Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ

 

ЗАДАНИЯ

Для самостоятельной работы студентов

Факультета клинической психологии

По дисциплине

“Личностные расстройства”

Курск – 2010


РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

В образовательном процессе студентов факультета клинической психологии самостоятельной работе уделяется большое внимание, так как в условиях ускоряющегося роста количества информации необходимо выработать умение оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения требований к практической деятельности в связи с научным прогрессом. Чтобы быть в курсе новейших достижений, специалист должен постоянно самообучаться, развивать творческое мышление, анализировать полученную информацию, уметь обобщать личный опыт работы.

Самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет создать устойчивую мотивацию на овладение глубокими знаниями, необходимыми в дальнейшей успешной работе клинического психолога, повышает заинтересованность студентов в результатах учебной деятельности, и, следовательно, способствует повышению эффективности не только обучения, но и будущей профессиональной деятельности.

 

ВИДЫСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Написание реферата

Позволяет выработать умение пользоваться руководствами, монографическими изданиями, журнальными статьями и другими источниками для составления обзора литературы по актуальным проблемам дисциплины “личностные расстройства”.

2. Составление демонстрационного материала (графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.д.) на основании изучения литературных источников.

3. Подготовка сообщений по предлагаемой теме.

Даёт возможность научиться выступать перед аудиторией (академической группой), дискутировать, отстаивать собственную точку зрения, отвечать на вопросы.

4. Расширенное изучение тем, входящих в учебную программу, самостоятельная проработка отдельных тем, отраженных в программе курса, но не имеющих места в лекционных и практических занятиях.

5. Индивидуальная курация больных со сложной клинической симптоматикой, подготовка больного к демонстрации на клиническом разборе. Способствует закреплению и совершенствованию профессиональных умений и навыков, развитию клинического мышления.

6. Разработка ситуационных задач по результатам микрокурации больных на практических занятиях и индивидуальной курации для дальнейшего использования в учебном процессе.

7. Участие в составлении тестовых заданий по предлагаемым преподавателем темам и введение их в ЭВМ. Вырабатывает способность к самообразованию, совершенствует навыки работы с компьютерной техникой, систематизирует знания студентов.

8. Самостоятельная отработка практических навыков: исследования типа акцентуаций свойств темперамента и черт характера, использование методик для выявления самооценки пациентов, исследование праективных методик исследования личности, овладение психотерапевтическими методиками, ведение текущей медицинской документации (протоколов психологического исследования и др.).

9. Оформление психологических заключений по различным разделам исследований.

Участие в создании учебных видеофильмов, просмотр видеофильмов, посвященных отдельным разделам учебной программы, позволяет сформировать навык диагностики типа личности.

 

 

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

 

 

При решении задач в рамках учебно-исследовательской работы необходимо:

1.Знать основной ряд типов личности (МКБ-10)

2. Уметь диагностировать расстройство зрелой личности на основании критериев П. В. Ганнушкина, критериев МКБ-10, уметь дифференцировать психопатии от акцентуированных и гармонических личностей

3.Знать основные клинические типы акцентуированных и психопатических личностей.

4.Знать формы динамики психопатий.

5. Уметь выявлять признаки психопатических реакций и декомпенсаций.

6. Знать социально-значимые формы поведения психопатических личностей.

7. Овладеть тактикой оказания неотложной помощи при социально-опасных и суицидальных действиях психопатических личностей.

8. Знать основные принципы лечебно-профилактических мероприятий при личностных расстройствах.

9. Знать основные концепции формирования личностных расстройств.

10. Иметь представление о структуре личности и ее основных подструктур: характера, темперамента, способности, мотивации; знать иерархическое построение психических процессов, свойств, основных подструктур личности. Расширить представления по изучаемому материалу, самостоятельно изучить представленную тематику.

11. Учебно-исследовательская работа студентов – исследовательская деятельность направленная на формирование у них умений самостоятельно пополнять свои знания и умения.

Позволяет сформировать навыки анализа, урегулирования конкретных практических ситуаций при помощи знаний и умений, приобретенных в курсе лекций и практических занятий.

12. Научно – исследовательская работа включает деятельность научного общества с получением качественно новой информации приемами и методами исследовательской работы, сформированными у студентов.

13. Изучение шедевров мировой и отечественной литературы с анализом типа личности героев, описанных авторами.

Позволяет овладеть грамотным литературным языком, необходимым для общения с пациентами, описания клинических феноменов, обогатить внутренний

14. Студенты, владеющие английским языком осуществляют поиск информационных материалов в системе Интернет, осуществляют перевод специальной медицинской литературы по теме научных исследований кафедры и материалов, соответствующих программе обучения. Принимают участие в техническом оформлении учебно-методических и тематических материалов для англоязычных учащихся под руководством педагогов, курирующих этот курс. Этот тип самостоятельной работы развивает навыки работы с иностранной литературой, расширяет и систематизирует теоретические знания студентов, совершенствует владение компьютерной техникой, способствует формированию всесторонне развитого специалиста.

15. Техническое участие в подготовке и тиражировании учебно-методических пособий и рекомендаций. Расширяет, закрепляет и систематизирует знания студентов по различным разделам дисциплины, учит выделять главное, составлять план, аннотацию по конкретной теме.

16. Работа в архиве ЛПУ с последующим анализом историй болезни для подготовки докладов, выступлений, статей. Развивает навыки аналитического мышления, учет работы с медицинской документацией.

17. Подбор литературы и разработка библиографических указателей по темам учебного плана, научных исследований кафедры. Данный тип самостоятельной работы развивает навыки работы с научной литературой, умение конспектировать, цитировать, реферировать, составлять библиографию.

 

Задачи преподавателя при организации самостоятельной работы

 

1. Постановка конкретных учебных целей, определение выбора способов их достижения

2. Формирование у студентов соответствующей мотивации

3. Разработка индивидуальных заданий разного типа

4. Организация контроля

Примечания:

1) Ознакомление студентов с положением о самостоятельной работе проводится на первом занятии

2) Выбор формы самостоятельной работы зависит от предмета и пожеланий студентов

3) Форма самостоятельной работы и количество отводимых для нее часов фиксируется в кафедральном журнале.

Контроль самостоятельной работы:

- текущий – по результатам выполнения тематических заданий, зачет их;

- рубежный – по разделам, при обобщении группы тем, с рубежной оценкой;

- итоговый – в рамках экзамена.

Текущий контроль самостоятельной работы:

В первый день занятий преподаватель проводит подробный инструктаж каждого студента о цели и задачах предстоящей работы. Осуществляется консультативная помощь в подборе необходимой литературы.

В течение цикла практических занятий преподаватель консультирует выполняющего самостоятельную работу студента в индивидуальном порядке. Консультации индивидуального характера являются формой контроля, т.к. преподаватель имеет возможность выявить особенности подготовки, скорректировать работу. Преподаватель контролирует процесс выполнения заданий и степень овладения студентами умениями, навыками самостоятельной работы. Могут быть даны новые указания, рекомендована дополнительная литература.

Рубежный контроль самостоятельной работы – контроль на практических занятиях: контрольные, письменные работы, краткие опросы, зачеты по отдельным разделам.

В последний день цикла занятий подводят предварительные итоги работы, вносятся необходимые коррективы, уточняются задания на продолжительные работы.

Итоговый контроль – осуществляется на итоговых занятиях, экзаменах. Анализируется представленная студентами работа и дается ее оценка.

Регистрация выполнения самостоятельной работы производится соответственно характеру заданий. Это могут быть:

- устное или письменное решение задач;

- составление протокола обследования;

- составление обзора, написание реферата, оформление курсовой или дипломной работы;

- компьютерная оценка выполняемой работы;

- выступление с докладом;

- изготовление таблицы, рисунка, схемы, видеофильма;

- создание компьютерных текстов, схем;

- освоение навыков работы со стимульным материалом и другие показатели выполненной работы.

Учет самостоятельной работы проводится в кафедральном журнале с указанием формы работы, сроков представления и оформление зачета в зачетной книжке студента.

 

ЭТАЛОННАЯ ЗАДАЧА №1

Больной А., 48 лет, инженер, находился на лечении в дневном стационаре. Краткие анамнестические данные: по характеру еще со школьного возраста отличался повышенной мнительностью: всегда был застенчив, легко терялся в ситуациях, требующих повышенной ответственности, экзамены «были пыткой». Однако окончил с отличием среднюю школу и технический вуз. На работе его очень ценили и уважали за высокую эрудицию, аккуратность и педантичность в исполнении своих обязанностей. По-прежнему был робок и застенчив, часто тревожился, как потом оказывалось, из-за мнимых причин. В быту отличался своеобразием: имелась масса различных ритуалов, которые он скрупулезно выполнял, верил в различные приметы. На работу ходил только по одной стороне улицы. Отличаясь вполне удовлетворительным здоровьем, он испытывал постоянный страх внезапной смерти от остановки сердца, хотя в то же время понимал, что такие опасения не имеют основания. После того, как один из сослуживцев умер от инфаркта, тревога за свое состояние была выражена в такой степени, что он не мог работать, ему казалось, что сердце останавливается, постоянно щупал у себя пульс, появился страх одиночества, боялся выходить без сопровождения на улицу. С особенной тщательностью выполнял свои «защитные ритуалы».

ВОПРОСЫ:

1Квалифицируйте симптомы

2.Каков основной психопатологический синдром? Обоснуйте его.

3.Нозологический диагноз? Обоснуйте его.

 

4.Какова тактика оказания терапевтической помощи больному?

 

Эталон решения задачи

I.) Квалификация симптомов.

В характере больного следует выделить следующие черты: во-первых, мнительность и высокую тревожность- "часто тревожил­ся из-за мнимых причин", экзамены "были пыткой", легко терялся в ситуациях, требующих повышенной ответственности, робость, застенчивость.

Во-вторых, ряд черт, компенсирующих высокую тревожность и мнительность, таких как аккуратность, педантичность, эрудицию, ритуалы, направленные на снижение тревоги. Все эти черты характерны как для психопатической психастенической личности, так и для акцентированной сверхточной.

Далее подчеркнем такую черту характера, как повышенная забота о своем здоровье, на почве которой легко формируются ипохондрические реакции у психастеничеких и сверхточных личностей.

II.) Диагностика синдрома:

Во-первых, выраженность тревоги («тревога за свое состояние была выражена в такой степени, что больной не смог работать» «сердце останавливалось» и т. д.)

Во-вторых, тревожная сверхценная ипохондричность («казалось, что «сердце останавливается», «страх одиночества», «боялся выходить один на улицу - страх смерти, тщательность в выполнении ритуалов),- все это дает возможность диагностировать тревожно-ипохондрический синдром.

Ш) Нозологическая диагностика;

Во-первых, наличие тревожно-ипохондрического синдрома
во-вторых, реактивное его происхождение (состояние возникло
как реакция на смерть сослуживца от инфаркта сердца), в-третьих соответствие характера тревожно-ипохондрической реакции структуре личности больного – тревожно-мнительным параметрам его, в-четвертых - типичный психастенический склад личности больно­го с наличием таких черт как тревожная мнительность, аккуратность, педантичность, робость, застенчивость, - дают нам основание диагносцировать тревожно-ипохондрическое состояние у психастенической личности.

Вопрос о том, что это акцент или психопатическая психастеническая личность всегда сложен. Три критерия дифференциации: 1) стойкость психопатических нарушений (их стабильность в течение всей жизни) 2) психопатическое изменение всего склада личности (а не ряда черт, как при акценте) 3) недостаточность социальной адаптации (всегда неуверен в себе, заниженность самооценки, «легко терялся в ситуациях, требующих повышенной ответ­ственности», "экзамены - это пытка" и др.), а иногда - полная социальная дезадаптация (тревожно-ипохондрический криз), - дают нам основание диагностировать именно психопатическую, а не акцентированную психастеническую личность.

IV.) Тактика оказания помощи больному:

В состояниях декомпенсации психастеник нуждается прежде всего в высокопрофессиональной психотерапевтической и медикамен­тозной помощи, которая может быть оказана лишь психиатром. Выра­женный тревожный статус больного требует срочной консультации психиатра. Отсутствие суицидальных тенденций несколько облегчают положение врача общего профиля. Нет необходимости организовывать строгий надзор до прихода психиатра.

Необходима ли госпитализация данного больного? Оптимальная тактика- оказание ему помощи в условиях ПНД (возможно в условиях дневного и ночного стационаров). Важно воспитать в больном умение самому справляться со своими тревожно-ипохондрическими состояниями. Психиатрическая больница для него- это определенная психологическая капитуляция перед своим состоянием. Но при резкой выраженности тревоги следует срочно госпитализировать больного (это организует врач-психиатр после своей консультации).

ЗАДАЧА №2

Описание своей личности, сделанное Бердяевым в автобиографии:

«…я никогда не чувствовал себя частью объективного мира. Я переживал ядро моего "я" вне предстоящего мне объективного мира. Лишь на периферии я соприкасался с этим миром. Неукорененность в мире...есть глубочайшая основа моего мироощущения. С детства я жил в мире, непохожем на окружающий и я лишь притворялся, что участвую в жизни этого окружающего мира. Я защищался от мира, охраняя свою свободу и мне чуждо стремление к величию и славе, к силе и побе­де.

С детства я много читал романов и драм, меньше стихов, и это лишь укрепило мое чувство пребывания в своем особом мире. Герои великих литературных произведений казались мне более реальными, чем окружающие люди. В детстве у меня была кукла, изображающая офицера. Я наделил эту куклу качествами, которые мне нравились. Это мифотвор­ческий процесс. Я очень рано в детстве читал "Войну и мир",и неза­метно кукла, которая называлась Андрей, перешла в князя Андрея Болконского. Получилась созданная мною биография существа, которое представлялось мне очень реальным, во всяком случае более реальным, чем мои товарищи по корпусу. Жизнь в своем особом мире не была исключительно жизнью в воображении и Фантазии.

Я испытывал не столько нереальность, сколько чуждость объектив­ного мира. Я чувствовал себя существом, не произошедшим из "мира сего" и не приспособленным и "миру сему".Я мучительно чувствовал чуждость всякой среды, всякой группировки, всякого направления, вся­кой партии. Я в сущности отсутствовал даже тогда, когда бывал акти­вен в жизни.По характеру я феодал, сидящий в своем замке и подня­тым мостом и отстреливающийся.

Я постоянно слышал о себе отзывы, которые поражали меня своей неверностью.Внешне я слишком часто бывал не таким,каким был на самом деле.Я носил маску,это была защита своего мира.Не знаю,чувствовал ли кто-нибудь,когда я очень активно участвовал в собрании людей,до какой степени я далек,до какой степени чужд.Моя крайняя скрытность и сдержанность порождали ошибочное мнение обо мне. Я наиболее чувствован одиночество именно в обществе.... я всегда

приходил как бы из другого мира и уходил в другой мир. Я никогда не достигал в реальности того,что было в глубине меня.Мне была чужда мировая среда.

Я всегда чувствовал мучительную дисгармонию между «я» и «не-Я», свою коренную неприсособленность,это порождало переживание одино­чества.

Острое переживание одиночества и тоски не делает человека счаст­ливым.Одиночество связано с неприятием мировой данности.Когда пробудилось мое сознание,я сознал глубокое отталкивание от обыденнос­ти.

Я постоянно был в оппозиции и конфликте.Я восстал против дворя­нского общества,против революционной интеллегенции,против литера­турного мира,против православной среды,против коммунизма,против эммиграции,против французского общества.Я слишком отстаивал свою судьбу.Я всегда обманывал все ожидания.Также обманывал и ожидания всех идейных направлений,которые рассчитывали,что я буду их чело­веком.Я всегда был ничьим человеком,был лишь своим собственным человеком,человеком своей идеи,своего призвания,своего искания истины.Я во всем участвовал как бы издалека,как посторонний,ни с чем не сливался…»

ВОПРОСЫ:

1.Назовите основные симптомы.

2.Каков основной психопатологический синдром? Обоснуйте его.

3.Выделите критерии данного расстройства в соответствии с МКБ10
4.Назовите диагноз.

ЗАДАЧА №3

Валентина А., 23 года, инвалид II-ой группы, не работает.

Анамнез: мать рано умерла, по характеру была ласковая, добрая, общительная. Отец тщедушный, маленького роста, обидчивый, капризный; после второй женитьбы целиком попал под влияние жены и ее сына; при оскорблениях с их стороны неоднократно совершал на глазах близких суицидальные попытки - пытался повеситься, броситься с крыши, глотал толченое стекло, гвозди. Старшая сестра в детстве страдала функциональными припадками, по характеру очень легкомысленная, капризная, сменила много профессий. Вторая сестра сбежала от мужа с любовником, оставив двоих детей, третья сестра - истерическая психопатка.

В детстве росла живой, смышленой, склонной к фантазированию. Воспитывалась у дяди, очень неуравновешенного, склонного к неожиданным переменам настроения. Выполняла по дому всю черную работу, "детства не видела". Училась неровно, окончила 6 классов, курсы раскройщиков, но работала по специальности лишь год: была переведена на инвалидность (хронический нефрит). Менструации с 14 лет, болезненные, нерегулярные, особенно в первые 3 года. В 20 лет оперирована по поводу аппендицита, в послеоперационном периоде назначили антибиотики, после чего появились свищи в области рук и ног, по передней поверхности шеи, брюшной стенки. На протяжении 3 лет более 10 раз помещалась в хирургическое и дерматологическое отделения - подозревали актиномикоз. Обследовалась в различных микологических лабораториях, в Ленинградском институте антибиотиков. Обнаружилось, что больная вводила себе под кожу различные масла, вызывая абсцессы и изъявления. После установления обмана дала бурную истерическую реакцию, пыталась выброситься из окна. Была помещена в ленинградскую психиатрическую больницу. Поведение в отделении было демонстративным, не удерживалась на кровати, падала, отказывалась от еды, пыталась проглотить черенок от ложки. Постепенно успокоилась, принимала участие в труде. Была переведена в больницу по месту жительства.

Соматическое состояние: инфантильно-грациального сложения, рост 146 см, масса 47 кг. На коже живота множественные следы после операционных рубцов (пробные лапаротомии) и старых абсцессов. Заключение микологической лаборатории: актиномицеты не обнаружены

Психическое состояние: спокойна, приветлива, держится кокетливо, рисуясь. Говорит о безнадежности своего состояния, так как "грибок съел все внутренности". Сожалеет, что "врачи оказались бессильными перед болезнью". При сообщении ей результатов прежних обследований слегка смущается, но вскоре по-детски проявляет удовлетворение тем что "3 года удавалось провести врачей". Капризна, ищет внимания и сострадания больных: рассказывает о тяжелом детстве и пережитых "неимоверных страданиях". Довольна больничной обстановкой, охотно принимает участие в трудовых процессах. При упоминании о предстоящей выписке сразу же становится угрюмой, капризной, злой, с вызовом говорит о своем намерении "рассчитаться с жизнью"; вновь имитировала множественные герпетические высыпания на лице (прижгла кожу и слизистую губ папиросой). К концу лечения стала спокойна, мягка, общительна, много читает, вяжет, смотрит телеперадачи. Намерена устроиться в артель инвалидов.

Катамнез: работала швеей полгода, затем после неприятности (пропали деньги) вновь имитировала лихорадочное состояние, после чего находилась на обследовании в соматической больнице. В 1974 г. уехала к старшей сестре во Владивосток, пыталась работать почтальоном, курьером, лоточницей, однако через 2-3 мес. бросала - "не нравится". В 1978 г. вышла замуж, но через несколько дней ушла от мужа - "противен, надоело стирать за ним".

ВОПРОСЫ:

2.Назовите основные симптомы.

2.Каков основной психопатологический синдром? Обоснуйте его.

3.Выделите критерии данного расстройства в соответствии с МКБ10
4. Назовите диагноз.

 

ЗАДАЧА №4

А. П. Чехов. «Ариадна». «Главным, так сказать, основным свойством этой женщины было изумительное лукавство. Она хитрила постоянно, каждую минуту, по-видимому, без всякой надобности, а как бы по инстинкту, по тем же побуждениям, по каким воробей чирикает и таракан шевелит усами. Она хитрила со мной, с лакеями, с портье, с торговцами в магазинах, со знакомыми; без кривлянья и ломанья не обходился ни один разговор, ни одна встреча. Нужно было войти в наш номер мужчине,— кто бы он ни был, гарсон или барон, — как она меняла взгляд, выражение, голос, и даже контуры ее фигуры менялись. Если бы вы видели ее тогда хоть раз, то сказали бы, что более светских и более богатых людей, чем мы нет во всей Италии: Ни одного художника и музыканта она не пропускала, чтобы не налгать ему всякого вздора по поводу его замечательного таланта. — Вы такой талант! — говорила она сладко-певучим голосом. — С вами даже страшно. Я думаю, вы должны видеть людей насквозь».

«...И всё это для того, чтобы нравиться, иметь успех и быть обаятельной! Она просыпалась каждое утро с единственною мыслью: нравиться! И это было целью и смыслом ее жизни. Если бы я сказал ей, что на такой-то улице в таком-то доме живет человек, которому она не нравится, то это заставило бы ее серьезно страдать. Ей каждый день нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума. То, что я был в ее власти и перед ее чарами обращался в совершеннейшее ничтожество доставляло ей то самое наслаждение, какое победители испытывали когда-то на турнирах».

«...О своих чарах она была необыкновенного мнения; ей казалось, что если бы где-нибудь в многолюдном собрании; увидели, как хорошо она сложена, и какого цвета у нее кожа, то она победила бы всю Италию, весь свет».

«…она была дьявольски хитра и остроумна, и в обществе умела казаться очень образованным, передовым человеком».

ВОПРОСЫ:

1.Назовите основные симптомы.

2.Каков основной психопатологический синдром? Обоснуйте его.

3.Выделите критерии данного расстройства в соответствии с МКБ10
4. Назовите диагноз.

 

ЗАДАЧА №5

Некрасов Н.А.

Ах, ты страсть роковая, бесплодная,

Отвяжись, не тумань головы!

Осмеет нас красавица модная.

Вкруг нее увиваются львы»:

Поступь гордая, голос уверенный,

Что ни скажут - их речь хороша,

А вот я то войду как потерянный –

И ударится в пятки душа

На ногах словно гири железные,

Как свинцом налита голова.

Странно руки торчат бесполезные,

На губах замирают слова.

Улыбнусь – непроворная, жесткая,

Не в улыбку улыбка моя.

Пошутить захочу - шутка плоская,

Покраснею мучительно я!

Помещусь молчаливо досадуя,

В дальний угол… уныло смотрю

И сижу, неподвижен, как статуя,

И судьбу потихоньку корю:

«Для чего - де меня, горемычного,

Дураком ты на свет создала?

Ни умишка, ни виду приличного,

Ни довольства собой не дала?..»

Ах судьба ль меня, полно, обидела?

Отчего ж, как домой ворочусь

(Удивилась бы если б увидела)

И умен и пригож становлюсь?

Все припомню,что бы ей сказано.

Вижу, сам бы сказал не глупой...

Нет! мне в божьих дарах не отказано,

И лицом, я не хуже людей!

Малодушье пустое и детское,

Не хочу тебя знать с этих пор!

Я пойду в ее общество светское,

Я там буду умен и остер!

Пусть поймет, что свободно и молодо

В этом сердце волнуется кровь.

Что под маской наружного холода

Бесконечная скрыта любовь.

Вопросы

1.)Квалифицируйте симптомы.

2.)Диагносцируйте и обоснуйте состояние.

3.)Какой нозологический диагноз?

4.)Какова тактика оказания помощи?

 

Задача №6.

Больной Р., 43 г. С детства был несдержанным, вспыльчивым, жестоко избивал товарищей. Если не мог справиться с ними, пользовался камнями, палками; в связи с драками неоднократно доставлялся в милицию. Во время войны служил в нестроевых частях. Неоднократно были дисциплинарные взыскания за драки с товарищами, пререкания с командиром, невыполнение приказов. С 19 лет начал злоупотреблять алкоголем. В нетрезвом состоянии дебоширил, был агрессивным. Периодически возникали вспышки ярости, во время которых ломал мебель, избивал окружающих, бранился. Подобные аффективные разряды возникали после мелких конфликтов, незначительных ссор. Совершенно не терпел возражений. Каждое замечание вызывало у него гнев. Из-за конфликтов с окружающими переменил много мест работы. Иногда его увольняли через I—2 недели после зачисления на работу (за драку в цехе, за отказ от выполнения работы). Однажды на улице во время ссоры с женой вырвал у нее коляску с ребенком и начал неистово трясти ее. Был задержан милицией и направлен в больницу.

Вопросы

1) Квалифицируйте симптомы.

2) Диагностируйте и обоснуйте состояние.

3) Какой нозологический диагноз?

4)Какова тактика оказания помощи?

Решив контрольные задачи, приготовьтесь к работе на практическом занятии, для этого уясните, методические указания и структуру практического занятия

 

ЗАДАЧА №7

ВОТ ОДНО ИЗ НАБЛЮДЕНИЯ КРАСНУШНИНА.

Автор пишет: «Один из наших тюремных пациентов, удивительный авантюрист, выдававший себя с успехом за врача, агронома, инженера и т.д., имевший одновременно пять законных жен, несколько фамилий, создавший своей фантазией страшные заговоры, которые ввели многих в заблуждение, словом, проделавший ряд прямо фантастических приключений, причем следователь, знакомя экспертов с делом, подчеркивал бескорыстный характер большинства проделок. Это были авантюры ради авантюр. Вот этот 30-летний псевдолог также многообразно и удивительно ловко разыгрывал психические болезни. Нечего говорить, что и психическая болезнь была такого же рода сплошным спектаклем. Когда нужно было, у него появлялись то припадки, то приступы затемненного сознания, при допросах следователя он в критические моменты вытаскивал очень объемистый порошок, похожий на морфин, и на глазах следователя принимал его, конечно, без всякого вреда для здоровья. При этом однако, он искусно изображал умирающего. Но главная его роль была шизофрения: тут и расщепление психических процессов и прекрасно придуманные речевые стереотипии, и импульсивные поступки, и галлюцинации и т.п. Правда, в изображении этого психоза и сомнении соответствующего анамнеза ему помогали соблазненные им женщины, врачи-психиатры тех больниц, на испытании в которых он находился, когда последняя экспертная комиссия не признала его страдающим шизофренией, он с огорчением добивался у своего ординатора причины этого. «Замечательно, пишет далее Краснушкин, что и из психиатрической больницы он не ушел просто, но за несколько дней до выписки его оттуда, о чем ему было известно, он таинственно сбежал, а вскоре я его встретил на улице уже переодетым в морскую форму.

ВОПРОСЫ:

1) Квалифицируйте симптомы.

2)Диагностируйте и обоснуйте состояние.

3)Какой нозологический диагноз?

4)Какова тактика оказания помощи?

 

 

ЗАДАЧА №8

Студент 2-го курса медицинского университета обратился в дневной стационар № 1 с жалобами на невозможность приступить к занятиям после перенесенного гриппа. По собственной инициативе в письменном виде сообщил о себе следующее: заболел гриппом. Все время думая об отработках (хотел побыстрее выйти, до этого в институте не болел). Вышел, проучился неделю, все было как в тумане, не так, как обычно, я переживал, пил валериану. Дошло до того, что я не мог взять учебник и выучить тему. Мне ничего не хотелось. Были мысли оставить институт и пойти работать. Учеба съела меня. Была сильная усталость, слабость, нарушение сна, терял сознание два раза, не хотел есть. 18 марта обратились к психотерапевту. Проходил курс лечения сеансами гипноза, пил витамины, глицин, флуоксетин, сонапакс. Было полное безразличие к себе, мысли о том, чтобы бросить институт, об армии, об работе, думал даже уйти из жизни. Изменить своего отношения к учебе и людям не могу, несмотря на ту помощь, что мне предлагают и в институте и дома. Постепенно складывалось так, что я стал, жить в мире учебы, в определенных рамках. Учился во 22 школе, учился всегда хорошо, считая себя очень умным, был общителен, участвовал во всех мероприятиях в школе. Но сбежал из детского лагеря, т.к. плохо сходился с новыми людьми, домашний ребенок, не привычный к новой обстановке (без родителей и бабушек, среди которых вырос). В 9 класс поступил в 21 лицей, хотел быть психологом, учился в лечебном классе химбиологического отделения, чтобы потом поступать в КГМУ. Учиться было тяжело, был очень сильный класс. Я только жил учебой, достигал в ней успехов и больше ничего не знал и не делал. Меня это устраивало. В лицее долго привыкал к новому классу, стал замкнутым, менее общительным. В 10 классе зимой довел себя постоянными нагрузками до того, что заболел пневмонией. Трудился только умственно, но не занимался ни физкультурой, ни спортом. Летом между 10 и 11 классом стали беспокоить мысли о том, как я говорю, думаю, глотаю, моргаю, как я засыпаю, что будет со мной после смерти. Не выходил из дома, болела голова, тошнило. Меня эти мысли сводили с ума, тем более, что очень тяжело воспринял смерть дедушки и бабушки, очень боялся смерти. Обратились к детскому психологу Копышкиной, она посоветовала попить Ново-Пассит. Я его уже пил с 9 класса перед экзаменами, т. к, всегда нервничал, беспокоился, крутил живот. А это лекарство меня успокаивало и не болел живот. Но со временем с 10-11 класса я стал его пить чаще (перед к/р, с/р, даже в простые дни). К учебе всегда относился очень ответственно, учил всегда все предметы, все продумывал наперед, за все переживал, т.к. очень эмоционален, впечатлителен, педантичен, зацикливался на мелочах. Если мне нужно выучить 10 уравий, то пока я все 10 не запомню, то не успокоюсь. Учиться в лицее было тяжело и я считал, что в институте мне будет учиться уже гораздо проще и легче, чем другим школьникам. Сдал успешно вступительные экзамены. Но оказалось, что в институте учиться тяжело, я разочаровался в профессии врача. Мне были не интересны и казались не нужными многие предметы, но я все равно ответственно учился и сдавал все сессии на 5. Перед каждым зачетом и экзаменом пил Ново-Пассит. Жил только своей учебой и больше ничем не увлекался. Мне стало сложнее общаться со своими сверстниками, но я перебарывал себя и учился. В зимнюю сессию очень переживал и беспокоился перед сдачей анатомии. Я не успевал все выучить и в последний день уже ничего не мог учить, т.к. был на взводе. Но и анатомию я сдал на 5. Хотя уже боялся того, смогу ли я сдать летом физиологию и биохимию. Мой эгоизм и моя ответственность к учебе дошли до того, что я даже не нашел времени съездить к маме в больницу после операции. Я жил в рамках учебы и считал это нормой. Когда я болел, я решил, что нужно проще и спокойнее относиться ко многим вещам, в первую очередь к учебе. Но у меня не получилось так. Я переживал за отработки, мне надо выучить или все или я вообще ничего не смогу выучить, для меня нет второстепенных предметов. А учиться как раньше, в погоне -за 5, я уже не могу, т.к. угробил свое физическое и психическое здоровье. Думал оставить институт и пойти работать, но как решить проблему с армией, с тем, что я останусь без образования. Эти рамки давили на меня. Я уже не учусь целый месяц, меня зовут в институт одногруппники, родители и люди из института могут мне помочь, но я уже увяз в отработках, я не хочу, чтобы за меня кто-то что-то делал, чтобы меня тащили. Но выйти учиться сам я не могу, я не могу взяться за учебники и за учебу, мне тяжело внутренне, несмотря на то, что за этот месяц усталость и переутомление в общем то прошли. У меня разброс мыслей и настроений в голове. То я думаю, что как просто выйти учиться, тем более, что все мне помогут. Потом у меня складывается полное отчаяние и безисходность от того, что я много пропустил в институте, позволил себе расслабиться, стал не таким как все. Внутри меня сидит критикант и большой пессимист, который видит все только в черном цвете. Я считаю себя плохим и ничтожным человеком, т.к. доставляю родным неприятности, все беспокоятся, нервничают, суетятся, злятся из-за моего состояния. Я считаю себя эгоистом, трусом, еще до сих пор ребенком. Иногда мне кажется, что я тронулся умом, раз уже целый месяц сижу дома и ничего не могу сделать. Но я понимаю, что я не псих и надо реально оценить, ту ситуацию, те рамки, в которые я себе загнал, и мне становится жутко и страшно от того, что я наделал. Мне ничего не хочется и я не хочу никому доставлять неприятности. Были мысли брать академ, переводиться на другой факультет, но я не знаю как все это делать и не могу за это сейчас браться. А другие мне говорят, что я упускаю свой шанс и нужно выходить в институт. Я не знаю, что мне делать. Под давлением окружающих я уже решил 22 апреля выйти в институт, но дома я вновь разнервничался, думая о своих долгах и как мне дальше учиться и не вышел. Я считаю, что я, конечно, в силу своего пессимизма уж все сильно преувеличиваю, сгущаю краски, но я не могу и не хочу себя изменить. Я уже думал, что если все таки я ничего не решу с институтом и учебой и буду призван в армию, то я покончу жизнь самоубийством, перерезав себе вены, несмотря на то, что очень боюсь смерти и не знаю, что со мной после нее будет. Я считаю себя не таким, как все. Я зациклился на учебе и свои



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: