III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, краткая информационная справка о методах и технологиях, реализуемых на занятии)




Тексты к заданию 1.3.

 

3.1.1. Е.В. Бондаревская: «[...] новое качество личностно ориентиро­ванного воспитания определяется принципом культуросообразности. [...]. Принцип культуросообразности воспитания определя­ет отношения между воспитанием и культурой как сре­дой, растящей и питающей личность (П.Флоренский), а также между воспитанием и развитием ребенка как чело­века культуры. Это означает, что культурное ядро содер­жания воспитания должны составлять универсальные об­щечеловеческие, общенациональные и региональные цен­ности, а отношение к ребенку строится исходя из вос­приятия его как свободной, целостной личности, спо­собной по мере своего развития к самостоятельному вы­бору ценностей, самоопределению в мире культуры и твор­ческой самореализации.

Воспитание при этом не навязывает те или иные ценно­сти (как это было в прежнем советском воспитании), а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю рабо­ту ребенка над своими действиями и поступками. [...]. Развитие природной и социальной сущностей челове­ка выдвигает в качестве основных принципов гуманисти­ческого воспитания, кроме культуросообразности, природосообразность и личностный подход.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предпола­гает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его оби­тания и развития. Принцип природосообразности предпи­сывает учитывать половозрастные особенности детей, вос­питывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физи­ческие и умственные нагрузки подросткам (в современ­ной же [...] школе чаще бывает наоборот), разрабатывать и осуществлять щадящие режи­мы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каж­дого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, ка­кой он есть, создавая ему доступные зоны развития.

Особую грань принципа природосообразности состав­ляют требования, связанные с воспитанием личной от­ветственности школьников за состояние окружающей среды, последствия своих действий по отношению к фло­ре и фауне, за состояние своего здоровья и здоровый образ жизни.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического разви­тия, процессы и изменения, происходящие во внутрен­нем мире ребенка, служат главными ориентирами в вос­питательной деятельности. Всестороннее изучение лично­сти выступает необходимым условием успешности воспи­тания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств — высшим показателем его эффективности.

Личностный подход основывается на том, что каж­дая личность универсальна, и главной задачей воспита­тельной работы становится формирование индивидуаль­ности, создание условий для развития творческого по­тенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариан­тов развития и воспитания, адекватных ее возможнос­тям и особенностям.

Гуманистическое личностно ориентированное воспи­тание — это педагогически управляемый процесс культур­ной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе, которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основ­ным механизмом этого процесса является собственная ак­тивность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное вни­мание направляется на развитие с раннего детства субъ­ектных свойств личности: внутренней независимости, са­мостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, са­моуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. …» (Цит. по: Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М., 2002. – С.235-236.).

· Докажите, что охарактеризованные в тексте принципы личностно ориентированного воспитания являются в то же время методологическими принципами (подходами) в педагогике.

· Раскройте содержание принципов личностно ориентированного воспитания.

· Почему в процессе личностно ориентированного воспитания главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности?

3.1.2. Н.Е. Щуркова: « Принцип – это общее руководящее положение, которое, будучи принятым, диктует человекупоследовательность действий в соответствующих ситуациях жизни. Принцип воспитания есть общее положение, задающее вполне определенное направление профессиональной деятельности педагога. Если их несколько, то они крепко связаны, и каждый последующий вытекает из предыдущего, а каждый предыдущий позволяет реализовать последующие. Любая ситуация работы с детьми выстраивается с опорой на общий воспитательный принцип. Три принципа воспитания предначертаны культурологической гуманистической концепцией современного воспитания.

Принцип ценностной ориентации диктует: программу воспитания детей как последовательное постижение и присвоение (обретение личностного смысла) системы наивысших ценностей, таких, как «человек», «жизнь», «природа», «общество»; последовательное культивирование таких ценностных отношений, как уважение человека, любовь к природе, гражданская ответственность и любовь к отечеству, а также последовательное формирование у детей умений выстраивать поведение в согласии с ценностными отношениями; педагогическое распредмечивание» предметно-вещного мира, когда за привычными предметами и вещами дети вместе с педагогом обнаруживают глубокий смысл и высокое предназначение созданных предметов или природных явлений.

Принцип субъектности обуславливает обязательность в системе воспитания: организации деятельности каждого ребенка как формы выражения им своего активного отношения к жизни и ее явлениям; организации личностного осмысления детьми ценностей жизни на земле, а также значения и смысла собственной его индивидуальной деятельности; предоставление ребёнку права свободного выбора в рамках общечеловеческих социальных норм жизни; содействие формированию у детей образа счастья и своего «Я» как строителя счастья и конструктора собственной жизни.

Принцип признания ребенка как индивидуальной данности предполагает, что педагог уважает конкретные условия жизни ребёнка, историю его жизни, особенности обстоятельств семейного воспитания, уровень его данного развития, обусловленный этими обстоятельствами; педагог признает индивидуальные физические, психологические и социальные особенности ребёнка, не посягает на их жёсткое корректирование, но лишь содействует развитию достоинств ребёнка, опираясь на механизм вытеснения старых образований новыми; педагог всегда стоит на защите ребёнка в его непохожести и индивидуальной неповторимости, неуклонно научая детей признавать особенности личности и уважать национальное, возрастное, характерологическое, религиозное, физическое и другое различие людей; в воспитательном учреждении внедрена традиция защищенности каждого ребенка, помощи и дружеского участия по отношению к каждому члену коллектива; педагог и дети уважительно относятся к состоянию и самочувствию каждого человека и проявляют великодушие к нему в ситуациях его неудач и ошибок; всем детям предоставляется возможность участия во всех видах деятельности для развития интересов, способностей и потребностей. (приводится по: Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб., 2005. – С. 38-40).

· Определите, на основе каких закономерностей воспитания базируются принципы воспитания, предложенные Е.Н. Щурковой.

· Раскройте содержание принципов культурологического воспитания.

· Сформулируйте правила, выполнение которых обеспечит практическую реализацию принципов культурологического воспитания.

· Как эти принципы воспитания согласуются с общепризнанными принципами процесса воспитания, которые охарактеризованы в современных учебных пособиях по педагогике?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: