на различных этапах образовательного процесса в вузе.

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару и самостоятельной работы

1. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4 (июль - декабрь 2002 г.). – Режим доступа: https://charko.narod.ru/index14.html. – Дата доступа: 25.03.13.

2. Колесников, А.В. Повышение эффективности образования в вузе. Компьютеризация, когнитивный подход и организационное совершенствование: монография / А.В. Колесников. – Минск: БИП-С Плюс, 2009. – 256 с.

3. Леднев, B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / B.C. Леднев. – М.: МГАУ, 2002. – 120 с.

4. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: Пособие для преподавателей и студентов / О.Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2005. – 112 с.

5. Положение о практике студентов, курсантов, слушателей (в ред. постановлений Совмина от 04.08.2011 N 1049, от 09.12.2011 N 1663, от 11.09.2012 N 844). – Режим доступа: https://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21000860. – Дата доступа: 25.03.13.

6. Попков, В.А. Теория и практика высшего образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: МГУ, 2005. – 475 с.

7. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Р.С. Пионова. - Минск: Университетское, 2002. - 256 с.

8. Северин, С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики: пособие / С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2008. – 81 с.

9. Сендер, А.Н. Хрестоматия по общей педагогике: в 2 ч. / авторы-сост.: А.Н. Сендер, С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч. 1. – 166 с.

10. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

11. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.– 541 с.

12. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

13. Чернилевский, Д.В. Педагогика высшей школы / Д.В. Чернилевский, O.K. Филатов. – М.: Машиностроение, 2005. – 702 с.

 

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

1.1. Подготовьтесь к понятийному диктанту по теме и вопросам семинарского занятия. Проведите самодиктант или взаимодиктант (в парах). Результаты работы (самооценку или взаимооценку) зафиксируйте в тетрадях.

1.2. Подготовьте учебное сообщение по одному из первых трех вопросов семинара (по выбору).

1.3. Напишите рефераты ( в соответствии с вопросами 4–7 семинара) с учетом своей специальности:

 

ü Самостоятельная работа студентов, ее виды и уровни.

ü Научно–исследовательская работа студентов (НИРС) в подготовке будущего специалиста.

ü Курсовое и дипломное проектирование как вид самостоятельной учебно–исследовательской деятельности студентов.

ü Цели, задачи, содержание и организация педагогической практики на различных этапах образовательного процесса в вузе.

Примечание: может выполняться одно из заданий 1.2 или 1.3.

1.4. Прочитайте отдельные пункты (3.5, 3.6, 4.1, 4.4, 4.5) пособия В.В. Серикова «Обучение как вид педагогической деятельности» (см. электронный вариант источника № 7). Примените метод «ИНСЕРТ » (Интерактивная система пометок для эффективного чтения и размышления»): воспользуйтесь системой пометок на полях: «V» - знаю; «+» - новое; «-» - информация противоречит имеющемуся личному опыту или в ней имеются противоречия; «?» - информация вызывает вопрос, сомнение или несогласие. Составьте итоговую таблицу (табл. 1).

Таблица 1

«V» - знаю «+» - новое «-» - информация противоречит моему опыту или в ней имеются противоречия «?» - информация вызывает вопрос, сомнение или несогласие
       

Укажите пути реализации основных идей и теоретических положений этого пособия в преподавании учебных дисциплин по Вашей специальности.

Осуществите моделирование системы методов, форм, средств (дидактического инструментария) обучения студентов (с учетом специальности).

II. Проведение занятия

 

2.1. Реализация метода «Завершите фразу»

Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1– 1.4 в группе.

2.3. Презентация информационных моделей дидактического инструментария (в соответствии с заданием 1.5).

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, информационная справка о методах, реализуемых на занятии)

3.1. Текст для подготовки к занятию брать из источника № 7 в списке литературы (электронный вариант)

 

Информационная справка о методах и технологиях обучения, реализуемых при подготовке и проведении занятия

Моделирование системы методов, форм, средств обучениясоздание информационной модели системы методов, форм, средств обучения, включающей описание целевых ориентаций, средств их достижения, характерных особенностей указанных составляющих дидактического инструментария (концептуальные основы; какой образовательный эффект обеспечивают; анализ отечественного и зарубежного опыта применения; источники информации об этих методах, формах, технологиях; возможность их интеграции в дидактическую систему преподавателя, соответствие принципам отбора методов, форм, технологий обучения и т.п.). Моделируя систему методик обучения, педагог сосредотачивает внимание на более предпочтительных для конкретных условий учреждения образования методиках, в частности, соотносит образовательные цели учреждения с целевыми установками методик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: