Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1. и 1.3. Презентация таблиц 1-4.




Семинарское занятие № 6 (Модуль 5)

Теоретические и методические основы процесса

Воспитания в высшей школе

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Воспитание как составная часть целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы воспитания в высшей школе.

2. Современные концепции и методологические подходы к воспитанию.

3. Цели и содержание воспитания студенческой молодежи.

4. Методы и формы воспитания в вузе.

5. Понятие о воспитательной системе, «воспитательной среде» и «воспитательном пространстве» вуза.

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару и самостоятельной работы

1. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – № 1.

2. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХІ века / О.С. Газман // Новые ценности образования. – Вып. № 6. – М., 1996.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1_1–. Дата доступа: 29.03.2016.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/?p=7769. – Дата доступа: 01.03.2016.

5. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – № 7.

6. Методика воспитательной работы: учеб пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 114 с.

7. Педагогика: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. – М.: Шк. Пресса, 2004.- 512 с.

8. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. об-во России, 2001.- 204 с.

9. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учеб пособие для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

10. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова // Педагогика. – № 6. – 2000.

11. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 1 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2007. – 192 с.

12. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – 192 с.

13. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 125-132.

14. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: Сфера, 2003. – 160 с.

15. Теория и практика воспитательных систем: в 2 т. / под ред. Л.И. Новиковой. – М.: Педагогика, 1993. – 512 с.

16. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. об-во России, 2000. – 128 с.

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

Изучите материалы лекции по теме семинарского занятия и заполните таблицы 1, 2, 3, 4.

Таблица 1. Концепции содержания воспитания

Название и авторы концепции содержания воспитания Краткая характеристика концепции
   

Таблица 2. Принципы воспитания

Принцип воспитания Содержание принципа воспитания
   

Таблица 3. Классификация методов воспитания

Методы воспитания

 

I группа II группа III группа IV группа
       
       

 

Таблица 4. Классификация форм воспитания

Основание или автор классификации Формы воспитания
   

 

1.2. Изучите Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст. 18) и Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи) (см. источник № 3 в списке рекомендуемой литературы или текст в приложении к семинару).

Подготовьте учебное сообщение на тему «Кодек РБ об образовании (2011) и Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (20 15) о направлениях и содержании воспитания в высшей школе».

Источник: Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1_1–. Дата доступа: 29.03.2016. или

КодексРеспублики Беларусь об образовании [от 13 января 2011 года]: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года. -- Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь,2011. -- 400 с.

Проанализируйте тексты 3.1.1, 3.1.2 (см. раздел III) о сущности, закономерностях, принципах воспитания

³ выделите основные идеи;

³ выразите свое мнение о прочитанном;

³ письменно ответьте на вопросы к текстам.

 

Напишите реферат на одну из предложенных тем. Подготовьтесь к тезисному изложению его содержания на семинарском занятии.

Темы рефератов:

1. Методологические основы гуманистического воспитания.

2. Проблема целеполагания в воспитании.

3. Специфика воспитательного взаимодействия в вузе на этапах адаптации, интеграции и индивидуализации студентов.

4. Воспитательная система, «воспитательная среда» и «воспитательное пространство» вуза.

Примечание: при выполнении задания 1.4. задание 1.2. может выполняться без подготовки учебного сообщения.

II. Проведение занятия

2.1. Реализация метода «Пресс-конференция с воспитанным человеком».

План реализации:

1. Все, кто считает себя воспитанным человеком, приглашаются принять участие в пресс-конференции.

2. Распределяются роли: пресс-аташе (ведущий конференции); пресс-секретарь – сотрудник информационного агентства, ведущий протокол и отвечающий за соблюдение регламента; группа поощрения придумывает виды поощрений за хорошее и интересное освещение вопроса (медаль, значок, грамота, диплом и др.), в конце вручает поощрительные атрибуты «воспитанным людям«. Группа порядка учитывает этику поведения присутствующих и вносит свои суждения по ходу конференции.

3. Задаются вопросы.

4. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.

 

2.2. Заслушивание учебного сообщения и рефератов, их обсуждение (в соответствии с заданиями 1.2, 1.4).

Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1. и 1.3. Презентация таблиц 1-4.

2.4. Реализация метода «Интеллектуальные качели». Проблема для оперативной дискуссии задается следующими недоконченными предложениями:

«Я думаю, что основной проблемой воспитания в школе и в вузе является …».

«Причинами этой проблемы являются …».

«Я предлагаю следующие пути и средства этой проблемы».

2.5. Итоговая рефлексия: напишите и зачитайте педагогическое эссе на одну из тем:

1) «Если бы я был (а) воспитателем…»

2) «Мои представления об идеальном воспитателе»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: